Коккинаки, Владимир Константинович

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Константинович Коккинаки
греч. Βλαδίμηρος Κοκκινάκης
Владимир Константинович Коккинаки
Владимир Константинович Коккинаки
Дата рождения 25 (12) июня 1904(1904-06-12)
Место рождения Новороссийск, Черноморская губерния, Российская империя
Дата смерти 7 января 1985(1985-01-07) (80 лет)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность  Российская империя
 СССР
Род войск Союз Советских Социалистических Республик Военно-воздушные силы
Годы службы 19251966
Звание Генерал-майор ВВС СССР
Генерал-майор авиации
Награды и премии
Связи

Константин Коккинаки (брат)
Павел Коккинаки (брат)
Валентин Коккинаки (брат)
Александр Коккинаки (брат)
Сергей Ильюшин

Валерий Чкалов
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Влади́мир Константи́нович Коккина́ки (греч. Βλαδίμηρος Κοκκινάκης; 12 июня (25 июня1904, Новороссийск, Черноморская губерния, Российская империя — 7 января 1985, Москва, СССР) — советский лётчик-испытатель, установивший 22 мировых рекорда в авиации, «король воздушных рекордов». Занимался высшим пилотажем. Весной 1935 года возглавил пятёрку истребителей, которые выступили на первомайском параде над Красной площадьюПерейти к разделу «Биография».

В апреле 1936 года, испытывая двухмоторный самолёт ЦКБ-26 стал первым в истории мировой авиации лётчиком, который выполнил петлю Нестерова на многомоторном тяжёлом бомбардировщике. В Великой Отечественной войне участия не принимал. Стал лётчиком, который не сбил ни одного вражеского самолёта, но при этом дважды был удостоен звания Героя Советского Союза (1938, 1957)Перейти к разделу «Биография».

Лётчик-испытатель Конструкторского бюро Сергея Ильюшина, поднял в воздух более 70 опытных самолётов, начиная с поршневых и заканчивая реактивными. Его полёты на дальность вошли в историю, а беспосадочный перелёт в Северную Америку открыл новую страницу в географии воздушных сообщенийПерейти к разделу «Рекорды».

Летал до 1964 года, на его счету 7463 часа полётов. Владимир Коккинаки был президентом Международной авиационной федерации (ФАИ). Автор книг «Курс на Восток», «Как мы летали»Перейти к разделу «Биография».

Биография

Родился 25 июня 1904 году в городе Новороссийске Черноморской губернии Российской империи (сейчас Краснодарский край) в семье обрусевших понтийских греков[1]. Родители: Константин Павлович и Наталья Петровна. В семье родилось девять детей, но выжили семь: шесть братьев и одна сестра[2]. Четверо братьев в дальнейшем также посвятили себя авиации. Младший брат Константин Коккинаки (19101990) стал лётчиком-испытателем и тоже был удостоен звания Героя Советского Союза. Валентин Коккинаки (19161955) был лётчиком-испытателем, Александр Коккинаки (19141941) — военным лётчиком, Павел Коккинаки (19061991) — бортинженером[1].

Семья жила бедно, всем приходилось работать. Владимир начать трудовую деятельность с 12 лет, а ночью он продолжал учиться самостоятельно и смог закончить девять классов школы[3]. Работать начал на знаменитых виноградниках завода по производству шампанских вин «Абрау-Дюрсо»[4].

Новороссийск — большой портовый город, и Владимир примкнул к рыболовецкой артели. Позже работал портовым грузчиком. Новороссийцам молодой Коккинаки запомнился ещё и как спортсмен. Владимир прекрасно плавал, боксировал, был вратарём сборной города по футболу. Ему принадлежал рекорд Северного Кавказа по толканию ядра[4].

В декабре 1925 году Владимир Коккинаки вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. До июля 1927 года служил в 221-м стрелковом Черноморском пехотном полку, был инструктором по физической культуре. В течение двух лет писал рапорты с просьбами о переводе в лётную часть[4].

Валентин, Владимир и Константин Коккинаки

В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил (сейчас — Военно-космическая краснознаменная академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург), в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков (сейчас — Борисоглебская учебная авиабаза Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Воронеж)[1].

Стал пилотом истребительной авиации. Вскоре его перевели в Ленинград, в школу, которую он сам недавно окончил. Здесь в роли лётчика-инструктора Коккинаки обучал других и продолжал совершенствовать собственное мастерство[5].

Первоначально работал в Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны имени В. П. Чкалова, а позже — на авиазаводе имени Менжинского. Он испытывал истребители ДИ-4, И-15 и И-16, бомбардировщик ТБ-3. За всё время испытательных полётов он ни разу не воспользовался парашютом и не бросил машину в воздухе. Владимир Коккинаки испытывал машины на том же аэродроме, где работал и Валерий Чкалов, которым он искренне восхищался. Лётчики встречались почти каждый день. 15 декабря 1938 года Коккинаки стал случайным свидетелем гибели прославленного лётчика и воспринял это как страшную личную трагедию[4].

В 1935 году Коккинаки стал работать старшим лётчиком-испытателем ОКБ (отдела конструкторского бюро) Ильюшина. Между лётчиком и авиаконструктором установился тесный контакт. Практически все разработки Сергея Ильюшина прошли через руки Владимира Константиновича. Коккинаки присутствовал и на сборке самолётов, вносил коррективы, многие из которых были учтены в производстве[4].

Владимир Коккинаки занимался высшим пилотажем. Весной 1935 года возглавил пятёрку истребителей, выступили на первомайском параде над Красной площадью. В апреле 1936 года, испытывая двухмоторный самолёт ЦКБ-26 стал первым в истории мировой авиации лётчиком, который выполнил петлю Нестерова на многомоторном тяжёлом бомбардировщике[6][7].

В боях Великой Отечественной войны Владимир Коккинаки участия не принимал. Он неоднократно обращался к руководству, чтобы направили на фронт, однако, не получил разрешения, так как нужен был стране в качестве испытателя. Владимир Коккинаки стал лётчиком, который не сбил ни одного вражеского самолёта, но при этом стал дважды Героем Советского Союза[8].

Во время Великой Отечественной войны Владимир Константинович свою работу в качестве шеф-пилота авиаконструктора Ильюшина и продолжал испытывать новую технику. В годы войны такая работа была не менее важна, чем подвиги в воздушных боях с противником. В годы Великой Отечественной войны полковник (до 1943 года) Коккинаки совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Народного Комитета авиационной промышленности и руководителя лётно-испытательной службы[9].

В 1943 году присвоено звание генерал-майора авиации. Продолжилась его испытательная работа и после войны[10]. В послевоенное время в конструкторском бюро Ильюшина сложился уникальный экипаж лётчиков-испытателей. Первым пилотом выступал Владимир Коккинаки, вторым — Константин Коккинаки, а бортмехаником — Павел Коккинаки. Ничего похожего на это братское трио история авиации не знала[11].

В 1964 году карьера лётчика-испытателя была завершена. Последней испытанной им машиной стал знаменитый Ил-62, который также стал и последним творением конструктора Сергея Ильюшина[12].

Параллельно с основной работой, с 1961 года Владимир Константинович был вице-президентом Международной авиационной федерации, в 19671968 годах — президентом, а затем — почётным президентом[3]. Оставив лётную работу, Владимир Константинович не ушёл из авиации, он продолжал трудиться в конструкторском бюро Ильюшина[13].

Был женат на Валентине Андреевне Коккинаки (1911—2000). Дочь Ирина Коккинаки (1943—2004) была архитектурным критиком[1]. Умер 7 января 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище[4].

Рекорды

Владимир Коккинаки в Нью-Йорке (1 мая 1939)

Всего Владимиру Коккинаки принадлежит 22 мировых авиационных рекорда, из них — 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26 и 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18[3].

Начиная с 1932 года Владимир Коккинаки стал заниматься высотными полётами, он достиг высоты 14 575 м в 1935 году на самолёте И-15, установив неофициальный мировой рекорд, а через год — высоты 11 458 м, превысив результат мирового рекорда[3]. Рекорд был установлен при шестидесятиградусном морозе и в негерметичной кабине[14].

В 1936 году Коккинаки впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжёлом двухмоторном бомбардировщике[15]. В 1936 году Коккинаки обратил своё внимание на перспективное направление авиации — дальние полёты. В этом ему помогал штурман Александр Бряндинский. Сначала они совершили перелёт Москва — Ейск — Москва, а чуть позже и беспосадочный перелёт Москва — Баку — Москва[4].

В 1938 году Владимир Константинович обратился в советское правительство с просьбой разрешить совершить перелёт в Америку, но первоначально экипажу предложили слетать на Дальний Восток и обратно. Перелёт был совершён на дальнем бомбардировщике ЦКБ-30. За этот полёт Коккинаки и Бряндинский были удостоены званий Героя Советского Союза[16].

Кратчайший путь от Москвы до Тихого океана был проложен, и это достижение позволило начать подготовку к трансатлантическому перелёту. Совершив его, советские авиаторы стали первооткрывателями воздушного пути Европа — Америка через Северную Атлантику. Перелёт занял 22 часа 56 минут, за которые было преодолено 6515 километров. За это в 1965 году Коккинаки получил от Международной авиатранспортной ассоциации почётную награду — бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров»[4].

В середине 1950-х годов Владимир Коккинаки испытал один из первых советских турбовинтовых самолётов — дальнемагистральный гражданский Ил-18. Изучая новый самолёт, он устанавливал новые рекорды. Один из полётов он совершил совместно с братом − Павлом Коккинаки, который был бортинженером[17].

В 1958 году экипаж в таком составе поставил три рекорда высоты с грузами 5, 10 и 15 тонн. 19 августа 1959 года, пролетев на Ил-18 по маршруту Москва — Мелитополь — Москва, Коккинаки поставил сразу пять мировых рекордов скорости полёта на участке 2000 км с грузом в одну, две, пять, десять и пятнадцать тонн[17].

Награды и звания

Дважды удостоен звания Героя Советского Союза (1938, за перелёт из Москвы на Дальний Восток; 1957, «за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники»). В юбилейный для Владимира Константиновича 1957 год (исполнилось 25 лет летно-испытательной работы) вторично было присвоено звание Героя Советского Союза[18]. Лауреат Ленинской премии (1960)[1].

Был награждён:

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Коккинаки, Владимир Константинович. ТАСС. Дата обращения: 23 марта 2024.
  2. Крылатые братья Коккинаки. Часть 1. Родом из детства. Военное обозрение (3 октября 2017). Дата обращения: 23 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Владимир Коккинаки: Легенда русской авиации. Ратник (25 июня 2019). Дата обращения: 23 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Иванов В. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. История.РФ. Дата обращения: 23 марта 2024.
  5. Мареева К. Д., Дзюбан В. В. Подвиги и достижения Владимира Константиновича Коккинаки // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов, Москва, 21–26 ноября 2022 года. — Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. — С. 823—830.
  6. Владимир Константинович Коккинаки. Покоритель воздушного океана. Военное обозрение (20 июня 2014). Дата обращения: 11 апреля 2024.
  7. Сопова А. С., Копочинский А. К. История ОКБ им. С. В. Ильюшина // European Science. — 2016. — № 6 (16). — С. 36—39.
  8. Как лётчик, который не сбил ни одного вражеского самолёта, стал дважды героем Советского Союза: Владимир Коккинаки. Культурология.ру. Дата обращения: 11 апреля 2024.
  9. Коккинаки Владимир Константинович. RusTeam (25 июня 2019). Дата обращения: 24 марта 2024.
  10. Коккинаки Владимир Константинович. Память народа. Дата обращения: 23 марта 2024.
  11. Сидорчик А. Король воздушных рекордов. Как Коккинаки долетел до Тихого океана. Аргументы и факты (27 июня 2013). Дата обращения: 24 марта 2024.
  12. Котляр П. «Я летал на Ил-62»: 55 лет советской легенде. Газета.Ru (2 января 2018). Дата обращения: 28 апреля 2024.
  13. Иванов В. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Русский век (27 июня 2019). Дата обращения: 28 апреля 2024.
  14. Харатьян П. Истребитель И-15 на высоте. Коммерсант (21 ноября 2016). Дата обращения: 24 марта 2024.
  15. Барлас Т. Владимир Коккинаки. Живое наследие. Дата обращения: 23 марта 2024.
  16. Шуклина М. А. Рекордные перелеты как испытательный полигон дальней авиации СССР в 1930-е годы // Актуальные вопросы юридической науки и практики: Материалы III Международной научно-практической конференции, Хабаровск, 30–31 октября 2018 года. — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. — С. 142—146.
  17. 17,0 17,1 Владимир Коккинаки и его «рекордный багаж». Ростех (16 июля 2021). Дата обращения: 24 марта 2024.
  18. Воздушный Колумб: Владимир Коккинаки и его перелет в Америку. РИА новости (25 июня 2009). Дата обращения: 24 марта 2024.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Коккинаки Владимир Константинович. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Дата обращения: 11 апреля 2024.
  20. 20,0 20,1 Коккинаки Владимир Константинович. Герои страны. Дата обращения: 11 апреля 2024.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 Шель В. К 110- летию со дня рождения заслуженного летчика-испытателя Коккинаки Владимира Константиновича. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). Дата обращения: 24 марта 2024.
  22. В Новороссийске 45 лет назад был открыт бюст дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки. Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск (22 апреля 2020). Дата обращения: 24 марта 2024.
  23. Алена Волгина. В честь юбилея ГЛИЦ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске открыли новые памятники и храм. РИА Волга (4 октября 2020). Дата обращения: 24 марта 2024.
  24. Коккинаки И. Первопроходец Владимир Коккинаки. Журнал «Путёвые заметки» (20 марта 2021). Дата обращения: 5 марта 2024.
  25. Аэропорт Анапы назвали в честь Владимира Коккинаки. Анапскийрайон.РФ. Дата обращения: 24 марта 2024.
  26. Лица Победы - Средняя образовательная школа № 18 им. В.К.Коккинаки!. Проект «Лица Победы». Дата обращения: 24 марта 2024.

Ссылки