Коккинаки, Владимир Константинович
Владимир Константинович Коккинаки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
греч. Βλαδίμηρος Κοκκινάκης | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир Константинович Коккинаки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рождения | 25 (12) июня 1904 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место рождения | Новороссийск, Черноморская губерния, Российская империя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата смерти | 7 января 1985 (80 лет) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место смерти | Москва, СССР | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принадлежность |
Российская империя СССР |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Род войск | Военно-воздушные силы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы службы | 1925–1966 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Звание |
Генерал-майор авиации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Награды и премии |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связи |
Константин Коккинаки (брат) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
Влади́мир Константи́нович Коккина́ки (греч. Βλαδίμηρος Κοκκινάκης; 12 июня (25 июня) 1904, Новороссийск, Черноморская губерния, Российская империя — 7 января 1985, Москва, СССР) — советский лётчик-испытатель, установивший 22 мировых рекорда в авиации, «король воздушных рекордов». Занимался высшим пилотажем. Весной 1935 года возглавил пятёрку истребителей, которые выступили на первомайском параде над Красной площадью .
В апреле 1936 года, испытывая двухмоторный самолёт ЦКБ-26 стал первым в истории мировой авиации лётчиком, который выполнил петлю Нестерова на многомоторном тяжёлом бомбардировщике. В Великой Отечественной войне участия не принимал. Стал лётчиком, который не сбил ни одного вражеского самолёта, но при этом дважды был удостоен звания Героя Советского Союза (1938, 1957) .
Лётчик-испытатель Конструкторского бюро Сергея Ильюшина, поднял в воздух более 70 опытных самолётов, начиная с поршневых и заканчивая реактивными. Его полёты на дальность вошли в историю, а беспосадочный перелёт в Северную Америку открыл новую страницу в географии воздушных сообщений .
Летал до 1964 года, на его счету 7463 часа полётов. Владимир Коккинаки был президентом Международной авиационной федерации (ФАИ). Автор книг «Курс на Восток», «Как мы летали» .
Биография
Родился 25 июня 1904 году в городе Новороссийске Черноморской губернии Российской империи (сейчас Краснодарский край) в семье обрусевших понтийских греков[1]. Родители: Константин Павлович и Наталья Петровна. В семье родилось девять детей, но выжили семь: шесть братьев и одна сестра[2]. Четверо братьев в дальнейшем также посвятили себя авиации. Младший брат Константин Коккинаки (1910—1990) стал лётчиком-испытателем и тоже был удостоен звания Героя Советского Союза. Валентин Коккинаки (1916—1955) был лётчиком-испытателем, Александр Коккинаки (1914—1941) — военным лётчиком, Павел Коккинаки (1906—1991) — бортинженером[1].
Семья жила бедно, всем приходилось работать. Владимир начать трудовую деятельность с 12 лет, а ночью он продолжал учиться самостоятельно и смог закончить девять классов школы[3]. Работать начал на знаменитых виноградниках завода по производству шампанских вин «Абрау-Дюрсо»[4].
Новороссийск — большой портовый город, и Владимир примкнул к рыболовецкой артели. Позже работал портовым грузчиком. Новороссийцам молодой Коккинаки запомнился ещё и как спортсмен. Владимир прекрасно плавал, боксировал, был вратарём сборной города по футболу. Ему принадлежал рекорд Северного Кавказа по толканию ядра[4].
В декабре 1925 году Владимир Коккинаки вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. До июля 1927 года служил в 221-м стрелковом Черноморском пехотном полку, был инструктором по физической культуре. В течение двух лет писал рапорты с просьбами о переводе в лётную часть[4].
В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил (сейчас — Военно-космическая краснознаменная академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург), в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков (сейчас — Борисоглебская учебная авиабаза Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Воронеж)[1].
Стал пилотом истребительной авиации. Вскоре его перевели в Ленинград, в школу, которую он сам недавно окончил. Здесь в роли лётчика-инструктора Коккинаки обучал других и продолжал совершенствовать собственное мастерство[5].
Первоначально работал в Государственном лётно-испытательном центре Министерства обороны имени В. П. Чкалова, а позже — на авиазаводе имени Менжинского. Он испытывал истребители ДИ-4, И-15 и И-16, бомбардировщик ТБ-3. За всё время испытательных полётов он ни разу не воспользовался парашютом и не бросил машину в воздухе. Владимир Коккинаки испытывал машины на том же аэродроме, где работал и Валерий Чкалов, которым он искренне восхищался. Лётчики встречались почти каждый день. 15 декабря 1938 года Коккинаки стал случайным свидетелем гибели прославленного лётчика и воспринял это как страшную личную трагедию[4].
В 1935 году Коккинаки стал работать старшим лётчиком-испытателем ОКБ (отдела конструкторского бюро) Ильюшина. Между лётчиком и авиаконструктором установился тесный контакт. Практически все разработки Сергея Ильюшина прошли через руки Владимира Константиновича. Коккинаки присутствовал и на сборке самолётов, вносил коррективы, многие из которых были учтены в производстве[4].
Владимир Коккинаки занимался высшим пилотажем. Весной 1935 года возглавил пятёрку истребителей, выступили на первомайском параде над Красной площадью. В апреле 1936 года, испытывая двухмоторный самолёт ЦКБ-26 стал первым в истории мировой авиации лётчиком, который выполнил петлю Нестерова на многомоторном тяжёлом бомбардировщике[6][7].
В боях Великой Отечественной войны Владимир Коккинаки участия не принимал. Он неоднократно обращался к руководству, чтобы направили на фронт, однако, не получил разрешения, так как нужен был стране в качестве испытателя. Владимир Коккинаки стал лётчиком, который не сбил ни одного вражеского самолёта, но при этом стал дважды Героем Советского Союза[8].
Во время Великой Отечественной войны Владимир Константинович свою работу в качестве шеф-пилота авиаконструктора Ильюшина и продолжал испытывать новую технику. В годы войны такая работа была не менее важна, чем подвиги в воздушных боях с противником. В годы Великой Отечественной войны полковник (до 1943 года) Коккинаки совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Народного Комитета авиационной промышленности и руководителя лётно-испытательной службы[9].
В 1943 году присвоено звание генерал-майора авиации. Продолжилась его испытательная работа и после войны[10]. В послевоенное время в конструкторском бюро Ильюшина сложился уникальный экипаж лётчиков-испытателей. Первым пилотом выступал Владимир Коккинаки, вторым — Константин Коккинаки, а бортмехаником — Павел Коккинаки. Ничего похожего на это братское трио история авиации не знала[11].
В 1964 году карьера лётчика-испытателя была завершена. Последней испытанной им машиной стал знаменитый Ил-62, который также стал и последним творением конструктора Сергея Ильюшина[12].
Параллельно с основной работой, с 1961 года Владимир Константинович был вице-президентом Международной авиационной федерации, в 1967—1968 годах — президентом, а затем — почётным президентом[3]. Оставив лётную работу, Владимир Константинович не ушёл из авиации, он продолжал трудиться в конструкторском бюро Ильюшина[13].
Был женат на Валентине Андреевне Коккинаки (1911—2000). Дочь Ирина Коккинаки (1943—2004) была архитектурным критиком[1]. Умер 7 января 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище[4].
Рекорды
Всего Владимиру Коккинаки принадлежит 22 мировых авиационных рекорда, из них — 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26 и 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18[3].
Начиная с 1932 года Владимир Коккинаки стал заниматься высотными полётами, он достиг высоты 14 575 м в 1935 году на самолёте И-15, установив неофициальный мировой рекорд, а через год — высоты 11 458 м, превысив результат мирового рекорда[3]. Рекорд был установлен при шестидесятиградусном морозе и в негерметичной кабине[14].
В 1936 году Коккинаки впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжёлом двухмоторном бомбардировщике[15]. В 1936 году Коккинаки обратил своё внимание на перспективное направление авиации — дальние полёты. В этом ему помогал штурман Александр Бряндинский. Сначала они совершили перелёт Москва — Ейск — Москва, а чуть позже и беспосадочный перелёт Москва — Баку — Москва[4].
В 1938 году Владимир Константинович обратился в советское правительство с просьбой разрешить совершить перелёт в Америку, но первоначально экипажу предложили слетать на Дальний Восток и обратно. Перелёт был совершён на дальнем бомбардировщике ЦКБ-30. За этот полёт Коккинаки и Бряндинский были удостоены званий Героя Советского Союза[16].
Кратчайший путь от Москвы до Тихого океана был проложен, и это достижение позволило начать подготовку к трансатлантическому перелёту. Совершив его, советские авиаторы стали первооткрывателями воздушного пути Европа — Америка через Северную Атлантику. Перелёт занял 22 часа 56 минут, за которые было преодолено 6515 километров. За это в 1965 году Коккинаки получил от Международной авиатранспортной ассоциации почётную награду — бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров»[4].
В середине 1950-х годов Владимир Коккинаки испытал один из первых советских турбовинтовых самолётов — дальнемагистральный гражданский Ил-18. Изучая новый самолёт, он устанавливал новые рекорды. Один из полётов он совершил совместно с братом − Павлом Коккинаки, который был бортинженером[17].
В 1958 году экипаж в таком составе поставил три рекорда высоты с грузами 5, 10 и 15 тонн. 19 августа 1959 года, пролетев на Ил-18 по маршруту Москва — Мелитополь — Москва, Коккинаки поставил сразу пять мировых рекордов скорости полёта на участке 2000 км с грузом в одну, две, пять, десять и пятнадцать тонн[17].
Награды и звания
Дважды удостоен звания Героя Советского Союза (1938, за перелёт из Москвы на Дальний Восток; 1957, «за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники»). В юбилейный для Владимира Константиновича 1957 год (исполнилось 25 лет летно-испытательной работы) вторично было присвоено звание Героя Советского Союза[18]. Лауреат Ленинской премии (1960)[1].
Был награждён:
- шестью орденами Ленина (1936, 1938, 1939, 1945, 1951, 1984)[19].
- орденом Октябрьской Революции (1974)[19].
- тремя орденами Красного Знамени (1944, 1945, 1957)[19].
- орденами Отечественной войны I (1947) и II степени (1944)[19].
- четырьмя орденами Красной Звезды (1939, 1941, 1944, 1969)[19].
- медалью «За отвагу» (1939)[20].
- Золотой авиационной медалью FAI (1965)[1].
- Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959)[21].
- Заслуженный мастер спорта СССР (1959)[21].
- Почётный гражданин Новороссийска (1970)[21].
Память
- Именем лётчика названы улицы в Москве, Ростове-на-Дону, Новокузнецке, Донском Тульской области, в Казахстане (Алма-Ата)[21].
- Имя «Коккинаки» носят самолёты Ил-96-300 (RA-96011) авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии», Ил-76ТД-90ВД (RA-76950) авиакомпании «Волга — Днепр» и Як-42 (RA-42446) МЧС РФ[20].
- В 1975 году установлен бронзовый бюст в Новороссийске[22].
- Владимиру Коккинаки установлен бюст на Аллее Славы в Ахтубинске[23].
- Имя Владимира Коккинаки носит аэропорт Витязево в Анапе[24][25].
- Имя Владимира Коккинаки носит средняя общеобразовательная школа № 18 в Новороссийске[26].
Улица Коккинаки в Москве
Бюст В. К. Коккинаки на Аллее Славы, город Ахтубинск
Бюст В. К. Коккинаки в Новороссийске
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Коккинаки, Владимир Константинович . ТАСС. Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Крылатые братья Коккинаки. Часть 1. Родом из детства . Военное обозрение (3 октября 2017). Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Владимир Коккинаки: Легенда русской авиации . Ратник (25 июня 2019). Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Иванов В. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки . История.РФ. Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Мареева К. Д., Дзюбан В. В. Подвиги и достижения Владимира Константиновича Коккинаки // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов, Москва, 21–26 ноября 2022 года. — Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. — С. 823—830.
- ↑ Владимир Константинович Коккинаки. Покоритель воздушного океана . Военное обозрение (20 июня 2014). Дата обращения: 11 апреля 2024.
- ↑ Сопова А. С., Копочинский А. К. История ОКБ им. С. В. Ильюшина // European Science. — 2016. — № 6 (16). — С. 36—39.
- ↑ Как лётчик, который не сбил ни одного вражеского самолёта, стал дважды героем Советского Союза: Владимир Коккинаки . Культурология.ру. Дата обращения: 11 апреля 2024.
- ↑ Коккинаки Владимир Константинович . RusTeam (25 июня 2019). Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ Коккинаки Владимир Константинович . Память народа. Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Сидорчик А. Король воздушных рекордов. Как Коккинаки долетел до Тихого океана . Аргументы и факты (27 июня 2013). Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ Котляр П. «Я летал на Ил-62»: 55 лет советской легенде . Газета.Ru (2 января 2018). Дата обращения: 28 апреля 2024.
- ↑ Иванов В. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки . Русский век (27 июня 2019). Дата обращения: 28 апреля 2024.
- ↑ Харатьян П. Истребитель И-15 на высоте . Коммерсант (21 ноября 2016). Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ Барлас Т. Владимир Коккинаки . Живое наследие. Дата обращения: 23 марта 2024.
- ↑ Шуклина М. А. Рекордные перелеты как испытательный полигон дальней авиации СССР в 1930-е годы // Актуальные вопросы юридической науки и практики: Материалы III Международной научно-практической конференции, Хабаровск, 30–31 октября 2018 года. — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. — С. 142—146.
- ↑ 17,0 17,1 Владимир Коккинаки и его «рекордный багаж» . Ростех (16 июля 2021). Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ Воздушный Колумб: Владимир Коккинаки и его перелет в Америку . РИА новости (25 июня 2009). Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Коккинаки Владимир Константинович . Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Дата обращения: 11 апреля 2024.
- ↑ 20,0 20,1 Коккинаки Владимир Константинович . Герои страны. Дата обращения: 11 апреля 2024.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 21,3 Шель В. К 110- летию со дня рождения заслуженного летчика-испытателя Коккинаки Владимира Константиновича . Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ В Новороссийске 45 лет назад был открыт бюст дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки . Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск (22 апреля 2020). Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ Алена Волгина. В честь юбилея ГЛИЦ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске открыли новые памятники и храм . РИА Волга (4 октября 2020). Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ Коккинаки И. Первопроходец Владимир Коккинаки . Журнал «Путёвые заметки» (20 марта 2021). Дата обращения: 5 марта 2024.
- ↑ Аэропорт Анапы назвали в честь Владимира Коккинаки . Анапскийрайон.РФ. Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ Лица Победы - Средняя образовательная школа № 18 им. В.К.Коккинаки! . Проект «Лица Победы». Дата обращения: 24 марта 2024.
Ссылки
- Владимир Коккинаки. Документальный фильм о выдающемся советском лётчике-испытателе (1985) на YouTube
- Герой Советского Союза Владимир Коккинаки на YouTube
- Владимир Коккинаки. Легенда русской авиации на YouTube
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 12 июня
- Родившиеся в 1904 году
- Родившиеся в Новороссийске
- Умершие 7 января
- Умершие в 1985 году
- Умершие в Москве
- Генерал-майоры авиации (СССР)
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Октябрьской Революции
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые медалью «За отвагу» (СССР)
- Награждённые медалью «За оборону Москвы»
- Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «За победу над Японией»
- Награждённые медалью «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
- Награждённые медалью «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
- Лауреаты Ленинской премии
- Заслуженные лётчики-испытатели СССР
- Заслуженные мастера спорта СССР
- Знание.Вики:Хорошие статьи о военных и военачальниках
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Лётчики Великой Отечественной войны
- Дважды Герои Советского Союза
- Награждённые золотой авиационной медалью ФАИ
- Похороненные на Новодевичьем кладбище
- Выпускники Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков
- Выпускники Рижского Краснознамённого института инженеров гражданской авиации
- Рекордсмены по высоте полёта
- Рекордсмены по дальности полёта
- Рекордсмены по скорости полёта
- Почётные граждане Новороссийска
- Делегаты XVIII съезда ВКП(б)
- Депутаты Совета Союза 1-го созыва
- Депутаты Совета Союза от округов РСФСР
- Депутаты Совета Национальностей 2-го созыва
- Депутаты Совета Национальностей от Удмуртской АССР
- Участники советско-японской войны (СССР)