Коккинаки, Константин Константинович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Константин Константинович Коккинаки
Портрет
Дата рождения 26 февраля (11 марта) 1910(1910-03-11)
Место рождения Новороссийск, Черноморская губерния, Российская империя
Дата смерти 4 марта 1990(1990-03-04) (79 лет)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность  Российская империя
 СССР
Род войск Военно-воздушные силы СССР
Звание полковник ВВС СССР
Командовал 401-й истребительный авиационный полк
Сражения/войны

Японо-китайская война (1937—1945),

Великая Отечественная война
Награды и премии
Связи

братья:

Константи́н Константи́нович Коккина́ки (26 февраля (11 марта) 1910, Новороссийск, Черноморская губерния, Российская империя — 4 марта 1990, Москва, СССР) — советский лётчик, полковник (1965), заслуженный лётчик–испытатель СССР (1963), Герой Советского Союза (1964)[1][2].

Биография

Родился 25 июня 1904 году в Новороссийске Черноморской губернии Российской империи (сейчас Краснодарский край) в семье обрусевших понтийских греков. Родители: Константин Павлович и Наталья Петровна. В семье родилось девять детей, но выжили семь: шесть братьев и одна сестра[3]. Четверо братьев в дальнейшем также посвятили себя авиации. Старший брат Владимир Коккинаки (1904-1985) был лётчиком-испытателем, дважды удостоен звания Героя Советского Союза[4]. Валентин Коккинаки (1916-1955) был лётчиком-испытателем, Александр Коккинаки (1914-1941) — военным лётчиком, Павел Коккинаки (1906-1991) — бортинженером[5].

Валентин, Владимир и Константин Коккинаки

После окончания общеобразовательной школы в 1925 году Константин Коккинаки работал грузчиком в порту Новороссийска. В 1925-1926 годах был матросом на парусно-моторном судне «Ленин»[6], в 1926-1929 — матросом-спасателем в новороссийском порту[5].

В 1930 году Константин Коккинаки был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). В 1932 году окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков, после чего проходил службу в строевых частях Военно-воздушных сил (ВВС) в Северо-Кавказском военном округе и в морской авиации Тихоокеанского флота[1][5].

С 1936 — лётчик-испытатель московского авиазавода № 1. Принимал участие в испытаниях многоцелевых самолётов и истребителей Р-5, Р-7, ДИ-6, И-15бис, И-153, а также их модификаций[5].

В августе 1938 — марте 1940 — в специальной командировке в Китае, участник боевых действий против японских оккупационных войск; сбил лично 3 и в составе группы 4 самолёта противника[1].

Коккинаки был заместителем командира, затем командиром авиационной группы и военным советником по истребительной авиации. Совершил 166 боевых вылетов на истребителе И-153[5].

После возвращения из Китая в 1940-1941 годах вновь служил лётчиком-испытателем Государственного авиазавода № 1. Участвовал в испытаниях истребителей И-153 и МиГ-3. Участник Великой Отечественной войны[5].

В 1942-1950 годах лётчик-испытатель авиационного завода № 30. Участвовал в испытаниях самолётов, разработанных в ОКБ С. В. Ильюшина: штурмовика Ил-2, пассажирского самолёта Ил-12 и их модификаций, опытных образцов дальних бомбардировщиков Ил-6 и Ил-22 (первый в СССР фронтовой бомбардировщик с реактивными двигателями). В феврале 1950 года уволен в запас[1].

В 1951-1964 годах лётчик-испытатель опытного завода № 155 (ОКБ А. И. Микояна). Проводил лётные испытания различных модификаций истребителей: дозвуковых МиГ-15 и МиГ-17; сверхзвуковых МиГ-19 и МиГ-21. В 1952-1958 годах участвовал в лётных исследованиях экспериментальных истребителей И-340 (СМ-1, вариант МиГ-17 с двумя двигателями) и СМ-12 (глубокая модернизация МиГ-19), а также учебно-тренировочного истребителя-перехватчика СТ-7 (на базе МиГ-15УТИ). В 1952 году в ходе испытательного полёта на первом экземпляре СТ-7 был вынужден катапультироваться из штопорящего самолёта[1][7].

Установил 2 мировых авиационных рекорда скорости полёта на МиГ-21. В 1960 году на самолёте Е-66 (модификация МиГ-21Ф) установил абсолютный мировой рекорд скорости полёта по замкнутому маршруту 100 км — 2148,66 км/ч[1]. Освоил более 100 типов летательных аппаратов, участвовал в испытаниях 30 типов опытных самолётов, из которых 12 были запущены в серийное производство[1].

В конце 1964 года ушёл с лётно-испытательной работы, но остался в ОКБ Микояна: в 1964-1965 годах лётчик транспортного отряда, в 1966-1985 годах ведущий инженер отдела лётных испытаний, с 1985 года старший инженер[1].

4 марта 1990 года Константин Коккинаки скончался в возрасте 79 лет. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище[5].

Участие в Великой Отечественной войне

На фронте Великой Отечественной войны капитан Коккинаки находился с июня 1941 года. До августа 1941 года был заместителем командира, командиром 401-го истребительного авиационного полка особого назначения, сформированного из лётчиков-испытателей.

Воевал в составе Западного фронта, принимал участие в приграничных и Смоленском сражениях. Совершил 98 боевых вылетов на истребителе МиГ-3. Лично сбил четыре самолёта противника и ещё три в составе группы.

16 августа 1941 года 401-й истребительный авиационный полк был расформирован, всех лётчиков-испытателей отозвали с фронта[5]. После возвращения с фронта выполнял в Архангельске приёмку и контрольные облёты получаемых СССР по ленд-лизу английских истребителей Curtiss P-40 Tomahawk («Пи-40 Томагавк»). В конце 1941 года возвращён на лётно-испытательную работу, прошёл переподготовку в школе лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности[1].

Награды

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Константину Коккинаки указом президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964 года было присвоено звание Героя Советского Союза[5] с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11214)[4][6].

Награждён тремя орденами Ленина (1944, 1957, 1964), двумя орденами Красного Знамени (1941, 1944), тремя орденами Отечественной войны I степени (1945, 1947, 1985), орденом Дружбы народов (1982), двумя орденами Красной Звезды (1939, 1945)[4][5].

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1963)[5]. Награждён иностранным орденом (Китайская Республика; 1940), а также медалью Анри де Лаво (Международная авиационная федерация / FAI; 1960)[4][6].

Память

Примечание

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Новаш И. В. Коккинаки Константин Константинович. Большая российская энциклопедия (9 ноября 2023). Дата обращения: 24 марта 2024.
  2. Коккинаки Константин Константинович. Память народа. Дата обращения: 24 марта 2024.
  3. Крылатые братья Коккинаки. Часть 1. Родом из детства. Военное обозрение (10 марта 2017). Дата обращения: 24 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Симонов А. А. Коккинаки Константин Константинович. Герои страны. Дата обращения: 24 марта 2024.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Коккинаки, Константин Константинович. ТАСС. Дата обращения: 24 марта 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 Коккинаки Константин Константинович. Централизованная библиотечная система город Новороссийск. Дата обращения: 24 марта 2024.
  7. Балаков И. Б., Симонов А. А. Испытатели МиГов. Тестпилот. Дата обращения: 24 марта 2024.
  8. Наши земляки: герои неба»: к 110-летию Константина Коккинаки. Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск (5 марта 2020). Дата обращения: 24 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!