Ильюшин, Сергей Владимирович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Сергей Владимирович Ильюшин
Sergey Vladimirovich Ilyushin 2.jpg
Дата рождения 18 (30) марта 1894(1894-03-30)
Место рождения дер. Дилялево,
Вологодский уезд,
Вологодская губерния,
Российская империя
Дата смерти 9 февраля 1977(1977-02-09) (82 года)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя,  СССР
Научная сфера механика и прочность летательных аппаратов
Альма-матер Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского
Учёная степень доктор технических наук (1940)
Учёное звание академик АН СССР (1968)
Ученики Генрих Васильевич Новожилов
Известен как Генерал-полковник авиаконструктор
Награды и премии
Герой Социалистического Труда — 1941 Герой Социалистического Труда — 1957 Герой Социалистического Труда — 1974
Орден Ленина — 1937 Орден Ленина — 1941 Орден Ленина — 1945 Орден Ленина — 1945
Орден Ленина — 1954 Орден Ленина — 1964 Орден Ленина — 1971 Орден Ленина — 1974
Орден Октябрьской Революции — 1969 Орден Красного Знамени  — 1944 Орден Красного Знамени  — 1950 Орден Суворова I степени
SU Order of Suvorov 2nd class ribbon.svg Орден Трудового Красного Знамени — 1939 Орден Красной Звезды  — 1933 Орден Красной Звезды  — 1967
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
SU Medal Thirty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal Thirty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg Медаль «За победу над Японией» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
SU Medal Veteran of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg SU Medal XX Years of the Workers' and Peasants' Red Army ribbon.svg SU Medal 30 Years of the Soviet Army and Navy ribbon.svg SU Medal 40 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg
SU Medal 50 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши
Ленинская премия — 1960 Государственная премия СССР — 1971
Сталинская премия 1-й степени — 1941 Сталинская премия 2-й степени — 1941 Сталинская премия 1-й степени — 1943 Сталинская премия 1-й степени — 1946 Сталинская премия 1-й степени — 1947 Сталинская премия 1-й степени — 1950 Сталинская премия 2-й степени — 1951
Сайт ilyushin.org

Серге́й Влади́мирович Илью́шин (18 (30) марта 1894, Дилялево, Вологодский уезд, Вологодская губерния, Российская империя — 9 февраля 1977 Москва, СССР) — советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), единственный лауреат семи Сталинских премий (1941, 1941, 1943, 1946, 1947, 1950, 1951), лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971). Кавалер восьми орденов Ленина (1936, 1941, 1945, 1945, 1954, 1964, 1971, 1974). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — Генерал-полковник-инженер). Академик АН СССР (1968).

Биография

Дом Сергея Владимировича Ильюшина в деревне Дилялево Вологодской области

Сергей Владимирович Ильюшин родился 31 марта 1894 года в деревне Дилялево Березниковской волости Вологодской губернии (ныне — Вологодский район Вологодской области) в семье крестьянина-бедняка. В семье было девять детей, из них выжили и выросли семь (два мальчика умерли в младенчестве). Сергей был самым младшим. Мальчик читать научился уже в шесть лет, вместо букваря используя «Новый завет» и журнал «Вестник Европы»[1]. В восемь лет пошел в земскую школу, находившуюся в соседнем селе Березники в двух с половиной верстах от деревни. Детей учили русскому языку, чистописанию, географии, арифметике и конечно же закону божьему. В дальнейшем Ильюшин с благодарностью вспоминал своего школьного учителя Александра Чевского, который привил ему любовь к чтению и разбудил тягу к знаниям. «Тяжелую физическую работу я стал выполнять очень рано, начав пахать землю в 1906 году, когда мне было всего лишь 12 лет, так как отцу в то время было уже 63 года, а матери 56 лет, и она уже не в состоянии была пахать землю», — писал Ильюшин в автофиографии[2].

Начало карьеры

С 15 лет вместе со старшими братьями уезжал из деревни на заработки. В 1910 году в возрасте 16 лет был занят на земляных работах при строительстве Комендантского аэродрома под Санкт-Петербургом, осенью того же года присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, тогда же, по воспоминаниям, заинтересовался авиацией[3].

Когда в декабре 1914 года Ильюшина досрочно призвали в армию, он добился направления в авиацию. Работа на аэродроме в Петербурге давала ему на это некоторое право, и в январе 1916 года он был переведен в команду Северного района авиации в Петербург на Комендантский аэродром, где служил сначала ангарным, затем помощником авиамоториста, младшим и, наконец, старшим мотористом. Входил в состав аэродромной команды, которая принимала, проверяла, готовила к полетам самолеты от авиационных заводов С. С. Щетинина и В. А. Лебедева[2].

В 1917 году Ильюшин успешно сдал экзамен на звание пилота. В 1918 году вернулся на вологодчину, работал заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства. В октябре 1918 года вступил в Российскую коммунистическую партию большевиков — РКП(б). В мае 1919 года призван в Красную Армию, механик, старший авиамеханик, военный комиссар 6-го авиационного поезда-мастерских 6-й армии, начальник Кавказского авиационного поезда-мастерских в составе 9-й и Отдельной Кавказской армий[4]. В 1921 году направлен на учёбу в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского, который в 1922 году был переформирован в Военно-воздушную академию РККА. Большинство авиаторов довоенной поры начинали свою карьеру с планеризма. Не стал исключением и Ильюшин. Во время учебы Ильюшин активно участвовал в работе кружка планеристов Мастерских тяжелой и осадной артиллерии (Мастяжарт). В 1923 году С. В. Ильюшин спроектировал свой первый планер, назвав его «Мастяжарт» (АВФ-3). С ним Построив его вместе с участниками кружка, принял участие в Первом Всесоюзном слете планеристов в Коктебеле в ноябре 1923 года[2].

Работа в авиации

В период учебы сконструировал планеры собственной конструкции «Мастяжарт» (1923 год), «Рабфаковец» (1924 год), «Москва» (1925 год), последний из которых на состязаниях в Германии получил первый приз за продолжительность полёта.[4][5].

В 1926 году после окончания Военно-воздушной академии Ильюшин назначается на один из важнейших постов в молодой советской авиации. Он становится председателем Первой (самолетостроительной) секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии — НТК УВВС[6]. В те годы НТК УВВС непосредственно руководил программой создания и оснащения советских Военно-Воздушных Сил. На него возлагались обязанности по планированию опытного и серийного строительства, разработке тактико-технических требований к опытным самолетам, двигателям, авиационному вооружению и оборудованию, наблюдению за ходом работ по созданию и испытаниям авиационной техники. Начало работы С. В. Ильюшина в НТК УВВС совпало с созданием отечественной авиационной промышленности[6].

Могила Ильюшина на Новодевичьем кладбище

С ноября 1931 года по январь 1933 года Ильюшин возглавлял конструкторское бюро Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Через два года коллектив данного бюро начал разработку двухмоторного самолета. Летчик-испытатель Владимир Коккинаки устанавливает на нем ряд рекордов высоты с различными грузами[7].

Позднее в ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налетов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый военный самолет СССР в Великой Отечественной войне[2].

В 1943 году — в самый разгар войны — ОКБ Ильюшина приступило к разработке пассажирских самолетов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. За ним последовали Ил-14 и Ил-18. Последним самолетом, разработанным под руководством Ильюшина, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов. Кроме того, в 1967 году он утвердил техническое предложение по реактивному военно-транспортному самолету Ил-76[3].

В 1968 году Ильюшин получил звание академика АН СССР.

Последние годы жизни Сергей Владимирович Ильюшин продолжал работать в родном КБ в качестве консультанта[1].

Сергей Ильюшин скончался 9 февраля 1977 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище[4].

Почётные звания и награды

Память

  • Имя С. В. Ильюшина носит Московский машино троительный завод и созданное им ОКБ.
  • Бюсты трижды Героя Социалистического Труда С. В. Ильюшина установлены в Москве, Вологде.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени.
  • В 1984 году в городе Вологде на улице Ильюшина был установлен памятник ИЛ-28, посвящённый своему создателю — Сергею Владимировичу Ильюшину.
  • В деревне Березник Вологодского района был открыт памятник С. В. Ильюшину[8].
  • В доме-музее А. Ф. Можайского в посёлке Можайское есть экспозиция, посвящённая жизни и деятельности великого авиаконструктора С. В. Ильюшина[9].

С. В. Ильюшин в филателии


Примечания

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!