Кожедуб, Иван Никитович

Материал из «Знание.Вики»
Иван Никитович Кожедуб
укр. Іван Микитович Кожедуб
Ivan Kozhedub 2.jpg
Прозвище Батько, Борода
Дата рождения 8 июня 1920(1920-06-08)
Место рождения село Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, УССР
Дата смерти 8 августа 1991(1991-08-08) (71 год)
Место смерти Москва, РСФСР
Принадлежность  СССР
Род войск ВВС РККАВВС СССР
Годы службы 1940—1991
Звание Маршал авиации ВВС СССР
Часть 240-й иап,
176-й гв. иап
Командовал 324-я истребительная авиационная дивизия
76-я воздушная армия (СССР)
Сражения/войны

Великая Отечественная война:

Награды и премии
Иностранные награды
В отставке писатель
Депутат Верховного совета СССР
народный депутат СССР

Ива́н Ники́тович Кожеду́б (укр. Іван Микитович Кожедуб; 20 июня 1919, село Ображиевка, Новгород-Северский уезд, Черниговская губерния, УССР — 8 августа 1991, Москва, РСФСР, СССР) — советский военачальник, маршал авиации, лётчик-ас. Трижды Герой Советского Союза.

Является наиболее результативным лётчиком-истребителем в авиации союзников (62 сбитых вражеских самолётов, в том числе 1 реактивный)[1].

Биография

Ранние годы

Родился 20 июня 1919 года в селе Ображеевка, Новгород-Северский уезд, Черниговская губерния, Украинская ССР (ныне — Ображиевка, Шосткинский район, Сумская область, Украина)[2].

Был пятым ребёнком в семье[3]. Его отец был из малороссийских казаков, в селе работал церковным старостой[1].

В своём родном селе пошёл учиться в семилетнюю школу. Любил рисование и оформлял в школе стенгазеты, рисовал лозунги и плакаты. Увлекался гимнастикой, в 13 лет мог одной рукой поднимать двухпудовую гирю, впоследствии эта его физическая выносливость очень помогла в воздушных боях[4].

Во время учёбы в старших классах работал в школе библиотекарем[2].

Завершив учёбу в школе в 1934 году, уехал в город Шостка, где начал учиться в школе рабочей молодёжи. Окончив ШРМ, в 1936 году он поступил в Шосткинском химико-технологическом техникуме. Во время учёбы в техникуме также занимался в местном аэроклубе[1]. Там он освоил полёты на По-2 и сделал несколько прыжков с парашютом[4].

Техникум не успел закончить, так как в январе 1940 года был призван в армию и направлен на учёбу в Военную авиационную школу лётчиков в Чугуеве (Харьковская область), после окончания которого он остался здесь и начал служить в качестве инструктора. Во время учёбы освоил полёта на УТ-2, УТИ-4 и И-16[2].

Великая Отечественная война

После начала войны авиашкола была эвакуирована в казахстанский город Чимкент. Кожедуб неоднократно писал рапорты о направление его на фронт, но начальник училища все рапорты отклонил[4].

И всё же в ноябре 1942 года он был направлен на пункт сбора лётно-технического состава в Москве. Получил назначение в 240-й истребительный авиаполк. В составе этого полка в марте 1943 года он прибыл на Воронежский фронт в звании старшего сержанта[1].

Первый воздушный бой он провёл над своим аэродромом, который атаковали немецкие самолёты. В этом бою его Ла-5 получил повреждение от огня немецкого истребителя и ему с большим трудом удалось посадить самолёт.

В июне ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Принял участие в Курской битве, во ходе которого пилот открыл свой счёт сбитых самолётов противника, уничтожив бомбардировщик Ю-87[1].

22 июля 1943 года был награждён орденом Красного Знамени, это была его первая награда на войне.

К февралю 1944 года на его счету было уже 20 сбитых немецких самолётов. 4 февраля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза[1].

В мае 1944 года ему (уже старшему лейтенанту) вручили истребитель Ла-5ФН, который был построен на деньги колхозника-пчеловода из Сталинградской области Василия Конева[5].

Принимал участие в освобождении Украины, в Белорусской операции[2].

В августе 1944 года ему присвоено звание капитана, он стал заместителем командира 176-го гвардейского полка. В том же месяце начал летать на новом истребителе Ла-7.

19 августа 1944 года Кожедубу присвоено второе звание Героя Советского Союза за 48 сбитых немецких самолётов[1].

Войну он закончил в Берлине в звании майора. За годы войны совершил 330 боевых вылетов, принял участие в 120 воздушных боях, лично сбил 62 вражеских самолётов, среди них — первый в мире реактивный истребитель Ме-262. Таким образом, став самым результативным лётчиком-истребителем не только среди советских пилотов, но и среди лётчиков союзников[1].

Также он сбил два американских истребителя Р-51 «Мустанг», которые ошибочно атаковали его самолёт в апреле 1945 года в районе Берлина[2].

Ни разу не был сам сбит. 18 августа 1945 года стал трижды Героем Советского Союза[1].

Кожедуб был одним из наиболее талантливых и успешных лётчиков-истребителей Второй мировой войны. Он разработал ряд новых приёмов и способов ведения воздушного боя. Виртуозно владел техникой пилотирования истребителем и умело применял в бою бортовое вооружение. В тактическом плане он стремился первым атаковать воздушного противника и сразу же завладеть инициативой[6].

После войны

После окончания Великой Отечественной войны он остался служить в военной авиации. До сентября 1945 года служил заместителем командира 176-го гвардейского ИАП в Восточной Германии[2].

Поступил в академию ВВС, которую окончил в 1949 году. Во время учёбы продолжал летать и в 1948 году освоил реактивный истребитель МиГ-15[1].

Война в Корее

В ноябре 1950 года назначен командиром 324-й истребительной авиационной дивизии, которая через месяц прибыла в Китай. В дивизии проходили подготовку китайские и северокорейские лётчики[2].

В апреле 1951 года его дивизия была переброшена на северо-восток Китая на границу с Северной Кореей. Лётчики дивизии начали воздушные бои с американской авиацией, прикрывая военные и промышленные объекты в северных районах Кореи и приграничных территориях Китая. Советские асы сбили 216 самолётов противника, сами потеряли всего 27. Самому Кожедубу было запрещено участвовать в воздушных боях. Поэтому изредка мог совершать только тренировочные полёты[1].

В феврале 1952 года дивизия вернулась на родину и была передана в состав авиации ПВО СССР[2].

Дальнейшая служба

В 1956 году завершил учёбу в Военной академии Генерального штаба ВС СССР. С 1956 по 1957 год служил заместителем начальника Управления боевой подготовки ВВС. Затем был заместителем начальника Управления боевой подготовки фронтовой авиации (1957—1958)[2].

С 1958 по 1964 год служил первым заместитель командующего 76-й воздушной армией. В 1965 году назначен первым заместителем командующего авиацией Московского военного округа, служил на этом посту до февраля 1971 года[2].

До 1969 года лично управлял в полёте самолётами. С 1971 по 1978 год был первым заместителем начальника боевой подготовки ВВС СССР. С 1978 года до самой смерти был советником Группы генеральных инспекторов МО СССР[1].

Общественная деятельность

С 1946 по 1962 год избирался депутатом Верховного Совета СССР четырёх созывов. С 1967 года в течении двадцати лет возглавлял Федерацию авиационного спорта СССР. Весной 1989 года был избран народным депутатом СССР.

Семь раз был делегатом на Съездах КПСС.

Умер 8 августа 1991 года в результате сердечного приступа на своей даче в посёлке Монино, Московская область[1][4].

Семья

Супруга — Вероника Николаевна Кожедуб (1928—2001). В семье родились дочь и сын.

Воинские звания

Награды

СССР:

Иностранные:*Орден Красного Знамени (МНР).

Сочинения

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Кожедуб Иван Никитович. Дата обращения: 19 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Кожедуб Иван Никитович. Дата обращения: 19 июня 2024.
  3. «Военная Литература». Биографии. Дата обращения: 19 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб. Дата обращения: 19 июня 2024.
  5. Иван Кожедуб. Дата обращения: 19 июня 2024.
  6. Иван Никитович Кожедуб. Дата обращения: 19 июня 2024.
  7. Даты присвоения воинских званий приведены по: Бодрихин Н. Г. Кожедуб. — М.: Молодая гвардия, 2010. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03292-7 — Приложение «Основные даты жизни и деятельности И. Н. Кожедуба».
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!