Ковалёв, Герман Васильевич
| Герман Васильевич Ковалёв | ||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| | ||||||||||||||||
| Дата рождения | 24 июля (5 августа) 1894 | |||||||||||||||
| Место рождения |
Громославка, Донская область, Российская империя |
|||||||||||||||
| Дата смерти | 10 августа 1952 (58 лет) | |||||||||||||||
| Место смерти | Киев, Украинская ССР, СССР | |||||||||||||||
| Сражения/войны | Великая Отечественная война | |||||||||||||||
| Награды и премии |
|
|||||||||||||||
Ге́рман Васи́льевич Ковалёв (24 июля (5 августа) 1894, Громославка, Донская область, Российская империя — 10 августа 1952, Киев, Украинская ССР, СССР) — заместитель Народного комиссара путей сообщения СССР, вице-генерал-директор 2-го ранга. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Ковалёв Герман Васильевич родился 24 июля (5 августа) 1894 года в слободе Громославка Донской области (ныне — Октябрьский район Волгоградской области). Образование Германа Васильевича ограничилось двумя классами церковно-приходской школы. С 12 лет начал работать по найму у зажиточных крестьян в хуторе Терновом, затем был учеником в кондитерской, расположенной на железнодорожной станции Обливская. В 1909 году начал ученичество в бондарной мастерской в Царицыне (ныне — Волгоград), а через два года уже работал бондарем[1][2].
Герман Ковалёв принимал участие в Первой мировой войне, сражаясь на Западном фронте. Он был удостоен звания полного Георгиевского кавалера. В 1916 году получил ранение. После лечения в госпитале, два месяца служил в пулемётном полку в Ораниенбауме (ныне — Ломоносов). В ноябре 1917 года Герман Васильевич вернулся домой[1].
В мае 1918 года Георгий Васильевич вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. В боях за Царицын был ранен. После выздоровления служил в службе военных сообщений 10-й армии под командованием К. Е. Ворошилова. Герман Васильевич был помощником военного коменданта на железнодорожных станциях Царицын, Качалино, Арчеда и Саратов. В 1919 году Георгий Ковалёв был переведён в стрелковую часть, где командовал пулемётной ротой, а затем ротой при штабе Северо-Кавказского военного округа. В 1919 году стал членом Коммунистической партии Советского Союза[1][2].
В 1920 году Герман Ковалёв вернулся в службу военных сообщений и был назначен на железнодорожный участок Новороссийск-Туапсе. После изгнания войск Врангеля из Крыма, зона его ответственности охватывала морской участок от Севастополя до Новороссийска и Батуми. В 1922 году Германа Васильевича перевели на железнодорожный участок Самара-Казань, а затем в Астрахань в качестве военного коменданта. В марте 1926 года стал начальником отделения эксплуатации Волжского бассейна с центром в Нижнем Новгороде. Позднее был военным комендантом железнодорожного участка Дно Октябрьской железной дороги[1][2].
В 1935 году Георгий Васильевич завершил обучение в Военно-транспортной академии (ныне — Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулёва) и начал работать в Народном комиссариате путей сообщения. Он занимал должности старшего ревизора, диспетчера, заместителя начальника и начальника отдела в оперативно-распорядительном отделе Центрального управления эксплуатации железных дорог (ЦУПа)[1].
В мае 1937 года Герман Ковалёв возглавил Московско-Киевскую железную дорогу. К первому кварталу 1939 года эта железнодорожная магистраль вошла в число передовых железных дорог по погрузке и выгрузке[1].
В 1939 году Герман Васильевич был назначен заместителем наркома путей сообщения и начальником Центрального управления движения (в период с 1940 по 1942 годы — оперативно-эксплуатационного управления) НКПС. Георгию Васильевичу пришлось организовывать перевозки во время войны с Финляндией и с первых дней Великой Отечественной войны[1].
С 24 июня 1941 года железнодорожная сеть страны перешла на военный режим работы. На плечи руководства во главе с Германом Ковалёвым легла огромная ответственность: организация бесперебойных перевозок как в тылу, так и для нужд фронта. Первоочередной задачей стало повышение пропускной способности железных дорог, что достигалось за счёт организации движения сдвоенных поездов и приоритетного пропуска эшелонов с войсками, направлявшихся к линии фронта[1].
В феврале 1942 года при Государственном комитете обороны (ГКО) был создан Транспортный комитет, в состав которого вошёл Герман Васильевич. В марте 1942 года Герман Ковалёв возглавил Центральное управление движения НКПС. Особо стоит отметить его вклад в организацию переброски войск под Сталинград (ныне — Волгоград). Осенью 1942 года: было перевезено 3269 эшелонов с личным составом и 1052 эшелона с боеприпасами, топливом и продовольствием. На прифронтовых участках Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог объёмы выгрузки достигали более 30 поездов в сутки, что в 10 раз превышало довоенные показатели. Перевозки осуществлялись в ночное время, что позволило скрыть сосредоточение крупной группировки войск в междуречье Волги и Дона от вражеской разведки[1].
После победы в Сталинградской битве Герман Ковалёв активно участвовал в переброске войск Донского фронта к Курску. Также в обеспечении своевременных поставок для войск Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов, задействованных в Курской битве[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Ковалёву Герману Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1].
В январе 1945 года, по состоянию здоровья, Герман Ковалёв был переведён на должность начальника Литовской железной дороги. В октябре 1946 года возглавил только что созданный Донецкий округ железных дорог, позднее руководил Юго-Западным округом, а после их упразднения — Юго-Западной магистралью[1][2].
Герман Ковалёв умер 10 августа 1952 года после продолжительной болезни, причиной которой стали перегрузки военных лет. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве[1].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда, с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[1]
- Орден Ленина (23 ноября 1939 года, 30 апреля 1945 года)[3]
- Орден Красного Знамени (22 февраля 1945 года)[3]
- Орден Отечественной войны I степени (29 июня 1945 года, 29 июля 1945 года)[3]
- Орден Трудового Красного Знамени (23 января 1948 года)[1]
- Орден Красной Звезды (24 ноября 1942 года)[3]
- Медаль «За трудовую доблесть» (26 июня 1951 года)[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[1]
- Знак «Отличный движенец»[1]
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 Каргапольцев С. Ковалёв Герман Васильевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 13 мая 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Герои Социалистического Труда военных лет. 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — С. 148. — 288 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Ковалёв Герман Васильевич. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 13 мая 2025.
Ссылки
Ковалёв, Герман Васильевич. Сайт «Герои страны».
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 5 августа
- Родившиеся в 1894 году
- Родившиеся в Донской области
- Умершие 10 августа
- Умершие в 1952 году
- Умершие в Киеве
- Кавалеры Георгиевского креста I степени
- Кавалеры Георгиевского креста II степени
- Кавалеры Георгиевского креста III степени
- Кавалеры Георгиевского креста IV степени
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые медалью «За трудовую доблесть»
- Почётные железнодорожники
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Железнодорожники Великой Отечественной войны
- Знание.Вики:Подтвердить версию
- Выпускники Военно-транспортной академии