Юго-Восточная железная дорога
Юго-Восточная ордена Трудового Красного Знамени железная дорога | |
---|---|
Полное название | Филиал ОАО «РЖД»: Юго-Восточная железная дорога |
Годы работы | c 15 июня 1893 |
Страна |
Российская империя (1893—1917) РСФСР (1917—1922) СССР (1922—1991) Россия (1991—н.в.) |
Город управления | Воронеж |
Состояние | действующая |
Подчинение | ОАО «Российские железные дороги» |
Телеграфный код | ЮВ |
Числовой код | 58 |
Протяжённость | 4189,1 км |
Сайт | uvzd.rzd.ru |
Награды | |
Глава |
Иванов Павел Алексеевич (с октября 2020 года)[1] |
Юго-Восточная железная дорога (сокр. ЮВЖД) — один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги».
В управлении находятся железнодорожные линии на территории Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Саратовской, Пензенской областей[2] и 311 станций[3]. Главный офис расположен в городе Воронеже.
Описание
Несмотря на историческое название, унаследованное от времён Российской империи, пролегает по территории областей, расположенных на юго-западе европейской части нынешней России. 37-километровый участок дороги на линии Воронеж — Ростов проходил по территории Луганской области Украины и являлся предметом российско-украинских межправительственных переговоров[4]. В 2017 году закончено строительство двухпутной электрифицированной железной дороги в обход Украины из Воронежской в Ростовскую область на участке Журавка — Миллерово[5]. 11 декабря были построены новые станции Зайцевка и Сергеевка в Воронежской области.
Управление дороги находится в Воронеже.
Основные показатели за 8 месяцев 2020 года[6]:
- Эксплуатационная длина — 4235,222 км;
- Среднесписочная численность — 33 452,6 человек;
- Среднемесячная заработная плата — 46 182 рублей;
- Погрузка — 56 млн 990 тыс. тонн. (в августе 2020 — 7 млн 570 тыс.);
- Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении — 1 млн 700 тыс. человек (в августе 2020—386 тыс.), в пригородном сообщении — 4 млн 980 тыс. человек (в августе 2020—701 тыс.).
Регионы дороги
В составе дороги образованы следующие регионы управления:
- Белгородский (г. Белгород),
- Лискинский (г. Лиски);
- Мичуринский (г. Мичуринск).
До упразднения отделений 1 июля 2010 года в состав дороги входили Белгородское, Мичуринское, Елецкое, Ртищевское, Лискинское, а ранее и Воронежское отделения[7].
Основные узловые станции: Елец, Лиски, Отрожка, Ртищево, Грязи, Кочетовка, Балашов, Богоявленск, Раненбург, Поворино, Таловая, Россошь, Валуйки, Старый Оскол, Белгород.
Границы
- Приволжская железная дорога
- по ст. Дуплятка (включительно) — с Волгоградским регионом ПривЖД,
- по ст. Ильмень (исключая её) — с Волгоградским регионом ПривЖД,
- по ст. Благодатка (включительно) — с Саратовским регионом ПривЖД;
- Куйбышевская железная дорога
- по ст. Кривозёровка (исключая её) — с Пензенским регионом КБШЖД;
- Московская железная дорога
- по ст. Курск (исключая её) — с Орловско-Курским регионом МЖД,
- по ст. Елец (включительно) — с Орловско-Курским регионом МЖД,
- по ст. Ефремов (исключая её) — с Тульским регионом МЖД,
- по ст. Павелец-Тульский (исключая её) — с Московско-Рязанским регионом МЖД,
- по ст. Касторная-Курская (включительно) — с Орловско-Курским регионом МЖД,
- по ст. Готня (включительно) — с Орловско-Курским регионом МЖД,
- по посту 315 км (исключая его) — с Московско-Рязанским регионом МЖД;
- Северо-Кавказская железная дорога
- по ст. Чертково (исключая её) (стык закрыт), Сохрановка (заменил) — с Ростовским регионом СКЖД.
- Донецкая железная дорога (украинская часть):
- Пограничный переход Валуйки — Лантратовка.
- Южная железная дорога
- по ст. Илёк-Пеньковка, Хотмыжск, Нежеголь, о.п. Соловей, Наумовка.
История
Первой железной дорогой в границах Юго-Восточной дороги стала Рязанско-Козловская железная дорога, построенная в 1866 году. Эта линия была продолжена до Воронежа в 1868 году и Ростова-на-Дону в 1871 году. В 1868—1871 году построена дорога Елец — Грязи — Борисоглебск — Царицын и линия Козлов — Тамбов — Саратов (её строило общество Тамбово-Саратовской железной дороги, но ныне Юго-Восточная железная дорога обслуживает участок от Мичуринска до Благодатки включительно).
В период с 1880 года по 1890 год построены линии и ветви железной дороги: Харьков — Балашов, Елец — Валуйки, Таловая — Калач. В те же годы общество Рязано-Уральской железной дороги строит линии Астапово — Данков, Лебедянь — Елец, Богоявленск — Челновая, Раненбург — Павелец с ветвью на Троекурово — Астапово, Данков — Волово, Иноковка — Инжавино.
В 1893 году создано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее Козлово-Воронежско-Ростовскую и Орлово-Грязи-Царицынскую железные дороги[8].
В 1956 году паровозное депо Ртищево, обслуживающее самый грузонапряжённый ход Пенза — Поворино, переходит на тепловозную тягу. В 1985 году в состав Юго-Восточной железной дороги вошло Ртищевское отделение. В 1993 году — Белгородское отделение также вошло в состав Юго-Восточной железной дороги.
В пределах дороги находится несколько заводов, выпускающих продукцию для нужд железных дорог или ремонтирующих подвижной состав: Воронежский тепловозоремонтный завод, Воронежский вагоноремонтный завод, Мичуринский локомотиворемонтный завод, Тамбовский вагоноремонтный завод.
Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени в 1966 году.
В постсоветское время Юго-Восточная железная дорога подверглась сокращению рельсовой сети. Были демонтированы ветки Лев Толстой — Троекурово, Куликово Поле — Волово. На некоторых направлениях сокращались объёмы пригородного сообщения. Несмотря на это, дорога продолжает обновлять парк подвижного состава новыми электровозами ЭП1М, электропоездами ЭД9М и незначительным количеством тепловозов ТЭП70БС[2].
В 1987 году произведена передача Лиховского отделения Юго-Восточной железной дороги в ведение Северо-Кавказской; граница между дорогами была перенесена со ст. Зверево на ст. Чертково. После полноценного запуска железнодорожного обхода Украины и эта граница была перенесена на северо-восток относительно старой.
В 2015—2017 годах осуществлён проект строительства в обход Украины двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка — Миллерово[9].
Начальники дороги
- С 1998 по 2000 — Иван Степанович Васильев;
- С 2000 по 2002 — Михаил Павлович Акулов;
- С 2002 по 2018 — Анатолий Иванович Володько;
- С 2018 по 2020 — Сергей Александрович Задорин;
- С октября 2020 года начальником Юго-Восточной железной дороги является Павел Алексеевич Иванов, ранее занимавший пост заместителя генерального директора — начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД»[10].
Инфраструктура
- Дистанции пути (ПЧ): Грязи ПЧ-1; Воронеж ПЧ-3; Лиски ПЧ-4; Россошь ПЧ-5; Ртищево ПЧ-6; Старый Оскол ПЧ-7; Ржава ПЧ-8; Таловая ПЧ-10; Валуйки ПЧ-11; Поворино ПЧ-12; Балашов ПЧ-13; Елец ПЧ-15; Кочетовка ПЧ-18; Сердобск ПЧ-21; Раненбург ПЧ-22; Белгород ПЧ-23.
- Дистанции инфраструктуры (ИЧ): Лев Толстой ИЧ-1; Тамбов ИЧ-2.
- Дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ): Лиски ШЧ-3; Воронеж ШЧ-4; Грязи ШЧ-5; Мичуринск ШЧ-7; Елец ШЧ-9; Старый Оскол ШЧ-11; Балашов ШЧ-14; Ртищево ШЧ-15; Белгород ШЧ-16.
- Дистанции электроснабжения (ЭЧ)
- Эксплуатационные локомотивные депо: Ртищево-Восточное (ТЧЭ-2), Балашов (ТЧЭ-15), Лиски-Узловая (ТЧЭ-4),Россошь (ТЧЭ-3), Воронеж-Курский (ТЧЭ-6), Старый Оскол (ТЧЭ-17). Эксплуатационное локомотивное депо Елец-Северный (ТЧЭ-14) Эксплуатационное локомотивное депо Кочетовка (ТЧЭ-12) Эксплуатационное локомотивное депо Белгород-Курский (ТЧЭ-31).
- Сервисные локомотивные депо Южного филиала ООО «ЛокоТех-Сервис» (Воронеж, Елец, Мичуринск, Ртищево, Поворино, Лиски, Россошь-Пассажирская)
- Эксплуатационные вагонные депо (ВЧДЭ): Ртищево, Лиски, Валуйки, Стойленская, Казинка, Кочетовка.
- Ремонтные вагонные депо (ВЧДР)
- Дистанция гражданских сооружений (НГЧ)
- Дирекция по тепловодоснабжению (ДТВ): Лискинский территориальный участок (ЛТУ), Белгородский территориальный участок (БТУ), Мичуринский территориальный участок (МТУ).
Примечания
- ↑ Сайт РЖД
- ↑ 2,0 2,1 Структура ОАО «РЖД» . ОАО «РЖД». Архивировано 26 июня 2012 года.
- ↑ Список ж/д станций: Юго-Восточная железная дорога
- ↑ Железнодорожная ветка РЖД длиной примерно в 30 км, находящейся в ведении российской монополии, «застряла» на территории Украины . РБК daily (11 июля 2012). Дата обращения: 2 декабря 2018. Архивировано 12 июля 2012 года.
- ↑ Двухпутная электрифицированная ж-д в обход Украины строится с опережением графика . Maxpark. Дата обращения: 2 декабря 2018.
- ↑ Юго-Восточная ЖД . uvzd.rzd.ru. Дата обращения: 9 октября 2020.
- ↑ Приказ Президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина № 75 от 29 апреля 2010 года «Об упразднении отделений на железных дорогах РФ». В соответствии с этим приказом, к 1 января 2011 года все отделения железных дорог РФ прекратили существование
- ↑ Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг. / Сост. Афонина Г.М.. — М.: ЦНИИТЭИ МПС, 1995. — С. 47. — 114 с.
- ↑ Назначен новый начальник Юго-Восточной железной дороги . РЖД (20 апреля 2018). Дата обращения: 20 апреля 2018.
- ↑ ЮВЖД возглавил Павел Иванов (7 октября 2020). Дата обращения: 9 октября 2020.
Ссылки
- Юго-Восточная железная дорога // ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
- История Юго-Восточной железной дороги
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |