Юго-Восточная железная дорога

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Юго-Восточная ордена Трудового Красного Знамени железная дорога
ЮВЖД 8.06.2008.JPG
Полное название Филиал ОАО «РЖД»: Юго-Восточная железная дорога
Годы работы c 15 июня 1893
Страна  Российская империя (18931917)
 РСФСР (19171922)
 СССР (19221991)
 Россия (1991—н.в.)
Город управления Воронеж
Состояние действующая
Подчинение ОАО «Российские железные дороги»
Телеграфный код ЮВ
Числовой код 58
Протяжённость 4189,1 км
Сайт uvzd.rzd.ru
Награды Орден Трудового Красного Знамени
Глава Иванов Павел Алексеевич
(с октября 2020 года)[1]
Внешние изображения
Схема Юго-Восточной железной дороги на сайте «РЖД»
Схема Юго-Восточной железной дороги

Юго-Восточная железная дорога (сокр. ЮВЖД) — один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги».

В управлении находятся железнодорожные линии на территории Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Саратовской, Пензенской областей[2] и 311 станций[3]. Главный офис расположен в городе Воронеже.

Описание

Несмотря на историческое название, унаследованное от времён Российской империи, пролегает по территории областей, расположенных на юго-западе европейской части нынешней России. 37-километровый участок дороги на линии Воронеж — Ростов проходил по территории Луганской области Украины и являлся предметом российско-украинских межправительственных переговоров[4]. В 2017 году закончено строительство двухпутной электрифицированной железной дороги в обход Украины из Воронежской в Ростовскую область на участке Журавка — Миллерово[5]. 11 декабря были построены новые станции Зайцевка и Сергеевка в Воронежской области.

Управление дороги находится в Воронеже.

Основные показатели за 8 месяцев 2020 года[6]:

  • Эксплуатационная длина — 4235,222 км;
  • Среднесписочная численность — 33 452,6 человек;
  • Среднемесячная заработная плата — 46 182 рублей;
  • Погрузка — 56 млн 990 тыс. тонн. (в августе 2020 — 7 млн 570 тыс.);
  • Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении — 1 млн 700 тыс. человек (в августе 2020—386 тыс.), в пригородном сообщении — 4 млн 980 тыс. человек (в августе 2020—701 тыс.).

Регионы дороги

В составе дороги образованы следующие регионы управления:

  1. Белгородский (г. Белгород),
  2. Лискинский (г. Лиски);
  3. Мичуринский (г. Мичуринск).

До упразднения отделений 1 июля 2010 года в состав дороги входили Белгородское, Мичуринское, Елецкое, Ртищевское, Лискинское, а ранее и Воронежское отделения[7].

Основные узловые станции: Елец, Лиски, Отрожка, Ртищево, Грязи, Кочетовка, Балашов, Богоявленск, Раненбург, Поворино, Таловая, Россошь, Валуйки, Старый Оскол, Белгород.

Границы

Электропоезд «140 лет Юго-Восточной железной дороге» на станции Лиски

История

Удостоверение личности ЮВЖД, 1914 год.

Первой железной дорогой в границах Юго-Восточной дороги стала Рязанско-Козловская железная дорога, построенная в 1866 году. Эта линия была продолжена до Воронежа в 1868 году и Ростова-на-Дону в 1871 году. В 18681871 году построена дорога Елец — Грязи — Борисоглебск — Царицын и линия Козлов — Тамбов — Саратов (её строило общество Тамбово-Саратовской железной дороги, но ныне Юго-Восточная железная дорога обслуживает участок от Мичуринска до Благодатки включительно).

В период с 1880 года по 1890 год построены линии и ветви железной дороги: Харьков — Балашов, Елец — Валуйки, Таловая — Калач. В те же годы общество Рязано-Уральской железной дороги строит линии Астапово — Данков, Лебедянь — Елец, Богоявленск — Челновая, Раненбург — Павелец с ветвью на Троекурово — Астапово, Данков — Волово, Иноковка — Инжавино.

В 1893 году создано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее Козлово-Воронежско-Ростовскую и Орлово-Грязи-Царицынскую железные дороги[8].

В 1956 году паровозное депо Ртищево, обслуживающее самый грузонапряжённый ход Пенза — Поворино, переходит на тепловозную тягу. В 1985 году в состав Юго-Восточной железной дороги вошло Ртищевское отделение. В 1993 году — Белгородское отделение также вошло в состав Юго-Восточной железной дороги.

В пределах дороги находится несколько заводов, выпускающих продукцию для нужд железных дорог или ремонтирующих подвижной состав: Воронежский тепловозоремонтный завод, Воронежский вагоноремонтный завод, Мичуринский локомотиворемонтный завод, Тамбовский вагоноремонтный завод.

Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени в 1966 году.

В постсоветское время Юго-Восточная железная дорога подверглась сокращению рельсовой сети. Были демонтированы ветки Лев Толстой — Троекурово, Куликово Поле — Волово. На некоторых направлениях сокращались объёмы пригородного сообщения. Несмотря на это, дорога продолжает обновлять парк подвижного состава новыми электровозами ЭП1М, электропоездами ЭД9М и незначительным количеством тепловозов ТЭП70БС[2].

В 1987 году произведена передача Лиховского отделения Юго-Восточной железной дороги в ведение Северо-Кавказской; граница между дорогами была перенесена со ст. Зверево на ст. Чертково. После полноценного запуска железнодорожного обхода Украины и эта граница была перенесена на северо-восток относительно старой.

В 2015—2017 годах осуществлён проект строительства в обход Украины двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка — Миллерово[9].

Начальники дороги

Инфраструктура

  • Дистанции пути (ПЧ): Грязи ПЧ-1; Воронеж ПЧ-3; Лиски ПЧ-4; Россошь ПЧ-5; Ртищево ПЧ-6; Старый Оскол ПЧ-7; Ржава ПЧ-8; Таловая ПЧ-10; Валуйки ПЧ-11; Поворино ПЧ-12; Балашов ПЧ-13; Елец ПЧ-15; Кочетовка ПЧ-18; Сердобск ПЧ-21; Раненбург ПЧ-22; Белгород ПЧ-23.
  • Дистанции инфраструктуры (ИЧ): Лев Толстой ИЧ-1; Тамбов ИЧ-2.
  • Дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ): Лиски ШЧ-3; Воронеж ШЧ-4; Грязи ШЧ-5; Мичуринск ШЧ-7; Елец ШЧ-9; Старый Оскол ШЧ-11; Балашов ШЧ-14; Ртищево ШЧ-15; Белгород ШЧ-16.
  • Дистанции электроснабжения (ЭЧ)
  • Эксплуатационные локомотивные депо: Ртищево-Восточное (ТЧЭ-2), Балашов (ТЧЭ-15), Лиски-Узловая (ТЧЭ-4),Россошь (ТЧЭ-3), Воронеж-Курский (ТЧЭ-6), Старый Оскол (ТЧЭ-17). Эксплуатационное локомотивное депо Елец-Северный (ТЧЭ-14) Эксплуатационное локомотивное депо Кочетовка (ТЧЭ-12) Эксплуатационное локомотивное депо Белгород-Курский (ТЧЭ-31).
  • Сервисные локомотивные депо Южного филиала ООО «ЛокоТех-Сервис» (Воронеж, Елец, Мичуринск, Ртищево, Поворино, Лиски, Россошь-Пассажирская)
  • Эксплуатационные вагонные депо (ВЧДЭ): Ртищево, Лиски, Валуйки, Стойленская, Казинка, Кочетовка.
  • Ремонтные вагонные депо (ВЧДР)
  • Дистанция гражданских сооружений (НГЧ)
  • Дирекция по тепловодоснабжению (ДТВ): Лискинский территориальный участок (ЛТУ), Белгородский территориальный участок (БТУ), Мичуринский территориальный участок (МТУ).

Примечания

  1. Сайт РЖД
  2. 2,0 2,1 Структура ОАО «РЖД». ОАО «РЖД». Архивировано 26 июня 2012 года.
  3. Список ж/д станций: Юго-Восточная железная дорога
  4. Железнодорожная ветка РЖД длиной примерно в 30 км, находящейся в ведении российской монополии, «застряла» на территории Украины. РБК daily (11 июля 2012). Дата обращения: 2 декабря 2018. Архивировано 12 июля 2012 года.
  5. Двухпутная электрифицированная ж-д в обход Украины строится с опережением графика. Maxpark. Дата обращения: 2 декабря 2018.
  6. Юго-Восточная ЖД. uvzd.rzd.ru. Дата обращения: 9 октября 2020.
  7. Приказ Президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина № 75 от 29 апреля 2010 года «Об упразднении отделений на железных дорогах РФ». В соответствии с этим приказом, к 1 января 2011 года все отделения железных дорог РФ прекратили существование
  8. Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг. / Сост. Афонина Г.М.. — М.: ЦНИИТЭИ МПС, 1995. — С. 47. — 114 с.
  9. Назначен новый начальник Юго-Восточной железной дороги. РЖД (20 апреля 2018). Дата обращения: 20 апреля 2018.
  10. ЮВЖД возглавил Павел Иванов (7 октября 2020). Дата обращения: 9 октября 2020.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!