Воронежский тепловозоремонтный завод

Воронежский тепловозоремонтный завод
Год основания 1868
Прежние названия Воронежский паровозоремонтный завод
Расположение Флаг России Россия: Воронеж
Отрасль Машиностроение
Число работников более 1200
Материнская компания «Желдорреммаш»
Награды Орден Трудового Красного Знамени
Сайт На «Желдорреммаш»

Воро́нежский тепловозоремо́нтный заво́д (Воронежский ТРЗ) — российский завод в городе Воронеж, производящий ремонт тепловозов.

В настоящее время единственный из предприятий АО «Желдорреммаш», производящий ремонт тепловозов серии ТЭП70 (в том числе современных пассажирских тепловозов ТЭП70У и ТЭП70БС), а также грузовых магистральных тепловозов 2ТЭ116К и 2ТЭ116У. Также завод осуществляет капитальные ремонты дизелей 2А-5Д49 и 18-9ДГ, электрических машин, колёсных пар, узлов и агрегатов локомотивов.

Здание малярного цеха завода в 1983 году решением Воронежского областного совета народных депутатов включили в утвержденный список памятников архитектуры. В документе отмечено, что рабочие завода принимали активное участие в революционных событиях 1905 и 1917 годов.[1]

На проходной предприятия установлена мемориальная доска воронежскому писателю Андрею Платоновичу Платонову, который работал в железнодорожных мастерских в 1919—1921 годах.[2]

История и деятельность

Завод основан как железнодорожные мастерские по ремонту паровозов и вагонов в 1868 году и является старейшим действующим предприятием Воронежа. В 1928 году мастерские были переименованы в Воронежский паровозоремонтный завод, которому в 1929 году присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. В 1960 году завод переименован в тепловозоремонтный. В 2023 году предприятие отметило 155 лет со дня своего основания.

Перед Великой Отечественной войной паровозоремонтный завод был одним из самых крупных на транспорте; на нем работало свыше 7,5 тыс. человек. В первые годы войны многие работники ушли на фронт, а оставшиеся трудились над выполнением оборонных заказов. В этот период времени завод производил многие виды вооружения, боеприпасов и военного снаряжения. Также выпускал «Катюши» и построил бронепоезд «Смерть немецким оккупантам»[3], боевой состав которого была укомплектован работниками предприятия.[4]

Территория Воронежского паровозоремонтного завода находилась в оккупации (как и весь город) с 6 июля 1942 года по 25 января 1943 года, и его здания были разрушены[5]. Но уже 1 мая 1943 года литейный цех дал первую плавку. Весной 1944 года вступили в строй первая очередь механического цеха, а также ремонтно-механический и котельно-трубный цеха. 15 августа этого же года из ворот завода выехал первый отремонтированный после оккупации паровоз.[3]

На производственной площадке завода находятся 13 цехов: тепловозосборочный, аппаратный, дизельный, цех ремонта электрических машин, колесно-тележечный, цех ремонта тяговых двигателей, кузнечный, механический, цех металлоконструкций и сварки, ремонтно-механический, транспортный, энергоцех, электроремонтный цех. Производственная мощность предприятия: 120 секций локомотивов в год. Численность персонала — более 1200 человек.[6]

В 1968 году, к 100-летию предприятия, на Воронежском тепловозоремонтном заводе был открыт музей, где отражены все трудовые и боевые заслуги коллектива. В этом же году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.[7] В 1971 году на территории завода по проекту его работника — Д. А. Гунькина, был открыт памятник работникам паровозоремонтного завода им. Дзержинского, павшим в годы Великой Отечественной войны.[8]

На предприятии работает Совет ветеранов Воронежского тепловозоремонтного, в который входят более 1300 человек.[9]

В Государственном архиве Воронежской области имеются документы, относящиеся к Воронежскому ордена Трудового Красного Знамени тепловозоремонтному заводу.[10]


Литература

  • Тепловозоремонтный завод им. Ф. Э. Дзержинского // Воронежская энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. М. Д. Карпачёв. — Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. ISBN 978-5-900270-99-9.

Примечания

Ссылки