Исхаки, Гаяз

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Гая́з Исхаки́
Gayaz Iskhaky (cropped).jpg
Дата рождения 23 февраля 1878(1878-02-23)
Место рождения Яуширма Чистопольский уезд, Казанская губерния, Российская империя
Дата смерти 22 июля 1954(1954-07-22) (76 лет)
Место смерти Анкара, Турция
Гражданство  Российская империя
Род деятельности писатель, публицист, издатель, политик
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Гая́з Исхаки́ (тат. Исхаков Мухамметгаяз Гилязетдин улы, 22 февраля 1878, деревня Яуширма, Чистопольский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 22 июля 1954, Анкара, Турция) — писатель, публицист, общественный и политический деятель. Один из основоположников татарской возрожденческой литературы начала XX века. Его произведения издавались под псевдонимами Гаяз, Гаяз Исхаков, Бикбулат, Казанлы Гаяз Биктимер, Исхаки, Иделбай, Ураллы, Бикчура углы, Котлы Мухаммед, Тимер, Чингиз, Хабибрахман аль-Булгари, Кандилле, Хамит, Япанчи и под другими[1][2].

Биография

Будущий писатель родился в 1878 году в деревне Яуширма Чистопольского уезда в семье сельского муллы и был третьим ребенком из 12 детей. В семье выжило только пятеро из детей — Мухамметгаяз, Гайнелмарзия, Фаридабану, Халимабану, Ахметхасан[3]. В роду Гаяза Исхаки уже несколько столетий мужчины посвящают себя религиозному служению, поэтому и его готовили к такой же деятельности. Мальчик рано научился читать, благодаря бабушке — Махфузе остазбике. Своё обучение Гаяз начал в медресе своего отца — муллы Гилязетдин хазрата и, усвоив программу начальной школы, читал богословские книги на персидском и арабском языках[4].

В 1890-е годы Гаяз Исхаки учился сначала в медресе в Чистополе, затем в Казани в Апанаевском медресе («Касимия»), потом в Казанской татарской учительской школе, которую закончил в 1902 году. В школе он проявлял большой интерес к достижениям русской и западноевропейской общественно-политической культуры, увлекался творчеством Тургенева, Гончарова, Достоевского, Толстого, Чехова, Горького. Кроме того, переводил произведения русских писателей на татарский язык: «Капитанская дочка» Пушкина и «Старосветские помещики» Гоголя[1]. Окончив школу, преподавал в Оренбурге в медресе «Хусаиния» географию, русский язык, историю, ботанику, арифметику и геометрию. Но учителем проработал недолго, так как ему пришлось возложить на себя обязанности имама в родной махалле вместо отца[4]. По татарским традициям имам не может быть холостым, его избранницей стала девушка-односельчанка Марьям, в браке с которой родилось двое детей мальчик Маэумун (умер в 9 месяцев) и девочка Саадет. Брак был недолгим — с 1903 по 1906 годы[5].

Во время учёбы в Казанской татарской учительской школе Исхаки присоединился к нелегальному обществу «Прогресс» (тат. «Тәрәккый»), которое боролось против самодержавия и национального угнетения. Члены общества писали рукописные газеты и публицистические письма. Возможно, это и привело к тому, что Гаяз Исхаки стал считать одной из главных причин слабости национального движения — отсутствие национальной периодики[6].

Свою журналистскую деятельность писатель начал в 1905 году в газете «Казанский вестник» (тат. «Казан мөхбире»). Но он хотел быть редактором собственной газеты, поэтому подавал прошение на открытие газеты «Заря» (тат. «Таң»), потом «Свобода» (тат. «Хөррият»), но ему было отказано. Вскоре в созданной газете «Утренняя звезда» (тат. «Таң йолдызы») Исхаки, взяв псевдонимы Чингиз и Япанчи, печатал политические статьи с пропагандой социально-демократической идеологии, с призывом объединиться вокруг газеты, с лозунгом «Только в жестокой схватке обретёшь своё право!». В газете описывались события революционного движения в России, деятельность Думы, национальные и культурные проблемы, пропагандировалась дружба народов. Публицист считал необходимым наличием в стране равных гражданских прав и свобод у всех народов и наций. В 1906 году Гаяз Исхаки и Фуад Туктаров на основе идей социалистов-революционеров организовали политическую организацию «Таңчилар» (по-русски членов данной организации называли тангистами). Газета «Утренняя звезда» принимала активное участие в национально-освободительном движении и оставила значимый след в истории национальной печати. После её закрытия под руководством Гаяза Исхаки продолжили начатое дело новые издания «Утренний альманах» (тат. «Таң мәҗмугасы») и «Голос» (тат. «Тавыш»)[6].

Гаяз Исхаки, Садри Максуди, Фуад Туктаров

Во время Первой русской революции Исхаки активно участвовал в политических событиях и попал под наблюдение жандармерии. В 1906—1913 годах писатель, находясь в тюрьме, не прекратил своей журналистской и публицистической активности. Он продолжил писать рецензии на популярные произведения татарских писателей и внёс свой вклад в развитие основных идейно-эстетических направлений развития национальной литературы[6].

В честь 300-летия династии Романовых Исхаки был освобождён из политической ссылки. Начался второй этап его журналистской деятельности. Ему было запрещено жить в Казани, поэтому он приехал в Петербург. Гаяз начал выпускать газету, «Страна» (тат. «Ил»), в которой впервые напечатал свой текст без псевдонима. Вскоре Исхаки переехал в Москву, где в 1915—1916 годах издавал газету «Слово» (тат. «Сүз»), а затем в 1916—1917 годах — «Наш путь» (тат. «Безнең юл»). С 1917 года Гаяз Исхаки стал придерживаться националистических взглядов, активно участвовал во Всероссийском мусульманском съезде, о котором опубликовал цикл отчётов в газете «Ил» со своей позицией по национальному вопросу и критикой большевиков. После Октябрьской революции началось преследование национальных организаций, и национально-патриотическая газета «Ил» прекратила своё существование[6].

В 1919 году Гаяз Исхаки, в качестве представителя штата «Волга-Урал», поехал на Версальскую мирную конференцию и больше в Россию не возвращался. Сначала он жил в Харбине, затем переехал в Европу, жил во Франции, Германии, Польше. За границей Исхаки продолжал заниматься журналистской деятельностью, издавал татарские газеты, создал политические организации в Маньчжурии, Германии и Турции, а в Варшаве объединил эмигрантов в организацию антисталинской направленности. В Варшавском университете на восточном факультете вёл уроки турецкого языка. На Дальнем Востоке Гаяз Исхаки издавал газету «Знамя нации» (тат. «Милли байрак»), в Берлине в 1928—1939 годах журнал «Национальный путь» (тат. «Милли юл») и «Новый национальный путь» (тат. «Яңа милли юл»), в которых критиковал политику большевиков в Татарской и Башкирской советских республиках. Публицистическая активность Гаяза завершилась с закрытием журнала «Новый национальный путь» в 1939 году по решению немецких властей. Последние годы жизни писатель провёл в Турции. Умер Исхаки в Анкаре в 1954 году. Похоронен в Стамбуле на кладбище Эдирнекапы[6].

Творчество

В развитии творческой деятельности Гаяза Исхаки условно можно выделить 4 периода[1]:

  • просветительский (1897—1904);
  • «тангистский» — увлечения революционными идеями (1905—1910);
  • приоритета национальной идеи как высшей общечеловеческой ценности (1911—1918);
  • эмигрантский — отстаивания идеологии возрождения национальной государственности татар (1919—1954).

Просветительский период

В начальный период творчества Гаяза Исхаки выступил как прозаик, драматург, публицист. Основной мотив его произведений — продолжение традиций просветительской эстетики: принципы и методы, вопросы обучения, познания и воспитания, их тесная связь с проблемой судьбы нации[2].

Произведения[1]:

  • тат. «Тәгаллемдә — сәгадәт» («Счастье — в знании», 1897);
  • тат. «Бай углы» («Байский сын», 1897; опубликован в 1903);
  • тат. «Кәләпүшче кыз» («Девушка-тюбетейщица», 1900);
  • тат. «Өч хатын белән тормыш» («Жизнь с тремя жёнами», 1900);
  • тат. «Ике гашыйк» («Двое влюблённых», 1903);
  • тат. «Очрашу, яки Гөлгыйзар» («Встреча, или Гульгизар», 1903);
  • тат. «Ике йөз елдан соң инкыйраз» («Исчезновение через двести лет», 1904).

«Тангистский» период

Период формирования общественно-политических взглядов и художественного мышления Гаяза Исхаки, его активной журналистской и литературной деятельности. Литературные произведения проникнуты идеями революционной, общественно-социальной борьбы. Период критического (социального) реализма, идейного содержание творчества, жанрового разнообразия[2].

Произведения[1]:

  • тат. «Зиндан» («Тюрьма», 1907);
  • тат. «Алдым-бирдем» («Брачный договор», 1907);
  • тат. «Тартышу» («Борьба», 1908);
  • тат. «Мөгаллим» («Учитель», 1908);
  • тат. «Мөгаллимә» («Учительница», 1913);
  • тат. «Җәмгыять» («Общество», 1909);
  • тат. «Кыямәт» («Светопреставление», 1909);
  • тат. «Тормышмы бу?» («Жизнь ли это?», 1911);
  • тат. «Мулла-бабай» (1910, не завершён, опубликован в 1913);
  • тат. «Теләнче кызы» («Нищенка», книги 1-3, 1906—1914);
  • цикл психологических рассказов (1910—1911) — тат. «Фамилия сәгадәте» («Семейное счастье»), тат. «Татар гакълы» («Татарский ум»), тат. «Мәдрәсә җимеше»(«Плоды медресе»), тат. «Көтелгән бикәч» («Долгожданная невеста»), тат. «Шәкерт абый» («Шакирд-абый»).

Период приоритета национальной идеи как высшей общечеловеческой ценности

Период изменения в творчестве писателя. Отстаивал теорию «единого потока», видоизменяя тактику борьбы. Обогатил поэтический реализм приёмами романтического направления, создаёт образцы психологического реализма. В его литературной деятельности наблюдалось возрождение тематического пространства, идейного содержания, активизация объёмных эпических жанров, охватывающих различные пласты национальной действительности[2].

Произведения[1]:

  • тат. «Сөннәтче-бабай» («Суннатчи-бабай», 1911);
  • тат. «Зөләйха» («Зулейха», 1912; опубликована в 1918);
  • тат. «Остазбикә» («Жена муллы», 1915);
  • тат. «Ул әле икеләнә иде» («Он еще сомневался», 1914);
  • тат. «Ул әле өйләнмәгән иде» («Он был ещё не женат», 1916).

Эмигрантский период

Главной темой публицистических и художественных произведений Гаяза Исхаки стала тема исторической трагедии, пережитой татарским народом в результате колониальных войн, революционных потрясений, насильственной русификации, уничтожения национальной интеллигенции и священнослужителей как врагов Советской власти, писатель критиковал национальную политику в стране[2].

Произведения[1]:

  • драма тат. «Дулкын эчендә» («Среди волн», 1920);
  • повесть тат. «Өйгә таба» («Домой», 1922);
  • сказка-антиутопия тат. «Локман Хәким» («Мудрец Лукман», 1923);
  • рассказ тат. «Көз» («Осень», 1923);
  • пьеса «Жан Баевич» (1923);
  • цикл статей тат. «Ислам мәмләкәтләрендә» («В странах ислама», 1933);
  • пьеса «Улуг Мухаммад» (1947).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Исхаки Гаяз. Татарская энциклопедия. Дата обращения: 28 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Набиуллин Наиль Анасович. Биография Гаяза Исхаки. Портал Гаяза Исхаки. Дата обращения: 28 марта 2024.
  3. Ахунов Азат Марсович. Гаяз Исхаки в фотографиях / под ред. – И.Г. Гумерова. — Казань: Издательство Академии наук Республики Татарстан, 2018. — 60 с. — ISBN УДК 821.512.145:77, ББК 83.3(2Рос=Тат)-8:85.16.
  4. 4,0 4,1 Габдрафикова Лилия. Гаяз Исхаки: шакирдские будни, развод и политическая опала в жизни и творчестве. Уральский Мухтасибат. Дата обращения: 28 марта 2024.
  5. Гаяз Исхаки в фотографиях. antat.ru. Дата обращения: 1 апреля 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 В.З. Гарифуллин, А.З. Мубаракзянова. Этапы публицистической деятельности Гаяза Исхаки // Учёные записки Казанского университета. — 2014.