Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
Илья Репин | |
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 | |
Холст, масло. 199,5 × 254 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва | |
Изображения на Викискладе |
«Ива́н Гро́зный и сын его́ Ива́н 16 ноября́ 1581 го́да» (народное название «Ива́н Гро́зный убива́ет своего́ сы́на»[1]) — картина русского художника, мастера реализма[2] Ильи Репина, написанная в 1885 году к XIII Передвижной выставке[3]. Изображает убитого горем Ивана Грозного, держащего на руках сына, царевича Ивана, после того, как царь, в представлении художника, в приступе гнева нанёс ему смертельный удар по голове[4].
Со времени создания картина получала диаметрально противоположные оценки, её экспонирование на три месяца было запрещено императором Александром III. Пережила два акта вандализма[5][6], после которых была отреставрирована. Хранится в Государственной Третьяковской галерее[7].
Предыстория
Замысел
Ещё во время учёбы в Академии художеств в 1860-е годы И. Е. Репин сделал два эскиза: «Видения Иоанна Грозного» и «Митрополит Филипп, изгоняемый Иоанном Грозным из церкви 8 ноября 1568 г.». Работа над последним эскизом датируется 20 мая 1866 года и совпадает с покушением на жизнь императора Александра II (4 апреля). Вероятно противостояние «самодержавие — революционная борьба против него» интересовало Репина с этого времени[1].
Другой толчок к рождению образов дали впечатления от симфонии Николая Римского-Корсакова «Антар». Вторая часть симфонии под названием «Сладость мести» глубоко потрясла Репина[7]. Много лет спустя был найден недатированный документ, написанный Репиным. Опубликовали его только в 1956 году[1]:
...Впервые пришла мне в голову мысль писать картину – трагический эпизод из жизни Иоанна IV – уже в 1882 г., в Москве. Я возвращался с Московской выставки, где был на концерте Римского-Корсакова. Его музыкальная трилогия – любовь, власть и месть – так захватила меня, и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке.
Общепризнанно мнение, что картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репин написал в ответ на кровавые события: убийство императора Александра II весной 1881 года и расправа над заговорщиками[8]. Исследователи отмечают, что даже дата в названии картины (1581) очевидно соотносится с 1881 годом[1].
Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели ещё не остывшие кратеры... Страшно было подходить – не сдобровать... естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории... Чувства были перегружены ужасами современности.Илья Репин
Из-за цензуры, процветающей в то время, автору пришлось обратиться к истории[2]. Первое название картины было «Сыноубийца» по аналогии с тем, что в русском обществе цареубийство воспринималось как отцеубийство[9]. Не смотря на то, что Репин был знаком с современной ему европейской живописи, в которой изобиловали «кровавые» сцены[7], во время написания картины его преследовали приступы страха[2][10]:
Работал как заворожённый. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал её. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось.
На сцену сыноубийства серьёзное влияние на Репина оказало и описание события в популярной тогда книге «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. «Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: „Я убил сына!“ и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный совершился!.. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным…»[4].
Создание
Первый графический эскиз будущей картины относится к 1882 году. На нём только самые общие очертания — появившийся в воображении Репина образ был мгновенно перенесён на бумагу[6]. Эскиз масляными красками 1883 года почти полностью повторяет расположение фигур, но оба эти эскиза отличаются по композиции от картины. Картину Репин писал в основном в течение 1884 и января 1885 года[11].
Как всегда, готовясь к созданию большой картины, Репин проделал огромную работу по изучению исторической обстановки и людей эпохи Ивана Грозного. Было сделано множество этюдов, набросков, эскизов[3]. Одна из комнат квартиры Репиных, убранная коврами, была отведена под «апартаменты царя». Костюмы для Ивана Грозного и царевича шились в семье по рисункам самого Репина. Одежда Грозного напоминала чёрный подрясник; для царевича создавался розовый с серебристым отливом кафтан и кроились зелёные бархатные сапожки с загнутыми носками, которые Репин расписал завитками. Художник делал зарисовки в Оружейной палате, доме бояр Романовых, во дворце Царского Села с подлинных предметов эпохи[6].
В этой картине Репин показал себя мастером тёмной палитры, использовав глубокие малиновые и красные тона так, как это уже не было принято в живописи второй половины XIX века[11].
Модели. Поиск образа Ивана Грозного и царевича
Выбор натурщиков для картины не был случайным. Так, по мнению Репина, типаж Ивана Грозного во многом совпадал с типажом живописца Григория Мясоедова[2], в его внешности Репину виделось нечто важное для его Грозного[6], а в лице писателя Всеволода Гаршина создатель картины увидел обречённость, необходимую образу царевича[12].
Кроме Мясоедова, для образа Ивана Грозного позировали композитор П. И. Бларамберг и некий старик, живший в Царском Селе. Для головы царевича, кроме Гаршина, моделями служил и художник В. К. Менк. По-видимому, голова Гаршина показалась Репину слишком мягкой и по своей структуре, и по своему выражению, и он пригласил Менка. В облике царевича объединены черты обоих позировавших молодых людей. Царевич Иван больше похож на Менка, чем на Гаршина, но, по сути, далёк от обоих. Этюды служили только подспорьем для выявления образа царевича таким, каким он представлялся Репину[11].
Известно, что у Гаршина, с которого Репин написал несколько этюдов, используя его в качестве модели для образа царевича Ивана, ещё с 1884 года начали проявляться признаки психического заболевания. Каждую весну у него случались приступы обострения, пока ночью 1888 года после продолжительной депрессии, и в момент приступа безумства Гаршин не покончил с собой[2].
Эскизы. Процесс работы над картиной
Известно много эскизов и этюдов, которые репин делал для будущей картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», по которым мы видим как процесс работы, так и изменение первоначального замысла:
- карандашный набросок «Иван Грозный и сын» (находится в Третьяковской галерее),
- эскиз-набросок картины, выполненный масляными красками (сейчас хранится в Третьяковской галерее),
- законченный эскиз масляными красками (скорее всего, вывезен за границу),
- этюд головы Ивана Грозного, исполненный акварелью,
- два акварельных эскиза и два эскиза сепией (в настоящее время хранятся в Русском музее)[13],
- а также множество эскизов предметов, окружающих героев картины.
Экспонирование
Работу над картиной Репин закончил к 300-летию смерти Ивана Грозного, однако картина была выставлена лишь через год[2]. Эта задержка была вызвана неоднозначной реакцией близких Репина на картину. Многие предостерегали художника от публичного показа, указывая на то, что картина может навлечь гнев императора Александра III[2]. Картина была представлена на XIII Передвижной выставке 10 февраля 1885 года[14] и произвела на всех сильное впечатление[3]. Она стала центральным событием выставки. Пройдя анфиладу помещений Юсуповского дворца на Невском, зрители попадали в последний зал, драпированный чёрным коленкором, где за ограждающей низкой сеткой была помещена картина Репина[6].
Рецензент «Всемирной иллюстрации» писал о ней[8][15]:
Перлом её остается, конечно, chef d`oeuvre Репина: „Иоанн Грозный держит в объятиях раненого ударом его сына“, кровь которого обагряет лицо отчаянного отца-государя, его платье и платье и лицо пораненного; лужи крови на ковре. Глядя на лицо отца, нанесшего удар в запальчивости (конечно, но вовсе не с целью положить сына, тоже забывшегося перед родителем, раздражавшего его едкими упрёками), наглядно чувствует зритель, что Грозный не чудовище, каким его представляет Карамзин. Более человечно, чем Репин — можно смело сказать — до сих пор не трактовал у нас никто Грозного. ... У Репина в самый момент, так сказать, нанесения зла сыну Грозный — любящий отец, всё забывший при виде крови, — как и раненый, понимает и сам благодушно раскаивается в своем проступке, получившем такую трагическую развязку.
На выставленную картину посыпались массовые жалобы, указывалось 82 обморока и истерики, вызванные длительным созерцанием картины. Она вызвала недовольство правительственных кругов, обер-прокурора К. П. Победоносцева и лично императора Александра III, после чего была снята с выставки. Это полотно Репина стало первой в Российской империи картиной, подвергшейся цензуре. В том же 1885 году картину для своей галереи купил Третьяков, но вместе с ней получил предписание не показывать и не говорить о шедевре. Этот запрет был снят только через три месяца[2][7] благодаря хлопотам близкого ко двору художника Алексея Боголюбова.
Несмотря на запрет, картина продолжала экспонироваться до конца выставки в Петербурге, а потом была отправлена в Москву, где ещё в течение пяти дней её могли видеть зрители в Московском училище ваяния и зодчества. 1 апреля Третьяков увёз картину в галерею, где она стояла на мольберте в закрытом для зрителей помещении[6]. Запрет публично демонстрировать картину смогли обойти в том же 1885 году: во «Всемирной иллюстрации» был опубликован рисунок С. Шамота «Перед картиною И. Е. Репина „Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года“», изображавший не только рассматривающую картину публику, но и саму работу Репина[8].
Притягательность картины И. Репина состояла в том, что художник смог почувствовать и передать весь ужас, овладевший царем, после того, как стало понятно, что случившегося не исправить. Она стала памятником Ивану-царю и Ивану-человеку, одному из самых сложных и трагических государей нашей истории[16].
Описание
Композиция полотна лаконична: тёмная комната с ромбовидным узором на стенах, в центре которой две фигуры выделяются из сумеречного пространства. Вокруг них виден результат борьбы: опрокинутый стул и тюфяк, сбитые в кучу персидские ковры и окровавленный посох. Иван Грозный взглядом прижимает к себе умирающего сына, пытаясь зажать кровавую рану на его голове[2][7]. Эмоциональное отчаяние и испуг отца контрастируют с бессильно падающим на ковры телом царевича. Репин передаёт сложную гамму чувств и состояний отца и сына[6].
Цветовая гамма картины основана на красно-коричневых, ярко-красных и красно-розовых цветах[17]. Такой колорит усиливает трагическое звучание сцены. Ковры, одежда Грозного и царевича, предметы интерьера написаны в тревожном освещении[7]. Одежда героев антонимична: чёрный подрясник отца и светлый кафтан сына. Многие зрители отмечают чувство беспокойства, возникающее при просмотре картины[2], благодаря оперной условности композиции, например, в изображении неестественно расширенных глаз Ивана Грозного[18].
Картина отражает версию событий, изложенную Н. М. Карамзиным и обросшую подробностями[19].
Иван Грозный, от нечего делать, зашёл без стука в покои супруги царевича и увидел, что она лежит из-за жары в одной только тонкой сорочке, что по нормам того времени было недозволенным нарушением приличий. Разъярённый ревнитель морали принялся колотить беременную невестку посохом, а прибежавшего на шум и пытавшегося защитить жену царевича Ивана, шарахнул в висок острым концом посоха, отчего Иван и скончался (что и изображено на полотне Репина).
Рассматривая визуальные эффекты, представляющие эту ситуацию, видно, что картина Репина, сохраняя определённые признаки исторической живописности (аутентичность предметов быта, одежды), до предела её драматизирует[9].
Отзывы
Отклики на картину Репина были самыми разными: от восторженных до критических и даже криминальных. С одной стороны, автора упрекали в искажении исторической правды (сыноубийство не доказано), а значит в клевете на власть и, как следствие, в неуважении к власти. С другой стороны, критиковали сам художественный строй композиции. Превозносили Репина за выразительную психологизацию антитез «убийца — убитый» и «отец — сын»[18].
положительные | отрицательные |
---|---|
«Ничего более сильного, страшно реального и смелого не создал Репин. <…> По всей вероятности, картина эта сделается предметом разнообразных суждений, может быть, совсем противоположных. Найдут, что она ужасна, что она даже отвратительна, что нет драмы, нет художественной цели, нет художественного удовлетворения для зрителя. <…> Она, наверно, вызовет такие отзывы, и это совершенно естественно, ибо почти всякая вещь, резко и смело выделяющаяся из общего уровня, вызывает борьбу мнений, споры и ссоры даже. Но никто не скажет, что Репин кого-нибудь повторяет, что картина бесталанна, что она не свидетельствует о росте художника, об искании им новых путей»[20]. | «Сегодня я увидел эту картину и не мог смотреть на неё без отвращения. <…> Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта его картина просто отвратительна»[21]. |
«Картину г. Репина можно совершенно уподобить романам Достоевского. Между двумя художниками есть что-то общее. У обоих замечается сила красок, глубина и смелость в обрисовке даже будничных деталей, огромный психический анализ и способность оставить на зрителе и читателе впечатление горячечного бреда»[22]. | "… Гофмаршал Зиновьев стал догонять и заговорил: «Ваше величество! Вы едете сейчас на выставку, увидите там картину Репина „Иван Грозный“… Вы увидите эту ужасную, отвратительную картину… Ваше Величество, это невозможная картина, её нельзя позволять выставлять»[23]. |
«…Меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она, вещь, в уровень таланту. Судите сами. Выражено и выпукло выдвинуто на первый план — нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решённая только двумя фигурами … И как написано, боже, как написано! В самом деле, вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он… вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребёнок, хочет ему улыбнуться: „Ничего, дескать, папа, не бойся!“. Ах, боже мой! Вы решительно должны видеть!!!… Ну, хорошо! Успокоимся. Довольно. Поговорим спокойно. Что же из этого следует? Ведь искусство (серьезное, о котором можно говорить) должно возвышать, влить в человека силу подняться, высоко держать душевный строй … Ну, а эта картина возвышает? … Не знаю. К чорту полетели все теории!… Впрочем, позвольте… кажется, возвышает, не знаю наверное, как и сказать. Но только кажется, что человек, видевший хотя раз внимательно эту картину, навсегда застрахован от разнузданности зверя, который, говорят, в нём сидит. Но может быть и не так, а только… вот он зрелый плод»[24]. | «Вообще анализ рисунка приводит меня к тому убеждению, что художник или вовсе не пользовался натурой, или же он рисовал с натуры отдельно фигуру отца и фигуру сына, а затем. уже от себя, составил их вместе. <…> Вследствие диссонанса между ярко освещённым розовым халатом сына и чёрным, небрежно написанным кафтаном отца, нарушилась общая гармония»[25].
«… Художник впал в шарж и непозволительное безвкусие, представив, вместо царского облика, какую-то обезьяноподобную физиономию. В сознании каждого из нас, на основании впечатлений, вынесенных из чтения исторических повествований, из художественных пластических или сценических воспроизведений личности Иоанна Грозного, составился известный образный тип этого Царя, который не имеет ничего общего с представленным на картине г. Репина»[26]. |
«Кровь, кровь! кричали кругом. Дамы падали в обморок, нервные люди лишались аппетита. Можно было бы обойтись и без крови. <…> Нам жаль нервных людей, но ради их спокойствия мы не пожертвуем великим психологическим откровением, в котором художник-психолог достиг своего апогея по силе анализа, по его сложности, по мощи изображения, по живописному совершенству. Гармония красок, ужасное лицо царя, полное какой-то мучительной поэзии, прекрасное, но не лишенное отталкивающих черт отца, лицо царевича, отделка деталей — всё соединяется в этой картине в высшее художественное впечатление»[27]. |
История покушений на картину. Вандализм и реставрация
1913 год
Новая волна интереса к картине Репина была вызвана покушением на неё 16 января 1913 года. Максимилиан Волошин обвинил художника в том, что тот своим «душераздирающим зрелищем» спровоцировал вандала, вызвав у него приступ душевной болезни[2][18].
Абрам Балашов, сын крупного фабриканта, иконописец и старообрядец исполосовал лица Ивана Грозного и царевича на картине[28], при этом он кричал: «Довольно крови! Долой кровь!»[5]. Вечерние газеты Петербурга и Москвы 16 января 1913 года и утренние 17 января вышли с ошеломляющим известием о том, что картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подверглась варварскому нападению и жестоко пострадала. Преступника схватили служащие галереи, вызвали полицию, которая его и допросила. На первом же допросе Балашова стало очевидно, что он душевнобольной человек[6].
Реставрация
Для реставрации картины вызвали Репина, который привёз свои краски, из Эрмитажа пригласили знаменитого в то время реставратора Богословского, которому помогал художник Грабарь. Богословский перенёс картину на новый холст и подготовил её к живописному этапу реставрации. Несмотря на то, что Репин переписал голову Грозного, Грабарь смыл масляные краски керосином и заново выполнил работу акварельными красками, так как масляные краски со временем изменяются[5].
2018 год
Ещё одно вандальное нападение на картину произошло в 25 мая 2018 года. Игорь Подпорин, безработный из Воронежа, за пять минут до окончания работы Третьяковской галереи прорвался в уже пустой зал сквозь группу сотрудников музея, проводивших плановый обход перед их закрытием[18]. Столбиком ограждения он разбил стекло и нанёс три удара по центральной части полотна — фигуре царевича[6]. Толстое стекло, защищавшее работу от перепадов температуры и влажности, было разбито. Холст был порван в трёх местах. Падающее стекло серьёзно повредило авторскую художественную раму. Вандал объяснял свой мотив с идеологической стороны: «Про эту картину я давно уже слышал. Даже Путин по телевизору говорил: то, что на ней, — неправда. И Иван Грозный же святой. В книгах написано. <…> Очень меня возмутила картина этого Репина. Иностранцы же туда ходят, увидят такое — и что они про нашего русского царя подумают? И про нас? Это провокация против русского народа, чтобы к нам плохо относились»[18].
Реставрация
На этот раз реставрация картины заняла больше времени, чем в 1913 году[2], так как и до нападения картина находилась в плачевном состоянии из-за некачественной первой реставрации[29]. После тщательного исследования картины реставраторами, технологами, проведения советов с ведущими специалистами была выработана научно обоснованная методология реставрации произведения[7]. Реставрация заняла четыре года (завершилась в мае 2022 года). Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке создали специальную мастерскую и гигантский роботизированный реставрационный стол[30].
Картина в искусстве
- Картина присутствует в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». В начале комедии её показывают, предвосхищая дальнейший ход событий. В середине фильма на неё смотрит перемещённый в XX век Иван Грозный.
- В 2019 году в книге «Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства» С. А. Багдасаровой вышел художественный рассказ об обоих нападениях «Поклёп на праведного Иоанна»[31].
- В 2021 году исландский художник Рагнар Кьяртанссон сделал видеореконструкцию «Грозный-прегрозный» двух актов вандализма для выставки в Доме культуры «ГЭС-2». События 1913 и 2018 годов параллельно демонстрировались на двух гигантских экранах[30].
Литература
- Лясковская О. А. К истории создания картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» // Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. Т. 1. М.: Советский художник, 1956. — С. 187—197.
- Лясковская О. А. Илья Ефимович Репин. — М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1953. — 244 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Маненок А. Ю. Дух времени и проблематика в работах И.Е. Репина (на примере картины «Иван Грозный и его сын Иван») // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 2 (28). — С. 245—246.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Карасёва А. Т. Мистификация вокруг картины Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года // Бизнес и дизайн ревю. — 2023. — № 1 (29). — С. 79—85. — ISSN 2541-9951.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Филиппова О. Н. Психологизм в творчестве И.Е. Репина // Актуальные проблемы науки и техники : Сборник трудов по материалам IX Международного конкурса научно-исследовательских работ. — 2022. — С. 45—62.
- ↑ 4,0 4,1 Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга 3. — М.: Книга, 1989. — С. 209. — 732 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Мудрогель Н. А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. — Л.: Художник РСФСР, 1962. — С. 127—130. — 206 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Чурак Г. История одной картины Иван Грозный и сын его Иван . Лаврус (4 декабря 2019). Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Репин Илья (1844-1930) Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года . Моя Третьяковка. Третьяковская галерея. Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Мутья Н. Н. Аллюзия в русской исторической живописи второй половины XIX века // Вестник СПбГУ. Серия 15. — 2013. — Вып. 1. — С. 108—116. — ISSN 2221-3007.
- ↑ 9,0 9,1 Мароши В. В. С иконой и ножом: о семиоэстетических причинах вандализма А. Балашова // Критика и семиотика. — 2020. — № 1. — С. 279–291. — ISSN 2307-1737.
- ↑ Костюк К. Илья Ефимович Репин (1844-1930). Том 20. — М.: Издательский дом «Комсомольская правда»; издательство «Директ-медиа», 2010. — С. 30. — 48 с.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Лясковская О. А. Илья Ефимович Репин. — М.: Издательство Государственной Третьяковской галереи, 1953. — С. 128. — 244 с.
- ↑ Костюк К. Илья Ефимович Репин (1844-1930). Том 20. — М.: Издательский дом «Комсомольская правда»; издательство «Директ-медиа», 2010. — С. 35. — 48 с.
- ↑ Лясковская О. К истории создания картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» . Артпоиск. Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ «Картина крови», или как Илья Репин царевича Ивана убивал // Русский вестник. — 2007. — 22 ноября.
- ↑ Летопись искусств, театра и музыки // Всемирная иллюстрация. — 1885. — № 840. — С. 158.
- ↑ Козьменко В. М., Якеменко Б. Г. «И учал государь царь рыдати и плакати...» (к вопросу об убийстве Иваном Грозным своего сына Ивана 16 ноября 1581 г.) // Вестник РУДН, серия История России. — 2015. — № 4. — С. 146—154.
- ↑ Фёдоров-Давыдов А. А. О картине И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» . Артпоиск (1959). Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 Ельшевская Г. История одной картины: «Иван Грозный и сын его Иван» . Журнал Арзамас (6 июня 2022). Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ Нечаев С. Ю. Иван Грозный. Жены и наложницы «Синей Бороды». — М.: АСТ, 2010. — С. 48—49. — 320 с. — ISBN 978-5-17-069653-6.
- ↑ Незнакомец [Суворин А. С.] Картина Репина // Новое время. — 1885. — 12 февраль (№ 3218). — С. 1.
- ↑ К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. Т. 1, полутом 2. — Москва, Петроград, 1923. — С. 498–499.
- ↑ [Гнедич П. П.] ХIII передвижная выставка. Историческая живопись. Репин // Санкт-петербургские ведомости (Художественный обозрение).. — 1885. — 16 февраль (№ 46).
- ↑ Крамской И. Н. Письма, статьи: в 2 т. Том 2. / Подготовка к печати и примечания С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1966. — С. 193. — 532 с.
- ↑ Письмо И. Н. Крамского к А. С. Суворину от 21 января 1885 года // И. Н. Крамской. «Письма». Том. II. — С. 324—325.
- ↑ Ландцерт Ф. П. По поводу картины И. Е. Репина «Иван Грозный и его сын, 16 ноября 1581 года». Лекция, читанная ученикам Академии художеств профессором Ф. П. Ландцертом // Вестник изящных искусств. — СПб.: Императорская Академия художеств. — 1885. — Т. 3, вып. 2. — С. 195—196.
- ↑ Ландцерт Ф. П. По поводу картины И. Е. Репина «Иван Грозный и его сын, 16 ноября 1581 года». Лекция, читанная ученикам Академии художеств профессором Ф. П. Ландцертом // Вестник изящных искусств. — СПб.: Императорская Академия художеств. — 1885. — Т. 3, вып. 2.
- ↑ Михеев В. И. И. Е. Репин // Артист. Книга 4-я. — 1893. — № 29. — С. 108.
- ↑ Шокарев С. Ю. О новом нападении на картину И. Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» // Историческая экспертиза. — 2018. — № 3. — С. 209—211.
- ↑ Гутарева А.Ю. Современные технологии в реставрации на примере стола-мольберта для картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» // Диск-2022 : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, в рамках Всероссийского форума молодых исследователей «Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века». Часть 2. — 2022. — С. 83—85.
- ↑ 30,0 30,1 Дудакова-Кашуро А., Орлова М., Маркина Т. Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве . The Art Newspaper Russia (14 марта 2023). Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ Багдасарова С. А. Воры, вандалы и идиоты: Криминальная история русского искусства. — М.: Бомбора, 2020. — С. 230.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Картины по алфавиту
- Знание.Вики:Хорошие статьи о живописи
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Картины 1885 года
- Картины Ильи Репина
- Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи
- Повреждённые картины
- Иван Грозный в культуре и искусстве
- Картины на исторические сюжеты
- Монархи в изобразительном искусстве
- 1581 год в России
- Всеволод Гаршин
- Рюриковичи в живописи