Антонимы

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Логотип музыкальной группы "Little Big", название которой является антонимом (маленький - большой)

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνυμα — «имя») — слова, относящиеся к одной и той же части речи, различные по фонетике и написанию, обладающие противоположными лексическими значениями[1]. Примеры: «добро и зло», «мокрый и сухой», «солнечный и пасмурный». Ярче всего явление антонимии проявляется в словах, обозначающих противоположные качества.

Лексические единицы языка взаимосвязаны не только через ассоциативные отношения, основанные на их сходстве или близости, как это происходит с лексико-семантическими вариантами многозначного слова. Большинство лексических элементов не обладают свойствами, позволяющими установить антонимические отношения, что делает невозможными их противопоставления. Тем не менее, в переносном значении данных слов может возникать антоним. Таким образом, в контексте антонимии реально существуют антонимические связи для слов с прямым значением. В подобных случаях эти сочетания слов выполняют эмфатическую функцию и имеют особую стилистическую значимость. Например: «золотой — полушка медная», что подразумевает различие между дорогим и дешёвым[2].

Феномен антонимии

С лингвистической точки зрения антонимия демонстрирует парадигматические отношения, которые складываются между словами. Противопоставления можно объяснить не только языковыми взаимосвязями, но и тем, как люди воспринимают окружающий мир, где противоположности играют одну из ключевых ролей[3].

Классификация

Классификация по виду выраженного понятия

Основной классификационный признак для антонимов — вид выражаемого понятия. Антонимы представлены несколькими группами коррелятов:

  • Контрадикторные: противоположные понятия, способные дополнить друг друга до целого. Пример: «добрый и злой».
  • Контрарные: понятия, обозначающие кардинально противоположные свойства некоего объекта или сущности, при наличии между таковыми промежуточных звеньев. Пример: «молодой и старый», промежуточной стадией будет «зрелый».
  • Векторные: антонимы, которые указывают на действия, обладающие противоположной направленностью. Пример: «вход и выход».

Также среди антонимов выделяются и другие категории:

  • Конверсивы: они указывают на одинаковую ситуацию с позиций разных лиц, касающихся её. Например, «купля и продажа».
  • Прагматические: отличающиеся в определённом контексте распространённого использования. Например, противопоставление земли и неба, льда и пламени[4].

Классификация по основным параметрам

С этими пересекается частеречная классификация антонимов, а в функциональном аспекте возможно пересечение всех типов классификаций[5].

  •    Разнокоренные/однокоренные.              
  •    Истинные / ложные (квазиантонимы).     
  •   Контрарные / контрадикторные (комплементарные).
  •  Соразмерные / несоразмерные.
  •  Общеязыковые (узуальные) /авторские (речевые, окказиональные).

Художественное значение

Антонимы часто используются как в литературе, так и в обыденной коммуникации, чтобы передать идеи и эмоции, внося при этом разнообразие и эстетическую ценность. К примеру, можно упомянуть о процессе объяснения ребёнку различия между положительными и отрицательными поступками, а также о границах допустимых и недопустимых действий[3] Антонимы встречаются в названиях произведений русской литературы, например, «Война и мир», «Живые и мёртвые».

Один из способов создания контраста — это оксюморон, представляющий собой сочетание слов с противоречивыми характеристиками, например «живой труп». Используя антонимы с разнообразными значениями, можно создавать игры слов с комбинированием разных смыслов: «молодая (в контексте невесты) была уже не слишком молода».

Основная стилистическая функция антонимов заключается в их умениях быть лексическим средством для передачи антитезы. Чаще всего антонимы встречаются в контексте антитез в поэзии. Их использование подчёркивает важные аспекты восприятия мира и авторского стиля. В стремлении к выразительности своего языка автор отдает предпочтение контрастирующим терминам, а не нейтральным. Антонимы помогают раскрыть противоречивую природу предметов и явлений[6].

Примечания

  1. Антоним // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Интелвак: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2001. — С. 42. — 1596 с.
  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — 7-е изд.. — Москва: Айрис-пресс, 2005. — 443 с. — ISBN 5-8112-1344-1.
  3. 3,0 3,1 Валгина Н.С. Современный русский язык: Лексические антонимы, их типы и роль в языке. — М.,: Электронная библиотека: учебники в электронном виде, 2002.
  4. Словарь антонимов русского язык. Soosle.ru. Дата обращения: 15 октября 2024.
  5. Собирова, Б. Б. Антонимия как языковое явление // Молодой учёный : журнал. — 2014. — № 4.
  6. Использование антонимов в художественном и публицистическом тексте.. Интернет-портал учителей РТ. Дата обращения: 15 октября 2024.