Землеустройство
Землеустро́йство — комплекс мероприятий, направленных на получение данных о состоянии земельных ресурсов, оптимизации их применения и обеспечению защиты. Комплекс включает разработку новых объектов Земли и модернизацию существующих с точным определением территориальных границ в местной среды. Особое внимание уделяется управлению земельными участками, как гражданами, так и юридическими лицами для развития сельскохозяйственного производства. Мероприятия охватывают специальную стратегию по организации территорий под нужды коренных малочисленных народностей[1].
Землеустройство в России
В XV—XVI веках землеустроительные работы выполняли представители известных княжеских и боярских фамилий. Одной из главных задач землеустройства всегда являлось межевание — работы по установлению на местности границ землевладений с выдачей подтверждающих документов. Во времена царствования Петра I появились усовершенствованные приёмы межевания с применением астролябии и мерной цепи.
Особую роль в развитии землеустройства в России сыграло Генеральное межевание земель, которое проводилось в соответствии с Манифестом о генеральном межевании земель Российской империи 1765 года. Такое название межевания связано с тем, что оно распространялось на все земли в Российской империи, проводилось по инициативе государства и носило общеобязательный характер. В то время земля признавалась товаром и для обеспечения её оборота придавали земле, которая в общем виде представляет собой территорию государства, характер вещи, то есть отдельного предмета материального мира. Такое обособление отдельного земельного участка от соседних земель происходило путём установления на границах участков межевых знаков, графического отображения границ и их описания в межевой книге.
Значительное влияние на развитие землеустройства оказала отмена крепостного права в 1861 году и последовавшая за этим земельная реформа. Масштабные землеустроительные мероприятия в отношении общинных крестьянских земель проводились с 1906 года в рамках столыпинской реформы. В 1907 году создан Комитет по землеустроительным делам, который занимался вопросами землеустройства в масштабах всей Российской империи, а в губерниях действовали губернские землеустроительные комиссии. В 1911 году принято Положение о землеустройстве, ставшее основным нормативным актом, регулирующим землеустроительную деятельность.
Целью землеустройства городских территорий в те годы являлось «правильное планирование» улиц, площадей и других мест. Городские земли делились на три группы: земли общего пользования (улицы, тротуары, площади, бечёвники, пристани, водяные сообщения в пределах городской черты); земли, предназначенные для извлечения доходов в городскую казну; земли специального назначения[2].
В первой половине XIX века понятия «землемерие» и «межевание» начали приобретать более чёткие очертания. Землемерие тогда представляло собой совокупность инженерно-геодезических работ, направленных на создание планов и карт местности. Эти работы включали в себя точные измерения расстояний, углов, высот, вычисления площадей земельных участков, а также их деление на более мелкие участки с последующим установлением границ.
Межевание представляло собой сугубо юридический процесс, направленный на формальное закрепление границ земельной собственности. Процесс межевания подразумевал не только проведение геодезических измерений, но и оформление всей необходимой документации, подтверждающей права собственника на землю. После завершения межевания и официального утверждения результатов, земельная собственность получала юридическую силу, а границы участка становились не просто линиями на плане, а неотъемлемой частью правового статуса земли. Это позволяло землевладельцу беспрепятственно владеть, использовать и распоряжаться своей собственностью, имея надёжную защиту своих прав от посягательств со стороны третьих лиц.
Межевой акт, являющийся итоговым документом процедуры межевания, играл роль юридического щита, защищающего права собственника. В нем подробно описывались границы земельного участка, его площадь, местоположение относительно соседних участков, а также сведения о собственнике. К межевому акту прилагались межевой план, детально отображающий границы на местности, и межевая книга, содержащая подробные описания границ, координаты межевых знаков и другую необходимую информацию[3].
Задачи землеустройства
Землеустройство решает следующие задачи:
- агроэкологические, социально-экологические и экономические оценки земельных ресурсов;
- условия специализации сельскохозяйственного производства, а также пропорции и состава земель;
- установление организационно-производственной структуры предприятия, включая состав, численность и размеры производственных подразделений;
- определение расселения и локализации сельских населённых пунктов, установление их границ и площадей;
- размещение земельных массивов для производственных целей и нужд;
- определение ограничений на использование земель;
- расположение производственных центров и хозяйств с учётом экологических норм;
- развитие животноводства с учётом природных ресурсов, социальных условий и рыночной конъюнктуры, а также размещение животноводческих ферм;
- проектирование инфраструктуры внутрихозяйственных дорог, мелиоративных и водохозяйственных объектов;
- планирование структуры пашни и севооборотов, размещение участка обработки почвы, удобрения, химической мелиорации и защиты растений;
- создание защитных зелёных полос, выполнение агротехнических мероприятий по борьбе с эрозией;
- разработка мер по охране земель, водных ресурсов, атмосферы и живой природы[4].
Принципы землеустройства
Землеустройство основывается на следующих принципах:
- снижение напряжённости между быстрым развитием производительных сил и ограниченными природными ресурсами;
- учёт природных, ландшафтных, экологических и агроэкологических характеристик местности при организации землевладения и землепользования, ориентированных на адаптацию;
- приоритет экологического и сельскохозяйственного землевладения и землепользования при перераспределении земельных участков;
- строгое следование законам различных секторов в области правового контроля за землевладением и землепользованием;
- комплексный подход к организации территории и производственной деятельности;
- экологическая, экономическая и социальная эффективность планирования территории;
- обеспечение устойчивости в вопросах землевладения и землепользования;
- согласование интересов общества в целом, отдельных направлений, а также землевладельцев и землепользователей[5].
Виды землеустройства
Землеустройство подразделяется на следующие виды:
- землепользование сельскохозяйственных предприятий;
- несельскохозяйственное землепользование (отвод земель);
- земельные фонды и территорий специального назначения[6].
Землеустроительная документация
Землеустройство основывается на следующих документах:
- схемы;
- карты объектов землеустройства;
- проекты внутрихозяйственного землеустройства;
- проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоение новых и рекультивация разрушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;
- материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
- тематические карты и атласы состояния и использования земель[2].
Природоохранные мероприятия
При разработке схемы землеустройства административного района одна из основных задач — охрана земельных и других природных ресурсов. В соответствии с действующим земельным законодательством охраняют количественные параметры и качественные свойства земли, как территориального объекта и средства производства. Экологической надёжности должны обладать все решения, касающиеся землеустройства.
Комплексные природоохранные мероприятия формируют на основе агроэкологического микрорайонирования по классам пригодности земель, однородным территориям и участкам. Это позволяет более точно определить возможности и ограничения для ведения сельского хозяйства, а также разработать целенаправленные природоохранные мероприятия.
Необходимо учитывать и техногенные факторы: загрязнения, возникающее в результате человеческой деятельности, и их влияние на сельскохозяйственное производство. Поэтому следует разработать рекомендации по восстановлению и реабилитации земель, которые пострадали от техногенных нарушений, а также внедрить системы мониторинга и контроля качества земель и окружающей среды.
В перечень первоочерёдных природоохранных мероприятий входят:
- защита земель от эрозии, засоления, заболачивания;
- прекращение и предотвращение разрушительных антропогенных воздействий на землю;
- рекультивация нарушенных земель;
- соблюдение режимов использования особо охраняемых территорий;
- охрана вод и атмосферы от загрязнения[7].
Примечания
- ↑ Маркшейдерия, геодезия, Землеустройство и кадастр, Картография, Энциклопедии, справочники и словари, Геоинформатика / Бородко А. В., Савиных В. П.. — М.: Геодезкартиздат, 2008. — 498 с. — ISBN 978-5-86066-078-6.
- ↑ 2,0 2,1 Васильева Н. В. Основы землепользования и землеустройства. — М.: Юрайт, 2016. — 376 с.
- ↑ Волков С. Н. Землеустройство. Теоретические основы землеустройства. — М.: Колос, 2001. — 496 с.
- ↑ Глухих М. А. Землеустройство с основами геодезии. — СПб.: Лань, 2022. — 168 с. — ISBN 978-5-8114-9016-5.
- ↑ Сизов А. П. Землеустройство и кадастр. — М.: МИИГАиК, 2013. — 73 с. — ISBN 978-5-91188-046-0.
- ↑ Сулин М. А. Основы землеустройства. — СПб.: Лань, 2002. — С. 111. — 128 с. — ISBN 5-8114-0456-5.
- ↑ Волков С. Н. Землеустроительное проектирование. — М.: Колос, 1998. — 632 с. — ISBN 5-10-003511-0.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |