Детство Люверс

Материал из «Знание.Вики»
Детство Люверс
Детство Люверс
Жанр повесть
Автор Борис Пастернак
Язык оригинала русский
Дата написания 1917—1918
Дата первой публикации 1922

«Детство Люверс» — повесть Бориса Пастернака об отрочестве Жени Люверс, написанная с зимы 1917 по весну 1918 года. Задумывалась автором как начало романа, который, однако, будет написан гораздо позже. Повести описывает ключевые вехи человеческой жизни, которые Пастернак часто выделял в своих работах, а именно: пробуждение младенческого сознания третьего года, пробуждение женственности в девочке-подростке, первая влюбленность и первая встреча со смертью. Как и в книге «Сестра моя — жизнь», написанной несколькими месяцами позже, важная роль отводится творчеству Михаила Лермонтова.

Сюжет

Сюжет книги едва намечен, и построен на жизнеописании Жени Люверс, главного персонажа повести; в частности затронута тема взаимной влюбленности девочки и её репетитора.

Женя родилась и выросла в Перми, в семье, в которой родители мало уделяли внимания детям. Мама иногда невпопад осыпала Женю и её брата Серёжу ласковыми прозвищами, которые скорее смущали их, и проводила с ними целые часы тогда, когда им менее всего этого хотелось. Но чаще она держалась отстранённо и была с ними необоснованно раздражительна[1]. Отец занимался торговой деятельностью и почти всегда был в отъездах, редко обедал и почти никогда не ужинал дома. Среди людей, заходивших к отцу по делам был симпатичный бельгиец Негарат, который вынуждено вернулся на родину. Перед отъездом он оставил часть своих книг у Цветкова, чтобы при желании Люверс могли ими пользоваться.

В начале повествования описано событие, когда проснувшись среди ночи, Женя испугалась огней и звуков на другом берегу реки и расплакалась. Отец, который в это время играл в карты с гостями, вошёл в детскую и пристыдил Женю, коротко объяснив, что это Мотовилиха. На утро девочка попыталась узнать о Мотовилихе больше и выяснила, что это казённый завод и делают там чугун. Однако, самые существенные, беспокоящие её вопросы она предпочла скрыть и не задала их. Этот, описанный Пастернаком эпизод, был тем моментом, когда девочка вышла из младенчества, в котором «находилась ещё ночью».

Жени росла, но для неё и её брата Серёжи это по прежнему были годы одиночества. Повзрослевших их отдали на обучение в гимназию Екатеринбурга, где они завязали новые знакомства: Женя сдружилась с Лизой Дефендовой, дочкой псаломщика, Сережа подружился с братьями Ахмедьяновыми.

Однажды Женя забралась на поленницу и увидела в соседском саду трёх незнакомок, которые через некоторое время проследовали в калитку, а невысокий хромой человек нёс за ними большой альбом. Так она мимолётно увидела Цветкова, о котором говорил Нерагат и который был другом её репетитора Диких. С Цветковым, виденным единожды и никак более в повествовании не появляющимся, связана мысль Жени о любви к ближнему в библейском смысле слова: о человеке вообще. Ночью у Дефендовых, у которых девушка жила из-за болезни мамы, она опять увидела Цветкова, тот удалялся от окна с поднятой в руке лампой. За ним двинулись, перекашиваясь, длинные тени, и следом сани, которые быстро вспыхнули и пропали во мраке. И когда Диких сообщает Жене о смерти Цветкова она вскрикнула и бросилась вон из комнаты. Диких ошибочно связывает это проявлении эмоций и влюблённостью девушки — «очевидно, покойный произвёл на эту маленькую женщину особо глубокое впечатление, которому есть своё имя».

В повести Пастернак затрагивает тему взросления девочки, об интуитивном постижении Женей смысла слов «мама беременна» и своей женственности, так например, в части «Долгие дни» центральное место занимает первое кровотечение и последующие за этим события[2][3].

Публикации и критика

«Детство Люверс» опубликовано в 1922 году в альманахе «Наши дни», после чего Пастернак стал известен не только как поэт, но и как прозаик. Публикация произведения вызвала противоречивые отзывы среди читателей.

Михаил Кузмин, назвавший её рассказом о детстве, писал: «Но интерес Пастернака не в детской, пожалуй, психологии, а в огромной волне любви, теплоты, прямодушия и какой-то целомудренной откровенности эмоциональных восприятий автора». Советский литературовед Лазарь Флейшмана в своей работе рассматривается взросление героини повести. Под взрослением понимается «неоднонаправленное движение между непониманием и пониманием», а «Детство Люверс», таким образом, — это «повесть о „феноменологическом“ прояснении познаваемого — через заблуждение, через туманное познание, о процессах „приведения к ясности“».

Д. Быков в книге «Борис Пастернак» писал о повести «Детство Люверс»: "Новая интонация, чуждая экзальтации, новая проза с упрощенным синтаксисом и пристальным вниманием к деталям оказывались возможны только там, где речь шла о детстве героини: остальные две части Пастернак печатать не стал.

В «Детстве Люверс» впервые появится мысль о том, что не человек работает над жизнью, а жизнь — над человеком, и работа эта благотворна — «Если доверить дереву заботу о его собственном росте, дерево все сплошь пойдет проростью, или уйдет целиком в корень, или расточится на один лист, потому что оно забудет о вселенной, с которой надо брать пример, и, произведя что-нибудь одно из тысячи, станет в тысячах производить одно и то же».

Примечания

  1. Пастернак Б. Л. Детство Люверс. — М.: Время, 2018.
  2. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / сост. В. И. Новиков. — М.: Олимп, ACT, 1997. — 896 с.
  3. Акимова А. С. Повесть Бориса Пастернака "Детство Люверс" в контексте гендарных исследований // Новый филологический вестник : сборник. — 2021. — Т. 57, № 2.

Ссылки

Детство Люверс, текст