Сестра моя — жизнь

Материал из «Знание.Вики»
Сестра моя — жизнь
Сестра моя — жизнь
Издание
Обложка первого издания книги "Сестра моя жизнь"
Жанр книга стихов
Автор Борис Пастернак
Язык оригинала русский
Дата написания 1917—1922
Дата первой публикации 1922

«Сестра моя — жизнь» — третий сборник стихотворений Бориса Пастернака в основу которых лёг его роман с Еленой Александровной Виноград, в том числе две его поездки к Елене в Саратовскую губернию летом и осенью 1917 года. Большинство стихов сборника написаны в этот же период в Москве. Отдельные стихотворения из будущей книги были печатаны в 19181920 годах. Сборник вышел тиражом 1000 экземпляров в 1922 г.оду, в московском издательстве З. И. Гржебина[1][2].

История создания

По словам Пастернака Елена Виноград попросила подарить ей книгу со стихами, но признавая, что стихи его плохи он переклеил поверх листов сборника «Поверх барьеров» новые, рукописные. Таким образом, в обложке «Поверх барьеров» оказалась рукопись большинства стихотворений, которые впоследствии войдут книгу «Сестра моя — жизнь». В таком виде книга была подарена Елене Виноград в июне 1917 года, перед её отъездом из Москвы в Саратовскую губернию.

В стихах сборника получили отклик два события. Одно из них — произошедшая накануне в Петербурге и молниеносно распространившаяся на всю Россию революция. Октябрьская революция всё ещё вызывала оптимистические настроения части интеллигенции, которая чувствовала кризис царской власти, усугубленный затянувшейся кровавой войной с Германией.

В Москве события исторические события протекали относительно мирным характером событий. Доносившиеся до москвичей новости не открывали всего неконтролируемого разгула насилия и произвола. Поэтому в мироощущении Пастернака вспыхнула новизна пробудившегося чувства и общественного подъема. В стихах Пастернак дал художественное описание этого подъёма так, как он ощущался в Москве. Мотивы освобождения от всевозможных оков, раскрепощение и свобода естественным образом связана с революционными настроениями российского общества.

Втором важном для Пастернака событием стала влюблённость и роман с Еленой Александровной, что тоже нашло своё выражение в книге стихов «Сестра моя жизнь».

Когда я заканчивал „Поверх барьеров“, девушка, в которую я был влюблён, попросила меня подарить ей эту книгу. Я чувствовал, что это нельзя — я увлекался в то время кубизмом, а она была сырая, неиспорченная, — и я тогда поверх этой книги стал писать для неё другую — так родилась „Сестра моя — жизнь“, она так и не узнала об этой подмене.Борис Пастернак

Летом 1910 года Елена Виноград и её двоюродный брат Александр Штих снимали дачу в имении Майковых под Москвой. Пастернак, который дружил с Александром, часто бывал у них в гостях и однажды во время прогулки по шпалам до станции Софрино Штих, чтобы доказать своё безразличие к смерти, лёг на шпалы между рельсами.

Письмо Пастернака к А. Штиху:

«Я очень много думал двумя образами, которые упорно кочевали за мной: тобою и Леной. Ах, как ты лёг тогда! Ты не знаешь, как ты упоенно хотел этого; ты не спрашивай себя, ты ничего не знаешь; я тебе говорю — ты бы не встал. Можешь не верить себе — это третьестепенно. Я никому и ничему не верю, — но это я знаю, ты бы остался между рельс. Ты ведь был неузнаваем. А Лена меня поразила. Она сказала: „Я ему не дам, это моё дело“, и потом тебе: и я даже не слышал, потому что она взяла тебя за голову так, как это предписал Софокл одному своему символу переполнившейся нежности, в самом начале своей лучшей драмы, которая живет сейчас может быть только за этот жест. Знаешь, в первом стихе Антигона держит (зачерпнув) голову Исмены… Ведь в сущности я был влюблён в нас троих вместе»

Подмеченная Пастернаком нежность Елены, обращенная к двоюродному брату, была не случайна — между ними действительно в этот период развивались серьёзные отношения, отношения которые сама Елена переживала болезненно, и которые трагически отразились на её восприятии мира. Пастернак, узнал об этом позднее, во время романа с Еленой Виноград. После этого его отношения с Александром Штихом изменятся, поэт на долгое время откажется от всяких встреч, и прежней дружбы между ними больше не будет.

Дважды в течение лета-осени 1917 года Пастернак приезжал к Елене Виноград в Балашов и Романовку что отразилось на любовной теме книги и вылилось в серию стихотворений. Поездка также раскрыла перед Пастернаком положение страны, четвёртый год ведущую войны. Писатель проникся духом перемен, который как естественный голос природы «казалось, вместе с людьми митинговали и ораторствали дороги, деревья и звёзды». Такое видение природы как собеседника и соучастника переживаний стало отличительной особенностью творчества Пастернака, хотя и явилось одной из причин разлада в отношениях с Еленой. Образ Елены, как человека не идущего на компромисс с совестью и судьбой, воспринимался Пастернаком и как образ революции, в которой он видел стремление покончить и несправедливостью и претворить в жизнь естественное желание человека говорить собственным голосом.

Сама книга и стихотворение, открывающем её первый цикл, — «Памяти Демона» посвящена Михаилу Лермонтову. Именно он был для Пастернака в то время «олицетворением творческой смелости и открытий, основанием повседневного свободного поэтического утверждения жизни».

Строение книги

В окончательной редакции книга издана в 1922 году с указанием «Лето 1917 года» в Москве и Берлине издательством З. И. Гржебина. Книга состояла из следующих циклов[3]:

  • «Памяти Демона»
  • Не время ль птицам петь
    • Про эти стихи
    • Тоска
    • «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе…»
    • Плачущий сад
    • Зеркало
    • Девочка
    • «Ты в ветре, веткой пробующем…»
    • Дождь
  • Книга степи
    • До всего этого была зима
    • Из суеверья
    • Не трогать
    • «Ты так играла эту роль…»
    • Балашов
    • Подражатели
    • Образец
  • Развлеченья любимой
    • «Душистою веткою машучи…»
    • Сложа весла
    • Весенний дождь
    • Определение души
    • Болезни земли
    • Определение творчества
    • Наша гроза
    • Заместительница
  • Песни в письмах, чтобы не скучала
    • Воробьевы горы
    • Mein Liebchen, was willst du noch mehr?
    • Распад
  • Романовка
    • Степь
    • Душная ночь
    • Еще более душный рассвет
  • Попытка душу разлучить
    • Мучкап
    • Мухи мучкапской чайной
    • «Дик прием был, дик приход…»
    • «Попытка душу разлучить…»
  • Возвращение
    • «Как усыпительна жизнь…»
    • У себя дома
  • Елене
    • Елене
    • Как у них
    • Лето
    • Гроза, моментальная навек
  • Послесловье
    • «Любимая,- жуть! Когда любит поэт…»
    • «Давай ронять слова…»
    • Имелось
    • «Любить,- идти,- не смолкнул гром…»

Переиздания

По общему мнению этот сборник Пастернака был самым удачным, поэтому книга неоднократно переиздавалась как при жизни Пастернака, так и в последующие десятилетия. Отзывы критиков на книгу были весьма благоприятными. Отметили высокие художественные достоинства книги и современники Пастернака — поэты Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Осип Мандельштам. По характерному стилю автора, книга относится к раннему творчеству Пастернака[4].

Когда я читаю «Сестру мою жизнь» Пастернака — я испытываю ту самую чистую радость вульгатности, освобожденной от внешних влияний мирской речи, чёрной поденной речи Лютера, после напряженной, пусть понятной, всем, всем, конечно, понятной, но ненужной латыни, заумной некогда, но давно переставшей быть заумной, к великому огорченью монахов. Так радовались немцы в своих черепичных домах, впервые открывая свеженькие, типографской краской пахнущие, свои готические библии.Осип Мандельштам, «Заметки о поэзии», 1923

Примечания

  1. Сборник "Сестра моя - жизнь" Комментарии. Дата обращения: 26 августа 2023.
  2. Замятин Дмитрий. Внутренняя география пространства. Геономика любви в книге Бориса Пастернака «Сестра моя жизнь» // Новая Юность. — 2008. — № 82.
  3. Б.Л.Пастернак Сестра моя - жизнь. INfOLIO электронная библиотека. Дата обращения: 26 августа 2023.
  4. Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2. Заметки о поэзии. — М.,: Художественная литература, 1990..

Литература

  • С. Н. Бройтман. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя — жизнь». М.: Прогресс-Традиция, 2007. 608 с.