День воспитателя и всех дошкольных работников
День воспита́теля и всех дошко́льных работников — профессиональный праздник в Российской Федерации. Учреждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2016 года № 577 «Об установлении профессионального праздника — Дня воспитателя и всех дошкольных работников». Дата празднования — ежегодно 27 сентября[1].
Праздник установлен с целью повышения престижа работы воспитателей и других специалистов дошкольных учреждений, исходя из приоритетов государственной политики России в области защиты детства и развития социальных институтов[2]. Основная цель праздника — привлечь общественное внимание к детским садам и дошкольному образованию, а также выразить благодарность всем тем, кто участвует в воспитании детей[3].
История праздника
Первое празднование Дня воспитателя прошло в Санкт-Петербурге в 2003 году. В 2004 году он был учреждён по инициативе ряда общероссийских педагогических изданий — «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование», «Обруч» — и поддержан авторами многих базовых дошкольных программ, педагогами детских садов и родителями. В 2016 году Распоряжением Правительства Российской Федерации праздник был установлен на государственном уровне[2].
Дата приурочена к открытию первого детского сада в Санкт-Петербурге — 27 сентября 1863 года. Первые курсы для подготовки воспитательниц для работы в детсадах заработали в городе на Неве в 1871 году[4].
Термин «детский сад» является прямым переводом немецкого слова «Kindergarten». Он возник в XIX веке, когда в Германии был основан первый «детский сад», где маленькие дети могли развивать свои навыки под чутким руководством заботливых и опытных «садовниц». Идея принадлежит педагогу Фридриху Фрёбелю, и вскоре его философия обрела популярность в разных странах, включая Россию. В конце XIX — начале XX веков последовательницы Фрёбеля в Российской империи стали называться «фребеличками». В 1863 году в Петербурге открыт первый в стране детский сад благодаря Аделаиде Симонович, одной из «фребеличек». Она полагала, что в детском саду дети должны подготовиться к школьному обучению, развиваясь через игры, знакомясь с письменностью, счётом и азбукой. В учреждение принимали детей в возрасте от 3 до 8 лет, с которыми проводились различные занятия и игры. Для малышей были созданы комфортные условия: был двор с садом для игр и занятий, просторные залы и рекреации. Детям в процессе игр показывали жизнь крестьян, учили русскому народному творчеству. Первоначально детский сад был платным, и только состоятельные семьи могли позволить себе такую услугу. В учреждении работали образованные и строгие «садовницы», которые обеспечивали детям комфортные условия для игр и обучения[5].
С 1866 по 1870 годы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси были открыты несколько частных платных детских садов[2]. Позже, в 1866 году, благотворительное «Общество дешёвых квартир в Петербурге» открыло бесплатный детский сад для детей из бедных семей, где проводились уроки молитвы, рисования, лепки и даже преподавали курс «родиноведения». При заведении работала также школа, была прачечная и кухня и швейная мастерская для пошива детского белья Одновременно вместе со своим супругом Аделаида Симонович начала издавать журнал «Детский сад», посвящённый вопросам дошкольного образования[5].
1867 году инициировано создание комиссии детских садов при Санкт-Петербургском педагогическом собрании. Тем не менее, развитие детских садов в России сопровождалось оживленными дискуссиями, так как национальные традиции воспитания в основном акцентировались на семейных ценностях. В итоге, к 1882 году в стране существовало лишь 37 платных дошкольных учреждений, а к 1896 году их число увеличилось до 60. Бесплатные детские сады для нуждающихся граждан были крайне ограничены. К концу XIX века губернские управы начали открывать ясли-сады для крестьянских семей, стремясь улучшить условия для детей в сельской местности[2].
Развитие дошкольных учреждений шло крайне медленно. В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. Эта сфера практически не финансировалась. Так, к примеру, в 1913 году в государственном бюджете по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребёнка-дошкольника в размере 1 копейка в год[5].
После 1917 года дошкольные учреждения вошли в государственную систему образования. 20 декабря 1917 года принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию», в которой определялись основные принципы бесплатности и доступности дошкольного образования. Перед педагогами ставились цели формирования эмоционального состояния и поведения детей в духе коммунистической морали, а также развития трудовых навыков. Одним из приоритетов стало укрепление здоровья детей и освоение базовых знаний. Осенью 1917 года в России было уже 280 детских садов[5].
В 1936 году принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», целью которого стало выделение педагога как центральной фигуры в дошкольных учреждениях. В этот период разработаны Устав детского сада и «Руководство для воспитателя»[6][7].
Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) многие дети остались без родителей, что стало причиной создания дошкольных интернатов и круглосуточных детских домов. 1959 году созданы ясли, куда могли принимать детей с двух месяцев. В это время также разработали комплексную типовую программу воспитания, ставшую основным документом для всех детских садов страны.
В период с 1965 по 1970 годы специалисты внедрили шестиуровневую систему работы с детьми, основанную на знании, понимании, применении, анализе, синтезе и оценке. В эти годы количество детей в детских садах превысило 15 миллионов. Между 1984 и 1990 годами в стране была представлена первая «Типовая программа обучения в детском саду», которая подготавливала детей к школе с шестилетнего возраста[5].
Традиции празднования
В день праздника в различных регионах страны традиционно проходят официальные мероприятия, посвящённые работникам дошкольного образования. В этот день принято поздравлять не только воспитателей, но и весь персонал — завучей, нянечек и других сотрудников. Их мудрость, терпимость и настойчивость во многом определяют то, какими вырастут их воспитанники. Главными участниками праздника становятся сами малыши. Они подготавливают концерты, театральные постановки и утренники, на которых выражают свою благодарность педагогам. Звучат песни, читаются стихотворения, проводятся конкурсы.
В этот день представители родительского комитета также проявляют свою признательность педагогам дошкольного воспитания, они дарят воспитателям цветы и памятные подарки[3].
См. также
Примечания
- ↑ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2016 г. № 577 «Об установлении профессионального праздника - Дня воспитателя и всех дошкольных работников» . Гарант. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 День воспитателя и всех дошкольных работников . РИА Новости. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 День воспитателя . Комсомольская правда. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Первый детский сад в России . Российская газета. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 «Садовницы» для малышей. Какими были первые детские сады в России . Аргументы и факты. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». (Извлечение). 4 июля 1936 г. . Электронная библиотека исторических документов. Дата обращения: 19 сентября 2024.
- ↑ Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936 «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» . КонсультантПлюс. Дата обращения: 19 сентября 2024.