Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики
Izhevsk Opera.jpg
Основан 1993
Жанры Опера, балет, оперетта, концерт, музыкальная комедия, мюзикл, рок-опера
Здание театра
Местоположение Удмуртская Республика, Ижевск, Пушкинская улица, 221
Архитектор Клейменов
Вместимость 698 мест
Руководство
Директор Фомин Алексей Юрьевич
Главный дирижёр Роготнев Николай Серафимович
Главный балетмейстер Маркелов Николай Игоревич
Главный хормейстер Елисеева Людмила Ивановна
Сайт https://operaizh.ru/plan_of_auditorium.php

Госуда́рственный теа́тр о́перы и бале́та Удму́ртской Респу́блики — культурный центр Удмуртской Республики. На сегодняшний день это единственный театральный коллектив с академической программой в республике[1].

Театр, построенный по проекту архитектора С. Клейменова, был открыт в Ижевске в октябре 1984 года[2]. В 1993 году учреждение обрело статус Государственного театра оперы и балета Удмуртии[3].

История

Началом работы театра оперы и балета можно считать появление в 1931 году Удмуртского драматического театра, где в 1934 году один сезон выступает труппа оперного театра[3]. С ноября 1934 года Удмуртский театр становится частью театрального комбината, в который также входят Русский драматический театр и театр оперы и балета[4]. В этот период в театре начинает активно формироваться собственный оркестр и хор, которые находятся под руководством дирижёра Д. С. Васильева-Буглая. В этот период коллектив театра ставит несколько оперных спектаклей, среди которых «Князь Игорь», второе действие которого исполнялось отдельно на удмуртском языке[4]. В том же 1934 году начинает свою деятельность балетная студия для молодежи, которую возглавляет Н.А. Горский; эта студия впоследствии станет основой для формирования балетной труппы театра[3].

В 1935 году театральный комбинат расформировывается, и работа театра оперы прерывается[4]. Однако, в республике продолжают осуществляться постановки оперных и балетных спектаклей. История театра возобновляется, когда в 1958 году начинает работу Музыкально-драматический театр. На сцене театра, наряду с классическими опереттами, появляются национальная музыкальная комедия «Любушка» Г. Корепанова-Камского (1959), первая национальная опера «Наталь» Г. Корепанова, (1961), первый национальный балет «Италмас» и опера-балет «Чипчирган» Г. Корепанова-Камского (1961, 1964)[3].

С 1973 года театр преобразован в Музыкальный театр УАССР[3]. Важным моментом в развитии театра становится расширение репертуара. Помимо оперетт, которым ранее уделялось основное внимание, продолжают развиваться постановки удмуртских авторов. Кроме того, в репертуаре театра появляются масштабные оперные и балетные спектакли. В 1984 году театр получает новое здание на Центральной площади Ижевска[5]. 80-е годы возвращают на сцену произведения П. И. Чайковского: оперы «Евгений Онегин», «Иоланта», балет «Лебединое озеро».

В 1993 году театр получил статус Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики. Несмотря на трудные времена, труппа театра осуществила постановки «Севильского цирюльника», «Русалки» и первой в Ижевске оперы на языке оригинала «Флория Тоска», а также оперу «Пиковая дама»[6].

С 2015 года театр носит имя Петра Ильича Чайковского, что стало заслуженным признанием многолетнего вклада его коллектива в популяризацию и пропаганду музыкального наследия великого композитора. Театр систематически проводит гастрольные туры по многим городам как в России, так и за границей[3].

Репертуар

Репертуар театра активно развивается на протяжении всей его истории. Уже в 1930 годы XX века на сцене театра осуществлялись такие постановки оперных спектаклей как «Русалка» Даргомыжского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Чио-Чио-Сан» Пуччини, «Фауст» Гуно, «Севильский цирюльник» Россини, , «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Паяцы» Леонкавалло, «Князь Игорь» Бородина (в последнем второе действие исполнялось отдельно на удмуртском языке)[4].

После перерождения в 1958 году в Музыкально-драматический театр на сцене появляются первые национальные оперы, оперетты и балеты. В 1950 — 1960-е годы зритель знакомится с национальной музыкальной комедией «Любушка» Г. Корепанова-Камского (1959), первой национальной оперой «Наталь» Г. Корепанова (1961), первым национальным балетом «Италмас» и оперой-балетом «Чипчирган» Г. Корепанова-Камского (1961, 1964)[3].

С 1973 года театр получил новый статус — Музыкальный театр УАССР. В этот период начинается активная работа по модернизации театра, нацеленного на создание Театра оперы и балета. В 80 годах на сцене вновь начинают звучать произведения Чайковского: «Евгений Онегин», «Иоланта» и балет «Лебединое озеро». Репертуар театра значительно расширяется с добавлением оперы Верди «Травиата» и балета «Жизель» Адана. Оперетта также пользуется большим успехом у зрителей[6].

Активно в этот период происходит работа с произведениями удмуртских композиторов: операми А. и Г. Корепановых «Мятеж» (1980), «Заговор» (1987); оперой-балетом «Чипчирган» Г. Корепанова-Камского (1993); детским музыкальным спектаклем «Сказке о богатыре Эйдаре, прекрасной Айно и злом волшебнике Уйпери» Е. Копысовой (1987)[4].

С 1993 года театр носит статус Государственного Театра оперы и балета Удмуртской Республики. На современном этапе в репертуаре театра балеты П. И. Чайковского, чьё имя театр носит с 2015 года, («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица») и три его оперы («Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама»)[3]. В репертуар включены также мировые драмы: оперы Беллини, Бизе, Верди, Доницетти; такие классические балеты как «Жизель» Адана, «Пахита» и «Дон Кихот» Минкуса и разновидности балета-драмы — «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина; оперетты «Летучая мышь» Штрауса, «Королева чардаша», «Марица» Кальмана, «Весёлая вдова» Легара, «Прекрасная Галатея» Зуппе, и отечественная музыкальная комедия: «Дамских дел мастер», «Моя жена — лгунья» Ильина, Лукашова; «Бабий бунт» Птичкина; «Русский секрет» Дмитриева; «Проделки Ханумы» Канчелия. Театр активно развивает жанр мюзикла, который представлен спектаклем Шабалина, Шкурихина «На краю любви», основанный на мотивах удмуртского эпоса. В танце-модерне и неоклассике воплощены балеты по мотивам мировой литературы: «Унесённые ветром» (Митчелл), «Ромео и Джульетта — ХХ век», а также оригинальные постановки вроде «Не ревнуй меня к Бродвею» на основе романа С. Моэма, балета-ревю «Vivat, Дягилев!». Особое внимание уделяется работе с молодым поколением: театр активно проводит детские и юношеские программы, разнообразные концертные мероприятия[3].

Примечания

  1. Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского. Культура.РФ. Дата обращения: 6 декабря 2024.
  2. Ксения Аксенова. 6 октября театр оперы и балета в Ижевске отмечает свое 38-летие. Комсомольская правда. Дата обращения: 6 декабря 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 История театра. Ижевск. Опера. Балет. Дата обращения: 6 декабря 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 А.Н. Голубкова, Р.А. Чуракова. Музыкальная культура Удмуртии. — Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2004. — 348 с.
  5. Ксения Аксенова. Скульптуры на крыше, акустические ямы и стена Цоя: интересные факты про театр оперы и балета в Ижевске 6 октября зданию театра исполнилось 40 лет (6 октября 2024 14:14). Дата обращения: 6 декабря 2024.
  6. 6,0 6,1 Театр оперы и балета Удмуртской Республики. Эпоха музыки и танца: история в лицах и постановках. Дата обращения: 6 декабря 2024.

Литература

  • Голубкова А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. — Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2004. — С. 156—159, 204. — 348 с.
  • Грязев Г.Г. Любимый Ижевск. — Ижевск: "Издательство "Удмуртия", 2015. — С. 100—103.
  • Аскарова О.Е., Бободжанова Н.Г., Градобоева Т.Н., Корняева Г.А., Пояркова Т.А. Мой Ижевск: Книга для чтения по краеведению. — Ижевск: "Удмуртия", 2006. — С. 104—107. — 160 с.

Ссылки