Глиптика
Гли́птика — раздел прикладного искусства и археологии, посвящённый изготовлению и изучению резных камней с углублённым (интаглио) или рельефным (камея) изображением. Термин происходит от греческого слова греч. γλυπτική («искусство резьбы») и охватывает как художественное творчество, так и научную дисциплину, исследующую историю, технику и символику резных гемм[1][2].
История
Истоки глиптики восходят к древним цивилизациям Ближнего Востока — Шумеру, Аккаду и Вавилону, где уже в III тысячелетии до н. э. использовались цилиндрические печати из твёрдых камней (сердолик, гематит, лазурит). Эти печати служили для нанесения оттисков на глиняные таблички и упаковку товаров, одновременно выполняя функции подписи и оберега[3].
В эпоху Древнего Египта получили распространение скарабеи — амулеты в форме жуков-скарабеев с выгравированными на их плоском основании иероглифами или сценами. В эллинистический и римский периоды глиптика достигла высокого художественного уровня: мастера создавали как интаглио — углублённые изображения для получения оттисков на воске или свинце, так и камеи — рельефные композиции, служившие украшениями для колец, брошей и диадем[4].
Византийская и средневековая Европа сохранили традиции античной глиптики, хотя их масштабы значительно сократились. Возрождение интереса к античному наследию в эпоху Ренессанса вызвало новый расцвет глиптики в Италии и Франции. С XVI века резные камни стали коллекционироваться как произведения искусства. Особенно ценными считались античные образцы, копии с которых выполнялись в мастерских Милана, Парижа и Дрездена[5].
Техника и материалы
Для изготовления гемм (резных камней) использовались полудрагоценные и поделочные минералы с высокой твёрдостью по шкале Мооса: сердолик, агат, халцедон, яшма, оникс, сардинкс, аметист и др. Предпочтение отдавалось материалам с многослойной структурой, что позволяло создавать многоцветные камеи — например, белый рельеф на тёмном фоне у сардинкса[6].
Работа над геммой требовала высокой квалификации: изображение вырезалось вручную с помощью миниатюрных резцов, абразивных порошков (например, алмазной пыли) и специальных токарных станков. Мелкие размеры (обычно от 1 до 3 см) и сложность рельефа или углубления делали каждую гемму уникальным произведением миниатюризации[7].
Типы глиптических изделий
- Интаглио — углублённое изображение, предназначенное для получения оттиска. Широко использовалось в античности как печать.
- Камея — рельефное изображение, вырезанное на многослойном камне. В основном служила украшением.
- Скарабеи — египетские амулеты с резными изображениями на плоской стороне.
- Геммы-печати — миниатюрные изделия с гравировкой, использовавшиеся для скрепления документов[7].
Символика и функции
Резные камни имели не только утилитарное и декоративное значение, но и глубокую символическую нагрузку. На геммах изображались боги, мифологические сцены, животные, астрологические символы и аллегорические фигуры, отражавшие верования, статус и личные убеждения владельца. В поздней античности и в Средние века геммы часто наделялись магическими или целебными свойствами[8][9].
Глиптика в науке и коллекционировании
Современная глиптика — междисциплинарная область, объединяющая археологию, искусствоведение, нумизматику и минералогию. Изучение гемм помогает реконструировать культурные связи, художественные стили и даже биографии исторических личностей. Крупнейшие собрания античной глиптики находятся в Британском музее (Лондон), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Ватиканских музеях, Государственном музее берлинских древностей и в Парижской монетной палате[10].
Выдающимися мастерами этого искусства в России были резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов[1]. Возрождение искусства глиптики в России в ХХ веке началось в Санкт-Петербурге и связано с именем Александра Левенталя[11]. Глиптика остаётся важным свидетельством художественного гения и технического мастерства древних и средневековых мастеров. Её произведения — не только миниатюры, но и исторические документы, запечатлевшие эстетику, верования и повседневную жизнь прошлых эпох[10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Глиптика. Большая российская энциклопедия - электронная версия. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ «глиптика» в словарях: написание, значение, ударение, словоизменение. Метасловарь Грамота.ру. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ Искусство глиптики. Журнал Навигатор Ювелирной Торговли - официальный сайт ©. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ Глиптика. © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ Популярная художественная энциклопедия. Глиптика. © 2000-2025 NIV. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ Общие сведения о самоцветах в библиотеке московского геммологического центра - Геология самоцветов. mgc-labs.ru © 2014–2025 Московский геммологический центр. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Выставка камнерезного искусства открылась в Эрмитаже. © 2014–2025 АО «Издательский дом «С.-Петербургские ведомости». Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ Геммы, инталии, камеи. treeland.ru. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ Гемма. Большая российская энциклопедия - электронная версия. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ 10,0 10,1 Геммы. © Интернет-сайт «Ярмарка Мастеров». Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ В Екатеринбург привезли выставку петербургской глиптики. Сетевое издание «Культура-Урала.РФ». Дата обращения: 3 ноября 2025.