Глиптика

Почтовая марка России с изображением камеи Гонзага
Глиптика Марии Магдалены. Выставлена в Немецком музее драгоценных камней, Идар-Оберштайн.

Гли́птика — раздел прикладного искусства и археологии, посвящённый изготовлению и изучению резных камней с углублённым (интаглио) или рельефным (камея) изображением. Термин происходит от греческого слова греч. γλυπτική («искусство резьбы») и охватывает как художественное творчество, так и научную дисциплину, исследующую историю, технику и символику резных гемм[1][2].

История

Истоки глиптики восходят к древним цивилизациям Ближнего Востока — Шумеру, Аккаду и Вавилону, где уже в III тысячелетии до н. э. использовались цилиндрические печати из твёрдых камней (сердолик, гематит, лазурит). Эти печати служили для нанесения оттисков на глиняные таблички и упаковку товаров, одновременно выполняя функции подписи и оберега[3].

В эпоху Древнего Египта получили распространение скарабеи — амулеты в форме жуков-скарабеев с выгравированными на их плоском основании иероглифами или сценами. В эллинистический и римский периоды глиптика достигла высокого художественного уровня: мастера создавали как интаглио — углублённые изображения для получения оттисков на воске или свинце, так и камеи — рельефные композиции, служившие украшениями для колец, брошей и диадем[4].

Византийская и средневековая Европа сохранили традиции античной глиптики, хотя их масштабы значительно сократились. Возрождение интереса к античному наследию в эпоху Ренессанса вызвало новый расцвет глиптики в Италии и Франции. С XVI века резные камни стали коллекционироваться как произведения искусства. Особенно ценными считались античные образцы, копии с которых выполнялись в мастерских Милана, Парижа и Дрездена[5].

Техника и материалы

Для изготовления гемм (резных камней) использовались полудрагоценные и поделочные минералы с высокой твёрдостью по шкале Мооса: сердолик, агат, халцедон, яшма, оникс, сардинкс, аметист и др. Предпочтение отдавалось материалам с многослойной структурой, что позволяло создавать многоцветные камеи — например, белый рельеф на тёмном фоне у сардинкса[6].

Работа над геммой требовала высокой квалификации: изображение вырезалось вручную с помощью миниатюрных резцов, абразивных порошков (например, алмазной пыли) и специальных токарных станков. Мелкие размеры (обычно от 1 до 3 см) и сложность рельефа или углубления делали каждую гемму уникальным произведением миниатюризации[7].

Камея африканского короля Париж Вавилон
Постклассика; Глубокая печать; Интаглио Драгоценные камни

Типы глиптических изделий

  1. Интаглио — углублённое изображение, предназначенное для получения оттиска. Широко использовалось в античности как печать.
  2. Камея — рельефное изображение, вырезанное на многослойном камне. В основном служила украшением.
  3. Скарабеи — египетские амулеты с резными изображениями на плоской стороне.
  4. Геммы-печати — миниатюрные изделия с гравировкой, использовавшиеся для скрепления документов[7].

Символика и функции

Резные камни имели не только утилитарное и декоративное значение, но и глубокую символическую нагрузку. На геммах изображались боги, мифологические сцены, животные, астрологические символы и аллегорические фигуры, отражавшие верования, статус и личные убеждения владельца. В поздней античности и в Средние века геммы часто наделялись магическими или целебными свойствами[8][9].

Глиптика в науке и коллекционировании

Современная глиптика — междисциплинарная область, объединяющая археологию, искусствоведение, нумизматику и минералогию. Изучение гемм помогает реконструировать культурные связи, художественные стили и даже биографии исторических личностей. Крупнейшие собрания античной глиптики находятся в Британском музее (Лондон), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Ватиканских музеях, Государственном музее берлинских древностей и в Парижской монетной палате[10].

Вы­даю­щи­ми­ся мас­те­ра­ми это­го искусства в Рос­сии бы­ли рез­чи­ки А. А. Еса­ков, И. А. Ши­лов, П. Е. Доб­ро­хо­тов[1]. Возрождение искусства глиптики в России в ХХ веке началось в Санкт-Петербурге и связано с именем Александра Левенталя[11]. Глиптика остаётся важным свидетельством художественного гения и технического мастерства древних и средневековых мастеров. Её произведения — не только миниатюры, но и исторические документы, запечатлевшие эстетику, верования и повседневную жизнь прошлых эпох[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Глиптика. Большая российская энциклопедия - электронная версия. Дата обращения: 3 ноября 2025.
  2. «глиптика» в словарях: написание, значение, ударение, словоизменение. Метасловарь Грамота.ру. Дата обращения: 3 ноября 2025.
  3. Искусство глиптики. Журнал Навигатор Ювелирной Торговли - официальный сайт ©. Дата обращения: 3 ноября 2025.
  4. Глиптика. © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».. Дата обращения: 3 ноября 2025.
  5. Популярная художественная энциклопедия. Глиптика. © 2000-2025 NIV. Дата обращения: 3 ноября 2025.
  6. Общие сведения о самоцветах в библиотеке московского геммологического центра - Геология самоцветов. mgc-labs.ru © 2014–2025 Московский геммологический центр. Дата обращения: 3 ноября 2025.
  7. 7,0 7,1 Выставка камнерезного искусства открылась в Эрмитаже. © 2014–2025 АО «Издательский дом «С.-Петербургские ведомости». Дата обращения: 3 ноября 2025.
  8. Геммы, инталии, камеи. treeland.ru. Дата обращения: 3 ноября 2025.
  9. Гемма. Большая российская энциклопедия - электронная версия. Дата обращения: 3 ноября 2025.
  10. 10,0 10,1 Геммы. © Интернет-сайт «Ярмарка Мастеров». Дата обращения: 3 ноября 2025.
  11. В Екатеринбург привезли выставку петербургской глиптики. Сетевое издание «Культура-Урала.РФ». Дата обращения: 3 ноября 2025.

Ссылки