Вредные советы
«Вре́дные сове́ты» — цикл стихотворений с советами и поучениями, которые в весёлой форме дают детям модель, как не надо себя вести и жанр литературы. Вредные советы доводят ситуацию до абсурда с помощью приёмов сатиры и юмора[1]. Автором первых вредных советов и создателем нового жанра является русский писатель Григо́рий Бенцио́нович О́стер[2].
История создания
Судя по названию, вредные советы — это советы, которые приносят вред. Такая форма выбрана как противоположность нравоучениям, которые читают взрослые детям. Если взрослые дают такие полезные советы, как: «Умывайтесь по утрам», «Здоровайтесь друг с другом», «Убирайте за собой игрушки» и т. п., то зачастую многие дети всё делают наоборот. Вредные советы рассчитаны на то, что, сделав по привычке всё наоборот, дети в итоге поступят правильно[3]. Создателем первых «вредных советов» и нового жанра детской литературы, посредством иронии показывающего, как не следует поступать, стал русский писатель и драматург Григорий Остер.
Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» – они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.Григорий Остер, Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей.
Первый вредный совет «Храбрый повар» был опубликован в журнале «Колобок» в 1983 году. Дальше публикации продолжились в других различных журналах и долгое время выходили как отдельные небольшие произведения, а первый сборник вышел только в 1990 году. Остер называл жанр этих своих стишков «педагогикой от противного», так как они пародировали штампы педагогической морали[2]. Помимо определённого содержания, эти стихи имели ещё и заданную стихотворную форму[4].
Если ты остался дома
Без родителей один,
Предложить тебе могу я
Интересную игру
...
Нужно в папины ботинки
Вылить мамины духи,
А потом ботинки эти
Смазать кремом для бритья,
...
Бросить в суп, который мама
Приготовила с утра,
И варить с закрытой крышкой
Ровно 70 минут.
Что получится — узнаешь,
Когда взрослые придут.Храбрый повар
В основе «Вредных советов» лежат различные фольклорные жанры детской литературы: «страшилки» и «садистские стишки», «небылицы-перевёртыши», которые перестраивают имеющийся порядок, играют с ним[5][1]. Цель «Вредных советов» — посредством переворачивания, гиперболизации и юмора показать типичное поведение детей в обычных для них обстоятельствах[6][1].
Дальнейшая жизнь «Вредных советов»
Первоначально Григорий Остер создал «Вредные советы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Первая же книга получила такое распространение, что впоследствии вышли «Вредные советы-2», затем «Вредные советы-3», а потом Григорий Остер начал давать название книгам в соответствии с общей мыслью советов в данной книге. На настоящее время вышло более 10 книг с самыми разнообразными советами[7]. В 1980 и 1986 годах в сборнике «Весёлая карусель» вышли два мультика с одноимённым названием на материале «Вредных советов» Г. Остера.
В 2013 году Г. Остер издал сборник «советов» для взрослых с названием «Вредные советы жуликам, ворам и борцам с коррупцией»[8].
Отвечая на вопросы своих детей, не забывайте: всё, что вы скажете, может быть использовано против вас.
Перед сном читайте ребенку не сказки, а нотации. Так он гораздо быстрее заснёт.
Если вы спрятали от детей спички и сами не можете найти, потому что забыли, куда их сунули, спросите у детей — они покажут.
Объясните своему ребенку, что он должен научиться вести себя скромно и прилично, чтобы никто не догадался о его истинных намерениях.
В 2012 году «Вредные советы» Остера были положены на музыку. Композитор М. Б. Броннер создаёт песни на стихи Остера: «Десять ну очень вредных советов»: «Если вы по коридору», «Начиная драку с папой», «Вишнёвый сок», «Что творится по ночам», «Когда роняет чашку гость», «Нет приятнее занятья», «О тихих мальчиках и терпеливых девочках», «Если не купили вам…», «Когда тебя родная мать». Так, в произведении «Если мама в магазине вам купила только мяч…» композитор передаёт эмоциональное состояние капризного ребёнка за счёт резко и пронзительно звучащего хора. Такой урок, преподнесенный со сцены, помогает ребятам посмотреть на себя со стороны, оценивая свое поведение в соответствии с реакцией слушателей[3].
«Вредные советы» стали популярными как риторический приём, частный случай иронии[9]. У них появилось много поклонников и последователей, которые стали писать свои вредные советы, подражая Остеру: анти-советы для обручающихся ораторскому мастерству[9], «вредные советы», для директоров школ[10] и т. п. На основе стихов в виде вредных и полезных советов (по типу вредных советов Г. Остера) были сняты мультфильмы на тему «Правила поведения на железной дороге»[11].
Я создал новый жанр и очень этим горжусь. Как когда-то кто-то придумал сонеты, и потом великие поэты — Шекспир, Петрарка - писали венки сонетов. Вот так я придумал жанр «вредные советы», если вы заглянете в интернет, то увидите, что огромное количество народу работает в этом жанре. Я надеюсь, что когда-нибудь в нём будут работать великие поэты, которые напишут гораздо более интересные советы, чем написал я. А жанр останется, я в этом убеждён.Григорий Остер
Особенности
Ещё в 1980-е годы в творчестве Г. Остера появляется склонность к постмодернизму — течению, которое смывает все границы. Автор сознательно отказывается от «приличной» (стилистически чистой и тематически «правильной») официальной литературы и создаёт свою собственную, в которой приемлемо всё: анекдоты, цитаты, ужастики («Школа ужасов»), задачи для родителей («Противные задачи»), вредные советы для детей («Вредные советы»), придуманные как "прививка от глупости[12].
Самые ранние «Вредные советы», как заметила М. Порядина, заполнили идеологический вакуум, возникший после исчезновения стихов о Ленине, Родине и партии[13]. Они приглашали читателя к независимому мышлению и созданию собственной концепции мира и власти. Остер отмечал, что советы писались с целью раскрыть ребёнку механизм, с помощью которого ему морочат голову, сделать своеобразную прививку против стереотипов, которые в пяти-восьмилетнем возрасте ещё не актуальны[12].
Каждый совет — это маленькая комичная сценка, в них автор как бы отказывается говорить со своим читателем серьёзно. Мы не найдём в этих советах никаких поучений и нравоучений, никаких назиданий и никакой «морали». Автор вообще не делает никаких выводов, предоставляя читателям возможность сделать выводы самостоятельно[12].
Остер использует в основном два приёма: он берёт стандартную ситуацию и либо доводит её до логического конца, отчего она становится совсем уж нелепой, либо предлагает неожиданный, парадоксальный финал. Подобные «советы» звучат столь убедительно ещё и потому, что автор обращается к детям на их языке, и его логика — типичная логика детского размышления на тему «что было бы, если бы…»[1].
Литература
- Григорий Остер. «Вредные советы»: Росмэн; 1999
- Зурабова К. Вредные советы с поляны сказок: штрихи к портрету Григория Остера // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 5. — С. 32-37.
- Григорий Остер, Надежда Панченко. «Во мне доминирует удав» (интервью) // Смена. — 2009. — № 12. — С. 38-39.
- Полева Е. А. Педагогические взгляды детского писателя Г. Остера и особенности их выражения // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 6 (134). — С. 86-92.
- Порядина М. Бесполезные советы // Детская литература. — 2000. — № 2/3. — С. 26-28.
- Рудова Л. Остер: от вредных советов до президентского сайта // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. — 2008. — № 2 (58). — С. 192—202.
- Винниченко О. А. О вредных советах и серьёзных сказках: презентация книг Г. Б. Остера // Читаем, учимся, играем. — 1998. — № 8. — С. 125—126.
- Терехина Т. В. О пользе вредных советов: литературная игра по произведениям Э. Успенского и Г. Остера для учащихся 5-6 классов // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 6. — С. 72-75.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Полева Е. А. Педагогические взгляды детского писателя Г. Остера и особенности их выражения // Вестник ТГПУ. — 2013. — № 6 (134). — С. 86—92. — ISSN 1609-624X ISSN: 1609-624X.
- ↑ 2,0 2,1 Скорондаева А. Восемь вредных советов Григория Остера . Российская газета (27.11.2022). Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Горбатова О. В. Сочинения для детского хора М. Б. Броннера: опыт осмысления // ASPEСTUS. — 2017. — № 2. — С. 42—48. — ISSN 2311-3545 ISSN: 2311-3545.
- ↑ Урок 61. Г.Б. Остер «Вредные советы». Конспект урока . Российская электронная школа. Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ Котвицкая В., Полева Е. А. Жанр «небылицы-перевертыша» в русской детской поэзии 1920-х годов // I Всероссийский фестиваль науки: Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 25–29 апреля 2011 года): материалы конференции: в 6 т. Т. 2: Филология. Ч. 1: русский язык и литература. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. — С. 77–83.
- ↑ Григорий Остер. «Заставлять ребенка читать скучную книгу – учить его вам не верить» // Аргументы и факты. — 2009. — 17 ноября.
- ↑ Вредные советы – краткое содержание Остер (сюжет произведения) . Мир вдохновения.ру (10.01.2020). Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ Кочеткова Н. КУЛЬТУРА Писатель Григорий Остер: "Не надо любить власть как собственных родителей" . Известия (26 ноября 2007). Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ 9,0 9,1 Сивачева Е. Ораторский Клуб (август 2014). Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ Зверева Т.И. Как сделать школу неуспешной // Директор школы. — 2019. — № 2 (235). — С. 24—27.
- ↑ Суровцева В. А., Булдаков М. А., Важенин А. А., Осипов К. А., Сокерин Д. М. «Советы Аркадия Паровозова»: мультипликационные фильмы по правилам безопасности на желеной дороге // Педагогическое проектирование: идеи и решения : Сборник статей. — Киров, 2022. — Вып. 5. — С. 236—240.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Гришанкова И. В. Григорий Остер и его "Вредные советы" // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. — 2010. — Вып. 1 (7). — С. 60—64.
- ↑ Порядина М. Бесполезные советы // Детская литература. — 1999. — № 2—3. — С. 28.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |