Военные суды Российской Федерации

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Военные суды Российской Федерации (до 21 апреля 1992 года — военные трибуналы) — являются специализированными органами судебной системы, рассматривающими дела, связанные с военной службой, военнослужащими и определёнными аспектами национальной безопасности, фактически осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации. Эти суды входят в общую судебную систему страны, но обладают особым статусом и компетенцией[1].

Деятельность военных судов регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными актами, касающимися судебной системы. Основным правовым документом, определяющим их функции и полномочия, является Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»[1][2].

Структура военных судов организована по территориальному принципу, с учётом расположения воинских гарнизонов. Основными уровнями являются гарнизонные военные суды, которые рассматривают дела военнослужащих в пределах своего гарнизона, и окружные (флотские) военные суды, выполняющие функции суда второй инстанции и рассматривающие более сложные дела в первой инстанции. Высший орган военной юстиции — Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — осуществляет апелляционное, кассационное и надзорное производство по делам, рассмотренным нижестоящими военными судами[1].

Военные судьи являются штатными военнослужащими, однако их деятельность независима от командования и подчиняется исключительно закону. Для занятия должности судьи требуется юридическое образование, определённый стаж работы в правовой сфере и официальное назначение в установленном порядке[1].

История

История военных судов в России насчитывает несколько столетий и отражает развитие военной и правовой систем государства. Военные суды в России прошли путь от стихийных форм отправления правосудия в войсках до специализированных органов судебной власти с четкой структурой и компетенцией[3].

Древняя Русь и Московское государство

В Древней Руси (IX—XIII века) система правосудия в войсках была крайне упрощенной и опиралась в основном на нормы обычного права, дополнявшиеся положениями «Русской Правды» — первого свода письменных законов. Князья и их ближайшие помощники, воеводы, выступали одновременно военными руководителями и судьями. Судопроизводство носило личный характер: решения о наказаниях за преступления, такие как предательство, трусость или грабежи, принимались непосредственно князем или по его поручению. Основная цель заключалась в поддержании дисциплины, а формы наказаний могли быть как формализованными, так и произвольными, исходя из ситуации. Военных судов как института не существовало, и любое разбирательство велось на основании сложившихся традиций[3].

С укреплением Московского государства (XV—XVI века) судопроизводство в армии стало более системным. Ключевую роль в этом сыграли Судебники 1497 и 1550 годов, которые регламентировали порядок рассмотрения дел и наказаний за преступления. Однако специальные суды для воинов по-прежнему отсутствовали: дела разбирались в рамках общего суда, а судебные функции в армии по-прежнему выполняли воеводы. Такой подход объяснялся слабой институционализацией государства и ограниченными ресурсами. Однако уже в этот период закладывались основы для формирования специализированного военного правосудия[4].

Период Империи: XVIII—XIX века

Начало XVIII века стало эпохой масштабных реформ при Петре I, что привело к созданию регулярной армии и, как следствие, к необходимости формирования специализированного военного правосудия. В 1716 году был принят Воинский устав, который впервые ввел четкие правила для рассмотрения военных преступлений. Этот документ стал основой для создания первых военных судов, называвшихся полевыми судами. Такие суды формировались из офицеров, назначаемых для рассмотрения конкретных дел. В их компетенцию входили преступления, связанные с нарушением воинской дисциплины, дезертирством, неподчинением приказам и другими серьёзными проступками[3].

С развитием системы военного правосудия в XVIII—XIX веках начали формироваться устойчивые институциональные структуры. При Екатерине II был издан «Устав благочиния», расширивший компетенцию военных судов и усиливший их роль в обеспечении порядка в войсках. В начале XIX века, в период правления Александра I, система военных судов приобрела разделение на гарнизонные и полевые суды. Гарнизонные суды занимались делами, происходившими внутри гарнизонов, тогда как полевые суды функционировали непосредственно в боевых условиях. Важным этапом стало принятие в 1867 году Устава военных судов Российской империи, который закрепил независимость военных судей от командования и разделил гражданское и военное правосудие. Эти реформы способствовали профессионализации системы и укреплению законности[3][5].

Советский период: 1917—1991 годы

После Октябрьской революции 1917 года прежняя система военного правосудия была упразднена, и на смену ей пришли революционные военные трибуналы. Иными словами военные суды получили название «военные трибуналы». Они были учреждены в 1918 году при всех фронтах и в действующих армиях, а 14 октября того же года приказом Реввоенсовета Республики был образован Революционный военный трибунал Республики. Эти трибуналы действовали на основании декретов и часто руководствовались политической целесообразностью, а не правовыми нормами. В период Гражданской войны (1917—1922) трибуналы играли ключевую роль в обеспечении дисциплины в Красной армии. Они рассматривали дела о дезертирстве, саботаже, предательстве, а также о нарушениях революционного порядка. Решения принимались быстро, часто без полноценного судебного разбирательства, что делало трибуналы инструментом подавления оппозиции и поддержания власти большевиков[3].

В 1930-е годы трибуналы стали частью судебной системы Советского Союза. В 1934 году они были включены в систему Народного комиссариата юстиции. Их деятельность в значительной мере была связана с политическими процессами, включая дела о шпионаже, измене и саботаже. В годы Великой Отечественной войны (1941—1945) трибуналы приобрели особую важность, поскольку их главной задачей было поддержание дисциплины на фронте. Они рассматривали дела о самовольном оставлении позиций, дезертирстве, панике, а также о предательстве. После войны деятельность трибуналов стала более формализованной, что нашло отражение в законе СССР «О судоустройстве» 1958 года. Этот документ закрепил юридические основы работы военных судов, что способствовало их частичной деполитизации[6][7].

Современная Россия: с 1991 года

Распад Советского Союза в 1991 году ознаменовал начало новой эпохи для военных судов. Прежние военные трибуналы были преобразованы в военные суды Российской Федерации. В 1992 году был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который определил статус военных судов как части общей судебной системы. Эти суды стали независимыми от военного командования, а их деятельность подчинена исключительно закону[3].

Принятый в 1999 году Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» окончательно сформировал современную структуру военных судов. Наиболее низким уровнем стали гарнизонные суды, которые рассматривают дела на уровне воинских частей и гарнизонов. Следующий уровень представлен окружными (флотскими) судами, выполняющими функции апелляционной инстанции. Наивысшим органом является Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, которая рассматривает наиболее сложные и важные дела, включая надзорное производство[8].

В XXI веке военные суды играют важнейшую роль в обеспечении дисциплины и правопорядка в вооруженных силах. Они рассматривают широкий спектр дел, включая уголовные дела военнослужащих, административные споры, дела о нарушении прав военнослужащих и их семей. Кроме того, военные суды участвуют в решении вопросов, связанных с государственной тайной и национальной безопасностью, что делает их ключевым элементом судебной системы современной России[3][8].

Полномочия

Военные суды Российской Федерации являются специализированными судами, входящими в единую судебную систему страны. Их полномочия определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность судебной системы. Военные суды рассматривают дела, связанные с правонарушениями в сфере военной службы, защитой прав военнослужащих и обеспечением национальной безопасности[1].

Рассмотрение уголовных дел, связанных с преступлениями военнослужащих

Военные суды обладают исключительным правом рассматривать уголовные дела, связанные с преступлениями, совершенными военнослужащими, а также гражданами, призванными на военные сборы. Такие дела охватывают широкий круг нарушений, включая дезертирство (ст. 338 УК РФ), нарушение правил несения военной службы (ст. 337 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 286 УК РФ) и другие. Компетенция военных судов по этим вопросам закреплена в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» (ст. 7, ст. 9), а порядок рассмотрения дел регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (гл. 64)[9].

Данный аспект их деятельности направлен на поддержание дисциплины и соблюдение законодательства среди военнослужащих. Это особенно важно в условиях, когда преступления, связанные с военной службой, могут иметь прямое влияние на национальную безопасность и эффективность функционирования армии. Военные суды рассматривают такие дела с учётом особенностей воинской службы, что требует от судей глубокого понимания военных регламентов и законодательства[10].

Рассмотрение административных дел

Военные суды уполномочены рассматривать административные дела, которые касаются правонарушений, совершенных военнослужащими или гражданами, находящимися на военных сборах. Эти дела могут включать нарушения уставных правил внутреннего порядка, правил безопасности и других административных требований. Компетенция судов в этой области определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (гл. 23, ст. 23.1, 23.3), а также Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 28, 29)[11][12].

Такая деятельность военных судов позволяет оперативно реагировать на нарушения дисциплины, поддерживать порядок и предотвращать более серьёзные преступления. Кроме того, это помогает обеспечить соблюдение прав военнослужащих, участвующих в административных разбирательствах, создавая баланс между необходимостью строгой дисциплины и принципами законности[13].

Разрешение гражданских дел, связанных с защитой прав военнослужащих и членов их семей

Военные суды рассматривают широкий спектр гражданских дел, связанных с защитой прав и интересов военнослужащих и их семей. Это могут быть споры о незаконном увольнении или переводе военнослужащих, предоставлении жилья, выплате компенсаций и соблюдении социальных гарантий. Правовая основа для таких разбирательств содержится в Гражданском процессуальном кодексе РФ (гл. 21) и Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (ст. 15, 23)[14][15].

Особенность данной категории дел заключается в их важности для социальной защиты военнослужащих, которые часто сталкиваются с уникальными обстоятельствами службы. Например, вопросы предоставления жилья или социальной поддержки имеют особое значение для поддержания боевого духа и стабильности в армии. Военные суды играют важную роль в защите интересов военнослужащих, обеспечивая соблюдение их прав и законных интересов в условиях сложной социальной и профессиональной среды[16].

Апелляционное, кассационное и надзорное производство

Военные суды выполняют функции апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, что позволяет пересматривать и контролировать решения, принятые гарнизонными военными судами. Гарнизонные суды рассматривают дела в первой инстанции, а их решения могут быть обжалованы в окружных (флотских) судах. Высшей инстанцией для военных судов является Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. Порядок апелляционного и кассационного производства регламентирован Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» (ст. 15, 19), а также Гражданским процессуальным кодексом РФ (гл. 40, 41) и Уголовно-процессуальным кодексом РФ (гл. 47.1, 48.1)[1][9][14].

Такая система обеспечивает многоуровневую проверку судебных решений, что способствует защите прав и законных интересов участников разбирательств. Она также позволяет повышать качество судебного процесса и гарантирует, что решения нижестоящих судов соответствуют требованиям закона и справедливости[8].

Рассмотрение споров о защите государственной тайны и национальной безопасности

Военные суды имеют полномочия рассматривать дела, затрагивающие вопросы государственной тайны, национальной обороны и безопасности. Это касается как уголовных, так и административных и гражданских дел, связанных с деятельностью военных и разведывательных структур. Компетенция судов в этой области определяется Федеральным законом «О государственной тайне» (ст. 21), Федеральным законом «О безопасности» (ст. 16) и Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» (ст. 7, 10)[1][17][18].

Данная категория дел требует от судей особой квалификации и доступа к секретной информации. Военные суды играют важную роль в защите интересов государства, обеспечивая правовую основу для предотвращения утечек информации, подрыва обороноспособности и других угроз национальной безопасности[19].

Участие в вопросах международного права

Военные суды могут рассматривать дела, связанные с исполнением международных обязательств Российской Федерации. Это включает дела о преступлениях, совершенных военнослужащими за пределами страны, в зонах военных операций или на базах. Основой для этой деятельности служат Конституция Российской Федерации (ст. 15, ст. 32) и Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 13, 15)[2][20].

Участие военных судов в международных делах подтверждает их важную роль в обеспечении соблюдения норм международного права. Это также способствует защите прав военнослужащих, находящихся за границей, и укрепляет правовой статус России на международной арене[21].

Система военных судов

В систему военных судов входят[1]:

Эти органы созданы для рассмотрения дел, связанных с военнослужащими, и подчиняются общим принципам судебной системы. При необходимости, если воинские части или учреждения размещаются за границей, возможно создание военных судов на основе международных договоров России[19].

Завершение реформирования системы военных судов произошло после принятия Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» 29 июня 1999 года. Этот нормативный акт закрепил полную независимость военных судов от органов исполнительной власти, сделав их важным элементом судебной системы страны. Реорганизация привела к созданию структур, обеспечивающих надзор за соблюдением законности и справедливости в Вооруженных силах Российской Федерации. Упразднение или создание новых военных судов может осуществляться только на основании федерального закона, при этом передача функций военного суда другому органу возможна исключительно при одновременной реорганизации его юрисдикции[1][22].

Расположение военных судов определяется в зависимости от территориальной дислокации войсковых частей, учреждений и военных формирований. Суды создаются в местах, обеспечивающих доступность для участников судебных процессов, а их численность определяется Верховным Судом РФ. Установление числа судей и самих судов связано с уровнем нагрузки, которая варьируется в зависимости от концентрации войск и условий их деятельности. Например, в районах с высокой численностью военных объектов или в местах проведения активных боевых действий требуется большее число судей для обеспечения правосудия[19].

Основным звеном системы являются гарнизонные военные суды. Эти суды действуют как суды первой инстанции, занимаясь рассмотрением уголовных, гражданских и административных дел, относящихся к их территориальной юрисдикции. Гарнизонные суды играют ключевую роль в защите прав военнослужащих и обеспечении соблюдения законодательства. Принцип территориальной подсудности применяется ко всем делам, что позволяет равномерно распределять нагрузку и обеспечивать прозрачность судебных процедур[1][19].

Следующим уровнем в системе являются окружные (флотские) военные суды. Они рассматривают сложные уголовные дела, например, связанные с особо тяжкими преступлениями, наказание за которые в мирное время включает лишение свободы на срок более 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертную казнь. Кроме того, окружные суды имеют полномочия разбирать гражданские дела, связанные с разглашением государственной тайны. Эти суды также выполняют функции апелляционных и надзорных инстанций, проверяя законность и обоснованность решений, вынесенных гарнизонными судами. Дела, вступившие в законную силу, также могут быть пересмотрены по протесту[9].

Высшей инстанцией в системе военных судов является Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. Она выполняет функции кассационной и надзорной инстанции, проверяя законность решений всех нижестоящих военных судов. В состав Военной коллегии входят председатель, его заместители и другие судьи Верховного Суда. Коллегия обеспечивает единообразие судебной практики и играет ключевую роль в поддержании законности в военной сфере[9].

Существенной особенностью деятельности военных судов является их ориентация на защиту прав военнослужащих. Первоначально основная нагрузка военных судов приходилась на уголовные дела, однако со временем значительно выросло число обращений по вопросам защиты прав и законных интересов военнослужащих. Например, если в начале 2000-х годов такие обращения исчислялись тысячами, то к 2020 году их количество увеличилось до сотен тысяч, что говорит о важности судебной защиты в условиях военной службы[19].

Военные суды также делают акцент на прозрачности своей работы. Для этого во всех округах и военно-морских судах созданы пресс-службы, взаимодействующие со средствами массовой информации. Это позволяет своевременно информировать общественность о значимых судебных решениях, улучшая доступность информации о судебной системе и повышая доверие к ней. Кроме того, регулярный анализ судебной практики, статистики и обмен методическими рекомендациями способствует повышению качества работы военных судов[23].

В настоящее время система военных судов продолжает совершенствоваться в рамках общей реорганизации судебной системы России. Планируется оптимизация структуры, включая сокращение числа военных судов и увеличение роли апелляционных и кассационных инстанций. Такие изменения направлены на повышение эффективности работы судебной системы и адаптацию её к современным вызовам[24].

Подсудность

Подсудность военных судов в СССР регулировалась Указами Президиума Верховного Совета, которые определяли перечень дел, подлежащих рассмотрению военными трибуналами. В частности, Указ Президиума Верховного Совета от 13 декабря 1940 года «Об изменении подсудности военных трибуналов» и Указ от 11 сентября 1953 года «Об изменении подсудности военных трибуналов» вводили определённые изменения в систему подсудности, касающиеся военной юстиции того времени[7].

В Российской Федерации подсудность военных судов определяется статьёй 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Согласно данной статье, военные суды обладают юрисдикцией по следующим категориям дел[1]:

  1. Гражданские и административные дела, связанные с защитой прав и законных интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий органов военного управления или воинских должностных лиц. Это может включать дела, в которых оспариваются решения, действия или бездействие соответствующих органов, затрагивающие права военнослужащих или их законные интересы[25].
  2. Уголовные дела, связанные с преступлениями, совершёнными военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также бывшими военнослужащими, если преступления были совершены в период их службы или прохождения военных сборов[19].
  3. Дела об административных правонарушениях, совершённых военнослужащими или гражданами, участвующими в военных сборах, что также подпадает под юрисдикцию военных судов[19].
  4. Дела, связанные с преступлениями террористического и экстремистского характера, если существует реальная угроза безопасности участников судебного разбирательства и их близких. В таких случаях военные суды могут рассматривать дела, если условия требуют особой защиты участников процесса[26].

Эти нормы устанавливают широкие полномочия военных судов для рассмотрения различных категорий дел, касающихся как служебной деятельности военнослужащих, так и вопросов, связанных с национальной безопасностью[26].

Реформирование системы военных судов в Российской Федерации

В 1992 году в Российской Федерации были проведены важные изменения в системе военной юстиции: военные трибуналы, существовавшие в СССР, были переименованы в военные суды. Эта реформа стала частью более масштабного процесса модернизации судебной системы страны, который последовал за распадом Советского Союза. Переименование военных трибуналов в военные суды стало не только символом изменений, но и важным шагом к созданию независимой судебной власти, которая ориентирована на соблюдение законности, а также защиту прав и свобод военнослужащих. Переход от трибуналов к судам стал отражением стремления к лучшему соблюдению принципов правового государства и защиты прав граждан в условиях вооружённых сил, что соответствовало общему курсу на демократизацию и правовые реформы[27].

Деятельность военных судов в современной России регулируется Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Этот закон стал основным актом, определяющим правовую основу работы военных судов и их организационную структуру. Внесение изменений и дополнений в закон, которое происходило в течение последующих лет, отражает изменения в законодательной и судебной системах России, а также стремление к улучшению работы военных судов и укреплению правосудия в сфере военной юстиции. В рамках данного закона регулируются вопросы подсудности, полномочий военных судов, а также права и обязанности судей, которые обязаны обеспечивать справедливое разбирательство дел, связанных с военнослужащими, а также с вопросами безопасности страны. Этот закон также стал важным инструментом для обеспечения независимости судебной власти в области военной юстиции и повышения её эффективности в рассмотрении дел, связанных с военнослужащими и другими категориями граждан, имеющих отношение к армейской или оборонной деятельности[1][22].

До недавнего времени судьями военных судов могли быть исключительно военнослужащие, имеющие офицерское звание и проходящие службу по контракту. Эти кандидаты должны были отвечать строгим требованиям, аналогичным тем, которые предъявляются к федеральным судьям, включая наличие высшего юридического образования, а также опыта работы в юридической сфере. Такая система судейства обеспечивала тесную связь между военными судами и армейской структурой, что позволило учитывать особенности военной службы при рассмотрении дел. Однако такая практика ограничивала возможность привлечения гражданских специалистов, что могло снижать гибкость и разнообразие кадрового состава судей. Военные судьи, как правило, обладали специфическими знаниями и опытом в области военной службы, что позволяло им лучше понимать контекст многих дел. Тем не менее, эта система также ограничивала доступ к судебным должностям для квалифицированных юристов, не имеющих военного звания[28].

Ситуация изменилась после принятия Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „О военных судах Российской Федерации“». Внесённые изменения позволили гражданским лицам стать судьями военных судов, что значительно расширило круг кандидатов на эти должности и повысило уровень профессионализма среди судей. Теперь на должность судьи военного суда могут быть назначены гражданские специалисты, имеющие соответствующее юридическое образование и опыт работы в судебной сфере, что обеспечило большую независимость и объективность при рассмотрении дел. Однако, несмотря на изменения, наличие военного образования или офицерского звания продолжает учитываться при назначении, хотя оно больше не является обязательным. Эти изменения стали частью более широкой реформы, направленной на улучшение правосудия, повышение прозрачности судебного процесса и на создание более открытой и независимой судебной системы[28].

В результате данных изменений была значительно улучшена эффективность работы военных судов. В частности, эти шаги способствовали увеличению квалификации судей, расширению их профессионального кругозора и повышению качества судебных решений. Также эта реформа направлена на улучшение правосудия в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также тех, кто связан с национальной безопасностью. Таким образом, переход к более современному и гибкому подходу в назначении судей стал важным шагом в развитии судебной системы России, обеспечив более высокую степень справедливости и законности в рассмотрении дел, связанных с вооружёнными силами и национальной безопасностью[22].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 10.07.2023) "О военных судах Российской Федерации". Консультант Плюс.
  2. 2,0 2,1 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Консультант Плюс.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Н. Петухов. История военных судов России. — НОРМА, 2003. — 345 с. — ISBN 9785891237520.
  4. В. Бабенко. Организационно-правовые проблемы развития судоустройства и судопроизводства в Русском Государстве (XV - XVI ВВ.) // Пролог: журнал о праве : Журнал. — 2021.
  5. И. Минеева. «Устав благочиния» как начло системной регламентации полицейской службы // Право и практика : Журнал. — 2022.
  6. Н. Петухов. Военные суды (трибуналы) России в условиях особых правовых режимов. Сборник научных статей. — Литрес, 2024. — 389 с. — ISBN 978-5-00209-094-5.
  7. 7,0 7,1 О. Григорьев. Советская военно-судебная система в послевоенный период (1945-1980 гг. ) // Вестник Московского университета МВД России : Журнал. — 2010.
  8. 8,0 8,1 8,2 Д. Кибалин. Современный этап развития военных судов в Российской Федерации // Отечественная юриспруденция : Журнал. — 2016.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 09.11.2024). Консультант Плюс.
  10. В. Жаров. Воинская дисциплина как основа военной службы: проблемы и пути ее укрепления // Военная мысль : Журнал. — 2021.
  11. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.10.2024, с изм. от 12.11.2024). Консультант Плюс.
  12. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс.
  13. А. Пономарев. Разграничение административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих // StudNet : Журнал. — 2021.
  14. 14,0 14,1 "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 26.10.2024). Консультант Плюс.
  15. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс.
  16. Н. Серебрякова. Система социальной защиты военнослужащих // Вестник Саратовского государственного технического университета : Журнал. — 2008.
  17. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция). Консультант Плюс.
  18. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 19,6 М. Касиан. Некоторые правовые аспекты деятельности военных судов Российской Федерации // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право : Журнал. — 2022.
  20. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс.
  21. Н. Веретенников. Правовое регулирование деятельности военных судов России за ее пределами // Вопросы современной юриспруденции : Журнал. — 2013.
  22. 22,0 22,1 22,2 З. Сулейманова. Правовое регулирование военных судов в Российской Федерации // E-Scio : Журнал. — 2019.
  23. А. Бухарев. Обеспечение открытости и прозрачности деятельности судебной системы на современном этапе судебной реформы // Вестник Костромского государственного университета : Журнал. — 2015.
  24. Д. Чушенко. О целесообразности существования военных судов // Северо-Кавказский юридический вестник : Журнал. — 2020.
  25. К. Инусова. Подсудность гражданских дел военным судам // Закон и право : Журнал. — 2024.
  26. 26,0 26,1 А. Абдулвалиев. Проблемы подсудности уголовных дел по преступлениям террористического характера // Вестник Омского университета. Серия «Право» : Журнал. — 2015.
  27. Р. Бабенко. Административно-судебная реформа о военных судах РФ // Власть и управление на Востоке России : Журнал. — 2007.
  28. 28,0 28,1 О. Григорьев. Статус военного судьи в Российской Федерации // Общество и право : Журнал. — 2010.