Вакх (картина)
«Вакх» | ||
---|---|---|
| ||
Караваджо | ||
«Вакх». Около 1596 | ||
Холст, масло. 95 × 85 см | ||
Галерея Уффици, Италия |
«Вакх» (итал. Bacco) — картина итальянского художника эпохи барокко, первого итальянского художника-реалиста Микеланджело Меризи да Караваджо, написанная им во время пребывания в доме кардинала дель Монте[1]. Картина завершена в 1596 году. «Вакх» хранится в галерее Уффици во Флоренции (Италия)[2].
Описание
Картина изображает молодого мужчину, который предстает в образе Вакха (Диониса) — греческого божества. Вакх — герой мифов Древней Греции, самый молодой бог на Олимпе, священной горе. Вакх — покровитель природных сил, виноградарства и виноделия. На картине Караваджо изобразил не просто мифологического персонажа, а истинного любителя наслаждений[3].
Он одет в светлые одежды, прикрепленные к телу черным поясом, который Вакх держит в правой руке. Левой рукой он протягивает широкий бокал, наполненный вином, словно приглашая зрителя присоединиться к пиршеству. На столе перед Вакхом располагаются чаша с фруктами и объёмистая бутыль с вином[4].
Вакх выглядит здоровым и мускулистым, его щёки сверкают здоровьем, свойственной крепким и полным сил людям. Однако его лицо припухлое и несколько женственное, пустота во взгляде отражает лёгкое опьянение. Чёрные волосы молодого человека кажутся искусственными[5].
Вакх сидит на белом покрывале, но оно не скрывает затёртую полосатую подушку — символ неряшливости. Рука юноши, держащая бокал, давно не мыта, а на ногтях скопилась грязь — они больше похожи на кисть простолюдина, чем на выбеленную руку античного бога[2]. Фрукты на столе тоже не выглядят естественно. Они подгнившие, испортившиеся, некоторые из них повреждены насекомыми.
Техника
Когда Караваджо создавал эту работу, он был ещё молод. Исследователи считают, что сам художник мог выступать моделью для своей картины. Есть версии о том, что он работал с автопортретом, следуя отражению в зеркале[6].
Хотя картина не является полностью светотеневой, бледный образ главной фигуры, выделяющийся на темном фоне острыми тенями, предвещает его позднее драматическое использование светотени и тенебризма. В «Вакхе» Караваджо продолжает экспериментировать с освещением, включая отражения[7]. Просматривая жидкость в кубке, можно обнаружить отражение самого Вакха.
В 1922 году при реставрационных работах был обнаружен миниатюрный портрет Караваджо. Благодаря современной технологии рефлектограммы, учёным удалось рассмотреть автопортрет художника в левом нижнем углу графина с вином[8]. Стремясь противоречить традициям времени, Караваджо выбрал центром картины обыкновенного человека со всеми свойственными ему недостатками и бренностью жизни[9].
Символизм
Детали натюрморта с картины наполнены символами, распространёнными в живописи Средних веков. Вино в стеклянном кувшине и бокале, по христианским традициям, является символом благодарности и признательности. Яблоко, виноград разных сортов, гранат, другие фрукты — традиционные символы христианства, обозначающие изобилие и плодородие[10].
Караваджо создал гуманистическую живопись, которая была доведена до совершенства в эпоху Возрождения. Вакх изображен не как совершенный бог, а как пьяный подросток у вазы с засохшими и гнилыми фруктами. Считалось, гнилые фрукты символизируют быстротечность жизни человека[9]. Вакх, изображенный в виде юноши, является иллюстрацией к натуралистическому восприятию мира.
Примечания
- ↑ Bastien Alleaume. Объяснение шедевров: Вакх Караваджо (29.09.2021). Дата обращения: 8 сентября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 История и смысл картины «ВАКХ» Караваджо . Топ Картин. Дата обращения: 8 сентября 2023.
- ↑ “Вакх”, Караваджо . Дата обращения: 8 сентября 2023.
- ↑ Драч Г. И. История мировой культуры. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- ↑ Кононенко Р. Микеланджело Меризи да Караваджо. — М.: ООО "Издательский дом "Комсомольская правда", 2009.
- ↑ Софронова Л. А. Энциклопедия барокко // Вестник культурологии : журнал. — 2012.
- ↑ Жиль Ламбер. Караваджо / пер. с нем. Ефремовой Е. В.. — М.: Арт-родник, 2004. — 96 с.
- ↑ 10 всемирно известных картин, в которых скрыты тайные символы и сообщения Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050517/34433/ . Культурология.рф. Дата обращения: 8 сентября 2023.
- ↑ 9,0 9,1 Джорджо Бонсанти. Караваджо / пер. с итал. Прусс И. Е.. — М.: Слово, 1995. — 80 с.
- ↑ Федотова Е. Д. Караваджо. — М.: Белый город. — 47 с.