Бондарь, Александр Иванович
| Александр Иванович Бондарь | |
|---|---|
![]() | |
| Дата рождения | 1928 год |
| Место рождения | Поповка (Конотопский район), Смелянский район, Черкасский округ, Украинская ССР, СССР |
| Дата смерти | 2003 год |
| Место смерти | Комсомольск-на-Амуре, Россия |
| Гражданство |
|
| Награды и премии | |
Алекса́ндр Ива́нович Бонда́рь (1928, Поповка, Смелянский район, Черкасский округ, Украинская ССР, СССР — 2003, Комсомольск-на-Амуре, Россия) — осмотрщик-ремонтник вагонов вагонного депо Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1981). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Бондарь Александр Иванович родился в 1928 году в селе Поповка Смелянского района Черкасского округа Украинской ССР (по состоянию на 2025 год — Смелянский район Черкасской области Украины). Несколько месяцев спустя отец Александра Ивановича, Иван Максимович, подвёргся раскулачиванию: конфисковали скот, сельскохозяйственную технику и выслали всю его семью в регионы Дальнего Востока. Александр Бондарь вместе с семьёй переехал в деревню Даниловка, расположенной на высоком берегу реки Тунгуски[1][2].
В период Великой Отечественной войны Александр Бондарь помогал в тылу. 2 января 1942 года получил первую благодарность от начальника Нижне-Амурского лагеря за усердную работу при вводе в эксплуатацию железнодорожного моста через реку Тунгуску. После этого Александр Иванович работал в колхозе и управлял трактором. За свою работу в колхозе Александр Бондарь был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Затем Александр Иванович четыре года служил на Тихоокеанском флоте, где получил медаль «За боевые заслуги»[1].
В конце службы представители Дальневосточной железной дороги прибыли в часть, рассказывая о работе железнодорожников и острой нехватке кадров, особенно в Комсомольске-на-Амуре. Тогда Александр Иванович принял решение начать трудовую карьеру на железной дороге. После недолгой работы в вагонном депо, его отправили на курсы поездных вагонных мастеров, которые Александр Бондарь окончил с отличием. Ему было доверено сопровождать грузовые поезда[1].
С каждой поездкой Александр Бондарь накапливал опыт и профессионализм. За время его работы не было ни одного случая отцепки вагона из-за перегрева буксы или других технических проблем. В 1952 году Александр Иванович был удостоен знака «Ударник Сталинского призыва», в 1954 году — знака «Отличный вагонник»[1].
В 1954 году Александр Иванович был переведён осмотрщиком вагонов в пункт технического обслуживания железнодорожной станции Комсомольск-на-Амуре. Труд осмотрщиков был нелегок. За смену им приходилось осматривать до 900 вагонов. Требовалось не просто пройти вдоль железнодорожного подвижного состава, но и заменить изношенные детали, такие как подшипники или тормозные колодки, а также обновить подбивку в буксе. Всё это необходимо было сделать максимально быстро, чтобы не задерживать отправление поезда[1].
Вскоре Александра Бондаря назначили старшим осмотрщиком и поручили руководить сменой. Он руководил людьми, обучая их и учась сам. Александр Иванович успешно сдал экзамены на звание осмотрщика-ремонтника вагонов первого класса[1].
За высокие производственные показатели в восьмой пятилетке (1966 —1970) Александр Иванович был награждён своим первым орденом — «Знак Почёта». По итогам 1973 года — орденом Ленина. Наивысших достижений достиг в годы десятой пятилетки (1976 —1980)[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся производственные достижения и досрочное выполнение заданий десятой пятилетки Александру Ивановичу Бондарю было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][3].
За 42 года работы на железнодорожной станции Комсомольск-на-Амуре Александр Иванович осмотрел огромное количество вагонов. Его смена всегда выполняла работу в срок, а часто и раньше. Александр Бондарь также был наставником для молодых специалистов, подготовив и обучив десятки человек[1].
С 1996 года Александр Бондарь находился на заслуженном отдыхе. Последние годы жизни проживал в городе Комсомольск-на-Амуре. Умер в 2003 году[1].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (2 апреля 1981 года)[1]
- Орден Ленина (28 февраля 1974 года)[1]
- Орден «Знак Почёта»[1]
- Медаль «За боевые заслуги»[1]
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[1]
- Знак «Почётный железнодорожник» (7 сентября 1981 года)[1]
- Знак «Ударник Сталинского призыва» (1952 год)[1]
- Знак «Отличный вагонник» (1954 год)[1]
Память
В эксплуатационном вагонном депо Комсомольск-на-Амуре установлена мемориальная доска в честь Героя[1].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 Каримов Т. Бондарь Александр Иванович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 11 мая 2025.
- ↑ Герои труда военных лет 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — 279 с.
- ↑ Герои стальных магистралей. Книга 3. — М.: Фаир-Пресс, 2004. — 376 с.
Ссылки
Бондарь, Александр Иванович. Сайт «Герои страны».
- Знание.Вики:Ожидают эксперта более месяца
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1928 году
- Умершие в 2003 году
- Умершие в Комсомольске-на-Амуре
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Награждённые медалью «За боевые заслуги»
- Награждённые медалью «За трудовую доблесть»
- Награждённые медалью «За трудовое отличие»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Почётные железнодорожники
- Знание.Вики:Подтвердить версию
