Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в хорошие

Благовещенский государственный педагогический университет

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Благовещенский государственный педагогический университет
(БГПУ)
Bgpu main building.JPG
Международное название Blagoveshchensk State pedagogical University
Прежние названия Аргопединститут, БГПИ
Девиз Качество, проверенное временем
Год основания 1930
Ректор Щёкина, Вера Витальевна
Студенты 3591
Иностранные студенты 408
Бакалавриат 3063
Магистратура 494
Аспирантура 34
Преподаватели 187
Юридический адрес г. Благовещенск, ул. Ленина, 104
Сайт https://bgpu.ru
Награды Орден «Знак Почёта»
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 281510304060005

Благове́щенский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т — (полное название — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет», короткое название — ФГБОУ ВО «БГПУ», предыдущие названия — Благовещенский агропединститут (1930), Благовещенский государственный педагогический институт (1933) — высшее учебное учреждение в Благовещенске, старейший и единственный педагогический вуз на Дальнем Востоке. Основан в 1930 году. Учредитель — Министерство просвещения Российской Федерации[1].

История

От агропединститута к педагогическому институту (1930—1933)

История Благовещенского государственного педагогического университета началась с создания в 1930 году аграрно-педагогического института. Открытие в Благовещенске педагогического вуза было связано с процессом социально-экономических преобразований в СССР, направленных на построение социалистического общества. Началась борьба с безграмотностью населения, появилась потребность в квалифицированных кадрах[2].

Открытие педагогического института с сельскохозяйственным уклоном решало задачу укомплектования учителями школ крестьянской молодежи Дальневосточного края. В первый год работы было зачислено 73 абитуриента на общественно-литературное, физико-техническое и химико-биологическое отделения. В первом наборе были участники Гражданской войны, бывшие партизаны, демобилизованные красноармейцы.

Благовещенская мужская гимназия

В августе 1931 года Благовещенский агропединститут разместился в здании бывшей школы II ступени имени К. А. Тимирязева, построенном в 1912 году по проекту военного инженера Благовещенского гарнизона, архитектора Эдуарда Ивановича Шеффера. Изначально в этом здании располагалась Благовещенская мужская гимназия[3].

В октябре 1931 года в агропединституте были организованы первые четыре кафедры: общественно-политических дисциплин, педагогики и педологии, экономической географии и краеведения, химии. Учебный процесс строился на основе бригадно-лабораторного метода: систематические лекционные курсы не читались, студенты под руководством преподавателей занимались коллективной «проработкой» наиболее важных разделов учебных программ.

В 1933 году Благовещенский агропединститут приобретает статус государственного педагогического института (БГПИ).

БГПИ в 1930-1940е годы

Постепенно количество отделений и студентов возрастало. К 1935 году было пять факультетов: языка и литературы, истории, физико-математический, географический, естествознания.

К 1940 году масштабы деятельности института расширились, возросла его роль, как одного из культурных центров Амурской области. Всего на факультетах имелось 10 кафедр, 13 учебных кабинетов и две лаборатории. При кафедрах работало восемь научных студенческих кружков. Кафедры вели большую научную работу, оказывали методическую помощь учителям школ области, проводили экспедиции. В учебный план были введены дипломные работы студентов[2].

В годы Великой Отечественной войны БГПИ жил и работал, как и вся страна, под девизом «Всё для фронта, всё для победы!». Уходили в армию преподаватели, студенты, сотрудники. Упразднялись некоторые кафедры. В весеннюю и летнюю пору студенты и преподаватели работали в подсобном хозяйстве института, на полях колхозов и совхозов. В Фонд обороны преподаватели отчисляли ежемесячно однодневный заработок, собирали средства на танковую колонну, на самолёты[2].

Развитие педагогического образования в Амурской области в послевоенные годы

Хотя первое послевоенное пятилетие было крайне тяжёлым для СССР, условия для развития института были благоприятными. Сложился квалифицированный кадровый состав преподавателей, просторный учебный корпус позволял проводить занятия в одну смену, завершено строительство общежития, имелось подсобное хозяйство, снабжавшее студенческую столовую недорогими продуктами питания. Значительную роль в жизни института стала играть КПСС. Вся работа была под бдительным контролем партийных структур[2].

Широкое распространение получила во второй половине 1950-х годов педагогическая практика студентов без отрыва от учебных занятий на 1-3 курсах и комплексная — на 4-5 курсах.

Начало 1960-х годов ознаменовалось тяжёлыми испытаниями: в ноябре 1960 года в результате неисправности электропроводки сгорел главный учебный корпус. В огне погибло значительное количество учебного оборудования, пособий, литературы. Но самоотверженными усилиями студентов и преподавателей многое удалось спасти. В течение двух лет занятия приходилось вести в вечернее время в помещениях школ и других учебных заведений города. В сентябре 1962 года был восстановлен главный корпус и построено новое здание по улице Ленина[2].

Несмотря на все трудности, институт успешно развивается. К 1 сентября 1967 года на факультетах (историко-филологическом, физико-математическом, естественно-географическом, факультетах иностранных языков, физического воспитания, педагогики и методики начального обучения) обучается 2532 студента, работает 265 преподавателей.

Улучшается материально-техническое оснащение, открывается аспирантура, активно работают институтские и факультетские методические комиссии, возникают новые и совершенствуются ранее существовавшие лаборатории[2].

В 1981 году институт был награждён орденом «Знак почёта».

Конец XX века: эпоха значительных перемен

1980-е годы стали для БГПИ эпохой значительных перемен. Институт располагал тремя учебными корпусами, мастерскими, агробиостанцией, учебно-спортивным лагерем, новой столовой с двумя залами и буфетом. В летний период функционировал институтский оздоровительный лагерь в районе Песчаного озера, где отдыхали около 2000 студентов. Совершенствовалась техническая оснащенность учебного процесса: 13 кинофицированных аудиторий, телевизоры в четырёх лекционных аудиториях, шесть лингафонных кабинетов. Создана служба отдела ТСО, организована лаборатория вычислительной математики. Началась подготовка студентов физико-математического факультета к преподаванию основ информатики и электронно-вычислительной техники.

Возрастала численность студентов и квалифицированных кадров среди преподавателей. Повышался уровень научно-исследовательской, учебной, методической и воспитательной деятельности. При кафедрах и факультетах открывались предметные кружки, клубы: педагогический, спортивный, клуб интернациональной дружбы. Совершенствовалась работа с сельскими школами через организацию педагогических классов для учащихся и методических и теоретических семинаров для учителей, через сотрудничество с органами народного образования области.

Несмотря на сложные для страны времена в 1990-е годы, БГПИ не только продолжал развитие учебно-воспитательного процесса, но и предпринимал расширение жилищного фонда, строительство нового учебно-лабораторного корпуса и овощехранилища на агробиостанции. Совершенствовалось техническое обеспечение учебного процесса.

С 1991 года идет поступательный рост обучающихся в аспирантуре при других вузах. Научные исследования осуществлялись в тесном контакте с научными учреждениями, в частности с Амурским комплексным научно-исследовательским институтом Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН), Российским государственным педагогическим университетом (РГПУ) им. Герцена, МГПУ, Новосибирским государственным университетом (НГУ), а также с педагогическим институтом города Хэйхэ, Харбинским университетом (КНР).

В 1996 году БГПИ преобразован в Благовещенский государственный педагогический университет[4]. Новый статус потребовал от коллектива вуза более творческой и интенсивной работы по решению кадровой проблемы. В результате в 1999/2000 учебном году в БГПУ числилось 29 докторов наук и 206 кандидатов и доцентов, что составляло 55,3 %.

Руководство

Директора

  • 1930—1936: Харченко Владимир Иванович.
  • 1936—1937: Максимов Василий Андреевич.
  • 1937—1943: Нарушевич Иосиф Никитич.
  • 1943—1945: Осьмаков Иван Иванович.
  • 1945—1948: Чистяков Иван Петрович.
  • 1948—1950: Баранчеев Леонид Михайлович.
  • 1951—1953: Степанов Виктор Степанович.
  • 1953—1956: Смирнов Павел Георгиевич.
  • 1956—1970 Цвид Фёдор Авраамович (директор / ректор).

Ректоры

  • 1970—1985: Овцин Юрий Иванович.
  • 1985—1987: Герасименко Анатолий Петрович.
  • 1987—1999: Ступников Василий Михайлович.
  • 1999 (16 апреля)—1999 (11 августа): Клинков Александр Ильич.
  • 1999—2014: Сергиенко Юрий Павлович.
  • 2014—2016: Лейфа Андрей Васильевич.
  • 2016—по настоящее время: Щёкина Вера Витальевна.[2]

БГПУ в начале XXI века

В 2020-е годы БГПУ включен в интенсивные процессы развития российского педагогического образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством и обществом. Образовательная, внеучебная, научная и международная деятельность университета осуществляется в рамках Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования в период до 2030 года[5].

В октябре 2022 года университет вступил в федеральную программу «Приоритет-2030», цель которой — создание более 100 прогрессивных современных университетов в России к 2030 году, которые станут центрами научно-технологического и социально-экономического развития страны[6]. Участие БГПУ в проектах «Приоритет-2030» направлено на трансформацию университета в ядро научно-педагогического кластера, который будет способствовать развитию экономического и социально-культурного потенциала Дальнего Востока.

Реализуемая вузом федеральная программа «Учитель будущего для новой школы России» направлена на модернизацию системы научно-педагогического сопровождения подготовки педагогических кадров через реализацию различных национальных программ и проектов[7].

В БГПУ регулярно организуются сессии по обучению советников по воспитанию школ Сибири и Дальнего Востока[8].

Через создание сети психолого-педагогических классов планируется совершенствовать качество педагогического образования и повысить престиж и привлекательность профессии учителя среди молодёжи. Одним из проектов в этом направлении стал цикл мастер-классов «Педагогические классы. Версия 2.0: Перезагрузка». В онлайн-занятиях участвовали тысячи учителей из регионов Российской Федерации, включая Луганскую и Донецкую республики[9].

В рамках программы «Приоритет-2030» БГПУ заключил соглашение о сотрудничестве с другими университетами, участвующими в программе. 14 декабря 2022 года в результате сотрудничества с Дальневосточным федеральным университетом была открыта Лаборатория разработки образовательных технологий дополненной и виртуальной реальности, которая занимается созданием программного обеспечения для применения VR-технологий в процессе обучения будущих учителей школ[10].

3 декабря 2022 года в сотрудничестве с Российским университетом дружбы народов, Харбинским научно-техническим университетом и Хэйлунцзянским политехническим университетом было создано международное методическое объединение «Онлайн-кафедра Русского языка как иностранного», направленное на популяризацию русского языка и культуры за рубежом и на обмен педагогическим и методическим опытом в области обучения русскому языку как иностранному[11].

Реализация целевой программы «Молодой университет» направлена на сохранение и развитие кадрового резерва университета и привлечение молодых специалистов до 39 лет, чтобы они стали частью сообщества сотрудников и преподавателей БГПУ[12].

Факультеты

  • Историко-филологический факультет.
  • Физико-математический факультет.
  • Естественно-географический факультет.
  • Факультет иностранных языков.
  • Факультет педагогики и психологии.
  • Индустриально-педагогический факультет.
  • Факультет физической культуры и спорта.
  • Факультет повышения квалификации[1].

Международная деятельность

На начало 2023 года у БГПУ 14 действующих международных соглашений о сотрудничестве в сфере науки и образования.

В 2019-2020 учебном году в БГПУ по программам бакалавриата и магистратуры, а также в рамках подготовительных курсов и в аспирантуре обучалось 279 иностранных граждан. В 2020—2021 учебном году их количество сократилось до 248. Однако уже в 2021-2022 учебном году в результате заключения новых соглашений о сотрудничестве с Хэйхэским университетом и активной работе в период приемной кампании число иностранных граждан выросло до 342, в 2022-2023 учебном году их число достигло 398. Абсолютное большинство иностранных граждан, обучающихся в университете, являются гражданами КНР[4].

В университете с 2007 года действует научно-образовательный центр Институт Конфуция, созданный совместно с Хэйхэским университетом (г. Хэйхэ, КНР). Ежегодно на курсах китайского языка проходят обучение около 250 слушателей разного возраста. Помимо учебной деятельности Институт Конфуция организует научные и культурно-массовые мероприятия в рамках университета, города и области, участвует в издательских проектах. При поддержке Генерального консульства КНР в Хабаровске Институт Конфуция БГПУ выбран организатором регионального отборочного этапа всероссийского конкурса по китайскому языку среди школьников и студентов «Китайский язык — это мост»[13].

В декабре 2020 году на базе БГПУ при поддержке Министерства просвещения РФ создан Центр открытого образования на русском языке. В рамках грантового проекта на базе Центра регулярно проводятся мероприятия, направленные на продвижение русского языка и культуры за рубежом: курсы РКИ, онлайн-олимпиады, творческие мастерские и методические семинары для иностранных учителей-русистов.

С 2004 года в БГПУ издается уникальный франкоязычный журнал Salut! Ca va?, распространяемый по всему миру. Журнал популяризирует знания о культуре и истории России и стран Франкофонии, уделяет внимание особенностям изучения французского языка. Статьи для журнала пишут преподаватели и студенты как из России, так и из других стран[14].

С 2019 года кафедра английской филологии и методики преподавания английского языка совместно с коллегами из Хэйхэского университета проводят методический семинар, посвящённый особенностям преподавания иностранных языков. Коллективы экспертов выезжают в вуз-партнер и проводят открытые занятия со студентами[1].

Некоторые выдающиеся выпускники

Белоглазов Вячеслав Васильевич (19291994) — кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РСФСР, основатель детского хореографического ансамбля «Ровесники» и его руководитель с 1967 по 1994 годы[15].

Деревянко Анатолий Пантелеевич — советский и российский историк, археолог, специалист по палеолиту Сибири и Дальнего Востока, общественный деятель, Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН (20022012), сопредседатель Российского исторического общества[16].

Забияко Андрей Павлович — российский религиовед, культуролог, философ религии, психолог религии и переводчик. Создатель семантической концепции религиозного сознания. Доктор философских наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации[17].

Орлов Василий Александрович — выпускник факультета иностранных языков БГПУ (1998) политический деятель, министр экономического развития Амурской области (20132015), губернатор Амурской области (с 2018)[18].

Ступников Василий Михайлович (1929—2017) — советский и российский историк, педагог, профессор, ректор БГПУ (1987—1999), почётный гражданин Благовещенска[19].

Фадеев Виталий Викторович — выпускник факультета иностранных языков БГПУ (1998), дипломат-китаевед, заместитель директора Первого департамента Азии МИД России[20][21].

Шиндялов Николай Антонович (1929—2012) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1999), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2009)[22].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». Дата обращения: 26 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Благовещенский государственный педагогический университет. 1930 - 2010 / Редактор В.Г. Лецик. — Благовещенск: ООО «Издательская компания «РИО», 2010. — 404 с.
  3. Яна Колода. История БГПУ: первые выпускники педагогического вуза уезжали на Колыму и уходили на фронт. Благовещенск. Без формата. БеZФормата©2023 BezFormata.Com. Дата обращения: 26 августа 2023.
  4. 4,0 4,1 Сведения об образовательной организации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет». Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет». Дата обращения: 24 августа 2023.
  5. Правительство Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р КОНЦЕПЦИЯ подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации (24 июня 2022 года). Дата обращения: 27 августа 2023.
  6. Восемь вузов Дальнего Востока вошли в программу «Приоритет 2030». Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (25 октября 2022 года). Дата обращения: 27 августа 2023.
  7. БГПУ получит 210 830 тыс. рублей по программе «Приоритет-2030». ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» (24 апреля 2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
  8. Яна Колода. 160 советников по воспитанию прошли обучение в БГПУ. Амурская правда. Амурская правда (25.04.2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
  9. Центр организации довузовского образования БГПУ. «Педагогические классы. Версия 2.0: перезагрузка». Канал Rutube. Центр организации довузовского образования БГПУ (январь 2023 года). Дата обращения: 29 августа 2023.
  10. Пресс-служба ДВФУ. Центр НТИ ДВФУ откроет новую образовательную VR-лабораторию совместно с технопарком БГПУ. Дальневосточный федеральный университет. Дальневосточный федеральный университет (14 декабря 2022). Дата обращения: 29 августа 2023.
  11. В Приамурье открылась онлайн-кафедра РКИ. Портал Правительства Амурской области. Правительство Амурской области (03.12.2022). Дата обращения: 29 августа 2023.
  12. В педуниверситете Благовещенска рассказали об итогах участия в программе «Приоритет-2030». Амурская правда. Амурская правда (23.03.2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
  13. В Приамурье стартовал Всероссийский конкурс по китайскому языку в очном формате. Информационное агентство ТАСС. Информационное агентство ТАСС (29.04.2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
  14. Salut ! Ça va ? (фр.). Salut ! Ça va ?. ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». Дата обращения: 26 августа 2023.
  15. МАУ ДО Детская хореографическая школа «Ровесники». МАУ ДО Детская хореографическая школа «Ровесники». Дата обращения: 24 августа 2023.
  16. Деревянко Анатолий Пантелеевич. Федеральное Государственное Бюджетное учреждение науки Иинститут археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук. Федеральное Государственное Бюджетное учреждение науки Иинститут археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук. Дата обращения: 24 августа 2023.
  17. Забияко Андрей Павлович. Научно-теоретический журнал «Религиоведение». Амурский Государственный Университет. Дата обращения: 24 августа 2023.
  18. Губернатор Амурской области Орлов Василий Александрович. Портал Правительства Амурской области. Правительство Амурской области. Дата обращения: 26 августа 2023.
  19. Ступников Василий Михайлович. Библиотеки Благовещенска. Библиотеки Благовещенска. Дата обращения: 24 августа 2023.
  20. Кафедра китайского, вьетнамского, тайского и лаосского языков МГИМО. Встреча с В.В.Фадеевым «Конфуций такого не говорил! Крылатые фразы и ползучие выражения». МГИМО Университет. МГИМО (18.05.2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
  21. Екатерина Гвоздовская. Амурский вуз карьере не помеха. Амурская правда. Амурская правда (03.08.2012). Дата обращения: 27 августа 2023.
  22. Шиндялов Николай Антонович. Известные учёные. Издательский дом «Академия Естествознания». Дата обращения: 24 августа 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!