Благовещенский государственный педагогический университет
Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ) | |
---|---|
| |
Международное название | Blagoveshchensk State pedagogical University |
Прежние названия | Аргопединститут, БГПИ |
Девиз | Качество, проверенное временем |
Год основания | 1930 |
Ректор | Щёкина, Вера Витальевна |
Студенты | 3591 |
Иностранные студенты | 408 |
Бакалавриат | 3063 |
Магистратура | 494 |
Аспирантура | 34 |
Преподаватели | 187 |
Юридический адрес | г. Благовещенск, ул. Ленина, 104 |
Сайт | https://bgpu.ru |
Награды |
![]() |
![]() |
![]() |
Культурное наследие народов |
Благове́щенский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т — (полное название — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет», короткое название — ФГБОУ ВО «БГПУ», предыдущие названия — Благовещенский агропединститут (1930), Благовещенский государственный педагогический институт (1933) — высшее учебное учреждение в Благовещенске, старейший и единственный педагогический вуз на Дальнем Востоке. Основан в 1930 году. Учредитель — Министерство просвещения Российской Федерации[1].
История
От агропединститута к педагогическому институту (1930—1933)
История Благовещенского государственного педагогического университета началась с создания в 1930 году аграрно-педагогического института. Открытие в Благовещенске педагогического вуза было связано с процессом социально-экономических преобразований в СССР, направленных на построение социалистического общества. Началась борьба с безграмотностью населения, появилась потребность в квалифицированных кадрах[2].
Открытие педагогического института с сельскохозяйственным уклоном решало задачу укомплектования учителями школ крестьянской молодежи Дальневосточного края. В первый год работы было зачислено 73 абитуриента на общественно-литературное, физико-техническое и химико-биологическое отделения. В первом наборе были участники Гражданской войны, бывшие партизаны, демобилизованные красноармейцы.
В августе 1931 года Благовещенский агропединститут разместился в здании бывшей школы II ступени имени К. А. Тимирязева, построенном в 1912 году по проекту военного инженера Благовещенского гарнизона, архитектора Эдуарда Ивановича Шеффера. Изначально в этом здании располагалась Благовещенская мужская гимназия[3].
В октябре 1931 года в агропединституте были организованы первые четыре кафедры: общественно-политических дисциплин, педагогики и педологии, экономической географии и краеведения, химии. Учебный процесс строился на основе бригадно-лабораторного метода: систематические лекционные курсы не читались, студенты под руководством преподавателей занимались коллективной «проработкой» наиболее важных разделов учебных программ.
В 1933 году Благовещенский агропединститут приобретает статус государственного педагогического института (БГПИ).
БГПИ в 1930-1940е годы
Постепенно количество отделений и студентов возрастало. К 1935 году было пять факультетов: языка и литературы, истории, физико-математический, географический, естествознания.
К 1940 году масштабы деятельности института расширились, возросла его роль, как одного из культурных центров Амурской области. Всего на факультетах имелось 10 кафедр, 13 учебных кабинетов и две лаборатории. При кафедрах работало восемь научных студенческих кружков. Кафедры вели большую научную работу, оказывали методическую помощь учителям школ области, проводили экспедиции. В учебный план были введены дипломные работы студентов[2].
В годы Великой Отечественной войны БГПИ жил и работал, как и вся страна, под девизом «Всё для фронта, всё для победы!». Уходили в армию преподаватели, студенты, сотрудники. Упразднялись некоторые кафедры. В весеннюю и летнюю пору студенты и преподаватели работали в подсобном хозяйстве института, на полях колхозов и совхозов. В Фонд обороны преподаватели отчисляли ежемесячно однодневный заработок, собирали средства на танковую колонну, на самолёты[2].
Развитие педагогического образования в Амурской области в послевоенные годы
Хотя первое послевоенное пятилетие было крайне тяжёлым для СССР, условия для развития института были благоприятными. Сложился квалифицированный кадровый состав преподавателей, просторный учебный корпус позволял проводить занятия в одну смену, завершено строительство общежития, имелось подсобное хозяйство, снабжавшее студенческую столовую недорогими продуктами питания. Значительную роль в жизни института стала играть КПСС. Вся работа была под бдительным контролем партийных структур[2].
Широкое распространение получила во второй половине 1950-х годов педагогическая практика студентов без отрыва от учебных занятий на 1-3 курсах и комплексная — на 4-5 курсах.
Начало 1960-х годов ознаменовалось тяжёлыми испытаниями: в ноябре 1960 года в результате неисправности электропроводки сгорел главный учебный корпус. В огне погибло значительное количество учебного оборудования, пособий, литературы. Но самоотверженными усилиями студентов и преподавателей многое удалось спасти. В течение двух лет занятия приходилось вести в вечернее время в помещениях школ и других учебных заведений города. В сентябре 1962 года был восстановлен главный корпус и построено новое здание по улице Ленина[2].
Несмотря на все трудности, институт успешно развивается. К 1 сентября 1967 года на факультетах (историко-филологическом, физико-математическом, естественно-географическом, факультетах иностранных языков, физического воспитания, педагогики и методики начального обучения) обучается 2532 студента, работает 265 преподавателей.
Улучшается материально-техническое оснащение, открывается аспирантура, активно работают институтские и факультетские методические комиссии, возникают новые и совершенствуются ранее существовавшие лаборатории[2].
В 1981 году институт был награждён орденом «Знак почёта».
Конец XX века: эпоха значительных перемен
1980-е годы стали для БГПИ эпохой значительных перемен. Институт располагал тремя учебными корпусами, мастерскими, агробиостанцией, учебно-спортивным лагерем, новой столовой с двумя залами и буфетом. В летний период функционировал институтский оздоровительный лагерь в районе Песчаного озера, где отдыхали около 2000 студентов. Совершенствовалась техническая оснащенность учебного процесса: 13 кинофицированных аудиторий, телевизоры в четырёх лекционных аудиториях, шесть лингафонных кабинетов. Создана служба отдела ТСО, организована лаборатория вычислительной математики. Началась подготовка студентов физико-математического факультета к преподаванию основ информатики и электронно-вычислительной техники.
Возрастала численность студентов и квалифицированных кадров среди преподавателей. Повышался уровень научно-исследовательской, учебной, методической и воспитательной деятельности. При кафедрах и факультетах открывались предметные кружки, клубы: педагогический, спортивный, клуб интернациональной дружбы. Совершенствовалась работа с сельскими школами через организацию педагогических классов для учащихся и методических и теоретических семинаров для учителей, через сотрудничество с органами народного образования области.
Несмотря на сложные для страны времена в 1990-е годы, БГПИ не только продолжал развитие учебно-воспитательного процесса, но и предпринимал расширение жилищного фонда, строительство нового учебно-лабораторного корпуса и овощехранилища на агробиостанции. Совершенствовалось техническое обеспечение учебного процесса.
С 1991 года идет поступательный рост обучающихся в аспирантуре при других вузах. Научные исследования осуществлялись в тесном контакте с научными учреждениями, в частности с Амурским комплексным научно-исследовательским институтом Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН), Российским государственным педагогическим университетом (РГПУ) им. Герцена, МГПУ, Новосибирским государственным университетом (НГУ), а также с педагогическим институтом города Хэйхэ, Харбинским университетом (КНР).
В 1996 году БГПИ преобразован в Благовещенский государственный педагогический университет[4]. Новый статус потребовал от коллектива вуза более творческой и интенсивной работы по решению кадровой проблемы. В результате в 1999/2000 учебном году в БГПУ числилось 29 докторов наук и 206 кандидатов и доцентов, что составляло 55,3 %.
Руководство
Директора
- 1930—1936: Харченко Владимир Иванович.
- 1936—1937: Максимов Василий Андреевич.
- 1937—1943: Нарушевич Иосиф Никитич.
- 1943—1945: Осьмаков Иван Иванович.
- 1945—1948: Чистяков Иван Петрович.
- 1948—1950: Баранчеев Леонид Михайлович.
- 1951—1953: Степанов Виктор Степанович.
- 1953—1956: Смирнов Павел Георгиевич.
- 1956—1970 Цвид Фёдор Авраамович (директор / ректор).
Ректоры
- 1970—1985: Овцин Юрий Иванович.
- 1985—1987: Герасименко Анатолий Петрович.
- 1987—1999: Ступников Василий Михайлович.
- 1999 (16 апреля)—1999 (11 августа): Клинков Александр Ильич.
- 1999—2014: Сергиенко Юрий Павлович.
- 2014—2016: Лейфа Андрей Васильевич.
- 2016—по настоящее время: Щёкина Вера Витальевна.[2]
БГПУ в начале XXI века
В 2020-е годы БГПУ включен в интенсивные процессы развития российского педагогического образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством и обществом. Образовательная, внеучебная, научная и международная деятельность университета осуществляется в рамках Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования в период до 2030 года[5].
В октябре 2022 года университет вступил в федеральную программу «Приоритет-2030», цель которой — создание более 100 прогрессивных современных университетов в России к 2030 году, которые станут центрами научно-технологического и социально-экономического развития страны[6]. Участие БГПУ в проектах «Приоритет-2030» направлено на трансформацию университета в ядро научно-педагогического кластера, который будет способствовать развитию экономического и социально-культурного потенциала Дальнего Востока.
Реализуемая вузом федеральная программа «Учитель будущего для новой школы России» направлена на модернизацию системы научно-педагогического сопровождения подготовки педагогических кадров через реализацию различных национальных программ и проектов[7].
В БГПУ регулярно организуются сессии по обучению советников по воспитанию школ Сибири и Дальнего Востока[8].
Через создание сети психолого-педагогических классов планируется совершенствовать качество педагогического образования и повысить престиж и привлекательность профессии учителя среди молодёжи. Одним из проектов в этом направлении стал цикл мастер-классов «Педагогические классы. Версия 2.0: Перезагрузка». В онлайн-занятиях участвовали тысячи учителей из регионов Российской Федерации, включая Луганскую и Донецкую республики[9].
В рамках программы «Приоритет-2030» БГПУ заключил соглашение о сотрудничестве с другими университетами, участвующими в программе. 14 декабря 2022 года в результате сотрудничества с Дальневосточным федеральным университетом была открыта Лаборатория разработки образовательных технологий дополненной и виртуальной реальности, которая занимается созданием программного обеспечения для применения VR-технологий в процессе обучения будущих учителей школ[10].
3 декабря 2022 года в сотрудничестве с Российским университетом дружбы народов, Харбинским научно-техническим университетом и Хэйлунцзянским политехническим университетом было создано международное методическое объединение «Онлайн-кафедра Русского языка как иностранного», направленное на популяризацию русского языка и культуры за рубежом и на обмен педагогическим и методическим опытом в области обучения русскому языку как иностранному[11].
Реализация целевой программы «Молодой университет» направлена на сохранение и развитие кадрового резерва университета и привлечение молодых специалистов до 39 лет, чтобы они стали частью сообщества сотрудников и преподавателей БГПУ[12].
Факультеты
- Историко-филологический факультет.
- Физико-математический факультет.
- Естественно-географический факультет.
- Факультет иностранных языков.
- Факультет педагогики и психологии.
- Индустриально-педагогический факультет.
- Факультет физической культуры и спорта.
- Факультет повышения квалификации[1].
Международная деятельность
На начало 2023 года у БГПУ 14 действующих международных соглашений о сотрудничестве в сфере науки и образования.
В 2019-2020 учебном году в БГПУ по программам бакалавриата и магистратуры, а также в рамках подготовительных курсов и в аспирантуре обучалось 279 иностранных граждан. В 2020—2021 учебном году их количество сократилось до 248. Однако уже в 2021-2022 учебном году в результате заключения новых соглашений о сотрудничестве с Хэйхэским университетом и активной работе в период приемной кампании число иностранных граждан выросло до 342, в 2022-2023 учебном году их число достигло 398. Абсолютное большинство иностранных граждан, обучающихся в университете, являются гражданами КНР[4].
В университете с 2007 года действует научно-образовательный центр Институт Конфуция, созданный совместно с Хэйхэским университетом (г. Хэйхэ, КНР). Ежегодно на курсах китайского языка проходят обучение около 250 слушателей разного возраста. Помимо учебной деятельности Институт Конфуция организует научные и культурно-массовые мероприятия в рамках университета, города и области, участвует в издательских проектах. При поддержке Генерального консульства КНР в Хабаровске Институт Конфуция БГПУ выбран организатором регионального отборочного этапа всероссийского конкурса по китайскому языку среди школьников и студентов «Китайский язык — это мост»[13].
В декабре 2020 году на базе БГПУ при поддержке Министерства просвещения РФ создан Центр открытого образования на русском языке. В рамках грантового проекта на базе Центра регулярно проводятся мероприятия, направленные на продвижение русского языка и культуры за рубежом: курсы РКИ, онлайн-олимпиады, творческие мастерские и методические семинары для иностранных учителей-русистов.
С 2004 года в БГПУ издается уникальный франкоязычный журнал Salut! Ca va?, распространяемый по всему миру. Журнал популяризирует знания о культуре и истории России и стран Франкофонии, уделяет внимание особенностям изучения французского языка. Статьи для журнала пишут преподаватели и студенты как из России, так и из других стран[14].
С 2019 года кафедра английской филологии и методики преподавания английского языка совместно с коллегами из Хэйхэского университета проводят методический семинар, посвящённый особенностям преподавания иностранных языков. Коллективы экспертов выезжают в вуз-партнер и проводят открытые занятия со студентами[1].
Некоторые выдающиеся выпускники
Белоглазов Вячеслав Васильевич (1929—1994) — кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РСФСР, основатель детского хореографического ансамбля «Ровесники» и его руководитель с 1967 по 1994 годы[15].
Деревянко Анатолий Пантелеевич — советский и российский историк, археолог, специалист по палеолиту Сибири и Дальнего Востока, общественный деятель, Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН (2002—2012), сопредседатель Российского исторического общества[16].
Забияко Андрей Павлович — российский религиовед, культуролог, философ религии, психолог религии и переводчик. Создатель семантической концепции религиозного сознания. Доктор философских наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации[17].
Орлов Василий Александрович — выпускник факультета иностранных языков БГПУ (1998) политический деятель, министр экономического развития Амурской области (2013—2015), губернатор Амурской области (с 2018)[18].
Ступников Василий Михайлович (1929—2017) — советский и российский историк, педагог, профессор, ректор БГПУ (1987—1999), почётный гражданин Благовещенска[19].
Фадеев Виталий Викторович — выпускник факультета иностранных языков БГПУ (1998), дипломат-китаевед, заместитель директора Первого департамента Азии МИД России[20][21].
Шиндялов Николай Антонович (1929—2012) — советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1999), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2009)[22].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» . ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Благовещенский государственный педагогический университет. 1930 - 2010 / Редактор В.Г. Лецик. — Благовещенск: ООО «Издательская компания «РИО», 2010. — 404 с.
- ↑ Яна Колода. История БГПУ: первые выпускники педагогического вуза уезжали на Колыму и уходили на фронт . Благовещенск. Без формата. БеZФормата©2023 BezFormata.Com. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Сведения об образовательной организации . Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет». Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет». Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Правительство Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р КОНЦЕПЦИЯ подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года . Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации (24 июня 2022 года). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Восемь вузов Дальнего Востока вошли в программу «Приоритет 2030» . Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (25 октября 2022 года). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ БГПУ получит 210 830 тыс. рублей по программе «Приоритет-2030» . ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» (24 апреля 2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Яна Колода. 160 советников по воспитанию прошли обучение в БГПУ . Амурская правда. Амурская правда (25.04.2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Центр организации довузовского образования БГПУ. «Педагогические классы. Версия 2.0: перезагрузка» . Канал Rutube. Центр организации довузовского образования БГПУ (январь 2023 года). Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ Пресс-служба ДВФУ. Центр НТИ ДВФУ откроет новую образовательную VR-лабораторию совместно с технопарком БГПУ . Дальневосточный федеральный университет. Дальневосточный федеральный университет (14 декабря 2022). Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ В Приамурье открылась онлайн-кафедра РКИ . Портал Правительства Амурской области. Правительство Амурской области (03.12.2022). Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ В педуниверситете Благовещенска рассказали об итогах участия в программе «Приоритет-2030» . Амурская правда. Амурская правда (23.03.2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ В Приамурье стартовал Всероссийский конкурс по китайскому языку в очном формате . Информационное агентство ТАСС. Информационное агентство ТАСС (29.04.2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Salut ! Ça va ? (фр.). Salut ! Ça va ?. ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ МАУ ДО Детская хореографическая школа «Ровесники» . МАУ ДО Детская хореографическая школа «Ровесники». Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Деревянко Анатолий Пантелеевич . Федеральное Государственное Бюджетное учреждение науки Иинститут археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук. Федеральное Государственное Бюджетное учреждение науки Иинститут археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук. Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Забияко Андрей Павлович . Научно-теоретический журнал «Религиоведение». Амурский Государственный Университет. Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Губернатор Амурской области Орлов Василий Александрович . Портал Правительства Амурской области. Правительство Амурской области. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Ступников Василий Михайлович . Библиотеки Благовещенска. Библиотеки Благовещенска. Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ Кафедра китайского, вьетнамского, тайского и лаосского языков МГИМО. Встреча с В.В.Фадеевым «Конфуций такого не говорил! Крылатые фразы и ползучие выражения» . МГИМО Университет. МГИМО (18.05.2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Екатерина Гвоздовская. Амурский вуз карьере не помеха . Амурская правда. Амурская правда (03.08.2012). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Шиндялов Николай Антонович . Известные учёные. Издательский дом «Академия Естествознания». Дата обращения: 24 августа 2023.
Ссылки

Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в хорошие с 15 сентября 2023. |
- Организации, награждённые орденом «Знак Почёта»
- Университеты по алфавиту
- Учебные заведения, основанные в 1930 году
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Объекты культурного наследия России федерального значения
- География
- Наука
- Все статьи
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Знание.Вики:Кандидаты в хорошие статьи
- Университеты России
- Университеты
- Вузы
- Вузы России по профилю
- Педагогические учебные заведения России
- Педагогические высшие учебные заведения
- Педагогические университеты России