Битва при Салнице
Битва при Салнице | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Русско-половецкие войны | |||
![]() Битва при Салнице (1111 год). Миниатюра из Радзивилловской летописи | |||
Место | степь при реке Салнице, притоке Северского Донца | ||
Причина | противодействие набегам кочевников | ||
Итог | полная победа русского войска | ||
Изменения | половцы отступили от границ Руси | ||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
|
Би́тва при́ Са́лнице (Са́льнице) — генеральное сражение превентивного похода объединённого войска русских князей против половцев 27 марта 1111 года (6619 года от Сотворения мира)[1]. В Салницкой битве войско половцев потерпело сокрушительное поражение, что на многие годы избавило жителей южной Руси от набегов кочевников. По свидетельству Повести временных лет воинам, возглавляемым князем Переяславским Владимиром Мономахом, убедившим Великого князя Киевского Святополка Изяславича и Черниговского князя Давыда Святославича выступить совместно в начале весны, удалось одержать победу над превосходящими силами противника с божией помощью[2].
Значение битвы при Салнице заключается в объединении раздробленной Руси против опасного врага, защите населения юга и юго-востока славянских земель и повышении авторитета Владимира Мономаха как на Руси, так и за её пределами[3].
Исторические предпосылки
Русско-половецкие войны занимают в истории Древней Руси значительный временной отрезок — от первого появления кочевого народа в середине XI века до середины XIII века, когда татаро-монгольская орда с лёгкостью их одолела. Половцы, как их называли на Руси, сами себя называли кипчаками (кыпчаками). В греческих и латинских источниках они названы куманами. Половцы были ловкими наездниками, меткими лучниками и придерживались языческих верований. Совершая нападения на селения и города юга Руси, половцы грабили, уводили с собой для продажи в рабство трудоспособных пленников, остальных убивали. В Половецкой степи (Дешт-и-Кипчак) насчитывалось около тридцати народов. К юго-восточной границе Руси половцы подошли летом 1055 года[4].
Ситуация начала меняться после того, как Владимир Мономах при помощи дипломатии добился проведения двух объединительных княжеских съездов (Любечский и Уветичский). Усобицы на востоке и западе Руси были прекращены. Успех Долобского съезда, результатом которого стал первый объединенный поход русских дружин против половцев, положил начало постепенному ослаблению степняков. Успешный поход 1103 года, спланированный на Долобском съезде, разозлил половцев. Они предприняли несколько набегов, не позволив Руси в нанести ответный удар[4].
Стратегия превентивного удара
В конце 1110 года по поручению Мономаха воевода Дмитр с небольшой дружиной проник в половецкие земли для разведки. Половцы готовились к новому наступлению с участием основных кланов. Отразить этот удар можно было только превентивным ударом. Мономах, понимавший, что обороняться от хорошо подготовленного противника трудно. Нужно было успеть собрать достаточно большое войско, чтобы нанести решающее поражение половцам. Начинать поход следовало тогда, когда враг этого не ожидает[4].
Традиционно и русские, и половцы начинали военные походы весной, когда заканчивалась распутица, замедлявшая передвижение конницы. Особенно важно это было для половцев, поскольку их войско почти не имело пеших воинов. Мономах назначил поход на более ранний срок — конец февраля. Половцы не ожидали, что русское войско осуществит превентивный удар в такое нехарактерное время. Расчёт был на то, что к моменту битвы земля еще не успеет просохнуть. Выступать надо было заблаговременно, поскольку путь был не близок. Распутица лишала половцев их преимущества в скорости и маневренности. Такой новый стратегический подход Мономаха позволяет считать сражение при Салнице первой полководческой победой Древней Руси[5].
Древнерусская дружина имела смешанный состав с преобладанием конницы. Против кочевников требовались конные воины, а пешие рати использовались в междоусобицах. Основу русской пехоты составляли смерды — крестьяне, на время похода прекращающие работу на земле. Поэтому предложение Владимира Мономаха усилить пехотную часть войска встретило сопротивление князей и дружины. Летописец сообщает: «Дружина же сказала: «Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни». И сказал Владимир: «Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнет смерд этот пахать на лошади той, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь ту и жену его, и гумно его подожжет. Об этом-то почему не подумаете?» И сказала вся дружина: «Впрямь, воистину так оно и есть». И сказал Святополк: «Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою»». Для того, чтобы пешие воины не отстали и не переутомились в походе к месту битвы, который занял почти месяц, князь Владимир отправил пехоту в дорогу на санях[1].
Начало похода
В «Повести временных лет» описано начало похода[1]:
В год 6619 (1111. — РП.). Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною… И послали к Давыду Святославичу, веля ему выступать с ними. И поднялись со своих мест Владимир и Святополк, и попрощались, и пошли на половцев Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями, и Давыд с сыном. И пошли, возложив надежду на Бога и на Пречистую Матерь его, и на святых ангелов его. И выступили в поход во второе воскресенье Великого поста, а в пятницу были на Суле.Повесть временных лет
В субботу они достигли Хорола, к тому времени снег уже растаял и сани пришлось бросить. Пришли на Псел, и оттуда перешли и стали на Голте, подождали воинов, и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали, и возложили всю надежду свою на крест… И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста, и пришли к Дону во вторник. Первым на пути войска оказался большой, но не укреплённый город половцев Шарукань. Хана Шарукана в городе не было и жители предпочли сдаться[1]:
И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане… к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон; в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши возложили надежду свою на Бога и сказали: „Здесь нам смерть, да станем твердо“. И прощались друг с другом и, обратив очи к небу, призывали Бога вышнего. И когда сошлись обе стороны, была битва жестокая. Бог вышний обратил взор свой на иноплеменников с гневом, и стали они падать перед христианами. И так побеждены были иноплеменники, и пало множество врагов… перед русскими князьями и воинами… И помог Бог русским князьям. И воздали они хвалу Богу в тот день. И наутро, в субботу, праздновали Лазарево воскресение, Благовещенья день, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу, и воскресенья дождались.Повесть временных лет
Первая битва закончилась победой русского войска, но в понедельник Страстной недели половцы собрали множество полков и выступили тысячами тысяч. Они окружили русские полки и наступило время решающего сражения[1].
Местонахождение летописной Салницы
Салница (Сальница) в летописях упоминается в связи с походом 1111 года, а также в связи с более поздним походом, описанном в «Слове о полку Игореве». Эти походы проанализированы многими исследователями, однако вопрос локализации Салницы остаётся дискуссионным[6].
Название реки встречается в списках «Книги Большому Чертежу», впервые изданной в 1627 году: «И ниже Изюма пала в Донець с правая стороны река Сальница. А ниже тое – Изюмец». На основании этих сведений попытался локализовать Салницу из похода Владимира Мономаха 1111 года Василий Татищев: «оная течёт в Донец с правой стороны ниже Изюма». Однако, в связи с событиями 1185 года, Николай Карамзин решил вопрос иначе: «Здесь названа Сальницей река Сал, впадающая в Дон около Семикаракорской станицы». Пётр Бутков, уделивший в своём исследовании внимание географическим аспектам похода Игоря Святославича, отождествляет Сальницу с рекой Торец. Николай Аристов считал Сальницу, упоминаемую в связи с событиями 1111 и 1185 годов одной и той же рекой — Тором. Николай Барсов локализовал реку примерно «не в дальнем расстоянии от устья Оскола»[6].
Ряд учёных сошлись во мнении, что сражения 1111 и 1185 года могли происходить в разных местах. В.М. Глухов, критикуя К. В. Кудряшова, поместившего Салницу в районе реки Изюм, как указано в некоторых списках «Книги Большому Чертежу», обоснованно заметил, что в Ипатьевской летописи сказано: «поидоша к Сальнице». Такая формулировка не могла относиться к маленькой речке, от которой сейчас не осталось следа, и летописец «не мог её взять в качестве географического ориентира». Кроме того, в большинстве списков книги Сальница не указана впадающей в Донец в этом месте. Глухов также отмечает, что Игорь, вероятно, стремился повторить славную победу Мономаха, поэтому называл целью похода Салницу, хотя мог не знать её расположения, как не знали в его время расположения Тмутаракани. Он полагает, что поскольку русские в различных походах покрывали по 50—70 и более вёрст в сутки, Салницу следует локализовать дальше, чем Изюм. Он считает Салницей из «Слова о полку Игореве» приток Дона Сал[7].
Историк и археолог Борис Шрамко полагал, что речь идёт о двух разных реках. Леонид Махновец также различает две разных реки: Салницу, упомянутую в описании победы Мономаха в 1111 году историк предположительно отождествляет с рекой Солона – правым притоком реки Попильнюшки (правым притоком Береки, притока Северского Донца), а Салницу, связанную с походом князя Игоря – с пересохшей рекой у Изюма[6].
Луганский историк Владимир Подов обосновывает «южный» вариант расположения Салницы, называя местом обоих битв бассейн Днепра, а не Дона. Он считает, что Салница — это современная река Солона, правый приток реки Волчья, впадающая в Самару. Виктор Звагельский считает, что Салницей являлся приток Тора Кривой Торец, расположенный рядом с рекой Кальмиус, которую он отождествляет с Каялой из «Слова о полку Игореве»[6].
Н.В. Сибилев в 1920-1930-х годах предположил, что половецкие города Шарукань, Сугров и Балин находились на территории современного Славянского района ДНР. Археологи Татаринов С.И., Федяев С.В., Федотов С.А. также сделали вывод, что центральные стойбища Шарукана находились в районе среднего течения реки Бахмут (он же Салница), а Сугров (ныне Красная горка) был главной ставкой, на которую был направлен удар в 1111 году. Исследователи полагают, что название реки связано с солью, залежи которой не иссякли в этих местах по сей день[8]. В этой местности обнаружено множество каменных изваяний, так называемых «половецких баб». Половцы контролировали богатые солью земли в низовьях реки Тор и в среднем течении реки Бахмут (Бахмутка). Соль тогда была очень значима и дорога. Они считают, что Мономах «пил золотым шеломом» из Дона, которым тогда назывался Северский Донец и нижнее течение Дона[9].
Ход сражения
27 марта 1111 года вошло в историю как первая по хронологии памятная дата военной истории России. «Повесть временных лет сообщает»[1]:
И послал Господь Бог ангела в помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сразились полк с полком… И битва лютая завязалась между ними… И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, обратились половцы в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник Страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников… множество на реке Салнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давыд прославили Бога, давшего им победу… над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили… И спросили пленников, говоря: Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство? Они же отвечали, говоря: Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам? Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам.Повесть временных лет
Чтобы справиться с 45 тысячами половцев силами 30 тысяч русских воинов, Владимир Мономах предпринял несколько полководческих шагов: перебросил войска на землю противника, использовал транспорт для доставки пехоты к месту сражения, использовал погоду, вынудив половцев сражаться в невыгодное для них время года. Князь Владимир, «едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы», фактически превратив поход в сражение за православную веру. После того как половцы окружили русские полки, обстреливая их из луков, князья по совету Мономаха повели дружины в наступление.Половцы были вынуждены оставить луки и атаковать пехоту. В перемешанном с грязью снегу половецкие кони начали вязнуть, а длинные копья русской пехоты свели на нет преимущество бивших сверху кривыми мечами кипчаков. На увязшую половецкую конницу обрушился запасной полк князя Владимира, который лично повел его в атаку, передав командование медленно отступавшими, но сохранявшими строй пешцами сыну Ярополку. Удар оказался решающим: теряя людей и коней, кипчаки повернули вспять, но уйти по раскисшей земле удалось немногим. Они потеряли на поле брани убитыми не меньше 10 000 человек, большинство же попало в плен[2].
Итоги и значение битвы при Салнице
Победа сыграла важнейшую роль в реализации идеи Мономаха об объединении Руси. Через два года после победы Мономах занял престол в Киеве и вошел в историю как первый князь-миротворец, добившийся объединения княжеств и прекращения междоусобных войн. Ещё один результат похода — прославление и укрепление православной веры: для дружинников князей-союзников было несомненным то, что успех предопределен небесными покровителями Руси. Победа способствовала укреплению православия в Древней Руси, его становлению как государственной религии[5].
Известия об успешном русском «крестовом походе» в степь дошли до Константинополя и стран запада Европы, подняв авторитет русских князей среди европейских правителей, как защитников христианства от неверных. Подобная оценка примечательна в условиях начавшихся в это же время европейских крестовых походов на Иерусалим[5].
После 1111 года половцы лишь единожды подступали к границам Руси, в 1113 году, в год смерти Святополка. Они не смели нападать на занявшего в свою очередь великокняжеский престол Владимира Мономаха. В 1116 году Ярополк Владимирович и сын Давыда вновь отправились в половецкие степи в верховья Донца и взяли три города. После этого 45 тысяч половцев с ханом Атраком ушли на службу к грузинскому царю Давиду Строителю, и когда спустя несколько лет Мономах отправил Ярополка за Дон против половцев, он не нашёл их там[1].
Битва при Салнице в литературе и искусстве
Произведения о Владимире Мономахе в живописи:
- «Венчание на царство князя Владимира Монамаха» — автор Б. Чориков.
- «Владимир II Всеволодович Мономах» — неизвестный автор.
- «Владимир Мономах на съезде русских князей» — автор А. Кившенко.
- «Завещание Владимира Мономаха» — автор Б. Чориков.
- «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты» — автор В. М. Васнецов.
- «Смерть Владимира Мономаха» — автор В. Муйжель.
- «Съезд князей» — автор С. Иванов.
- «Ярослав Мудрый и Владимир Мономах» — автор М. Микешин.
Литературные произведения о Владимире Мономахе и битве при Салнице:
- «Последний путь Владимира Мономаха» — Антонин Ладинский
- «Владимир Мономах» (роман) — Борис Васильев
- «Меч Мономаха» (стихотворение) — Николай Рыленков
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Перевод О.В. Творогова. Повесть временных лет . Библиотека ИРЛИ РАН (2022). Дата обращения: 27 марта 2025.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Битва при Сальнице . История РФ. Сайт Российского военно-исторического общества (2025). Дата обращения: 27 марта 2025.
- ↑ Салница . Хроно.ру (сайт) (2024). Дата обращения: 27 марта 2025.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Плетнёва, Светлана Александровна. Половцы. — М.: Наука, 1990.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. — М.: АСТ, 2000.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 Звагельський В.Б. О локализации летописной Сальницы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований : журнал. — 2014. — № 7.
- ↑ Глухов В. М. К вопросу о пути князя Игоря в Половецкую степь // ТОДРЛ : сборник. — Т. 11. — С. 22—43.
- ↑ О локализации летописной реки Салница, где Мономах победил половцев . paramonovamaria.ru (9 апреля 2024). Дата обращения: 10 апреля 2025.
- ↑ Татаринов С.И., Федяев С.В., Федотов С.А. Археология Бахмутского края. — Артёмовск, 2003. — 64 с.