Бал в Мулен де ла Галетт
| | |
| Пьер Огюст Ренуар | |
| Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 | |
| фр. Bal du moulin de la Galette | |
| Холст, масло. 131 × 175 см | |
| Музей Орсе, Париж | |
| инв. RF 2739 |
«Бал в Муле́н де ла Гале́тт» (фр. Bal du moulin de la Galette) — живописное полотно французского художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара. Картина, созданная в 1876 году, выставлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе (фр. Musée d’Orsay)[1]. Она считается одним из выдающихся шедевров самой крупной жанровой картиной импрессионизма[2].
Работа Огюста Ренуара изображает динамичную радостную сцену танцев под открытым небом в ресторане Мулен де ла Галетт на Монмартре. Художнику позировали постоянные посетители ресторана, друзья Ренуара. Созданный живописцем образ веселящейся толпы перерастает мгновенность впечатления, возвышаясь до художественного обобщения[2].
Картина «Бал в Мулен де ла Галетт» написана маслом на холсте высотой 131,5 сантиметров, длиной 176,5 сантиметров (с учётом рамы размер составляет 161,8 х 206 сантиметров). До поступления Музей Орсе полотно выставлялось в Лувре, ранее —в Люксембургском музее, куда поступило в 1896 году по завещанию художника и коллекционера Гюстава Кайботта[1].
История картины
Создание шедевра
В 1876 году Огюст Ренуар жил в районе Монмартра, арендуя студию с садом, которая находилась недалеко от Мулен де ла Галетт — ресторана с танцевальной площадкой в верхней части Монмартра[3]. С 1860-х годов многие художники жили на Монмартре, где были самое доступное по цене жильё и сельская красота[4].
Монументальная базилика Сакре-Кёр тогда ещё не было воздвигнута на вершине холма Монмартр, и самыми заметным сооружениями были мельницы. Парижская богема облюбовала Мулен Руж (Красную мельницу) и Мулен де ла Галетт (галеты — разновидность хлеба). Мулен де ла Галетт была построена в 1622 году, и спустя три с половиной столетия перестала быть прибыльной. Владелец по фамилии Дебре передела постройку под ресторан с танцевальным залом[5].
По воскресеньям местные молодые художники, приказчики, швеи, продавцы приходили в ресторан на танцы. В хорошую погоду танцевали на улице в центре площадки, окружённой столиками и скамьями. Этот момент и запечатлел на своём холсте Огюст Ренуар. Ему нравилась непринуждённая обстановка, и художник стал создавать наброски будущего «Бала в Мулен де ла Галетт». Для этого Ренуар просил своих друзей позировать ему, имена некоторых из них известны[3]. При создании картины художник, по свидетельству современников, придал этому месту очарование, приукрасил его. Ренуар решил сложную задачу — изобразил солнечные блики, пробивающиеся через листву акаций, и отражающиеся на лицах и одежде сидящих и танцующих людей[3].
Участие в выставках
""Впервые картина «Бал в Мулен де ла Галетт», вместе с картиной «Качели», была выставлена на Третьей выставке импрессионистов в 1877 году. Эта работа считается наиболее характерной для творчества Ренуара середины 1870-х годов[3]. Выставка не была успешной и картина Ренуара не впечатлила современников. Вскоре картину приобрёл французский художник и коллекционер Гюстав Кайботт. С 1896 года «Бал в Мулен де ла Галетт» находился в постоянных экспозициях парижских музеев, тогда картина получила признание[6].
Полотно Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» неоднократно участвовало в различных выставках. В их числе — «выставка одной картины» в Государственном Эрмитаже, проходившая в Санкт-Петербурге с 18 марта по 7 июля 2015 года в рамках программы «Шедевры музеев мира в Эрмитаже»[7]. Договорённость об экспонировании картины была достигнута на взаимовыгодных условиях. Эрмитаж, со своей стороны, отправил на временную экспозицию во Францию триптих Пьера Боннара «У Средиземного моря» (1911). Для выставки в Эрмитаже «Бал в Мулен де ла Галетт» был застрахован на 90 миллионов евро[6].
В музейных коллекциях
Полотно «Бал в Мулен де ла Галетт» Пьера Огюста Ренуара, предположительно, с 1877 по 1894 год находилось в частной коллекции Гюстава Кайботта, который приобрёл картину в период между 1877 и 1879 годом. Сумма этой сделки неизвестна. Кайботт скончался в 1894 году, и по его завещанию в 1896 году картина была принята государством для Люксембургского музея в Париже. До 30 января 1929 года «Бал в Мулен де ла Галетт» находился в ведении этого музея[1].
С 1929 по 1947 год «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара находился в Лувре (Париж). С 1947 по 1986 год картина входила в коллекцию галереи Ле-Же-де-Пальм, относящейся к Лувру[1]. В 1986 году она была передана Национальному музею изобразительного и прикладного искусства в Париже (Музею Орсе), в котором представлены произведения искусства, созданные во Франции с 1848 по 1914 год[8].
Вторая версия картины
Известна вторая авторская версия картины «Бал в Мулен де ла Галетт». Более крупная и известная версия находится в Музее Орсе, а меньшая по размеру картина хранилась в частной коллекции Уитни до 1990 года. Кроме разницы в размерах, картины почти идентичны, одна из них является копией другой, но версия Уитни создана в более свободной манере. Поскольку информация о выставке 1877 года не содержит размеров холста, неизвестно, какая из двух картин была написана первой, а какая является авторской копией[9].
В 1990 году меньшая из картин была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 78 миллионов долларов США. Это была вторая по цене в мировой истории картина. Её приобрёл глава японского предприятия, производящего бумагу, Daishowa Рёи Сайто. Он же купил «Портрет доктора Гаше» художника Ван Гога — эта картина стала самой дорогой в мире на тот момент. Спустя год новый владелец картины вызвал возмущение общественности, когда стало известно, что по завещанию он распорядился кремировать вместе со своим телом картины Ренуара и Ван Гога. Позднее, когда компания Сайто столкнулись с финансовыми трудностями, и картина Ренуара оказалась в залоге по кредиту у банка, её конфиденциально продали через Sotheby’s покупателю, пожелавшему остаться неизвестным. Предположительно, эта картина Ренуара попала к частному коллекционеру из Швейцарии. Сведений о картине Ван Гога нет, возможно, она была сожжена после смерти Сайто в 1996 году[10].
Сюжет
Особенности стиля и композиции
Ресторан Мулен де ла Галетт с площадкой для танцев изображали и другие художники: Винсент Ван Гог, Анри Тулуз-Лотрек, Сантьяго Руссиньоль. Но у них это место выглядит бедным и безрадостным, а у Огюста Ренуара — как место праздника жизни. В этом суть импрессионизма, воспроизводящего впечатление. Когда Ренуар писал свою картину, Монмартр был бедной окраиной, только в 1860 году вошедшей в городскую черту[11].
В пристроенном к мельнице ресторане устраивали танцы для простого люда и богемы, живших в бедных комнатах и не надеявшихся выбраться из нищеты. Но взгляд Ренуар не задерживался на неэстетичных моментах. Романист Октав Мирбо называл Ренуара «единственным великим художником, не написавшим за свою жизнь ни одной печальной картины»[11].
«По мне, картина должна быть приятной, радостной и красивой, да — красивой! В жизни достаточно неприятных вещей, почему мы должны создавать такие же?»Пьер Огюст Ренуар
Художник видел молодых, красивых и весёлых танцоров на площадке, освещённой лучами летнего солнца, и передавал это настроение, лёгкое дыхание жизни в своей картине[11]. На переднем плане изображены две молодые женщины, одна из которых облокотилась на плечо другой. Вторая девушка повернулась в сторону мужчины, смотрящего на них. На втором плане танцующие пары изображены в движении. В правой нижней части полотна представлен натюрморт: бокалы с напитками. Рядом мужчина набивает трубку табаком. На заднем плане заметны деревья и фонари со стеклянными плафонами. В каждом уголке происходит действие: танец, разговор, знакомство. Художнику удалось передать сиюминутность, ощущение праздника, мгновенность эмоций[2].
Персонажи
Главные героини — две сестры. Жанна — шестнадцатилетняя швея с Монмартра, согласилась позировать Ренуару, знакомому с её матерью. Девушки сначала отказывались позировать, тогда Ренуар купил несколько модных шляпок тимбалей для красавиц и матери девушек уже не запрещали им позировать художнику. Красавица Жанна вела двойную жизнь: она писала Ренуару письма на дорогой бумаге с золотым обрезом, и при этом носила по улице бидоны с молоком. Известно, что Жанна встречалась с богатым покровителем. Эстель — младшая сестра Жанны, тоже была швеёй. По мнению Ренуара, что неё были красивые уши, поэтому художник советовал Эстель зачёсывать назад волосы[11].
Сидящий спиной на переднем плане мужчина — Пьер Фран-Лами, художник. Именно он увидел в мастерской Огюста Ренуара набросок, сделанный в ресторанчике, и посоветовал другу написать картину. Друзья помогали Ренуару приносить холст на площадку, чтобы писать с натуры. Иногда при порывах ветра полотно вырывалось из рук и несколько раз едва не улетело. Мужчина в цилиндре — Норбер Генетт, тоже художник, друг Огюста Ренуара, завсегдатай этого заведения. В XIX веке цилиндр был популярным головным убором. Другой головной убор — летняя соломенная шляпа канотье — аксессуар Жоржа Ривьера. Этот друг художника был чиновником и публицистом, издателем газеты «Импрессионист», в которой рассказывалось о новом направлении в живописи и его представителях. Позднее Ривьер написал биографию Огюста Ренуара[11].
Маргарита Легран по прозвищу Малышка Марго (танцует в светлом платье) тоже была шестнадцатилетней швеёй. Жорж Ривьер называл её легкомысленной, с грубоватой внешностью. К тому же она прогуливала сеансы позирования, но Марго была одной из любимых моделей Ренуара. Через три года, когда Маргарита заболела, Ренуар оплачивал лечение. Но доктора не спасли девушку от брюшного тифа. Похороны Марго тоже оплатил Ренуар[11].
Педро Видаль де Соларес-и-Карденас изображён танцующим с Маргаритой Легран. Этот художник, друг Ренуара, приехал в Париж с Кубы. Танцы по выходным дням продолжались с трёх часов дня до полуночи. На картине пары танцуют вальс. Вход на танцы был платным, его оплачивали мужчины, а женщины допускались только в сопровождении кавалеров. В вечернее время площадку освещали газовые фонари, а днём — лучи солнца[11].
Колорит
Картина производит впечатление лёгкости. Вся сцена, в том числе передний план, размыта. Солнечные блики падают на головные уборы и наряды молодых парижан. Передний и задний планы не разделены чётко, создаётся ощущение единого пространства. Насыщенные цвета: голубые, ярко зелёные, розовые и сине-лиловые. Вероятно Ренуар использовал мягкие кисти, поэтому мазки получились расплывчатыми, немного беспорядочными. Цветовая гамма намеренно ограничена. Сине-лиловые тона гармонируют с розово-оранжевыми оттенками и синими тенями. Картина в целом приобретает тепло благодаря мягкому холодному колориту с контрастным световым решением[3].
В литературе и искусстве
Белла Ахмадулина в стихотворении «Я ровно в полночь возжигаю свечи…» с восторгом отзывается о картине Ренуара и его натурщице Жанне Самари[12]:
Докукой крепостного ритуала
я тягочусь. И, что ни говори,
нет никого прекрасней Ренуара,
нет никого прелестней Самари.Белла Ахмадулина
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Бал в Мулен-де-ла-Галетт (Bal du moulin de la Galette). Музей Орсе (Etablissement public des musées d'Orsay et de l'Orangerie) (2025). Дата обращения: 13 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Смирнов Н. Бал в Мулен де ла Галетт // Искусство : журнал. — 2007. — № 19.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Лебедянский, М. С. Портреты Ренуара. — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 178 с. — ISBN 5-85200-359-X.
- ↑ Чем отличается парижский Монмартр от Монпарнаса, и почему эти места так притягивают художников. Культурология.РФ (2025). Дата обращения: 14 октября 2025.
- ↑ Мулен де ла Галетт. «PAC GROUP» (2025). Дата обращения: 14 октября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Гости Эрмитажа увидят «Бал в Мулен де ла Галетт» Огюста Ренуара из музея Орсэ. www.spbdnevnik.ru (18 марта 2015). Дата обращения: 13 июня 2025. Архивировано 13 июня 2025 года.
- ↑ Прибывшую в Эрмитаж картину Ренуара застраховали на 90 миллионов евро. ООО «Компания Афиша» (18 марта 2015). Дата обращения: 14 октября 2025.
- ↑ Музей Орсе Париж. Gallerix (2025). Дата обращения: 13 октября 2025.
- ↑ Петрова, С. «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара. Дилетант медиа (2016). Дата обращения: 14 октября 2025.
- ↑ Усборн, Д. Пропавший Ван Гог, которого боялись кремировать вместе с его владельцем (англ.). Индепендент (27 июля 1999).
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Овчинникова, Н. Лёгкое дыхание: история создания и 12 интересных деталей картины Огюста Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» // Вокруг света : журнал. — 2015. — Февраль.
- ↑ Ахмадулина, Б. Я ровно в полночь возжигаю свечи. Национальный корпус русского языка (2025). Дата обращения: 14 октября 2025.