Белокурая купальщица
Пьер Огюст Ренуар | |
Белокурая купальщица. 1881, 1882 | |
фр. La baigneuse blonde | |
Холст, масло | |
Изображения на Викискладе |
«Белокурая купальщица» (фр. La baigneuse blonde, также Блондинка-купальщица) — две картины с одинаковым названием, написанные в 1881—1882 годах французским художником Пьером Огюстом Ренуаром.
Моделью для обеих работ стала Алина Шариго, впоследствии ставшая женой Ренуара. Написанные под влиянием живописи эпохи Возрождения (особенно фресок Рафаэля), которые Ренуар видел в Италии в 1881 году, обе картины демонстрируют заметное изменение стиля художника по сравнению с предыдущими работами Ренуара. Некоторые специалисты считают эти работы очень красивыми, другие — вульгарными.
История
Ренуару было уже сорок лет, и он был признанным художником, когда осенью 1881 года он посетил Италию. Француз Амбруаз Воллар, один из самых значимых торговцев произведениями искусства, который собирал картины Ренуара, сообщал, что живописец особенно восторгался работами Тициана и Рафаэля, а также помпейскими и египетскими фресками. Ренуар также был восхищён красивыми пейзажами и светом, и надеялся завершить много начатых картин. Его визит в Италию был очень продуктивным — художник отправил обратно в Париж несколько ящиков своих работ.[1] Во время поездки с ним была его девушка — любимая модель и будущая жена — Алина Шариго.[2]
Белокурая купальщица (1981)
Картина, которая в настоящее время находится в Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк («The Clark») в Уильямстауне, штат Массачусетс[3], написана маслом на холсте размером 81,6 на 65,4 см. По возвращении в Париж, Ренуар продал или подарил картину Анри Веверу, коллекционеру искусства, и подписал холст, добавив ему посвящение. Художник объяснял, что картина была написана на борту лодки в Неаполитанском заливе. Однако, на полотне сцена не похожа на сцену с лодки. Вероятно, Ренуар изменил фон после того, как была написана оригинальная картина: фигура женщины сидит у берега — за ее спиной трава.
В 1926 году американский коллекционер произведений искусства Стерлинг Кларк приобрел картину. Его жена Франсин считала эту работу Ренуара чудом.[4] А представители Художественной галереи Кларка утверждают, что картина «придает обнаженной натуре монументальность, которая предполагает вневременной образ женственности» («gives the nude a monumental presence that suggests a timeless image of womanhood»).[5]
Белокурая купальщица (1982)
Вернувшись в Париж весной 1882 года, Ренуар написал вторую версию этой же картины, размером 90 на 63 сантиметра, также маслом на холсте. Она отличается от первой работы в основном более яркими фоновыми цветами и линией скал, видимых вдалеке. Сейчас картина принадлежит галерее Пинакотеке Джованни и Мареллы Аньелли в Турине и выставлена на всеобщее обозрение. Вторая картина была написана по просьбе его дилера Ренуара — Поля Дюран-Рюэля, он же нашёл для неё покупателя.
Британский лорд Кеннет Кларк, историк искусства и директор музея (не имеет отношение к супругам Кларк), вернувшись в 1933 году из рабочего отпуска в Испании, сообщил своему американскому коллеге Бернарду Беренсону, что приобрёл две работы Ренуара. Это «Белокурая купальщица» (1882) и «Женщина в белой блузе» (1907). «Белокурая купальщица» оставалась одной из его любимых картин, но из боязни обеднеть он продал ее за 120 000 фунтов стерлингов в 1959 году.[6]
Примечания
- ↑ White, Barbara Ehrlich (1969). «Renoir’s Trip to Italy». The Art Bulletin. 51 (4). College Art Association: 333—351. doi:10.1080/00043079.1969.10790300. JSTOR 3048651.
- ↑ La moglie di Renoir . pinacoteca-agnelli.it. Pinacoteca Agnelli. Дата обращения: 13 сентября 2017. Архивировано 13 сентября 2017 года.
- ↑ 10 Самых Известных Картин Института Искусств Стерлинга и Франсин Кларк
- ↑ Sarah Lees (2012). Blonde Bather, 1881 (англ.)
- ↑ Clark Art - Blonde Bather . www.clarkart.edu. The Clark Art Institute. Дата обращения: 13 сентября 2017. Архивировано 15 июня 2016 года.
- ↑ Trewin, Ion (2009). Alan Clark: The Biography. Orion.ISBN 978-0-297-85782-2.