Байжанов, Сырлыбек

Эта статья прошла проверку экспертом
Сырлыбек Байжанов
Портрет
Дата рождения 2 мая (15 мая) 1912(1912-05-15)
Место рождения аул Чингельды, Чимкетнский уезд, Сырдарьинская область, Туркестанский край, Российская империя 
Дата смерти 27 января 1986(1986-01-27) (73 года)
Место смерти Алма-Ата, Казахская ССР, СССР
Принадлежность  СССР
Годы службы 19401946
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
В отставке с 1946

Сырлы́бек Байжа́нов (2 (15) мая 1912, аул Чингельды, Чимкетнский уезд, Сырдарьинская область, Туркестанский край, Российская империя — 27 января 1986, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — начальник Арысского отделения Казахской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1959)[1].

Биография

Сырлыбек Байжанов родился 2 (15) мая 1912 году в ауле Чингельды Чимкетнского уезда Сырдарьинской области Туркестанского края Российской империи (ныне — Туркестанская область Казахстана). Сырлыбек Байжанов начал трудовую деятельность в 1931 году в качестве помощника машиниста. В 1932 году поступил в Ташкентский институт железнодорожного транспорта (ныне — Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта). Завершив обучение в 1937 году, он остался в институте в качестве преподавателя[1][2].

В 1940 году Байжанов был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии[1][3]. С июня 1941 года Сырлыбек Байжанов являлся участником Великой Отечественной войны. В ходе боевых действий он занимал должности военного диспетчера и помощника начальника отдела военных сообщений 40-й армии Юго-Западного фронта[1].

После демобилизации в 1946 году капитан Сырдлыбек Байжанов вернулся в родные края, где работал заместителем начальника паровозного депо железнодорожной станции Туркестан. Позже Сырдлыбек Байжанов был главным инженером и начальником Арысского отделения Казахской железной дороги. Под руководством Сырдлыбек Байжанов на железнодорожной станции Арысь, являвшейся крупным узлом магистрали, был разработан и внедрён новый метод формирования поездов. Это позволило увеличить производительность труда на 42 % и сократить время простоя транзитных вагонов на 96 %, что дало экономию свыше 30 миллионов вагоно-часов в период с 1950 по 1958 годы[1].

За выдающиеся достижения в развитии железнодорожного транспорт, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года, Сырдлыбек Байжанов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][2].

С 1960 года Сырдлыбек Байжанов занимал должность первого заместителя начальника Казахской железной дороги. Под его руководством коллектив магистрали досрочно выполнил задания семилетнего плана (1959-1965). Прибыль сверх плана составила 52,6 миллиона рублей, а производительность труда железнодорожников выросла на 53 %. Сырлыбек избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР[1]. Последние годы жизни Сырдлыбека Байжанова прошли в Алма-Ате. Умер 27 января 1986 года[1].

Награды и звания

Память

Мемориальная доска Сырлыбек Байжанову установлена на фасаде дома (Проспект Абылай хана, 123 ​Алмалинский район, Алматы), в котором он проживал с 1960 по 1986 год[3].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Кузоватов С. Байжанов Сырлыбек. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 27 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 Жадыков А.Х., Айдарханов Э.А. Казахстанцы - герои труда: краткий биографический справочник (1937-2016гг.) / Жадыков А.Х.. — Алматы: Қазақ университеті, 2020. — С. 573. — 642 с. — ISBN 978-601-04-4471-3.
  3. 3,0 3,1 Герои Социалистического Труда - казахстанцы. — Алма-Ата: Казахстан, 1970. — Т. 4. — 725 с.

Ссылки