Аудиология

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Аудиология (от лат. ology) — раздел оториноларингологии, учение о слухе. Изучает этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику нарушений слуха (глухоты, тугоухости). Большое значение имеют исследования влияния производственных факторов (например, шума, вибрации, токсичных веществ) на функцию слуха. С развитием хирургии уха, которая применяется для восстановления или улучшения слуха, в компетенцию аудиологии входят также исследования показаний к хирургии и оценка её результатов[1].

Используя различные методы исследования аудиологи определяют, есть ли у пациента нарушения слуха, если да, то какие частоты (высокие, средние, низкие) не воспринимаются и в какой степени, а также место поражения (наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, слуховой нерв, центральная нервная система). Помимо этого, аудиологи изучают и другие проблемы, такие как шум, звон в ушах, гиперакузия и мизофония и другие.

Аудиологическая практика включает в себя выявление нарушений слуха у детей и взрослых на ранних стадиях с помощью групповой аудиометрии, когда лечение и профилактические меры наиболее эффективны. А также дифференциальную диагностику и прогнозирование нарушений слуха, профессиональную консультацию, выбор слуховых аппаратов, обучение пользованию слуховыми аппаратами, чтению с губ, экспертизу по вопросам потери слуха и повышение осведомлённости населения[2].

История

Использование терминов «аудиология» и «аудиолог» в публикациях можно проследить с 1946 года. Однако, автор этих терминов неизвестен[3] .

Последнее достижение в аудиологии — беспроводной аудиометр New age, который работает на мобильных устройствах через беспроводную связь, то есть Bluetooth и Wifi
Традиционные конструкции слуховых аппаратов

Аудиология — достаточно молодая дисциплина, самостоятельной она стала на Международном конгрессе аудиологов, состоявшемся в Стокгольме в 1949 году. Однако, практические организационные основы аудиологии были заложены уже впервые годы Великой Отечественной войны в СССР в специальных учреждениях для раненых и контуженных с нарушениями слуха и речи. В этих учреждениях разрабатывались вопросы организации исследований и лечения с привлечением широкого круга специалистов, включая невропатологов, психиатров, логопедов и физиологов. После войны другие страны использовали эти организационные принципы для создания центров слуха. В 1946 году Кархарт открыл первый в США университетский курс для аудиологов.

Предшественницей аудиологии была одна из самых ранних отраслей медицины и педагогики — сурдология. Главной её задачей было изучение глухоты и тяжёлых нарушений слуха, что у детей является причиной нарушений речи и немоты. Теоретической основой современного направления аудиологии является учение И. П. Павлова. В учении Павлова звуковой анализатор рассматривается как сложная, но единая анатомо-физиологическая система, включающая периферические рецепторы улитки, центральные слуховые пути и слуховые отделы коры головного мозга. Развитию аудиологии способствовало внедрение более сложных акустических приборов для исследования слуха (тональных аудиометров и речевых аудиометров), а также разработка новых дифференциально-диагностических тестов[2].

См. также

Примечания

  1. Аудиология. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 14 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 Петровский Б.В. Аудиология. Большая Медицинская Энциклопедия. Дата обращения: 14 мая 2024.
  3. Hatzopoulos S. Introductory Chapter - Genealogy of Audiology (англ.) // Advances in Clinical Audiology. — InTech, 2017.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!