Аудиология
Аудиология (от лат. ology) — раздел оториноларингологии, учение о слухе. Изучает этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику нарушений слуха (глухоты, тугоухости). Большое значение имеют исследования влияния производственных факторов (например, шума, вибрации, токсичных веществ) на функцию слуха. С развитием хирургии уха, которая применяется для восстановления или улучшения слуха, в компетенцию аудиологии входят также исследования показаний к хирургии и оценка её результатов[1].
Используя различные методы исследования аудиологи определяют, есть ли у пациента нарушения слуха, если да, то какие частоты (высокие, средние, низкие) не воспринимаются и в какой степени, а также место поражения (наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, слуховой нерв, центральная нервная система). Помимо этого, аудиологи изучают и другие проблемы, такие как шум, звон в ушах, гиперакузия и мизофония и другие.
Аудиологическая практика включает в себя выявление нарушений слуха у детей и взрослых на ранних стадиях с помощью групповой аудиометрии, когда лечение и профилактические меры наиболее эффективны. А также дифференциальную диагностику и прогнозирование нарушений слуха, профессиональную консультацию, выбор слуховых аппаратов, обучение пользованию слуховыми аппаратами, чтению с губ, экспертизу по вопросам потери слуха и повышение осведомлённости населения[2].
История[править]
Использование терминов «аудиология» и «аудиолог» в публикациях можно проследить с 1946 года. Однако, автор этих терминов неизвестен[3] .
Аудиология — достаточно молодая дисциплина, самостоятельной она стала на Международном конгрессе аудиологов, состоявшемся в Стокгольме в 1949 году. Однако, практические организационные основы аудиологии были заложены уже впервые годы Великой Отечественной войны в СССР в специальных учреждениях для раненых и контуженных с нарушениями слуха и речи. В этих учреждениях разрабатывались вопросы организации исследований и лечения с привлечением широкого круга специалистов, включая невропатологов, психиатров, логопедов и физиологов. После войны другие страны использовали эти организационные принципы для создания центров слуха. В 1946 году Кархарт открыл первый в США университетский курс для аудиологов.
Предшественницей аудиологии была одна из самых ранних отраслей медицины и педагогики — сурдология. Главной её задачей было изучение глухоты и тяжёлых нарушений слуха, что у детей является причиной нарушений речи и немоты. Теоретической основой современного направления аудиологии является учение И. П. Павлова. В учении Павлова звуковой анализатор рассматривается как сложная, но единая анатомо-физиологическая система, включающая периферические рецепторы улитки, центральные слуховые пути и слуховые отделы коры головного мозга. Развитию аудиологии способствовало внедрение более сложных акустических приборов для исследования слуха (тональных аудиометров и речевых аудиометров), а также разработка новых дифференциально-диагностических тестов[2].
См. также[править]
Примечания[править]
- ↑ Аудиология . Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 14 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Петровский Б.В. Аудиология . Большая Медицинская Энциклопедия. Дата обращения: 14 мая 2024.
- ↑ Hatzopoulos S. Introductory Chapter - Genealogy of Audiology (англ.) // Advances in Clinical Audiology. — InTech, 2017.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |