Архитектурная семиотика
Архитекту́рная семио́тика — активно развивающаяся ветвь архитектурной теории[1], являющаяся совокупностью знаний и умений, позволяющих описать и объяснить язык архитектуры.
Архитектурная семиотика состоит из четырёх основных разделов:
- архитектурной синтактики,
- архитектурной прагматики,
- архитектурной семантики,
- архитектурной грамматики.
Сторонники данной теории рассматривают архитектуру как текст, пытаются выстроить упорядоченную структуру городского пространства и глубоко понять суть каждого архитектурного элемента в обширном единстве целого. Например, стереотипы, выявленные в процессе анализа городской среды, соответствуют знаковым формам текста «словам», «словосочетаниям», «фразам» являясь средствами архитектурного языка. Их значения не остаются постоянными, а меняются в зависимости от контекста той или иной эпохи и предопределяют сложный процесс коммуникации человека с городской средой и с окружением в целом[2].
Архитектурная грамматика
Это раздел архитектурной семиотики, изучающий возникновение и принципы построения базовых архитектурных первоэлементов («слов»), а также структуру и выражение смысла в пределах этих первоэлементов[3].
Грамматику архитектурного языка составляют три ключевых аспекта: типы предназначения зданий; стили различных периодов; материалы, из которых возводились здания. Всё это в значительной степени определяет внешний облик любого архитектурного сооружения.
Каждый из вас, как бы он ни был далёк от архитектуры, слышал об ордерах — типах архитектурной композиции, основанных на художественном взаиморасположении различных элементов. Свои архитектурные ордеры были у многих народов древности. Наиболее известные из них — дорический, ионический и коринфский — пришли к нам из эллинистической Греции и республиканско-императорского Рима[4].
Архитектурная синтактика
Это раздел архитектурной семиотики, изучающий синтаксис архитектуры, то есть структуру сочетания архитектурных первоэлементов и правила их образования и преобразования безотносительно к их значениям и каким бы то ни было функциям знаковых систем (зданий, ансамблей, комплексов и других архитектурно-градостроительных образований)[3].
Здание должно стоять и быть скомпоновано в соответствии с определёнными правилами или методами сочленения элементов. Законы тяготения и геометрии диктуют такие понятия, как верх и низ, крыша и пол, и различные этажи между ними, точно так же, как законы распространения звука и законы образования речи предопределяют существование гласных, согласных и способы их произношения. Эти не преодолимые силы создают то, что может быть названо синтаксисом архитектуры[5].
Архитектурная прагматика
Это раздел архитектурной семиотики, изучающий отношения между архитектурными элементами или архитектурными системами и их пользователями. Этот раздел тесно связан с традиционно хорошо разрабатываемыми в архитектуре вопросами функционального (прагматического) использования[3]. Это попытка определить способ использования людьми архитектурного объекта и выстраивание понимания как с ним взаимодействовать[6]
Архитектурная семантика
Это раздел архитектурной семиотики, изучающий правила интерпретации архитектурных знаков и составление из них что-то означающих архитектурных систем, комплексов (выражений), то есть архитектурная семантика изучает архитектурный язык и его составляющие с точки зрения выражения конкретного смысла[3].
Например, в XIX веке существовала последовательная семантическая доктрина. В частности, для банка архитектор выбирал дорический ордер, поскольку этот ордер и банковская функция имели определённые смысловые значения: уравновешенность, беспристрастность, мужественность и рациональность[5].
Примечания
- ↑ Лучкова В. И. Введение в архитектурную семиотику. — Хабаровск: ХГТУ, 1997. — С. 2. — 72 с. — ISBN 5-7389-0070-7.
- ↑ Коновалова Т. А. Модели текстов древних и современных архитектурных сооружений // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки : журнал. — 2010. — Февраль (№ 2). — С. 249.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Лучкова В. И. Введение в архитектурную семиотику. — Хабаровск: ХГТУ, 1997. — С. 6. — 72 с. — ISBN 5-7389-0070-7.
- ↑ Кэрол Дэвидсон Крейго. Как читать архитектуру. Интенсивный курс по архитектурным стилям / Пер. с англ. Л. П. Романова. — М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2018. — С. 6. — 258 с.
- ↑ 5,0 5,1 Дженкс Ч. Язык архитектуры пост модернизма / пер. с англ. А. В. Рябушина, М.В. Уваровой / под ред. А. В. Рябушина, В. Л. Хайта. — Москва: Стройиздат, 1985. — С. 66—67. — 136 с.
- ↑ Степанцов П. М. Семантика и прагматика архитектурного объекта: что может дать витгенштейнианский подход для изучения архитектуры. // Социология власти : журнал. — 2017. — Т. 29, № 1. — С. 116.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |