Абрамович, Марина

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Портрет
Дата рождения 30 ноября 1946
Место рождения Белград, Югославия
Гражданство  Сербия
 Югославия
Жанр Перфоманс
Учёба факультет изящных искусств Университета искусств в Белграде[(1970), Академия изящных искусств (1972)

Мари́на Абра́мович (серб. Марина Абра́мовић; род. 30 ноября 1946, Белград) — сербская художница перформативного жанра и искусства выносливости. В своих проектах исследует отношения между художником и аудиторией, пределами тела и когнитивными возможностями. За большой вклад и долгую творческую деятельность, которая насчитывает уже пяти десятилетий, Абрамович называют «бабушка искусства перформанса».

Заслуга Марины Абрамович в том, что она открыла новое понятие идентичности, делая наблюдателей участниками и сосредотачиваясь на «противостоянии боли, крови и физических пределах тела»[1][2].

Биография

Марина Абрамович родилась 30 ноября 1947 года в Белграде. Ее родители, Войина (Войи) и Даницы Абрамович (урождённой Росич), были югославскими партизанами Движения Сопротивления во время Второй мировой войны. Отец при при правлении Броза Тито вошёл в государственную номенклатуру, а мать в 1960-е годы руководила белградским Музеем революции. Сведения о детстве художницы говорят о сложных отношения с родителями, которых она редко видела. Марина считала, что Абрамовичи обретя славу героев, стали уделять ей крайне мало внимания, воспитанием ребёнка занималась преимущественно бабушка.

А вообще всё детство я провела на кухне. Кухня была центром моей вселенной. Там я рассказывала бабушке свои сны, а она рассказывала мне разные истории. Там мы посвящали друг друга во все тайны. Это было место встречи и взаимопроникновения повседневного и духовного

— Воспоминания М. Абрамович

Марина Абрамович:

«У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твоё искусство — если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение. Мои родители были карьеристами, стремились добиться успеха в области политики. Они оба после Второй Мировой войны были признаны национальными героями. У них не было желания заниматься ребёнком, и они отдали меня бабушке. Однажды я ждала бабушку, когда она молилась в церкви. Там я увидела купель — ёмкость, в которую надо было окунуть пальцы перед тем, как перекреститься. Я подумала, что если выпью всю воду, то стану святой. Мне было шесть лет. Я встала на стул и выпила эту воду. Мне только плохо стало…»

Когда Марине было 14 лет, она попросила отца купить ей масляные краски. Тот выполнил ее просьбу, однако друг папы, Филипович, разлил на холсте краску, клей, бензин и поджог со словами «Это — закат» Именно в этот момент Марина впервые осознала, что в искусстве процесс может быть важнее результата.

После того, как отец Марины оставил семью, мать, майор армии и директор Музея Революции, установила в семье строгий режим и тотальный контроль. Такой подход угнетал девушку.

В 1970 году Марина закончила Университет Искусств в Белграде и Академии изящных искусств в Загребе (1970—1972), преподавала в Академии искусств Университета в Нови-Саде (1973—1975). Входила в круг молодых художников, занимавшихся в Студенческом культурном центре в Белграде, открытом властями как уступка в ответ на студенческие выступления лета 1968 года[3].

Первая попытка Марины в искусстве перформанса оказалась «Той, которой никогда не было» придуманной в 19 лет для белградской галереи. Идея этой работы состояла в том, что Марина должна была пригласить представителей общественности войти в галерею, снять одежду и подождать обнажёнными до тех пор, пока она постирает их одежду, а после стирки вернёт её. Хотя перфоманс не состоялся, сценарий ясно продемонстрировал, что ключевой темой для художницы было переосмысление семейных ценностей, уклада жизни, личные связи, а также последующими отношениями между каждой из этих концепций.

В родном Белграде её творчество не обрело успеха и признания, поэтому она переехала на Запад, чтобы реализоваться себя как авангардного художника перформанса. Своими выступлениями в галереях и театрах она смогла обратить на себя внимание представителей СМИ. Организаторы Эдинбургского фестиваля Fringe предложили Марине участвовать в новом сезоне, как началась серия выступлений Марины, известная как «Серия ритмов». С тех пор слава её искусства начала процветать. Основной мотив ранних радикальных перформансов Абрамович — преодоление страха перед физической болью, насилием и риском, идеологических рамок, границ возможностей собственных тела и сознания.

В 1976 году, находясь в Голландии, Марина познакомилась с художником-перформансистом из Германии Уве Лайсипеном, известным как Улай. В их совместной работе рассматривались отношения между влюблёнными мужчинами и женщинами, это перформансы «Отношения в пространстве», 1976; «Imponderabilia» в 1977; «ААА-ААА» в 1978; «Энергия покоя» и «Точка контакта» в 1980. Художники концентрировались на эмоциональном и духовном взаимодействии двух частей единого целого — Мужчины и Женщины. Пара соединяла рты специальным реагентом и вдыхали выдохи друг друга до потери сознания от переизбытка углекислоты в легких; почти сутки сидели со сплетенными в единый клубок волосами; обнажались и блуждали в темном помещении, ударяясь о стены и друг о друга; Марина и Улай буквально выясняли отношения на сцене, то крича друг на друга по очереди, стоя в запредельной близости, то буквально сталкиваясь друг с другом лбами на полном ходу.

Одним из самых ярких перфомансов должен был стать объявление о бракосочетании на середине Великой Китайской стены, по которой влюбленные шли навстречу друг другу. Но пока шли переговоры с китайскими властями, отношения в паре испортились. Вскоре Улай начал отношения коллегой переводчицей. Но перфоманс всё же состоялся. Марина и Улай на протяжении двух месяцев прошли 2500 км и встретились в запланированном месте, чтобы проститься навсегда. Этот перформанс 1988 года получил название «Влюблённые — Поход по Великой Китайской стене»

После расставания с Улаем проекты Марины Абрамович стали более масштабными, приобрели социальную и политическую остроту. В 1997 году «Балканское барокко» принесло художнице «Золотого льва» 47-й Венецианской биеннале и признание интеллектуальной элиты. В XXI веке имя Марины Абрамович стало модным брендом[4].

В 2010 году Марина провела крупную ретроспективу своих работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Шоу называлось «Художник присутствует», а Марина стала буквально частью выставки и принимала участие в спектакле в течение всего его времени. На протяжении трёх месяцев, она ежедневно проводила по семь часов, сидя в кресле и принимая посетителей со всего мира. Спектакль был задокументирован в одноимённом фильме, который отразил физические и умственные потери, которые шоу нанесло Марине. Фильм также запечатлел момент, когда Улай подошёл и сел в кресле напротив Марины. Также фотограф Марко Анелли задокументировал лица участников. Он сделал снимок каждого человека, который сидел с Мариной, и записал, сколько времени они просидели вместе. Подборка портретов из этой коллекции позже была представлена в фотокниге Анелли, который получил разрешение на использование данных снимков в личных целях. На самой выставке большая часть работ была представлена в виде фотографий и документальных кадров[5].

Позже Марина планировала провести ещё одну ретроспективу в Королевской академии художеств Лондона. Изначально проект планировалось провести в 2020 году, но из-за пандемии COVID-19 его пришлось отложить, потом помешали проблемы со здоровьем художницы. Выставка состоялась в 2023 году, часть работ на ней представила собой направление, связанное с изменениями в теле художницы с течением времени[6][7]2001 года Абрамович живёт в Нью-Йорке. С середины 2000-х годов занимается вопросом профессионального воспроизведения перформансов и их сохранения в истории искусства, став первым художником этого жанра, придавшим ему музейный статус. Рассматривает повторение своих работ как воспроизведение психофизического опыта и переживаний, изначально полученных в процессе перформанса. Проблема реэнактмента была поставлена ею на выставке «Семь лёгких пьес» (2005, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк), где она повторила пять знаменитых перформансов Б. Наумана, В. Аккончи, В. Экспорт, Дж. Пейн, Й. Бойса и собственную работу «Губы Томаса», а также исполнила свой новый перформанс «Выход на другую сторону». На ретроспективной выставке «В присутствии художника» (2010, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения прошлых лет воспроизводили специально нанятые «перформеры». Всё время работы выставки, почти три месяца, Абрамович ежедневно исполняла одноимённый перформанс по мотивам «Ночного перехода», в котором её партнёром на несколько минут мог стать любой посетитель, молча сев напротив неё и взглянув ей в глаза. Несмотря на простоту сценария, это стало для многих участников сильным эмоциональным переживанием. В этом 716-часовом «действе» приняли участие более 1000 человек, включая звёзд шоу-бизнеса, что обеспечило ему широкий резонанс в международных СМИ и сделало Марину Абрамович героиней популярной культуры. Всего выставку посетило более 750 тыс. человек. Выставка без участия автора была показана в московском Музее современного искусства «Гараж» в 2011 г.

С 2010-х годов Абрамович акцентирует психотерапевтическое значение перформансов; нередко минимизирует своё участие в них, возлагая на зрителя роль объекта и субъекта действия («Муштра», 2009; «512 часов», 2014). Соавтор спектакля режиссёра Р. Уилсона «Жизнь и смерть Марины Абрамович» (Абрамович также вошла в состав исполнителей; премьера на Манчестерском международном фестивале, 2011; премия Дягилева, 2012), автор идеи и сценографии постановки оперы «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (2018, Фламандская опера, Гент), автор спектакля «Семь смертей Марии Каллас» (выступила как режиссёр, сценограф и актриса; 2020, Баварская государственная опера, Мюнхен).

В 2015 году Улай подал в суд на Марину Абрамович и отсудил у нее 250 тыс. за то, что она использует их совместные работы на выставках. евро. Весной 2018 года пара объявила о совместной работе над книгой мемуаров. Инициатором проекта выступил Улай.

С 2010 года она занимается преимущественно воркшопами, обучает будущих художников ее профиля, дает интервью, путешествует. Основала в Хадсоне (штат Нью-Йорк) Институт Марины Абрамович — выставочный, исследовательский и образовательный центр по сохранению искусства перформанса (2012)[8].

Творчество Марины настолько неординарно, что вызывает множество разногласий и споров. Но есть одно произведение искусства, которое вызвало гораздо больше шума, чем любое другое. Её серия «Духовная кулинария» привела к обвинениям в сатанизме и членстве в культе, от которых было особенно трудно избавиться.

Перформансы и инсталляции

Ритм 10 (1973)

На Эдинбургском фестивале искусств в 1973 году Марины Абрамович представила свой, впоследствии одним из самых знаменитых перформансов, «Ритм 10», известной как «pin-finger». Во время него художница втыкала нож между расставленными пальцами руки, записывая звук происходящего. Поранившись один раз, Марина меняла нож на другой и продолжала процесс. Марина играла в эту игру до тех пор, пока она не порезалась двадцать раз, а затем воспроизвела аудиозапись этой игры и повторила это действие, но уже ориентируясь на запись. Следуя ритму, Марина ранила себя именно тогда, когда это происходило на пленке. В понимании художницы рана на одном и том же месте символизирует момент, «где встречаются прошлое и настоящее»[5].

Это выступление было одним из её первых попыток, связанных с исследованием пределов (или их отсутствия) физического и психического стресса человека. Акция символизировала болезненные ошибки человека, которые он повторяет на протяжении жизни.

Ритм 5 (1974)

Во время перфоманса художница легла внутри горящей пятиконечной звезды, однако от недостатка кислорода во время происходящего она потеряла сознание. Перформанс пришлось прервать, один из зрителей вытащил художницу из середины звезды и отвёз в больницу. Впоследствии Марина Абрамович выразила крайнее недовольна тем, что её работа была прервана, хотя как именно должна была завершиться акция она не отметила[9].

Ритм ноль (1974)

Перфоманс прошёл в 1974 году в галереи Морра в Неаполе. На столе художница разложила 72 предмета, среди них были роза, нож, заряженный пистолет, ножницы, хлыст, фонарик, виноград, хлеб, яблоки, чёрная шляпа, спички. На протяжении шести часов Абрамович неподвижно сидела на стуле, позволяла зрителям при помощью любого из этих предметов делать с её телом все, что им заблагорассудится.

Уже через час посетители стали срезать с художницы одежду, прикасаться к интимным местам, наносить порезы, один из посетителей вложил в руку девушки заряженный пистолет и направил ей в шею. Акция продемонстрировала, насколько жестокими становятся люди рядом с обезличенной жертвой, не оказывающей никакого сопротивления. Описание этого перформанса часто цитируется во времена общественных катаклизмов, связанных с силой и влиянием толпы. «Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро цивилизованный человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить!» — объяснила позже Абрамович[3].

Imponderabilia (1977)

Перформанс 1977 года, по мнению большинства источников, был посвящён чувствам рождающегося и давлению, которое переживает младенец проходя по родовым путям.

Марина Абрамович и Улай обнажёнными стояли на входе выставки, создавая телами некую рамку, через которую должен пройти посетитель. Марина же объяснила свой перфоманс так: «посетитель должен проскользнуть между нами, обнаженными, стоящими в проходе — и, возможно, в процессе выбрать одного из нас»[3].

Смерть себя (1977)

Перфоманс Смерть себя, созданный в паре с Улаем, стал ещё одним перфомансом об отношениях. В нём главное условие для партнеров в том, что они непрерывно целуются, однако это лишь внешняя сторона зрелища.

На самом деле каждый партнер в процессе действия вдыхает лишь то, что выдыхает другой. Известен случай, когда от кислородного недостатка через 17 минут такого «дыхания» и Марина, и Улай одновременно потеряли сознание[3].

Отношения во времени (1977)

В рамках этого перформанса партнеры сидели, не двигаясь, по 16−17 часов ежедневно, на протяжении времени предусмотренном выставочным графиком. Они усаживались за полтора часа до прихода публики в зал и сплетали волосы. Так как сидеть на одном месте в одной и той же позе в течение долгого времени непростая задача, то от выдержки одного из партнеров всегда зависит положение другого[3].

Расширение пространства (1977)

У этого перформанса есть вариации исполнения, но любой из них связан с причинением вреда себе. Стоя спиной друг к другу, художники пытаются увеличить расстояние между двумя колоннами, которые можно двигать, но зритель об этом не знает. Пара бьётся телами о колонны и в какой-то момент у них получается[3].

Энергия покоя (1980)

Перформанс, который художница поставила с Уве Лайсипеном, своим партнёром. Этот перформанс о доверии в отношениях между мужчиной и женщиной, в ходе которого Улай держал направленный в грудь Марины настоящий, с натянутой тетивой и стелой, лук в течение полутора минут. Именно от биологических реакций и поведения Улая зависела жизнь Абрамович в этот момент. В это время Абрамович держала корпус лука своими руками, отклоняясь и натягивая тетиву. Микрофон безжалостно фиксировал дыхание и сердцебиение обоих партнеров. Позднее Абрамович назвала этот перфоманс одним из самых сложных в её жизни[3].

Великая стена (1988)

История у перформанса началась с того, что 1980 году пара Абрамович и Улай решила пожениться. И этот перформанс задумывался как свадебный — пара должная была пройти по всей траектории Великой Китайской Стены и после этого уже никогда не расставаться, однако. Пока они ждали согласования на посещение Стены от китайских властей, полученное лишь через восемь лет, отношения себя исчерпали. На тот момент у Улая был новый роман с переводчицей и пара решила расстаться, но перфроманс всё же прошёл[3].

Бывшие партнеры, выйдя с разных концов стены навстречу друг другу, встретились на середине, сказали друг другу «Прощай» и разошлись..

К совместным проектам Абрамович — Улай также относится работа «ААА-ААА» 1978 года, где они непрерывно продуцируют громкий звук, то есть орут, друг на друга и ещё один перформанс об отношениях, где они травмируют друг друга, сталкиваясь обнаженными с разбега, и еще один, где они стоят неподвижно лицом друг к другу в течение всей выставки, касаясь друг друга лишь пальцами в одной точке, опять же будучи обнаженными.

Балканское барокко (1997)

Перфоманс появившийся в 1997 году был посвящён памяти погибших в Югославии.

Абрамович в течение нескольких дней по 6 часов в сутки Марина, сидя в затемнённой комнате в белой сорочке, мыла окровавленные кости на глазах у публики, костей насчитывалось 1500 штук. Иногда во время перфоманса она рассказывала о Белграде и о том, что она никогда не говорит, что родом из Сербии — она из той страны, которой больше нет. За этот перформанс она получила «Золотого Льва» на 47-й венецианской биеннале.

«Губы Томаса»

Перформанс стал прародителем всех спорных, резонансных и членовредительских перфомансов Марины. В ходе его Абрамович, выпив литр вина с медом, вырезает на животе лезвием пятиконечную звезду. Затем по сценарию она должна себя выпороть и улечься на крест из чистого льда, расположенный под электрическим обогревателем. Сценарий Марина придумала ещё в юношестве, и однажды бабушка обнаружила Марину без сознания, с опаленными волосами во время репетиции. В Белграде перфоманс не оценили, однако впоследствии она неоднократно повторяла его в Нью-Йорке, где он публике понравился[3].

Дом с видом на океан (2002)

Перформанс «Дом с видом на океан» имитирует практики тибетских монахов. Марины Абрамович для этого перфоманса в течение 12 дней находилась под надзором публики, на протяжении этого времени она лишь пила воду, принимала душ, лежала, стояла, медитировала. Спускаться со сцены до окончания перфоманса было запрещено и кроме этого ступеньки трёх лестниц, ведущих из трех отсеков сцены в зрительный зал были сделаны из ножей[3].

Обнаженная со скелетом (2005)

В этой работе Марина использовала скелет, размеры которого полностью совпадали с параметрами тела художницы. Медленно начиная движение, она заставляла его оживать вместе с ней, как бы наделяла его собственной энергией. Эта работа посвящена встрече человека с неотвратимостью смерти, страхом боли и умирания, самым болезненным и глубоким из возможных[10].

Балканский эротический эпос (2006)

Ещё один перфоманс Марины, посвящённый военному конфликту в бывшей Югославии; он соединяет биографическую линию и осмысление истории и современности балканских стран, как и работа «Герой» (2001).

В фильме Марина рассказывает о том, как на её родине принято взаимодействовать с природой и Богом, с мистическими и физическими явлениями. Сложно понять, насколько достоверна эта история, однако в ней показано и то, как балканские народы некогда облегчали роды своих жен посредством собственных гениталий, и то, как с их же помощью исцеляли больную скотину. Абрамович заостряет свое внимание на том, что в ее родной культуре интимные места людей использовались в домашней и групповой деревенской магии как имеющие особую силу. Например, «если на Балканах женщина хотела, чтобы её любовник или муж любили её, она засовывала маленькую рыбку себе в вагину и оставляла её там на всю ночь. Утром она доставала умершую рыбку, затем смалывала рыбку в порошок, смешивала её с кофе и утром подавала его любовнику или мужу. Считалось, если он выпьет этот кофе, то никогда от неё не уйдёт» — это одна из наиболее невинных сентенций, показанных в 13-минутном фильме, запрещенном к демонстрации из-за обилия эротических сцен[3].

В присутствии художника (2010)

Один из наиболее известных и часто упоминаемых перформансов наряду с «Ритм 0». Подготовка к нему велась на протяжении нескольких недель. Сам же перформанс продолжался от случая к случаю разное количество дней. Например, в MOMА он длился 2 месяца, и участвовало в сумме 1500 человек плюс одна Абрамович, что физически можно было выдержать только потому, что художнице давали поспать ночью. Смысл действа заключался в том, чтобы посмотреть художнику в глаза. Вот он, сидит напротив — и у каждого есть несколько минут, чтобы прикоснуться ко внутреннему миру творца. При этом противоположная сторона вполне может молчаливо делиться эмоциями с визави, а может и не делиться[3].

Однако широкий резонанс перформанс получил только, когда поучаствовать в нем приехал Улай, и они с Мариной смотрели друг на друга более 3-х минут. И завершилось это тем, что Абрамович расплакалась.

Перформанс неоднократно повторяли в разных странах, включая Россию. На данный момент это последний проект Абрамович, вызвавший резонанс.

Фильмы

В 2006 году Абрамович сняла короткометражный фильм под названием «Балканский эротический эпос» для компиляции «Запрещено к показу», состоящей из нескольких эротических фильмов. В 2008 она участвовала в кинопроекте «Истории человеческих прав»Stories on Human Rights»), для которого сняла фильм «Опасные игры»Dangerous Games»). Также она снималась для клипа группы Antony and the Johnsons «Cut the World»[11]. Также известна по участию в масштабном кинопроекте «ДАУ» Ильи Хржановского — биографической драме, рассказывающей о жизни Льва Ландау.

Критика

10 апреля 2020 года компания Microsoft опубликовала в ютьюбе рекламу с участием сербской художницы Марины Абрамович. В ролике она рассказывала о новом VR-перформансе «Жизнь», который резко подвергся общественной критике. В социальных сетях Абрамович обвинили в сатанизме, «крови, боли и каннибализме в ее искусстве»[12]. В 2019 году верующие поляки выступили против выставки Марины Абрамович, обвиняя её в сатанизме.

Марина Абрамович

Многие не любят перформанс, потому что видели много плохих перформансов. Сказать по правде, человеку вообще-то выпадает мало хороших перформансов в жизни.

Награды

Примечания

  1. Обнажение приема. Коммерсант. Дата обращения: 3 апреля 2024.
  2. На кухне у «бабушки искусства перформанса» (05 декабря 2009). Дата обращения: 3 апреля 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 12 всемирно известных перформансов Марины Абрамович. artchive.ru. Дата обращения: 25 марта 2024.
  4. Марина Абрамович. artchive.ru. Дата обращения: 25 марта 2024.
  5. 5,0 5,1 Жизнь как перфоманс: Взлёты и падения Марины Абрамович, чьё искусство выворачивает зрителей наизнанку. kulturologia.ru. Дата обращения: 25 марта 2024.
  6. Марина Абрамович не полетит на открытие своей ретроспективы. Московский Комсомолец (07.09.2023). Дата обращения: 8 апреля 2024.
  7. Lарья Rоноваленко. Dход через сувенирную лавку. Theblueprint.ru (26 октября 2023). Дата обращения: 8 апреля 2024.
  8. Абрамович Марина. bigenc.ru. Дата обращения: 25 марта 2024.
  9. “КАК ЭТО ПОНИМАТЬ?”: ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО МАРИНЫ АБРАМОВИЧ. mostmag.ru. Дата обращения: 25 марта 2024.
  10. Марина Абрамович: страх, смерть и надежда в 10 работах «бабушки перформанса». www.interior.ru. Дата обращения: 25 марта 2024.
  11. Antony and the Johnsons : Cut the World. IMDB. Дата обращения: 3 апреля 2024.
  12. Dazed. Marina Abramović has been accused of Satanism, again (англ.). Dazed (16 апреля 2020). Дата обращения: 3 апреля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!