Юсупова, Бедер Ахметовна
Эту страницу в данный момент активно редактирует участница Подкорытова Светлана. |
| Бедер Ахметовна Юсупова | |||||
|---|---|---|---|---|---|
| башк. Бәҙәр Әхмәт ҡыҙы Йосопова | |||||
| Дата рождения | 21 декабря 1901 | ||||
| Место рождения | Орск, Орский уезд, Оренбургская губерния | ||||
| Дата смерти | 30 августа 1969 (67 лет) | ||||
| Место смерти | Уфа, Башкирская АССР, РСФСР | ||||
| Гражданство |
|
||||
| Профессия | актриса | ||||
| Театр | 1-й Башкирский государственный театр драмы | ||||
| Награды |
|
||||
Юсу́пова Беде́р Ахме́товна (21 декабря 1901, Орск, Орский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя — 30 августа 1968, Уфа, Башкирская АССР, РСФСР) — одна из первых актрис башкирского театра, народная актриса Башкирской АССР (1940 год), заслуженная актриса РСФСР (1944 год), заслуженная актриса Башкирской АССР (1955 год)[1]. Одна из основательниц и первая актриса башкирского театра[1].
Биография
Бедер Ахметовна Юсупова родилась 21 декабря 1901 года в городе Орске Оренбургской губернии. Её сценическая деятельность началась до революции. После революции Бедер Ахметовна была одним из организаторов и основоположников Башкирского государственного академического театра драмы. В 1915 году закончила учительские курсы в родном городе и начала преподавать в Орской татарской школе. Бедер Юсупова была первой девушкой-башкиркой, которая осмелилась пойти в драматический кружок. До неё в этом кружке, как впрочем и в театре, в Башкортостане, женские роли исполняли мужчины. В 1916 году на сцене любительского театра при орском «Союзе молодёжи» дебютировала под псевдонимом Люси в драматическом этюде «Потерянная женщина», поставленном по пьесе Ивана Богданова[2].
В 1917 году Бедер Ахметовна поехала в Оренбург учиться и вернулась в Орск учительницей. Но её мечта стать актрисой и играть на сцене не проходила. Она не соблюдала местных традиций, ходила с открытым лицом, участвовала в работе драмкружка наравне с мужчинами. Её выгнали из школы[3][4]
В период с 1919 по 1929 годы учительствовала в школах Башкирской республики и работала в различных подразделениях Башкирского народного комиссариата просвещения, содействовала организации и творческому становлению театральных коллективов республики. До 1928 года Бедер Юсупова была и учительницей, и артисткой. И только в 1928 году, когда возник спор между Наркомпросом и театром о том, где больше нужна её работа, было решено: Бедер Ахметовна окончательно ушла в театр. В 1935 году правительство Башкирской АССР наградило Бедер Юсупову званием заслуженной артистки республики[5][4]. Умерла Бедер Юсупова 30 августа 1969 года.
Работа в театре
С 1926 года и до конца жизни Бедер Юсупова работала актрисой в труппе первого Башкирского государственного театра и вместе с основоположниками национального театра Валиуллой Муртазиным-Иманским и Гиниятом Ушановым. Бедер Ахметовна заложила самобытные эстетические и этические нормы, которые впоследствии определили развитие башкирской сцены. Основным принципом сценической и общественной деятельности Юсуповой было утверждение гуманистической направленности искусства. Её игра отличалась публицистичностью, пламенной призывностью[5].
Бедер Юсупова начала свою творческую деятельность в эпоху революционных событий и Гражданской войны, принимая участие в работе агитационного театра. Её актёрская игра отличалась высоким уровнем темперамента, многообразием таланта и психологической глубиной создаваемых персонажей. Ключевым элементом её образа был уникальный тембр голоса, который варьировался в зависимости от контекста исполняемых ролей[5].
Бедер Ахметовна также выступала в эпизодических ролях, однако даже такие небольшие появления на сцене она превращала в значимые художественные произведения, не допуская посредственного исполнения. Её выступления на эстраде, радио и телевидении включали исполнение кубаиров, башкирских народных танцев и песен, а также декламацию стихов. В процессе чтения стихов Бедер Ахметовна устанавливала тесный эмоциональный контакт со зрителем, создавая атмосферу доверительного общения и откровенности. Поэт Кадыр Даян, выражая своё восхищение её творчеством, отмечал, что при исполнении стихов зритель становился для неё сокровенным другом, которому она доверяла свои сердечные тайны[6][7].
Бедер Юсуповой сделано более ста сценических образов. Её персонаж — всегда легендарная личность. Бедер Юсупова сыграла почти все значительные роли в спектаклях, которые шли на башкирской сцене. Она — сценическое воплощение судьбы своего народа и своего времени. Она умела танцевать прищёлкивая пальцами. Ахтям Абушахманов, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан вспоминал о Бедер Юсуповой[8]:
Мне пришлось увидеть танец в исполнении Бедер Юсуповой. В свое время в Чишминском районе телевидением снимался короткометражный фильм «Кто пел?». По окончании киносъёмки организовывалось прощальное застолье. На этом застолье перед нами, молодым поколением, она увлечённо и воодушевлённо исполнила танец, прищёлкивая пальцами. Мы наблюдали с восхищением. Осенью, по окончании каникул, мы её провожали в последний путь. Видимо, летом сыгранная роль и исполненный танец были у неё последними, может и поэтому, подумал я, она танцевала так запоминающе.
Творческий руководитель Башкирского народного ансамбля танца, Хашим Мустаев, рассказывал, как он изучал гармонию башкирского танца на примере Файзи Гаскарова, Гинията Ушанова и Бедер Юсуповой. В становлении Файзи Адгамовича Гаскарова, как постановщика народных танцев, немалую роль сыграла Бедер Юсупова[9].
Увидев её однажды в «Мактымхылу», я буквально обалдел. Она и пела, и танцевала, и импровизировала…. И все это настолько ярко, непосредственно и мастерски, что зрители то и дело награждали артистку горячими аплодисментами. Вот тогда я поверил, что мне нетрудно будет отыскать талантливых танцоров для своего будущего ансамбля. Если есть Бедер, значит есть и другие, подобные ей.
Файзи Гаскаров был потрясён её танцем. В танце Бедер Юсуповой он увидел всё: и имитацию домашней работы, и желание исполнительницы быть красивой и нравиться джигитам, и какую-то внутреннюю раскованность, которая пришла к башкирской женщине после Октябрьской революции. Благодаря Бедер Юсуповой Гаскаров создал знаменитый танец «Муглифа»[10].
Роли
- Галиябану в одноимённой драме Мирхайдара Файзи;
- Зухра в пьесе Афзала Тагирова «Алатау»;
- Нагима в пьесе Мажита Гафури «Красная Звезда»;
- Маруся в драме Сагита Мифтахова «Зимагоры»;
- Любовь Яровая в одноимённой пьесе Константина Тренёва;
- Кручинина в пьесе «Без вины виноватые» Александра Островского;
- Огудалова в «Бесприданнице» Александра Островского;
- Леди Мильфора в «Коварстве и любви» Шиллера;
- Магруфкамал в пьесе «Праздник в деревне» Мирхайдара Файзи;
- Татарской революционерки Шакиры в пьесе «Схватка» Гаяза Исхаки;
- Амина в пьесе «Салават» Валиуллы Муртазина-Иманского;
- Елизавета в драме «Карагул» Даута Юлтыя;
- Танхылу в пьесе «Ашкадар» Мухаметши Бурангулова;
- Анна Андреевна в пьесе «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя;
- Эмилия в «Отелло» Уильяма Шекспира;
- Елена в пьесе «Профессор Мамлок» Фридриха Вольфа;
- Лушка в пьесе «Поднятая целина» Михаила Шолохова;
- Ульмасбика в драме «Сакмар» Сагита Мифтахова;
- Кубра в драме «Кахым-турэ, или 1812 год» Баязита Бикбая;
- Елена Кошевая в пьесе «Герои» Валиахмета Галимова по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия»;
- Масрура в драме «Черноликие» Валиахметова Галимова и Гайнана Амри по одноимённой повести Мажита Гафури;
- Сарби в пьесе «Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова;
- Шамсинур в драме «Он вернулся» Ангама Атнабаева[3].
Общественная работа
Юсупова была одной из основательниц башкирского театра и его первой актрисой. Она активно содействовала организации театральных коллективов. В годы Великой Отечественной войны она выезжала в составе концертных бригад на фронт[8].
Также Юсупова была одной из инициаторов и организаторов Башкирского отделения Всероссийского театрального общества, в 1952-1961 годах занимала пост председателя. Актриса многократно избиралась членом райкома и горкома КПСС[8].
Память
- На доме 72 по улице Ленина города Уфы, где жила актриса, в декабре 1980 года установлена мемориальная доска[11].
- В 1991 году к 90-летию со дня рождения актрисы Союз театральных деятелей Республики Башкортостан учредил ежегодную Премию имени Бедер Юсуповой «За лучшую женскую роль сезона»[12].
- В честь Бедер Юсуповой назван Дом актёров в городе Уфе[12].
- Имя Бедер Юсуповой носит остановка общественного транспорта «Дом актёра имени Бедер Юсуповой» в городе Уфе[12].
Награды и звания
- Орден Трудового Красного Знамени (1955 год)[4]
- Орден «Знак Почёта» (1944 год)[4]
- Заслуженная артистка РСФСР (1944 год)[4]
- Народная артистка Башкирской АССР (1940 год)[4]
- Заслуженная артистка Башкирской АССР (1935 год)[4]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Башкортостан. Краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1996. — С. 660.
- ↑ Сайфуллина З. Вся жизнь её была служеньем Театру : [21 дек. общественность республики отмечает 110-летие со дня рождения первой актрисы и основоположницы национального одиночного танца Бедер Ахметовны Юсуповой] // Вечерняя Уфа : общественно- политическая газета. — 2011. — 20 декабрь.
- ↑ 3,0 3,1 Театральная энциклопедия. Т.5. — М., 1967. — С. 1072. — 1136 с.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Бедер Юсупова: Жизнь и блеск первой девушки-башкирки в театре. Башинформ. Дата обращения: 10 октября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Сулейманова Р. Н. Непревзойденная актриса: Б. А. Юсупова. // Башкортостан в XX столетии. — 2006. — С. 69—77.
- ↑ Зароков И. Когда искусство исцеляет // Уфимские ведомости: столичная еженедельная информационная газета.. — 2022. — 12 май (№ 32). — С. 17.
- ↑ Баймухаметова С.А. Революция 1917 года и ее влияние на развитие культуры в Башкирии // 1917 год в судьбах народов России: сборник материалов научной сессии студентов и аспирантов Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. — 2017. — Т. 2. — С. 429—431.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Драматическое искусство Башкортостана / А. К. Карабулатова, З. В. Сайфуллина. — Уфа: Китап, 2005. — 239 с.
- ↑ История советского драматического театра. Том 3 / А. Анастасьев. — Москва: Наука, 1967. — 613 с.
- ↑ Мавлетов В.С. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. — Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2008. — 364 с.
- ↑ Узиков Ю. Исторические памятники Уфы. — Уфа: Китап, 1999. — С. 167.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Драматическое искусство Башкортостана. — Уфа: Китап, 2005. — С. 149—150. — 230 с.
- Знание.Вики:Просроченные статьи, редактируемые прямо сейчас
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 21 декабря
- Родившиеся в 1901 году
- Родившиеся в Орске
- Умершие 30 августа
- Умершие в 1969 году
- Умершие в Уфе
- Актрисы по алфавиту
- Актрисы СССР
- Актрисы XX века
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Заслуженные артисты РСФСР
- Народные артисты Башкирской АССР
- Театр XX века
- Башкортостан