Отелло

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Сюжеты из произведения Уильяма Шекспира

«Оте́лло» (англ. The Tragedy of Othello) — это трагедия Уильяма Шекспира, приблизительно написанная в 1604 году. Сюжет пьесы основан на произведении Джиральди Чинтио «Венецианский мавр», состоит из пяти актов, задействовано 15 действующих лиц. произведение переведено на многие языки мира. Пьеса Вильяма Шекспира считается трагедией и относится к барочной литературе, является назиданием ревнивым супругам[1].

Прототип трагедии

Прототипом великой трагедии является новелла Чинтио «Капитан-Мавр». В итальянской новелле и трагедии Шекспира есть несколько серьёзных сюжетных расхождений, к тому же в «Отелло» присутствует лиризм и мораль, а в «Капитан-Мавр» ситуация подается более жестоко[1].

В произведении Джиральди также главный герой мавр Отелло и его поручик (в повести безымянный). Этот поручик влюблен в жену капитана Дисдемону, но безответно. Герой затевает затевает заговор для того, чтобы извести со свету предмет своей любви, действует по принципу «так не доставайся же ты никому»[2].

Убедив мавра в неверности супруги, он наводит его на мысль задушить изменницу. По задумке поручика, обвинение возложить на лейтенанта, с которым у неё как будто был роман. Для подтверждения своих слов он выкрадывает платок Дисдемоны и подбрасывает его лейтенанту. Потом герой помогает мавру расправиться им же оклеветанным лейтенантом. Но правда раскрывается, и Отелло казнят через повешение. Поручика тоже в итоге вешают за другие преступления[2].

Исторический контекст пьесы

События разворачиваются во время Венецианско-турецкой войны (1570-1573 годы). Одно из сражений оказалось знаковым, турецкий флот был разгромлен. Однако итог войны был такой, что Венеции пришлось принять условия Турции. В трагедии воз­никает тема культуры и её подземного основания. Отелло — дикий бербериец, который с рождения доверял животной силе, ин­стинкту, произволу. Отелло надеется, что со всем этим мировосприятием покончила Венеция[1].

Содержание произведения

Африканский генерал женится на прекрасной девушке по имени Дездемона. Вопреки расовым предрассудкам, разнице в возрасте и мнению общества пара счастлива и любит друг друга. Яго — прапорщик Отелло, к которому он испытывает ненависть и зависть. Обманом Яго убеждает Отелло в неверности Дездемоны. В порыве гнева герой задушил свою возлюбленную, позже узнав, что Дездемона невиновна, Отелло ранит Яго, а после убивает себя[3].

Главные герои

  • Отелло — протагонист пьесы. Мавр и многоуважаемый генерал армии Венеции. Несмотря на свои заслуги и статус, он не уверен в себе, поэтому становится жертвой интриг Яго. Убивает свою возлюбленную из-за ревности, а после раскрытия правды о невиновности Дездемоны закалывает себя ножом.
  • Дездемона — тихая и невинная девушка, дочь сенатора Барбацио. Влюблена в Отелло и тайно обвенчалась с ним. Убита возлюбленным из-за ревности.
  • Яго — прапорщик Отелло. Корыстный и злобный человек, который обманул Отелло и довёл до убийства любимой женщины. За свои преступные действия не смог избежать суда.
  • Микеле Кассио — юный солдат без опыта, лейтенант Отелло, искренне ему преданный. В пьяной драке потерял звание лейтенанта и стыдится этого. Втянут в интриги Яго. Становится правителем Кипра[3].

Конфликт произведения

В конфронтации сталкиваются два героя — Яго, злобный и завистливый человек, и Отелло. Стоит заметить, что противостояние на протяжении всей пьесы можно назвать скрытым, ведь Отелло о коварных планах своего прапорщика не знал, веря в его лживые слова о Дездемоне. И только конец трагедии показывает открытую борьбу.

Образы героев также представляют собой столкновение бездушного реализма (Яго) и возвышенного романтизма (Отелло). Реализм Яго выражается в его проницательности и понимании жизни, пусть и в извращенной и жестокой оболочке, а романтизм Отелло проявляется в его веру в лучшие человеческие качества, доброту и простодушие[2].

Тема

Тема произведения — ревность, развивающая ход действия и возникшая благодаря козням Яго. Сильное и негативное чувство, одолевшее и заставившее Отелло сомневаться в верности своей жены Дездемоны.

Женский образ

Дездемона — девушка с чистой душой, но способная бороться за свою любовь. Героиня не видела в Отелло демона, а видела достойного человека, равного себе[4]:

в старом и безобразном мавре умела полюбить великого Отелло.

Её любовь проверена различными испытаниями. Дездемона даже пошла на обман родного отца, чтобы быть с Отелло. Храбрость героини достойна восхищения, ведь она не побоялась пойти против предрассудков общества, связав себя узами брака с мавром. До конца пьесы Дездемона остается нравственно чистой, ибо не изменяет и не отрекается от Отелло[3].

Расовый аспект

Отелло, будучи храбрым и сильным военачальником, страдает от недоверия к самому себе. Его ревность вызвана не только сильной любовью к Дездемоне, по своему существу он к ней совершенно не склонен: «нелегко ревнив», но и его самоощущением в мире — Отелло чувствует себя чужим, неполноценным. Так он решается на убийство Дездемоны, жертвуя своей любовью во благо справедливости, как ему тогда казалось.[3]

Премьера оперы в России

4 декабря 1816 года состоялась премьера оперы «Отелло», написанная Джоаккино Россини. Итальянский композитор был приглашен на работу в Неаполь Доменико Барбайей — заказчиком оперы[5].

Отелло на Александровской сцене

Первый спектакль был поставлен в 1927 году Сергеем Радловым (Отелло — Юрий Юрьев; Яго — Леонид Вивьен; Дездемона — Евгения Вольф-Израэль)

Второй спектакль под руководством Григория Козинцева состоялся в 1944 году (Отелло- Юрий Юрьев, Ваграм Папазян; Яго — Константин Скоробогатов, Леонид Вивьен; Дездемона — Ольга Лебзак)[5].

Примечание

  1. 1,0 1,1 1,2 Уильям Шекспир — гуманист, драматург и человек Возрождения.
  2. 2,0 2,1 2,2 Епифанова Е. Ревность сильнее разума: что стоит за историей о разгневанном мавре и Дездемоне // Вокруг света : журнал. — 2021. — Март (№ 2).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 А. Радлова. Отелло / Бычков М.Н.. — Л.: Художественная литература, 1979.
  4. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. // Издательствово АН СССР,. — 1953—1959. — Т. т. I-XIII.
  5. 5,0 5,1 Исаев Алексей. Отелло в александровском театре. — 2019.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!