Эксперимент с куклой Бобо

Материал из «Знание.Вики»
Кадры из видео, в котором демонстрировался эксперимент

Эксперимент с куклой Бобо (Bobo doll experiment) — серия психологических исследований, проведенных Альбертом Бандурой в 1960-х годах. Смысл эксперимента с куклой Бобо заключается в исследовании влияния моделирования поведения на социальное поведение и обучение детей. Этот эксперимент демонстрирует, что дети могут копировать и повторять поведение, которое они видят у взрослых, в том числе агрессивное поведение[1].

Кукла Бобо

Кукла Бобо — это знаменитая надувная кукла, которая стала объектом исследования в психологических экспериментах, проведенных Альбертом Бандурой и его коллегами в 1961 году[2].Характеристики куклы Бобо:

  1. Внешний вид: кукла изображала мужчину с ярко выраженными чертами лица и одеждой. Она имела выразительные черты лица с крупными глазами, красным носом и улыбкой.
  2. Одежда: кукла обычно была одета в типичную для того времени одежду, включая белую футболку, красные штаны и большие красные туфли. Её одежда была ярко окрашена и делала куклу легко узнаваемой.
  3. Материал: она была изготовлена из надувного материала, что позволяло ей сохранять форму и структуру даже после воздействия физического насилия.
  4. Размер: кукла имела стандартный размер и форму, позволяя детям легко взаимодействовать с ней.
  5. Использование в исследовании: она использовалась в экспериментах для тестирования реакций детей на насилие и агрессивное поведение. Дети, участвующие в исследовании, могли физически воздействовать на куклу, и их реакции наблюдались и анализировались исследователями[2].

Цель эксперимента

Целью эксперимента с куклой Бобо Бандуры было изучение влияния насилия и агрессивного поведения, которое дети могут наблюдать в окружающей среде, на их собственное поведение и реакции. Этот эксперимент проводился с целью понять, какие факторы внешней среды могут воздействовать на формирование агрессивных паттернов поведения у детей[3].Файл:Albert Bandura.pdf

  1. Изучение процессов моделирования: одной из главных целей было выявление того, как наблюдение за действиями других людей, особенно при использовании насилия, может влиять на поведение наблюдателей. Эксперимент стремился исследовать процесс моделирования, когда дети могут копировать или повторять поведение, которое они видят у взрослых или других детей.
  2. Понимание механизмов обучения: эксперимент был направлен на выявление, каким образом дети учатся новым способам проявления агрессии и насилия через наблюдение за другими людьми. Это позволяло лучше понять механизмы обучения и передачи социальных навыков от одного поколения к другому.
  3. Оценка влияния среды на детей: эксперимент также позволял оценить, насколько среда, в которой растут дети и в которой они наблюдают разные виды поведения, может оказывать воздействие на их собственное поведение. Это имело важное значение для понимания влияния окружающей среды на развитие личности и поведения детей.
  4. Изучение агрессии и насилия в СМИ: эксперимент также поднимал вопрос о том, какие роли могут играть средства массовой информации, такие как кино и телевидение, в формировании агрессивных стереотипов и поведения у детей. Исследование позволило лучше понять воздействие различного медийного контента на детей[4].

Процедура эксперимента

Процедура эксперимента с куклой Бобо Бандуры была разработана так, чтобы изучить влияние наблюдения за агрессивным поведением на детей[5]. Эксперимент состоял из нескольких этапов и включал в себя следующие основные шаги:

  1. Выбор участников: для начала эксперимента была подобрана группа детей. Дети варьировались по возрасту, но обычно исследователи работали с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.
  2. Разделение на группы: дети были случайным образом разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
  3. Экспериментальная группа:
    • Дети из экспериментальной группы были поставлены перед телевизором или проекционным экраном.
    • Показывался короткий фильм, в котором кукла Бобо была подвергнута насилию со стороны взрослых моделей. В этом фильме взрослые модели физически нападали на куклу, избивая её ударами ног и кулаками.
    • Экспериментаторы записывали реакции детей на происходящее.
  4. Контрольная группа: дети из контрольной группы не наблюдали никакого насилия над куклой Бобо. Вместо этого им показывались не агрессивные видеоролики или мультфильмы.
  5. Наблюдение и запись: После просмотра видео дети были оставлены в игровой комнате, где находилась кукла Бобо. Исследователи наблюдали и записывали поведение детей, фиксируя их реакции на куклу.
  6. Анализ результатов: Исследователи анализировали данные, сравнивая поведение детей из экспериментальной и контрольной групп. Основное внимание уделялось наличию или отсутствию агрессивного поведения, которое могло быть результатом наблюдения насилия над куклой[6].

Результаты эксперимента

Результаты эксперимента с куклой Бобо Бандуры были весьма информативными и имели значительное влияние на понимание влияния насилия и агрессивного поведения на детей. Вот подробное описание результатов этого исследования:

  1. Имитация агрессивного поведения: один из наиболее ярких результатов эксперимента заключался в том, что дети из экспериментальной группы, которые наблюдали насилие над куклой Бобо в видеоролике, проявили значительную склонность к имитации агрессивного поведения. Они копировали действия, которые они видели в ролике, и физически нападали на куклу, используя удары и другие формы агрессии.
  2. Количественные данные: исследователи фиксировали количество агрессивных действий, совершенных детьми после наблюдения за насилием в видеоролике. В экспериментальной группе наблюдалось значительно больше агрессивных действий по сравнению с контрольной группой, где дети не наблюдали насилия.
  3. Длительность агрессивного поведения: дети из экспериментальной группы проявляли агрессивное поведение в течение более продолжительного времени, чем дети из контрольной группы. Это свидетельствовало о продолжающемся воздействии насилия, которое они видели в видеоролике.
  4. Переносимость агрессии: интересно, что дети, которые наблюдали насилие над куклой Бобо, не ограничивали свою агрессию только к кукле. Они также проявляли агрессивное поведение к другим игрушкам и объектам в комнате.
  5. Различия по полу: исследование показало, что мальчики и девочки в равной мере могли проявлять агрессивное поведение после наблюдения за насилием над куклой Бобо. Это подчеркивало, что воздействие моделирования агрессии не зависело от пола[3].

Значение исследования

Исследование с куклой Бобо Бандуры имеет огромное значение в области психологии и социальных наук[7]. Его влияние и важность можно оценить по следующим ключевым аспектам:

  1. Понимание влияния насилия на детей: эксперимент с куклой «Бобо» помог лучше понять, каким образом наблюдение за насилием и агрессией влияет на поведение детей. Он подчеркнул, что дети могут моделировать агрессивное поведение, которое они видят в окружающей среде, и это имеет важное значение для понимания взаимосвязи между насилием в СМИ и агрессивным поведением детей.
  2. Развитие теории социального научения: эксперимент Бандуры стал важным этапом в развитии теории социального научения, представленной Альбертом Бандурой. Он дополнил и расширил понимание процессов обучения и влияния окружения на поведение, добавив важное понятие моделирования.
  3. Этические вопросы: исследование также подняло важные этические вопросы о защите детей и необходимости этической оценки исследовательских методов, особенно при исследованиях, связанных с насилием и агрессией.
  4. Воздействие на политику и образование: Результаты эксперимента с куклой Бобо вдохновили множество исследований и стали основой для разработки программ по снижению агрессии и насилия среди детей. Это исследование вдохновило обсуждение и внедрение мер в области образования и регулирования медийных контентов.
  5. Социальная ответственность: эксперимент напоминает о важности социальной ответственности при создании и распространении медийных продуктов и контента, особенно в отношении детей. Он подчеркивает, что медийная среда может оказывать глубокое воздействие на развитие детей и их поведение[8].

Критика

Эксперимент с куклой Бобо Бандуры вызвал несколько критических замечаний и дебатов в психологической общественности. Вот некоторые из основных критических точек зрения:

  1. Этические вопросы: один из главных аргументов критиков связан с этическими вопросами, связанными с проведением эксперимента. Использование насилия над куклой в видеороликах и наблюдение за агрессивным поведением детей вызвало вопросы о том, насколько это этично и безопасно для детей, особенно учитывая их молодой возраст.
  2. Применяемость и обобщенность: применение и обобщение результатов эксперимента вызывали сомнения у некоторых исследователей и критиков, которые высказывали вопросы о степени реализма и адекватности видеоролика, в котором демонстрировалось насилие и агрессивное поведение. Эти сомнения поднимали вопрос о возможности переноса результатов эксперимента на реальные ситуации и события в реальной жизни. В частности Леонард Эрон сомневался в реализме видеоролика, который использовался в эксперименте, и высказывать мнение о том, что он может быть слишком упрощенным и не отражать реальные ситуации и формы агрессии[9].
  3. Социокультурный контекст: критики также поднимали вопросы о влиянии социокультурного контекста на результаты эксперимента. В разных культурах и обществах нормы и стереотипы могут различаться, и то, что считается агрессивным в одной культуре, может не вызвать таких же реакций в другой.
  4. Ограниченность метода: некоторые утверждали, что эксперимент с куклой Бобо имеет свои ограничения как метод исследования, и не все аспекты агрессивного поведения могут быть зафиксированы и объяснены с его помощью[5].

Примечания

  1. Bandura, A., Ross, D., & Ross, S. A. Transmission of aggression through imitation of aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology,. — 1961. — № 63. — С. 575—582.
  2. 2,0 2,1 Bandura and Bobo // Association for psycological science : сайт. — 2012. — Май.
  3. 3,0 3,1 Психологический эксперимент Альберта Бандуры — «Кукла Бобо» // Психологический журнал. — 2015. — 16 августа.
  4. Goldstein, S., Naglieri, J.A. Bobo Doll Experiment // Encyclopedia of Child Behavior and Development. — 2011. — С. 264. — ISSN 978-0-387-77579-1.
  5. 5,0 5,1 Galanaki E., Malafantis K.D. Albert Bandura's experiments on aggression modeling in children: A psychoanalytic critique // National library of medicine. — 2022. — 25 ноября.
  6. Mcleod S. Bandura’s Bobo Doll Experiment On Social Learning // Simply Psychology. — 2021. — 14 июня.
  7. Bobo Doll Experiment. Online Learning Colledge (31 мая 2022). Дата обращения: 14 октября 2023.
  8. Nolen, J. L. Bobo doll experiment // Encyclopedia Britannica. — 2023. — 31 августа.
  9. Eron, L. D., Huesmann, L. R., & Lefkowitz, E. H. Does Television Violence Cause Aggression? // American Psychologist. — 1972. — Т. 27, № 4. — С. 253—263.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!