Шива

Шива
санскр. शिव
Shiva as the Lord of Dance LACMA edit.jpg
Описание Бог разрушения
Мифология индийская
Тип Верховное божество
Супруга Дурга (Парвати, Деви, Кали, Ума )
Дети Ганеша, Сканда
Атрибуты Третий глаз, трезубец, змея на плече
День недели понедельник
Отождествления Рудра

Ши́ва (санскр. शिव, IAST: śiva, «благосклонный», «милый», «дружественный») — одно их трёх главных божеств индуистской мифологии после ведической эпохи. Шива входит в божественную триаду вместе с Брахмой и Вишну[1][2].

Этимология и другие имена

Шива является высшим существом, которое олицетворяет созидающие и разрушающие силы в универсуме: Махадева («великий бог»), Махешвара («великий господин»), Бхава («сущее») и прочее. Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, является его оргиастический танец — «тандава». Он исполнил танец вместе с женой Деви в качестве Натараджи («царя танца»). Тандава был исполнен а теле убитого им асуры Апасмары[2].

Культ Шивы отражает представление о Шиве как о двуполом существе — Ардханаришваре. По их мнению у Шивы правая сторона — мужская, а левая — женская[3].

В пуранах перечисляется 1008 имён Шивы, некоторые из них[3]:

  • Бхутешвара — «господин бхутов».
  • Вишванатха — «владыка всего».
  • Гангадхара — «носящий Гангу».
  • Гириша — «властитель гор».
  • Джатадхара — «носящий копну (волос)».
  • Ишана — «властелин».
  • Ишвара — «господин».
  • Капаламалин — «с гирляндой из черепов».
  • Махеша — «великий владыка».
  • Нилакантха — «с синей шеей».
  • Панчанана — «пятиликий».
  • Стхану — «твёрдый».
  • Трилочана — «трёхглазый».
  • Чандрашекхара — «увенчанный месяцем».
  • Хара — «уносящий».
  • Шанкара — «благодетельный» и другие.

Описание

Истоки культа Шивы уходят в глубокую древность. При раскопках городов долины Инда (3 000 — 2 000 до н. э.) найдены печати, на которых изображено трёхликое и рогатое божество. Божество на печатях окружено зверями, в нём можно разглядеть прототип Шивы в его функции «хозяина животных» (Пашупати). Атрибуты Шивы присущи и ведическому Рудре[3].

О вхождении Шивы в индуистский пантеон рассказывается в мифе о жертвоприношении Дакши. Согласно этому мифу, Шива был первоначально отстранён от участия в жертвоприношениях богов. Однако, когда его не пригласили на жертвоприношение Дакши, он в гневе уничтожил жертву. Боги смогли уговорить Шиву восстановить её, лишь пообещав ему постоянную долю в подобных обрядах в дальнейшем. Шива обладает чертами различных арийских и неарийских божеств, каждый из которых имел свои собственные функции и культы[3].

Шива медитирует в Ришикеше.

Одна из пуранических легенд рассказывает о змее Шеша, который покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы получить возможность доступа к танцу Шивы. Согласно другой легенде, Шива смог покорить своим танцем 10 000 враждебных аскетов. Сначала аскеты противились и создали свирепого тигра, который бросился на Шиву. Однако божество содрало с тигра шкуру и сделало из неё накидку для себя. Затем аскеты наслали на Шиву змею и антилопу. Шива надел змею на шею как ожерелье, а антилопу зажал в левой руке. После этого аскеты и все боги признали власть Шивы над собой[3].

Шива — верховный бог и творец мира. Символом Шивы является линга-фаллос, изображаемый в виде каменной колонны, которая покоится на женском символе — йони. Такие изображения распространены по всей Индии и являются главным объектом культа Шивы. Мудрец Упаманью считал, что знаком творения является именно линга и йони, а не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну) и не ваджра (Индра)[3].

Согласно другому мифу, во время спора Вишны и Брахмы, о том, кого почитать творцом, перед ними возник «пылающий» линга огромных размеров. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну спустился в виде кабана под землю, а Брахма в образе гуся взлетел в небо. Они не достигли цели, тогда Шиву признали величайшим из богов[3].

Шива не только является богом-создателем, но и богом-разрушителем. С функцией разрушителя он выступает в тримурти (божественной триаде), а именно Шиве отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы. Свиту Шивы составляют праматхи («мучители»), а также бхуты, веталы и пишачи — оборотни и злые духи, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом[3].

Один из мифов рассказывает, что Шива разгневался на Брахму и отсёк ему пятую голову. За это деяние он был осуждён на вечный аскетизм[3].

Изображение

Шива изображается в обнажённом виде, его тело покрыто золой, волосы стоят копной, в ушах — серьги из змей, на шее — ожерелье из черепов. Он сидит на тигровой шкуре, погружённый в глубокую медитацию. Посередине лба Шивы — третий глаз, который появился, когда его жена Парвати подошла сзади и закрыла ладонями оба других глаза. Третий глаз Шивы губителен: его пламя сожгло бога любви Каму, когда тот попытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов[3].

Волосы Шивы украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга, которую Шива подхватил, когда она падала с неба, чтобы тяжестью своих вод не разрушила землю. Его шея синего цвета, а тело окружено огненным полукружьем — с тех пор, как он выпил яд калакуту, способный сжечь и отравить всю вселенную[3].

На всех изображениях у Шивы пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит различные атрибуты: тришула (трезубец), дамара (маленький барабан в форме песочных часов), кхатванга (боевой топор или дубинку с черепом у основания), аджагава (лук), паша (сеть), антилопа и так далее[3].

Изображение Шивы в форме Махешвары на деревянной дощечке найдено экспедицией Ауреля Стейна. Изображение хранится в Британском музее, а происходит из буддийского храма в Дандан-уйлыке. Шива изображён с телом синего цвета, с тремя лицами и четырьмя руками. Два лица у него милостивых и одно гневное. Милостивое жёлтое лицо принадлежит Уме или Парвати, женскому образу Шивы, гневное — Бхайраве (его ужасающей ипостаси). У престола возлежат два быка. Атрибуты, изображённые на дощечке: Луна, Солнце, ваджра и неопределённый предмет[2].

Барельев на здании бывшей мануфактуры, изображающий Шиву, Орехово-Зуево.

На настенной росписи храма в Дандан-уйлыке Шива изображён трёхликим и четырёхруким. Тело Шивы изображено белым цветом. Атрибутами в этом изображении представлены Луна, Солнце, птичка, а четвёртый предмет не определён из-за плохой сохранности росписи. Изображение находится в музее археологии Синцзяна в городе Урумчи[2].

В хотанской живописи имеются два изображения божества с его женской ипостасью. Изображения выполнены на деревянных дощечках и происходят из Хадалика и Дандан-уйлыка. Эти изображения Шивы применялись в тантрических практиках. До сих пор остаётся неизвестным, что изображает женская ипостась Шивы. По одной из версий, она представляет его жену и символизирует активное начало или высшую интуитивную просветлённую мудрость[2].

В коллекции Николая Фёдоровича Петровского находится небольшая фигурка (размер — 8 см): литой миниатюрный бронзовый рельеф с изображением Шивы. Божество представлено трёхликим и двуруким. Сзади Шивы находится бык. В правой руке божество держит трезубец, а левая рука покоится на бедре[2].

В музее города Кливленда находится каменная скульптура Шивы из Кашмира. Скульптура изображает божество с двумя сыновьями Ганешей и Карттикеей. У Шивы в этом изображении три лица и четыре руки[2].

Семья

  • Жена, имеющая множество ипостасей (Деви, Парвати, Дурга, Кали, Ума и другие)[3].
  • Сыновья: Сканда (бог войны) и Ганеша (слоноподобный бог)[3].

Примечания

  1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. — Санкт-Петербург: Типография АО «Издательское Дело», Брокгаузъ-Ефронъ, 1908. — Т. XXXIXA. Шенье — Шуйский монастырь. — С. 551. — 960 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Елихина Ю. И. Культы Шивы и Ганеши в искусстве Хотана // Археологические вести. — 2011. — № 17. — С. 149—153.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Мифы народов мира : энциклопедия : в двух томах. / под ред. С. А. Токарева. — Москва: Сов. энциклопедия, 1982. — Т. 2. Л – Я. — С. 642–644.