Шартрский собор
| Христианский собор | |
| Шартрский собор | |
|---|---|
| Cathédrale Notre-Dame de Chartres | |
| | |
| 48°26′50″ с. ш. 1°29′16″ в. д. / 48.447220° с. ш. 1.487780° в. д. (G) (O) (Я) | |
| Страна |
|
| Город | Шартр |
| Конфессия | католицизм |
| Тип здания | собор |
| Архитектурный стиль | готический |
| Архитектор | Мастер Шартра |
| Строительство | 1194 год — 1260 год |
| Состояние | действующий |
Ша́ртрский собо́р — католический кафедральный собор. Находится в городе Шартр, расположенном в 90 км от Парижа, является образцом классической готической архитектуры во Франции[1]. Собор в 1979 году внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].
История
Почти сразу после возведения первого храма в Шартре, не позже VIII века, город обрёл ценную христианскую реликвию — Плащаницу Богородицы. Считается, что именно эта ткань покрывала Деву Марию в момент рождения Иисуса. По одной из гипотез, святыня попала в Шартр в период правления Карла II Лысого, французского короля. К тому моменту в городе уже сменилось три церковных сооружения, уничтоженных огнём, и епископ Жильбер руководил перестройкой четвёртого, намереваясь сделать из него главный городской храм. Восстановление храма началось в 859 году, после того как город и церковь годом ранее пострадали от набега норманнов. Карл II передал в дар восстановленному собору драгоценную реликвию — Плащаницу Пресвятой Девы Марии[1].
В 911 году викинги вновь осадили стены Шартра. Тогда произошло первое чудесное событие, связанное с Плащаницей. Епископ Шартра, Жантельм, уповая на защиту Богородицы, поднял Плащаницу над крепостной стеной, и, как повествует древняя летопись, норманны обратились в бегство. Второе чудо случилось в 1194 году, когда Шартрский собор, где находилась святыня, был почти полностью разрушен пожаром. Однако ковчег, содержащий Плащаницу Девы Марии, остался невредим. Его успели переместить в секретную подземную часовню[1].
В 1194 году, вскоре после разрушительного пожара, в Шартре развернулось масштабное строительство нового собора. Архитекторы сохранили западный фасад прежнего храма, искусственно вписав его в структуру обновлённого сооружения, что позволило создать гармоничный архитектурный ансамбль. Возведение храма началось на пожертвования, которые люди приносили в Шартр. Храм восстанавливали жители не только Шартра, но и окрестных населённых пунктов. Знатные дамы и господа работали вместе с простолюдинами: в то время тяжёлый физический труд на строительстве церкви или монастыря был популярной формой благочестия. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен[3]. Основные работы (строительство главного нефа) были завершены в 1220 году. Новый кафедральный собор, освящённый в честь Девы Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, возводился на протяжении почти полутора столетий. Торжественная церемония освящения состоялась в 1260 году при участии короля Людовика IX и представителей королевского дома[1]. Данное сооружение представляет историческую значимость как первый во Франции собор, посвящённый Богоматери. В архитектурном отношении Нотр-Дам де Шартр признаётся каноническим воплощением принципов готического зодчества, демонстрируя характерные элементы данного стиля в их классической форме[4]. Создателями собора в разное время были: Жан д ́Орбэ, Жан ле Луп, Гоше де Ремс, Бернар де Суассон, Роберт де Куси[5].
Покров Богоматери по сей день хранится в реликварии Шартрского собора[4]. Рассматриваемый артефакт представляет собой фрагмент шёлковой ткани бежевого оттенка, сохранившийся до наших дней в виде полотна длиной приблизительно 2 метра при ширине 46 сантиметров. Первоначальные размеры реликвии достигали 5,5 метров в длину, однако в период революционных событий духовенство Шартрского собора предприняло меры по её сохранению, разделив цельное полотно на несколько частей. Эти фрагменты были распространены среди верующих, остававшихся преданными религиозным традициям в условиях революционного террора. Наиболее значительный из сохранившихся фрагментов был включён в соборную коллекцию в 1819 году[1].
Архитектура
Собор является классическим образцом ранней готики: высота центрального нефа достигает 37 метров, длина здания — 130 метров. Собор в плане представляет собой трёхнефную базилику[1]. Трёхнефная в западной части и пятинефная восточнее средокрестия базилика, перекрытая 4-частными крестовыми сводами с двойными аркбутанами без эмпор и без связанной системы, имеет венец с чередующимися по глубине капеллами[6]. С западной стороны к зданию храма примыкают две башни, каждая высотой около 90 метров[1]. Они заметно отличаются по стилю. Старшая из них, северная, в нижней части полностью сохранила романский облик, бывший до пожара. Южная башня, восстановленная десятилетием позже, ближе к идеям готики: вертикали контрфорсов выше образуют восьмигранный шатёр[7]. Башни хорошо заметны почти из любой точки города. На северном и южном фасадах расположены большие круглые окна («розы»), через витражи которых в собор проникает свет[4].
Витражные композиции, расположенные в окнах собора, включают геральдические изображения королевства Франции и Кастилии, иконографические сцены, посвящённые земной жизни Богоматери, а также изображения Страшного суда. Архитектурные особенности данных витражей характеризуются значительными размерами — диаметр оконных проёмов в диаметре достигает 13 метров. Как отмечал французский искусствовед Маль, данные витражные композиции представляют собой грандиозные круги света, огненные колёса, излучающие блистающие всполохи, что составляет одну из наиболее выразительных особенностей художественного убранства Шартрского собора[1].
Витражи
В соборе находится уникальная коллекция витражей — более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Общая площадь витражей собора составляет около 2 тыс. м². Учёные их сравнивают с иллюстрациями древней книги, которая содержит множество сюжетов[4]. Тематика изображений: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян[4]. Особенность витражей — насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Роза южной стены посвящена прославлению Христа, западной — Страшному Суду, а северной — Деве Марии и воплощению через неё Спасителя[3].
В цоколе Собора размещены изображения около ста сюжетов из жизни ремесленников, изготовивших и передавших витражи в собор[8]. На полу собора цветными каменными плитками выложен своеобразный лабиринт, обозначавший для кающихся паломников тот путь, который они должны были проползти на коленях[1].
Галерея изображений витражей Шартрского собора.
Скульптура
Фасады, и особенно центральный портал, который называется Королевским, украшены сотнями готических статуй, каждая из которых рассказывает свою историю. Внизу расположены фигуры ветхозаветных персонажей и так называемых «предков Христа», тимпаны и архивольты отведены новозаветным сценам. Статуи «Предков Христа» выступают в роли «столпов» — и в переносном, религиозном смысле, и одновременно в прямом, поскольку являют собой тип статуи — колонны[7]. Королевский портал собора украшен скульптурной композицией «Христос во славе», где центральная фигура Спасителя фланкирована изображениями крылатых существ. Нижний ярус композиции образован скульптурным поясом с фигурами святых. Архитектурный декор северного и южного фасадов включает ценные каменные рельефы, созданные в XIII столетии[1].
Интерьер храма содержит исключительное по количеству собрание скульптур, насчитывающее свыше десяти тысяч единиц[4]. Особого внимания заслуживает резной деревянный алтарь, художественная программа которого включает сорок евангельских сюжетов. Процесс создания этого уникального произведения сакрального искусства занял более двухсот лет: начатый в 1514 году, он был завершён лишь в первой четверти XVIII века[1].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Губарева М. В., Низовский А. Ю. 100 великих храмов мира. — М.: Вече, 2000. — С. 281—286. — 512 с. — ISBN 5-7838-0506-8.
- ↑ France. UNESCO Centre du patrimoine mondial. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Мартынов С. Северная роза готического феникса: как Шартрский собор пережил века, сохранив уникальные витражи // Вокруг света : журнал. — 2023—2024. — 19 декабрь — январь (№ № 10).
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Мировая архитектура / Редактор Афонькин С. Ю. — СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2002. — С. 91. — 96 с. — ISBN 5-306-00291-9.
- ↑ Ильина Т. В. История искусств. — М.: Высш. шк., 2000. — С. 75. — 368 с. — ISBN 5-06-003416-Х.
- ↑ Филиппов И. С. , Пожидаева А. В. Шартр // Большая российская энциклопедия : электронная версия : сайт. — дата обращения 24 октября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Очерки истории искусства / Под редакцией Поспелова Г. Г. — М.: Сов. художник, 1987. — С. 408—409. — 464 с.
- ↑ Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 218. — 544 с. — ISBN 5-7695-0801-9.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Всемирное наследие во Франции
- Шартр
- Готические соборы Франции
- Католические храмы Франции
- Храмы Пресвятой Девы Марии
- Здания и сооружения, заложенные в 1194 году
- Здания и сооружения, построенные в 1220 году
- Исторические памятники департамента Эр и Луар