Чернов, Георгий Матвеевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Георгий Матвеевич Чернов
Чернов, Георгий Матвеевич.jpg
Дата рождения 23 июля (6 мая) 1907(1907-05-06)
Место рождения Большое Мамлеево, Лукояновский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя
Дата смерти 20 сентября 1979(1979-09-20) (72 года)
Место смерти Муром, РСФСР, СССР
Гражданство  СССР
Род деятельности машинист
Награды и премии

Гео́ргий Матвéевич Черно́в (23 апреля (6 мая1907, Большое Мамлеево, Лукояновский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя — 20 сентября 1979, Муром, Владимирская область, РСФСР, СССР) — паровозный машинист локомотивного депо Муром Московско-Казанской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Георгий Матвеевич Чернов родился 23 апреля (6 мая1907 года в селе Большое Мамлеево Лукояновского уезда (ныне — Лукояновского района Нижегородской области) в семье железнодорожника. В возрасте 14 лет Георгий Чернов поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Муромских мастерских по ремонту локомотивов[1][2].

В 1925 году Георгий Матвеевич начал трудовую деятельность слесарем в локомотивном депо Муром, затем стал кочегаром, с мая 1926 года — помощником машиниста. С июля по октябрь 1931 года Георгий Чернов работал машинистом депо Бирзула (ныне — Котовск) Юго-Западной железной дороги. В конце 1931 года он вернулся в Муром и стал инструктором школы ФЗУ при паровозоремонтном заводе[1].

С 1932 года Георгий Матвеевич работал машинистом депо железнодорожной станции Муром. В 1935 году присоединился к стахановскому движению. Он инициировав вождение тяжеловесных поездов. Неоднократно Георгий Чернов занимал призовые места во Всесоюзных соревнованиях. Вскоре ему доверили пассажирские поезда, которые он успешно водил до начала Великой Отечественной войны[1].

Во время войны Георгий Матвеевич работал в паре с братом Алексеем на паровозе Эм 725-91, доставляя войска и вооружение для обороны Москвы. Из-за дефицита угля паровозы топили дровами. Он использовал методы Папавина и Лунина-Шолкина по уходу за локомотивом, а также метод Болонина по отоплению паровоза дровами[1].

За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Георгию Матвеевичу Чернову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][3].

В ноябре 1944 года Георгия Чернова направили на учёбу в Москву. 24 июня 1945 года он стал почётным гостем на Параде Победы. После учёбы назначен заместителем начальника депо Муром по эксплуатации, но затем вернулся к вождению пассажирских поездов до ухода на пенсию в 1962 году[1].

Последние годы жизни Георгий Матвеевич проживал в Муроме Владимирской области. Умер 20 сентября 1979 года. Похоронен на Вербовском кладбище[1].

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1953 года)[1]

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Каргапольцев С. Чернов Георгий Матвеевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 23 апреля 2025.
  2. Герои стальных магистралей. Книга 3. — М.: Фаир-Пресс, 2004. — 376 с. — ISBN 5-8183-0725-5.
  3. Герои Социалистического Труда 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — 279 с.

Ссылки