Шолкин, Павел Дмитриевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Павел Дмитриевич Шолкин
Портрет
Дата рождения 7 ноября (20 ноября) 1910(1910-11-20)
Место рождения Новониколаевск, Томская губерния, Российская империя
Дата смерти 8 ноября 1980(1980-11-08) (69 лет)
Место смерти Новосибирск, Новосибирская область, РСФСР, СССР
Принадлежность  СССР
Награды и премии

Па́вел Дми́триевич Шо́лкин — (7 (20) ноября 1910, Новониколаевск, Томская губерния, Российская империя — 8 ноября 1980, Новосибирск, Новосибирская область, РСФСР, СССР) — машинист-инструктор локомотивного депо Эйхе Томской железной дороги. Депутат Верховного Совета СССР 4 — 5-го созывов (1954, 1958). Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1959). Награждён трижды орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1][2].

Биография

Павел Дмитриевич Шолкин родился 7 (20) ноября 1910 года в городе Новониколаевск (ныне — Новосибирск) в семье рабочих. Получил начальное образование в Кривощёковской железнодорожной школе и продолжил обучение в вечерней школе. Павел Дмитриевич окончил Тайгинскую техническую школу паровозных машинистов (ныне — Тайгинское подразделение Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций)[1].

Свой путь в сфере железнодорожного транспорта он начал в 1924 году на разъезде Тихомировка, где устроился водолеем водокачки. Спустя два года стал кочегаром. С 1930 года Павел Дмитриевич начал работать помощником машиниста на железнодорожной станции Новосибирск-Главный, в 1936 году был назначен машинистом паровоза на железнодорожной станции Эйхе (ныне — Инская). В 19371944 годы занимал должность старшего машиниста. В 1941 году Павел Дмитриевич вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков(ВКП(б))/КПСС[1].

Во время Великой Отечественной войны Павел Шолкин управлял грузовыми поездами, доставляя грузы в Москву. В условиях войны, бригады рабочих не сменялись на железнодорожных станциях в пути, а ехали в теплушках вместе с железнодорожными составами. Павел Дмитриевич стал одним из инициаторов лунинского движения, выступая за увеличение технической скорости тяжеловесных поездов. Проанализировав профиль участка на железнодорожном перегоне Инская — Черепаново, предложил водить тяжеловесные железнодорожные подвижные составы одним паровозом, вместо двух. Метод Павла Шолкина стал применяться машинистами различных депо. В 1945-1947 годах Павел Дмитриевич работал секретарём парторганизации паровозного депо и узлового партийного комитета. С 1947 года — старший машинист паровозного депо Инская, затем в 1952-1966 годах трудился машинистом-инструктором. Неоднократно перевыполнял пятилетние планы развития народного хозяйства[1][3].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся достижения в области железнодорожного транспорта Павлу Дмитриевичу Шолкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Павла Дмитриевича наградили орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот». Павел Шолкин дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР четвёртого — пятого созывов (1954, 1958), неоднократно входил в состав Новосибирского областного комитета и районного комитета КПСС[1][2].

С 1966 года Павел Дмитриевич являлся пенсионером союзного значения. Последние годы жизни проживал в Новосибирске. Умер 8 ноября 1980 года. Похоронен на Инском кладбище (ныне — Первомайское)[1].

Награды и звания

Память

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Смирнов В.С. Шолкин Павел Дмитриевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 23 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Шолкин Павел Дмитриевич. Централизованнная библиотечная система им. Н. Г. Чернышевского города Новосибирска. Дата обращения: 23 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Шолкин Павел Дмитриевич. Новосибирский краеведческий портал. Дата обращения: 24 апреля 2025.

Ссылки