Шолкин, Павел Дмитриевич
| Павел Дмитриевич Шолкин | ||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||
| Дата рождения | 7 ноября (20 ноября) 1910 | |||||||||||
| Место рождения | Новониколаевск, Томская губерния, Российская империя | |||||||||||
| Дата смерти | 8 ноября 1980 (69 лет) | |||||||||||
| Место смерти | Новосибирск, Новосибирская область, РСФСР, СССР | |||||||||||
| Принадлежность |
|
|||||||||||
| Награды и премии |
|
|||||||||||
Па́вел Дми́триевич Шо́лкин — (7 (20) ноября 1910, Новониколаевск, Томская губерния, Российская империя — 8 ноября 1980, Новосибирск, Новосибирская область, РСФСР, СССР) — машинист-инструктор локомотивного депо Эйхе Томской железной дороги. Депутат Верховного Совета СССР 4 — 5-го созывов (1954, 1958). Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1959). Награждён трижды орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1][2].
Биография
Павел Дмитриевич Шолкин родился 7 (20) ноября 1910 года в городе Новониколаевск (ныне — Новосибирск) в семье рабочих. Получил начальное образование в Кривощёковской железнодорожной школе и продолжил обучение в вечерней школе. Павел Дмитриевич окончил Тайгинскую техническую школу паровозных машинистов (ныне — Тайгинское подразделение Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций)[1].
Свой путь в сфере железнодорожного транспорта он начал в 1924 году на разъезде Тихомировка, где устроился водолеем водокачки. Спустя два года стал кочегаром. С 1930 года Павел Дмитриевич начал работать помощником машиниста на железнодорожной станции Новосибирск-Главный, в 1936 году был назначен машинистом паровоза на железнодорожной станции Эйхе (ныне — Инская). В 1937—1944 годы занимал должность старшего машиниста. В 1941 году Павел Дмитриевич вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков(ВКП(б))/КПСС[1].
Во время Великой Отечественной войны Павел Шолкин управлял грузовыми поездами, доставляя грузы в Москву. В условиях войны, бригады рабочих не сменялись на железнодорожных станциях в пути, а ехали в теплушках вместе с железнодорожными составами. Павел Дмитриевич стал одним из инициаторов лунинского движения, выступая за увеличение технической скорости тяжеловесных поездов. Проанализировав профиль участка на железнодорожном перегоне Инская — Черепаново, предложил водить тяжеловесные железнодорожные подвижные составы одним паровозом, вместо двух. Метод Павла Шолкина стал применяться машинистами различных депо. В 1945-1947 годах Павел Дмитриевич работал секретарём парторганизации паровозного депо и узлового партийного комитета. С 1947 года — старший машинист паровозного депо Инская, затем в 1952-1966 годах трудился машинистом-инструктором. Неоднократно перевыполнял пятилетние планы развития народного хозяйства[1][3].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся достижения в области железнодорожного транспорта Павлу Дмитриевичу Шолкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Павла Дмитриевича наградили орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот». Павел Шолкин дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР четвёртого — пятого созывов (1954, 1958), неоднократно входил в состав Новосибирского областного комитета и районного комитета КПСС[1][2].
С 1966 года Павел Дмитриевич являлся пенсионером союзного значения. Последние годы жизни проживал в Новосибирске. Умер 8 ноября 1980 года. Похоронен на Инском кладбище (ныне — Первомайское)[1].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (1 августа 1959 год)[1]
- Орден Ленина (2 августа 1942 год, 1 августа 1953 год)[1]
- Орден Отечественной войны II степени (29 июля 1945 год)[1]
- Орден Трудового Красного Знамени (17 февраля 1951 год)[1]
- Медаль «За трудовое отличие»[1]
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (6 июня 1945 год)[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[3]
- Знак «Ударник Сталинского призыва»[3]
- Знак «Отличный паровозник»[3]
Память
- В честь Павла Дмитриевича переименована 2-я Грушевская улица в улицу Шолкина[2].
- Паровоз ФД20-2610, на котором трудился Павел Дмитриевич, находится на почётной стоянке железнодорожной станции Инская.[2].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Смирнов В.С. Шолкин Павел Дмитриевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 23 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Шолкин Павел Дмитриевич. Централизованнная библиотечная система им. Н. Г. Чернышевского города Новосибирска. Дата обращения: 23 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Шолкин Павел Дмитриевич. Новосибирский краеведческий портал. Дата обращения: 24 апреля 2025.
Ссылки
Шолкин, Павел Дмитриевич. Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 20 ноября
- Родившиеся в 1910 году
- Родившиеся в Новониколаевске
- Умершие 8 ноября
- Умершие в 1980 году
- Умершие в Новосибирске
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Награждённые медалью «За трудовое отличие»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Почётные железнодорожники
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Проверенная статья
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
