Харьковская операция (1941)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Харьковская операция (1941)
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Bundesarchiv Bild 183-B12885, Barrikaden in Charkow.jpg
Дата 129 октября 1941
Место Харьков, Украинская ССР, СССР
Итог Отступление Красной армии
Противники

 СССР

 Нацистская Германия

Командующие

Флаг СССР С. К. Тимошенко
Флаг СССР В. В. Цыганов
Флаг СССР И. И. Маршалков

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Герд фон Рундштедт
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Вальтер фон Рейхенау
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Эрвин Фиров

Силы сторон

19 дивизий, 8 танковых бригад, 4 бригады[1], 147 100 человек[2]

20 дивизий, 2 бригады[3]

Потери

общие потери 96 509 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести[2]; непосредственно в боях за Харьков около 13 000 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести[4]

общие потери неизвестны; непосредственно в боях за Харьков до 1000 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести[5]

Герб Харькова
История Харькова
XVII—XVIII века
XIX — начало XX веков
В годы Гражданской войны
В годы Великой Отечественной войны
Харьков в советское время
История культуры
Военная история
История транспорта
Известные харьковчане

Харьковская операция 1941 года (Первая битва за Харьков, в некоторых источниках — Сумско-Харьковская оборонительная операция[1]; 129 октября 1941) — сражение начального периода Великой Отечественной войны между Красной армией и вермахтом за контроль над Харьковским промышленным районом. В результате советские войска не смогли отстоять город, как стратегический объект, но к моменту входа фашистских войск в Харьков, промышленные предприятия удалось передислоцировать или уничтожить, транспортную и городскую инфраструктуру полностью разрушили, чтобы не отдать врагу[2].

Предшествующие события

Восстановленный Юго-Западный фронт в составе 40-й, 21-й, 38-й и 6-й армий оказал соединениям и частям 2-й танковой группы, 6-й и 17-й армий вермахта организованное сопротивление, закрепившись на рубеже: Теткино, Белополье, Ольшаны, Веприк, Опошня, Константиновка, Чутово, Берестовенька, Красноград, Перещепино. В оборонительных боях наши войска нанесли противнику ощутимые потери, задержав развитие его наступления на харьковском и донбасском направлениях. Главный результат боевых действий войск Юго-Западного фронта в этот период времени заключается в том, что удалось укрепить боеспособность вновь созданного фронта в решении задач оборонительного характера. Удержание этого рубежа обороны армиями Юго-Западного фронта позволило значительному количеству бойцов и командиров из состава частей и соединений, окруженных в районе Киева, пробиться к своим войскам. На 1 октября 1941 года в полосе обороны фронта вышли из окружения и присоединились к войскам Красной Армии 21 ООО человек, в том числе 10 генералов. С выходом немецких соединений и частей группы армий «Юг» к указанному выше рубежу на харьковском направлении начался новый период боевых действий — период боев непосредственно на подступах к Харькову и Харьковскому промышленному району[3].

Значение Харькова и Харьковского промышленного района

По своему индустриальному, транзитному и людскому потенциалу Харьков был третьим городом после Москвы и Ленинграда и самым крупным городом СССР, оккупированным вермахтом за годы войны. Кроме того, Харьков являлся одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза, прежде всего, тяжелого машиностроения, что делало его отличной тыловой ремонтной базой. Именно в Харькове был создан известнейший советский танк Т-34, и именно в Харькове находился самый мощный танковый завод страны. В Харькове, до эвакуации, было выпущено 1675—1б77 Т-34.[4].

В период с 1917 по 1934 годы Харьков являлся столицей УССР, что обусловило дальнейший рост города.

В годы первых пятилеток, в период индустриализации в городе и области было запущено несколько крупнейших промышленных предприятий всесоюзного значения. В результате к 1940 году Харьков был вторым по величине городом Украины и четвёртым в СССР, с развитой индустриальной, военно-промышленной и транспортной инфраструктурой. Являясь крупнейшим транспортным узлом Восточной Европы, город обладал высокой концентрацией населен ия и мощным мобилизационным ресурсом[5].

Перед войной в Харькове проживало 900 тысяч населения (в Киеве только 846 тысяч), к концу августа 1941 года население увеличилось до полутора миллионов за счет беженцев и раненых.

Харьков осенью 1941 года

Осенью 1941 года Харьков являлся крупнейшим стратегическим узлом железных, автомобильных дорог и воздушных путей сообщения. Через него проходили не только направления запад-восток и север-юг Украины, но и железнодорожная магистраль, связывавшая центральные районы СССР Крымом, Кавказом, Приднепровьем и Донбассом. Харьков обеспечивал быструю переброску войск как во фронтальных, так и в рокадных направлениях фронта.

По значимости харьковский транспортный узел был, пожалуй, равен московскому.

Крупнейшими военными предприятиями были ХПЗ им Коминтерна, (около 80 % выпускаемых в стране танков Т-34, двигатели для танков и др), Харьковский авиазавод, Харьковский комбинат НКВД (ФЭД). С началом войны на выпуск военной продукции были переориентированы все предприятия харьковской промышленности, как крупные (Харьковский турбинный завод, Тракторный завод, ХЭМЗ, «Серп и Молот» и другие), так и небольшие. Ассортимент продукции включал танки, самолеты Су-2, артиллерийские тягачи, миномёты 82 мм и 120 мм, пистолеты-пулемёты ППШ, боеприпасы всех видов и различное военное снаряжение[6].

Практически вся промышленность и учебные учреждения были переориентированы для нужд фронта. Советские войска не смогли отстоять город, как стратегический объект, но к моменту входа фашистских войск в Харьков, промышленные предприятия удалось передислоцировать или уничтожить, транспортную и городскую инфраструктуру полностью разрушили, чтобы не отдать врагу[7].

Харьков и Харьковский промышленный район в планах немецкого командования

Начиная с конца июля 1941 года станции Харьковского железнодорожного узла подвергались массированным авианалётам. Основными целями являлись железнодорожные и военные объекты и склады готовой продукции важнейших предприятий. Сами заводы ударам практически не подвергались — немцы стремились сохранить производственную базу Харьковского промышленного района для себя. А. Гитлер несколько раз подчёркивал важность промышленного потенциала Харькова, так 4 августа 1941 года он утверждал:

«… На втором месте по важности для противника стоит юг России, в частности Донецкий бассейн, начиная от района Харькова. Там расположена вся база русской экономики. Овладение этим районом неизбежно привело бы к краху всей экономики русских…»[8]

[6].

С конца июля город и станции Харьковского железнодорожного узла подвергались массированным авианалётам. Основными целями являлись железнодорожные и военные объекты, а также склады готовой продукции важнейших предприятий. Сами заводы ударам практически не подвергались — немцы стремились сохранить производственную базу Харьковского промышленного района для себя[9].

Большое значение также придавалось Харькову как транспортному узлу, контролировавшему стратегическое направление Москва-Кавказ. Обладание этим узлом давало возможность не только блокировать кратчайший путь подвоза кавказской нефти, но и позволяло использовать его для подготовки наступления к нефтеносным районам Кавказа. Кроме того, близость к богатым сельскохозяйственным районам Украины делала Харьков центром сосредоточения продовольственных ресурсов при планировавшейся отправке продовольствия в Германию.

Эвакуация и создание харьковского узла заграждений

16 сентября 1941 года, на следующий день после окружения войск Юго-Западного фронта в районе Киева, Государственный комитет обороны (ГКО) СССР постановлениями 681 «Об эвакуации предприятий Харькова и Харьковской области» и № 685 «Об эвакуации женщин и детей из Харькова» утвердил график эвакуации. 30 сентября 1941 года решением Харьковского обкома начата эвакуация поголовья скота, сельхозтехники и собранного урожая. На переброску промышленности, сельского хозяйства и населения отводилось чуть меньше месяца[6][10].

Начали с эвакуации крупнейших стратегических предприятий: паровозо-строительного, тракторного и авиационного заводов. ХПЗ перебрасывался в Челябинск, где на базе тракторного завода был создан «Танкоград», ХТЗ перебрасывался в Сталинград, авиазавод — в Пермь. Для ускорения темпов эвакуации заводов были задействованы городские трамваи. К 20 октября 1941 года эвакуация промышленных объектов была практически завершена — из Харькова в тыл было отправлено 320 эшелонов с оборудованием 70 крупных заводов, был полностью вывезен подвижной состав Южной железной дороги[11].

Особые трудности представляла эвакуация Харьковского турбинного завода. Значительная часть его оборудования—это крупные станки, негабаритные для перевозки по железной дороге. С первых дней войны завод перепрофилировался на продукцию для фронта. Работа в цехах прекратилась лишь 21 октября 1941 года, когда военные действия развернулись на подступах к городу (точнее, когда прекратилась поставка электроэнергии).

Также была проведена эвакуация сельского хозяйства области: за пределы области выведено более 95 % механизированного парка, до 90 % поголовья крупного рогатого скота и лошадей. Все находившиеся в пределах области предприятия пищевой промышленности (сахарные, мясоперерабатывающие, спиртовые, мукомольные и хлебные заводы) были выведены из строя. В полях остался неубранным урожай свёклы, картофеля и часть урожая зерновых[6].

Отправка людей проводилась централизованно по заявкам предприятий и организаций через эвакуационные отделы городских и партийных органов управления Харькова. В первую очередь эвакуировались партийные и управленческие кадры, специалисты, квалифицированные рабочие (с ХПЗ эвакуировали аж около 1000!), научные и медицинские работники, а также члены их семей. В число не получивших разрешение на эвакуацию попало множество рабочих и служащих, учителей, работников культуры. Эвакуация еврейской части населения централизованно не проводилась, поэтому ряд исследователей обвинял советскую администрацию в попустительстве трагедии Дробицкого Яра. Фактически была сорвана реализация постановления ГКО об эвакуации женщин и детей из Харькова. На момент оккупации города женщины, старики и дети составляли 78 % населения. Всего к 20 октября 1941 года из Харькова было эвакуировано 56 санитарных поездов и 225 эшелонов с людьми. Небольшому числу жителей удалось покинуть Харьков вместе с отступавшими советскими войсками попутным автомобильным и гужевым транспортом.

В результате эвакуации и проводимых мероприятий Харьков был лишён стратегического значения как крупнейший промышленный, научный и транспортный центр, и подготовлен к сдаче противнику с разрушенной производственной, городской и транспортной инфраструктурой[6].

При подготовке Харькова к обороне на случай сдачи города туда еще 27 сентября была направлена группа полковника Старинова для проведения ряда спецмероприятий по минированию оборонительных рубежей, выведению из строя промышленных предприятий, железнодорожных узлов и узлов связи, мостов, путей сообщения, электростанций и других важнейших объектов городского хозяйства путём подрыва, поджога и минирования. Для этого было выделено более 110 тонн взрывчатки, десятки тысяч противотанковых и противопехотных мин[12], а также радиоуправляемые мины и мины с взрывателями замедленного действия.

В районе Харькова было установлено свыше 30 000 противотанковых и противопехотных мин, около 2000 мин замедленного действия, около 1000 мин-ловушек и свыше 5000 ложных мин. Были заминированы мосты, автомобильные дороги, железнодорожные пути, аэродромы. В городе заминированы и уничтожены центральная телефонная станция, электростанции, водопроводные и канализационные сети, городская система центрального отопления, цеха и помещения всех крупных предприятий города, а оставшееся оборудование испорчено или заминировано. С использованием радиоуправляемых мин были также заминированы несколько особняков в центре города, где предполагалась дислокация немецких штабов.

В результате проведенных мероприятий Харьков был лишён стратегического значения как крупнейший промышленный и транспортный центр. Немецкое командование планировало использовать промышленные и транспортные возможности Харькова в своих целях. Однако немецкие специалисты констатировали крайнюю степень их разрушения. Приложив колоссальные усилия по восстановлению инфраструктуры, они смогли восстановить возможности харьковского транспортного узла только в начале 1942 года, а промышленную инфраструктуру для ремонта военной техники вермахта восстановили только к маю 1942 года.

На минах, установленных при отходе из Харькова, были уничтожены десятки вражеских поездов, более 75 автомашин, 28 единиц бронетехники, свыше 2300 вражеских солдат и офицеров, а 14 ноября по радиосигналу из Воронежа взорван особняк, где находился комендант города генерал фон Браун[13].

Силы и состав сторон

В разделе приведена расстановка сил немецких и советских войск, участвовавших в боевых действиях на харьковско-сумском направлении с 1 октября по 30 октября 1941 года[14] [15]:

Германия

Командующий группой армий «Юг» генерал-фельдмаршал Г. фон Рундштедт

Группа армий «Юг» (генерал-фельдмаршал Г. фон Рундштедт):

Всего: 20 дивизий, 2 бригады[14].

СССР

Командующий Юго-Западным фронтом Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко

Юго-Западный фронт (Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко):

Всего: 19 дивизий, 8 танковых бригад, 4 стрелковые бригады[15].

Боевые действия

Уличные бои в Харькове

С 30 сентября на 1 октября 1941 года, в ночь, войска немецких захватчиков окончательно отрезали железнодорожное сообщение и автодорогу Симферополь-Москва. Последняя автоколонна, поступившая к обороне Харькова, была колонна полковника Старинова. Далее сообщение с районами страны проходило через путь Воронеж-Купянск.

В конце сентября по плану командования, армии Юго-Западного фронта обустраивали оборону.

На борьбу с неприятелем была брошена только 6-ая армия майора Малиновского с целью освобождения города Краснограда и отсечения противника от основных войск.

Бой шел до 5 октября 1941 года, но войскам вермахта удалось удержать позиции.

Ожесточенные бои велись и на других участках Юго-Западного фронта. Результаты этих сражений много значили для дальнейших планов командования.

Маршал Тимошенко, являвшийся организатором двух фронтов– Южного и Юго-Западного, принял решение усилить оборону красноградского и полтавского направлений.

К 7 октября ситуация резко обострилась. Наступавшие войска вермахта отрезали железнодорожные сообщения Лозовой и Близнюки, перекрыли дорогу Ростов-Харьков. Кроме того, пришлось перебросить две танковые бригады в район Южного фронта. В тот момент там требовалась поддержка. В результате советская 6-ая армия оказалась под угрозой окружения. Но Харьков был подготовлен к обороне в длительном окружении.

Осложнилась ситуация к середине октября, когда 15 числа командование получило приказ 17 октября отходить на расстояние до 200 километров от Харькова, Донецка и Белгорода. Наша армия и так была ослаблена перебросом танковых бригад и дивизий на Южный фронт.

Немецкие же войска, наоборот, начали подготовку к наступлению на Харьков.

По планам советского командования 38-ая Красная армия должна была удерживать противника на подступах к Харькову на расстоянии 30-40 километров, пока заканчивались мероприятия по сдаче города, а именно, эвакуация жителей и предприятий промышленного значения.

20 октября 1941 года войска вермахта прорываются к окраинам города через нашу и без того уже не сплошную оборону. 38-ая советская армия получает приказ держаться 2-3 дня.

На следующий день, 21 числа войска вермахта проводили перегруппировку, подготавливая силы к штурму Харькова. Но неожиданно, 22 октября 57-ая бригада НКВД с двумя полками 216-ой стрелковой дивизии нанесла контрудар в надежде отстоять позиции. Через сутки жестокого боя советским войскам пришлось отходить и изменить запланированный штурм города на 23 октября не удалось.

В результате ожесточенных, кровопролитных боев вплоть до ночи 25 октября, советским войскам пришлось отойти за Северский донец[16].

Потери сражающихся сторон

Наши войска в ходе боев по обороне города Харькова потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести (в этот показатель входят и дезертиры) около 13 000 человек. Немцы непосредственно в боях за Харьков потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 1 000 человек. Соотношение потерь 13 : 1. Если из наших потерь убрать дезертиров, то реальное соотношение будет немногим более 10 : 1[17].

Итоги сражения

Верховное командование Красной армии огласило итоги Харьковской операции удовлетворительными, так как Юго-Западный фронт к концу октября был укреплен в обороне, а немецкие войска не проявляли активного интереса к это стороне обороны.

Начальник оперативного штаба командования Юго-Западного фронта Баграмян, после войны, в мемуарах, назвал Харьковскую операцию «кровопусканием»[7].

Харьков, один из крупнейших городов в СССР, один из стратегически-важнейших опорных пунктов, был вынужден держать оборону кровопролитными боями, хотя необходимости стратегической в этом не было.

Но оборона Харькова, как и остальные боевые мероприятия, строго должны были быть осуществлены по плану отвода войск Юго-Западного фронта и эвакуации города.

См. также

Примечания

  1. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок ReferenceКривошеев не указан текст
  2. Вохмянин, 2009, с. 139.
  3. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В РАЙОНЕ ХАРЬКОВА В ОКТЯБРЕ 1941 Г.
  4. Харьковское сражение. Вынужденная сдача Харькова в октябре 1941 года
  5. Харьковская операция 1941 года
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Харьков сентябрь-октябрь 1941, перед оккупацией
  7. 7,0 7,1 Харьковская операция (1941 и 1942)
  8. Карпов В. В. Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира. Книга I. Дата обращения: 22 августа 2009.
  9. Харьковское сражение. Вынужденная сдача Харькова в октябре 1941 года⁠⁠
  10. Вохмянин, 2009, с. 39, 41-43,46-49.
  11. История города Харькова, 2004, с. 321.
  12. Старинов И. Г. Солдат столетия. Часть 2. Дата обращения: 8 сентября 2009.
  13. Харьковское сражение. Вынужденная сдача Харькова в октябре 1941 года
  14. 14,0 14,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок ReferenceВохмянин не указан текст
  15. 15,0 15,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок ReferenceМельников1 не указан текст
  16. Харьковская операция (1941 и 1942)
  17. ХАРЬКОВСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1941

Литература

  • Абатуров В. В., Португальский Р. М. Харьков — проклятое место Красной Армии. — М.: Яуза; Эксмо, 2008. — 544 с. — (Великая Отечественная: цена Победы). — ISBN 978-5-699-26231-1.
  • Быстриченко А. В. ХПЗ — Завод имени Малышева. 1895—1995: Краткая история развития. — Х.: Прапор, 1995. — 702 с. — ISBN 5-7766-0367-6.
  • Вохмянин В. К., Подопригора А. И. Харьков, 1941-й. — Часть 1: У края грозы. — Х.: Райдер, 2008. — 100 с. — (Харьков в войне). — 1000 экз. — ISBN 978-966-8246-92-0.
  • Вохмянин В. К., Подопригора А. И. Харьков, 1941-й. — Часть 2: Город в огне. — Х.: Райдер, 2009. — 148 с. — (Харьков в войне). — 1000 экз. — ISBN 978-966-96896-7-2.
  • Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 годов: От начала восточной кампании до наступления на Сталинград (22.06.1941 — 24.09.1942) / Пер. с нем. И. Глаголева; коммент. полк. К. Черемухина. — М.: Воениздат, 1971. — Т. 3.
  • Гречко А. А. Годы войны. — Часть первая: Суровые испытания. — М.: Воениздат, 1976. — 574 с.
  • Мельников В. М. Харьков в огне сражений: Забытый 41-й. — Х.: СИМ, 2008. — 524 с. — 2000 экз. — ISBN 978-966-8549-49-6.
  • Исаев А. В. Котлы 41-го: История ВОВ, которую мы не знали. — М.: Яуза; Эксмо, 2005. — С. 204.
  • Кранцфельд Я. Л. Загадки Дробицкого Яра. — Х.: Народный университет еврейской культуры // Истоки № 1, 1997.
  • Скоробогатов А. В. Харків у часи німецької окупації (1941—1943). — Х.: Прапор, 2006. — 376 с. — 1000 экз. — ISBN 966-7880-79-6.
  • Соболь Н. А. Воспоминания директора завода / Под ред. А. С. Эпштейна. — Х.: Прапор, 1995. — 223 с.
  • Старинов И. Г. Взрывы в Харькове // Диверсанты Второй мировой / Ред.-сост. Г. Пернавский. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 352 с. — (Военно-исторический сборник). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-31043-2.
  • Тревор-Ропер Х. Застольные беседы Гитлера. 1941-1944 гг.. — М.: Центрполиграф, 2005.
  • Коллектив авторов. Русский архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год / под общей ред. В. А. Золотарева. — М.: ТЕРРА, 1996. — Т. 16 (5—1). — 448 с. — 3000 экз. — ISBN 5-85255-737-4.
  • История города Харькова ХХ столетия = Історія міста Харкова XX століття / А. Н. Ярмыш, С. И. Посохов, А. И. Эпштейн, Б. К. Мигаль, Е. В. Астахова, Е. П. Кушнарёв (ред. кол.); В. Л. Бысов (фот.). — Х.: Золотые страницы; Фолио, 2004. — 686 с. — (Посвящается 350-летию города Харькова). — ISBN 966-03-2650-5. — ISBN 966-8494-45-8. — ISBN 966-03-2667-X.

Ссылки

Фото- и видеоматериалы