Форум-театр

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Форум-театр — это методика интерактивной работы в разных слоях общества, направленная на решение социальных проблем. Темами спектаклей форум-театра могут быть самые разные проблемы общества: отношения между членами семьи, сотрудниками, представителями разных наций, культур, религий, проблемы ВИЧ-инфицированных, людей с ограниченными возможностями, вопросы, касающиеся здорового образа жизни, наркомании, алкоголизма, торговли людьми и т. п.

Сущность методики форум-театра — это поиск в рамках предложенного спектакля вместе с участниками и участницами путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.

Главная цель форум-театра — предоставление информации и обретение навыков разрешения существующей проблемы определённым человеком с использованием опыта других людей и с подключением возможностей собственного эмоционального интеллекта.

История создания

Форум — театр придумал в 1970-е годы в Бразилии Аугусто Боаль. Он развивал идею, в которой театр преображает мир и дает каждому человек право высказаться о своей проблеме, попробовать решить её вместе. В 1974 году была издана книга «Театр угнетенных», которая содержала основные идеи его подхода. Боаль полагал, что угнетённые — это все люди, потому что во многих ситуациях не высказывают своего мнения и в итоге перестают верить, что могут что-либо изменить. Новый театр помогает это исправить: в том, что разыгрывается на сцене, всегда заложен выбор — пассивно смотреть или выйти на сцену.

В данном случае театр как никогда служит метафорой жизни, а действие — это повседневные ситуации, с каждой из которых может столкнуться человек. Боаля как человека и гражданина прежде всего волновала социально-политическая ситуация, его главной задачей было научить людей сопротивляться и отстаивать свои права. Созданные по образу и подобию друг друга «Театры угнетенных» стали появляться повсюду. Часто они занимались не столько искусством в чистом виде, сколько социальной работой: создавали спектакли в тюрьмах и на предприятиях, сотрудничали с национальными общинами и правозащитными организациями.

На первых порах тренинги и предварительные этапы работы курировал сам Боаль, но постепенно система стала столь разветвленной, что даже пришлось создать специальный Методический центр в Париже. Там же в 1981 году прошел первый фестиваль «Театров угнетенных», которые с тех пор регулярно организуют по всему миру (для сравнения: первый фестиваль форум-театров в России состоялся в мае 2014 года в Новочеркасске).

На сегодняшний день «Театры угнетенных» существуют более чем в ста странах, в том числе в Буркина-Фасо[1], Палестине[2], Индии и даже Афганистане[3], где главными темами остаются религиозная нетерпимость и притеснение женщин. Но так как социальные проблемы, актуальные для Третьего мира, где родился форум, мало волновали европейцев, которые страдали от одиночества, депрессии, потери смысла и фрустрации, Боалю все-таки пришлось вместе с женой Сесилией, к тому времени выучившейся на психотерапевта, обратиться от общественного к частному.

Примеры

Примером реализации форум — театра является:

  1. Проект «Мне пора», реализация которого стала возможна при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодёжи Росмолодёжь на базе Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина[4].
  2. Форум — театр Еврейского музея и центра толерантности г. Москвы[5].

Особенности

Форум-театр обладает несколькими принципиальными отличиями от «классического» театра, за счет чего становится инструментом для развития личности и проработки социально значимых проблем.

«Равный — равному».

Форум-спектакль предполагает равенство участников и исполнителей: на сцене играют непрофессиональные актёры; спектакль показывается зрителям из той же социальной группы, что и авторы истории (школьники — школьникам, студенты — студентам, учителя — учителям). 

Интерактивность.

Зрители — не пассивные созерцатели, а такие же участники форум-спектакля, как и актёры. Они принимают активное участие в действии: вместе с исполнителями выходят на сцену и пробуют разные варианты поведения в предложенной ситуации. Спектакль форум-театра никогда не похож один на другой — он всегда предполагает уникальное развитие отношений между персонажами истории и особенный опыт каждого зрителя.

Актуальная проблематика.

Тему форум-спектакля выбирают те, кто его создает. Это обязательно какая-либо социальная проблема, которая многим из группы кажется важной и личной: например, взаимоотношения детей и родителей, выбор жизненного пути, конфликты в классе, межнациональная рознь и т. д. Тема сужается до конкретной истории и превращается в спектакль.

Сюжет из жизни.

Форум-театр не предполагает постановку классических или современных пьес, произведений художественной литературы, поэзии. История создается самими исполнителями, а не профессиональными драматургами, на основе той проблемы, которую они считают важной, с использованием их личного опыта. Несмотря на вымышленный сюжет, у зрителей должно складываться ощущение, что им показали историю из жизни, которая могла бы произойти рядом с ними .Форум-театр не снабжает четкими инструкциями, как вести себя в той или иной ситуации. Одного правильного ответа не может быть. Вместо этого и исполнители, и зрители форум-спектакля получают гораздо больше: палитру взглядов на одну и ту же проблему, прожитый личный опыт в безопасном театральном пространстве и возможность выбирать, как себя вести, если такая ситуация произойдет в их жизни.

Основные роли, этапы подготовки, проведения форум — спектакля

Этапы подготовки форум — спектакля:

  1. выбор проблемы. При этом важно, чтобы психолог или другие участники проекта были не только ознакомлены с обстановкой в мест, где дается представление, но и точно знали, для какого контингента разрабатывается сценарий.
  2. разработка сценария.
  3. репетиция мизансцен и спектакля в целом, при условии что актёры, участники «Форум-спектакля», обучены основам актёрского мастерства и интерактивной технике «Форум-театр».

Этапы проведения форум — спектакля:

  1. Разогрев. Телесные упражнения и игры, которые проводятся с целью раскрепощения участников представления, снятия мышечных зажимов. Кроме того, они помогают установить контакты на вербальном и невербальном уровнях между актёрами и зрителями. Такие упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и не бояться стать участниками представления. Упражнения проводятся в течение 15-20 минут в определённой последовательности и, усложняясь по содержанию и эмоциональности, вовлекают все большее число участников в действие.
  2. Действие. В этой фазе вниманию зрителей предлагается 12-15-минутная инсценировка из 4-6 мизансцен, которая заканчивается стоп-кадром. Финальная сцена не завершена, зрителям предлагается предугадать исход событий. Вначале со зрителями обсуждают проблему, пытаются предсказать последствия поведения героев, происходит обмен чувствами, рефлексия. Затем переход в следующую фазу — начало дискуссии (это может быть как монолог, так и диалог).
  3. Форум. На этом этапе предлагается неполная замена зрителями ролей актёров. Останавливая по своему усмотрению актёров в мизансцене, зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий. Зритель может включаться в сцены спектакля постепенно, сначала проговаривая роль, а затем проигрывая её. Это необходимо поддерживать и активизировать остальных участников к проигрыванию мизансцен, потому что именно через игру и собственные эмоциональные переживания можно достичь максимального психопрофилактического эффекта. Главное в этой фазе — психологическая и эмоциональная поддержка со стороны психолога, актёров и зрителей. Ни одно действие не критикуется, не осуждается, а лишь поддерживается аплодисментами. Актёрами при этом осуществляется особый прием. Подыгрывая и импровизируя вместе со зрителями, они в то же время не позволяют ситуации стать идеально разрешимой, что вызывает легкую фрустрацию у зрителей. Это дает возможность искать все новые и новые пути решения проблемы. Эта фаза спектакля может продолжаться 2—3 часа.
  4. Передача профилактической информации. Эту информацию могут нести и специалисты, присутствующие на спектакле, например наркологи, педагоги, юристы. Наибольший эффект достигается, когда информация психопрофилактического плана исходит от самих зрителей.
  5. Обратная связь. Интервью зрителей о спектакле, о тех переживаниях, которые они испытали, об изменении отношения к той проблеме, о которой шла речь в спектакле.
  6. Обсуждение итогов спектакля актёрами и специалистами.

Основные роли форум — спектакля.

В форум-театре есть следующие роли: джокер, антагонист[6], протагонист[7], трихоганисты.

  • Джокер — это персонаж, который находится между зрителями и актёрами. В самом начале он подогревает публику несколькими упражнениями, иногда говорит со зрителем на тему будущего спектакля. Затем он модерирует форум. Зрители предлагают решения, а он помогает актёрам понять, чего хочет зритель и выполнить это. Он помогает зрителю выйти на сцену. В конце форума суммирует предложенные варианты решения проблемы.
  • Протагонист — это потерпевший, угнетённый, которому не дают реализовать его цель.
  • Антагонист — это тот, кто является угнетателем. Эти два персонажа центральные фигуры спектакля. На конфликте[8] этих двух героев строится весь сюжет.
  • Трихоганисты — это свидетели конфликта, помощники антагониста либо сочувствующие протагониста.

В форум-театре сюжет спектакля создается по определённой структуре: протагонист сталкивается с жизненными трудностями, но ему не удается успешно решить проблемы. Разыгранная история всегда обрывается на пике конфликта, с тем, чтобы спровоцировать зрителей на резкую спонтанную реакцию. После просмотра зрители обсуждают каковы причины этой ситуации.

Ведущий/ведущая форум-театра перед началом спектакля знакомит участников-зрителей с проблемой, которую будет освещать спектакль. После спектакля ведущий/ведущая путем интерактивного опроса аудитории выясняет уровень осознания группой участников-зрителей проблемы и её последствий для всего общества и для конкретного человека. При необходимости вычленяет несколько проблем, проговаривая их. Выясняется, кто именно страдает от угнетения в изображенной ситуации, а кто сознательно или нет становится угнетателем. Зрителям предлагается ещё раз посмотреть спектакль и, если у них возникает полезное предложение, приостановить действие.

На протяжении 15-20 минут разыгрывается мини-представление с 3-6 мизансценами, в которых ярко показаны причины, приводящие человека в сложную ситуацию. Чаще всего ситуации эти легко узнаваемы, так как происходят с окружающими.

В финальной части представления яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло. С этого момента начинается новая часть спектакля, длящаяся 2-3 часа, в ходе которой даются очень важные сведения профилактической направленности.

Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. Одна из особенностей «Форум-театра» — это отсутствие рекомендаций, как следует поступать. В конечном счете выбор делает сам человек, и никто, в том числе и психолог, не может ему сказать, как он должен поступить в сложившейся ситуации.

Исполнители главных ролей при взаимодействии со зрителями должны придерживаться особенностей характера своих персонажей, но также должны учитывать и адекватно реагировать на влияние (или реакцию) зрителя.

Социально-психологический эффект

Форум-театр — методика, которая эффективно используется во многих странах мира как средство сделать общество более счастливым; как способ открытия самого себя и других, определения и выражения человеческих желаний; как средство изменения обстоятельств, которые причиняют несчастья и боль, и средство усиления того, что приносит мир. Форум-театр является языком, который помогает понять и развить эмоциональные сферы сознания[9] (эмоциональный разум) и выработать креативный подход к положительному решению проблем.

В ходе спектакля зрители в течение нескольких часов «проживают» ситуацию, пропуская её сквозь себя, представляя себя на месте главного героя и стараясь направить развитие событий к лучшему. Исполняя роль вместо актёра, зритель глубже погружается в эмоциональные переживания главного персонажа, ощущая результаты своего вмешательства. Попытка собственного участия может привести зрителя к иному взгляду на проблему, и вероятна возможность нахождения иного выхода из сложной ситуации.

Зрители, наблюдая за событиями, разворачивающимися на сцене, узнавая ситуацию, имеют возможность оценить поведение человека со стороны и высказать свое видение того, как можно изменить поведение главного героя, чтобы изменить ход событий к лучшему. Таких способов улучшения ситуации может быть много, ведь у каждого из зрителей — свой собственный опыт решения проблемы, и он готов поделиться этим опытом с другими.

Эта техника может быть использована как средство предупреждение попадания человека в проблемные ситуации и моделирование[10] возможных путей выхода из ситуации, в которой оказался угнетенный человек — через предоставление ему информации и обретение навыков[11] решения проблемы конкретного человека с использованием опыта других людей и с подключением возможностей собственного эмоционального интеллекта.

Во время участия в форум-театре зрители имеют возможность не только ознакомиться с трудной ситуацией, как в интерактивном театре, или получить информацию, как во время тренинга, а и разработать алгоритм, создать модель успешного поведения в сложной, безвыходной, ситуации.

Аугусто Боаль писал: «Театр не имеет ничего общего с помещением или какими-либо другими физическими сооружениями. Театр или театральность — это способность, это человеческое свойство, дающее человеку возможность наблюдать за собой в действии, в деятельности. Приобретенное таким образом самопознание позволяет человеку стать субъектом (тем, кто наблюдает) другого субъекта (того, кто играет роль). Это дает возможность человеку представить разные возможности своих действий и изучить альтернативы. Человек может созерцать себя в момент видения и в момент действия, в момент ощущения и в момент [|мышления]]. Ощутить себя тем, кто слышит, и подумать о себе том, кто мыслит».

Примечания

  1. Статья Буркина-Фасо в Энциклопедии. Дата обращения: 8 мая 2023.
  2. Статья Палестина в Энциклопедии. Дата обращения: 8 мая 2023.
  3. Статья Афганистан в Большой Российской энциклопедии. Дата обращения: 8 мая 2023.
  4. Форум -театр "Мне пора" РГУ имени С.А. Есенина. Дата обращения: 8 мая 2023.
  5. Форум - театр Еврейского музея и центра толерантности. Дата обращения: 8 мая 2023.
  6. Определение понятия антагонист в словаре Ожегова. Дата обращения: 8 мая 2023.
  7. Определение понятия протагонист в Словаре литературных терминов. Дата обращения: 8 мая 2023.
  8. Конфликт в Психологическом словаре. Дата обращения: 8 мая 2023.
  9. Мягкова Е.Ю. Эмоциональная сфера человека и язык: подходы к исследованию // Язык, сознание, коммуникация : Сборник статей. — 2010.
  10. Моделирование в Психологическом словаре. Дата обращения: 8 мая 2023.
  11. навык в Психологическом словаре. Дата обращения: 8 мая 2023.

Ссылки