Фашист пролетел (картина)

Эта статья прошла проверку экспертом
Фашист пролетел.jpg
Аркадий Александрович Пластов
Фашист пролетел. 1942
Холст, масло. 134,5 × 181 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Фаши́ст пролете́л» («Не́мец пролете́л» — авторское название) — самая известная и пронзительная картина Аркадия Александровича Пластова о Великой Отечественной войне. Художник писал её пять дней осенью 1942 года[1][2].

Картина стала своеобразным «оружием». Иосиф Сталин выбрал её, чтобы привезти с собой на Тегеранскую конференцию «Большой тройки» в 1943 году, где обсуждался вопрос об открытии Второго фронта. Картину разместили в зале советского посольства в Тегеране, где проходили встречи. Иосиф Сталин надеялся, что произведение искусства окажет эмоциональное воздействие на союзников, и его расчёт оправдался: президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль были глубоко тронуты увиденным. Несколько минут политики созерцали картину. Распространена версия, что именно картина «Фашист пролетел» сыграла свою роль в том, что в 1944 году был открыт Второй фронт[2][3].

История создания

Произведение перекликается с живописными традициями дореволюционной России, особенно с художественным стилем Михаила Нестерова, с которым Аркадий Пластов установил контакт незадолго до начала войны и поддерживал связь посредством переписки.

Из письма от 30 апреля 1941 года Аркадия Пластова к жене[4]:

«Старик приглашает к себе, проявил ко мне большой интерес, утверждает, что я уникален и не похож ни на кого… Работать бы в такой атмосфере, рядом с такой народной совестью, это было бы полезно, душевно укрепляло и просвещало, а вокруг лишь пустозвоны, и сам становишься болтливым пустомелей».

Создание картины «Фашист пролетел» осенью 1942 года почти символически совпадает с кончиной Михаила Нестерова (умер 18 октября 1942 года). В картине ощущается влияние нестеровской поэтики: как в образе юного пастуха, так и в пейзаже, из которого возникает монументальный образ Родины. Аркадий Пластов, всегда внимательный к деталям, как будто воспроизводит элементы произведений Михаила Васильевича Нестерова, размещая на переднем плане молодые сосны и обронённый кнут, напоминающий конскую упряжь в руках отрока Варфоломея[5].

В контексте «Видения отроку Варфоломею» пластовская картина приобретает ещё более страшный и высокий смысл[4]:

«Осень тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная, теплая. Я люблю осень, всегда испытываю в это время страшно приятное особое состояние творческого возбуждения. И вот шло что-то непомерно свирепое, невыразимое по жестокости, что трудно было даже толком осмыслить и понять даже при большом усилии мысли и сердца, и что неотвратимо надвигалось на всю эту тихую, прекрасную безгрешную жизнь, ни в чём не повинную жизнь, чтобы все это безвозвратно с лица земли смести без тени милосердия вычеркнуть из жизни навек. Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чём другом, надо было кричать во весь голос… Надо было облик этого чудовища показать во всем его вопиющем беспощадной мести обличье. Под влиянием примерно таких мыслей и чувств, общих тогда всем нам, русским, стали у меня зарождаться один за другим эскизы на данную тему…»

В период ноябрьской конференции 1943 года, когда в Тегеране проходила встреча лидеров СССР, Соединенных Штатов и Великобритании, и обсуждалась возможность открытия второго фронта, картина была выставлена в помещение советского посольства[2][5].

Сюжет картины

Аркадий Александрович Пластов, запечатлел на холсте осенний вид. Жёлтые берёзы украшают склон холма. Виднеются красные листья, добавляя контраст. Земля согревается лучами солнца, создавая атмосферу умиротворения. Идиллическая тишина и спокойствие — первое ощущение от картины. Взгляд притягивает маленькая собака, застывшая в высокой траве. Животное не играет, подняв мордочку, она жалобно воет, предвещая беду. Становится очевидно, что произошло что-то ужасное[2].

Вдалеке видны овцы, в замешательстве они сбились в кучу среди травы. На земле лежит пастух, у него неестественно вывернута рука, кнут отброшен в сторону, а на светлых волосах запеклась кровь. Мальчик мёртв. Вдалеке, за склонами, на фоне неба, внезапно возникает вражеский самолёт. Пилот начинает обстрел. В глаза бросаются жертвы — корова с телёнком. Простой сюжет, но сколько в нём боли и скорби[2].

Каждый, кто хоть раз видел полотно Аркадия Пластова «Фашист пролетел», навсегда сохранит его в памяти. И все сходятся во мнении: вот она, неприкрытая сущность войны, печаль утраты, обличение бесчеловечности и жестокости[2].

Сам художник однажды сказал о своей картине[3]:

«Осень стояла тихая, роскошная, необыкновенно тёплая. И вдруг налетело что-то невообразимо злобное, до ужаса жестокое. Нужно было сопротивляться, кричать так, чтобы разбудить мёртвых. Нужно было показать это чудовище во всей его мерзости».

Картина сегодня

В 2025 году данное произведение искусства экспонируется в Третьяковской галерее. Оно неизменно привлекает внимание зрителей, задерживающихся перед ним на длительное время[6].

В 1944 году Аркадий Пластов создал авторскую реплику картины, предназначенную для коллекции Русского музея в Ленинграде. Ульяновский художественный музей также заказал художнику копию, однако эта работа осталась неоконченной[4].

Отзывы о картине

Искусствовед Олег Сопоцинский писал[1]:

«Война предстаёт здесь в своём страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намёка на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне. Полотно „Фашист пролетел“ замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определённый лад, изображая блекло‑рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру жёлтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты».

Сам Аркадий Александрович говорил о ней так[7]:

«Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чём другом, надо было кричать во весь голос… Надо было облик этого чудовища (фашизма. — Авт.) показать во всем его вопиющем о беспощадной мести обличье. Картина имела известный успех у зрителя. Сам я её тоже люблю…».

Литература

  • Морозов А.И. Подвиг и Слава. Искусство на войне. — Третьяковская галерея, 2010. — С. 23.
  • Мильбах Ж. Проблемы изучения творчества Аркадия Пластова в западноевропейском искусствознании. — Ульяновск: Пластовская осень, 2012. — 106 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Десять картин о Великой Отечественной войне. vatnikstan. Дата обращения: 10 июня 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Полотно Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Картины Великой Отечественной войны. Общественная организация ветеранов органов государственной безопасности Рязанской области. Дата обращения: 10 июня 2025.
  3. 3,0 3,1 «Фашист пролетел», Аркадий Александрович Пластов — описание картины. Музеи мира. Дата обращения: 10 июня 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 В письмах о Пластове, или Судьба русского отрока. Ulpravda.ru. Новости Ульяновска. Дата обращения: 10 июня 2025.
  5. 5,0 5,1 О работе Фашист пролетел на выставке Мысль народная. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. Дата обращения: 10 июня 2025.
  6. Полотно Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Картины Великой Отечественной войны. | Общественная организация ветеранов органов государственной безопасности Рязанской области. Общественная организация ветеранов. Дата обращения: 10 октября 2025.
  7. Михайлова Н. «Дыхание земли». Аркадий Пластов: «Надо было кричать во весь голос…». Улпресса (10 мая 2018). Дата обращения: 10 июня 2025.