Утро в сосновом лесу
И. И. Шишкин, К. А. Савицкий | |
Утро в сосновом лесу. 1889 | |
Холст, масло. 139 × 213 см | |
Третьяковская галерея, Москва |
«У́тро в сосно́вом лесу́» (ошибочные названия: «Утро в сосновом бору», «Сосновый бор»[1], «Три медведя»[2], «Мишки в сосновом бору» и другие)— картина русских живописцев Ивана Шишкина и Константина Савицкого, написанная в 1889 году в технике масляной живописи. Это дно из наиболее популярных полотен Шишкина, один из самых известных пейзажей в истории русского искусства. Выставляется в Третьяковской галерее.
Создание картины
Иван Иванович Шишкин был активистом объединения передвижников. Он часто ездил по стране и писал природу России такую, какой она была на самом деле. В его работах сочетался реализм и некий поэтический взгляд на окружающий мир. Современники называли Шишкина «царём леса» и «лесным художником», «певцом русского леса»[3][4].
Картина «Утро в сосновом лесу» была создана и представлена на Передвижной выставке в 1889 году[3]. Известно, что медведей писал не сам Шишкин, а его друг, художник Савицкий, поэтому Шишкин и предложил Савицкому подписаться[5]. В тот же год меценат П. Третьяков купил картину у Шишкина, но название её было «Медвежье семейство в лесу», и неожиданно для себя Павел Михайловича обнаружил, что он платил за картину Ивана Шишкина, а подписей на картине две. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель, тут же потребовал себе французского скипидара и стёр подпись[5][6].
Из 4000 рублей, полученных за картину, четверть суммы Шишкин отдал Савицкому. Художник шутливо говорил, что они с Шишкиным «убили медведей и шкуру поделили! И я участник в 4-ю долю». Во всех каталогах выставок и у Павла Третьякова картина всегда значилась с авторством только Шишкина[7].
Есть мнение, что Третьякову работа Шишкина казалась намного значимей, поэтому он и убрал имя соавтора. Он видел в этой картине всё, от замысла до исполнения, свойственное только Шишкину. К тому же даже первые эскизы медведей принадлежат именно Ивану Ивановичу. Изначально из-за этого у Савицкого были претензии к Третьякову и Шишкину, но в скором времени художник отступил и больше не претендовал на соавторство. Также существует версия, что Савицкий отказался от картины в пользу Шишкина после того, как раскритиковали его медвежат[3]. Н. А. Мудрогель предполагает, что у Третьякова было неприязненное отношение к Савицкому после предыдущего опыта сотрудничества[5].
Описание
На картине «Утро в сосновом лесу» лучи восходящего солнца освещают кроны сосен, солнечный свет заливает стволы, и сосны красиво смотрятся ранним утром в голубом тумане под первыми тёплыми лучами солнца. Когда-то буря с корнем вырвала из земли могучую сосну. На её сломанном стволе спокойно чувствует себя семья медведей. Три маленьких медвежонка перелезают через старое бревно, а медведица присматривает за ними[4]. Эта группа на переднем плане прежде всего и привлекает к себе внимание. Но, хотя звери и занимают центральное положение на холсте, истинный герой произведения — пейзаж, девственный лес[7].
На этом полотне, как и в большинстве своих работ, Шишкин подчеркнул величие и простор дикой природы. Этого он добился, специально срезав на картине верхушки сосен. Те, кто рассматривал эту картину, скорей всего заметили, что дерево, на котором лазают медвежата, вырвано с корнем. Возможно, этим автор хотел подчеркнуть, что изображённый на картине лес абсолютно нелюдим, и там обитают лишь дикие звери, а деревья падают не от рук человека, а просто от старости[3]. Художников нередко упрекают в недостатке реализма, объясняя это тем, что тройни у медведей редки, а лесную глушь тоже, скорее всего, подправляли пилой и топором[8].
В массовой культуре
Картина «Утро в сосновом лесу» быстро стала невероятно популярной. Её репродукции начали использовать в различных сферах: в кинематографе, на почтовых марках, конфетных обёртках[3]. У самой старой конфеты, которая производится на фабрике «Эйнемъ» (сейчас «Красный Октябрь»), «Мишка Косолапый», узнаваемая упаковка появилась ещё в XIX веке и дошла до нас практически в неизменном виде. Доподлинно не известно, как договорились хозяева «Эйнемъ» и Павел Третьяков, но художник фабрики Эммануил Андреев, которому заказали разработку обертки для пралиновых конфет, взял за основу сюжет «Утра в сосновом лесу» и поместил его на бирюзовый фон. Название конфеты родилось, скорее всего, вместе с дизайном фантика, в промежуток между концом 1880-х и серединой 1890-х годов. В начале 1920-х годов на обертку нанесли агитационную надпись, сочинённую В. Маяковским: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку»[8]. Также выпускался шоколад «Три медведя», из-за чего у картины появилось народное название «Три медведя»[2], хотя на самом деле медведей и на обёртке, и на картине было четыре.
В советское время были очень популярны репродукции классических произведений искусства. В отличие от картин маслом они стоили дёшево и продавались в любом книжном магазине, поэтому были доступны почти каждой семье. «Утро в сосновом лесу» и «Рожь», ещё одна популярная картина Ивана Шишкина, украшали стены многих советских квартир и дач. «Мишки» попали и на гобелены — излюбленную деталь интерьера советского человека. За столетие картина «Утро в сосновом лесу» стала одной из самых узнаваемых в России[1].
Литература
- Самохин А.В. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина и русский «бестиарий» второй половины XIX века // Academia. — 2023. — № 2. — С. 150–160. DOI: 10.37953/2079-0341-2023-2-1-150-160
- Новое о старом. Чьи же мишки? // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — 2005. — № 27 (май 2005). — С. 60.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Сальникова В. Три медведя в сосновом бору: как картина Ивана Шишкина стала конфетой . РИА Новости. Культура (25.01.2017). Дата обращения: 4 августа 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Завгородняя Д. Писатель Александр Генис: «Иван Шишкин — это Индиана Джонс на пути в Елабугу» . Комсомольская правда (25 мая 2010). Дата обращения: 4 августа 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Чем знаменита картина «Утро в сосновом лесу», и почему она считается эталоном живописи . Культурология.РФ. Дата обращения: 4 августа 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Назарова Т. А. Урок по теме «DER RUSSISCHE NATURMALER - IWAN SCHISCHKIN» // Иностранные языки в школе. — 2016. — № 6. — С. 31—34. — ISSN 0130-6073 ISSN: 0130-6073.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Мудрогель Н. А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. — Л.: Художник РСФСР, 1962. — С. 18. — 206 с.
- ↑ Рощеня Д. "Утро в сосновом лесу", или как мишки стали знаменитыми . Журнал "Фома" (7 февраля 2014). Дата обращения: 4 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Утро в сосновом лесу. 1889 . Третьяковская галерея. Дата обращения: 4 августа 2023.
- ↑ 8,0 8,1 Джанджугазова Е.А. Культурные и товарные бренды Москвы: интегрированный подход, или что общего у фабрики «Красный Октябрь» (Эйнемъ») и Третьяковской галереи // Современные проблемы сервиса и туризма. — 214. — Т. 8, № 4. — С. 102—113. — ISSN 1995-0411 ISSN: 1995-0411.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Картины по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Все статьи
- Картины Ивана Шишкина
- Картины Константина Савицкого
- Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи
- Картины с изображением медведей
- Пейзажи русских художников XIX века