Рожь (картина Шишкина)

Материал из «Знание.Вики»
Рожь
Ivan Shishkin - Рожь - Google Art Project.jpg
Иван Иванович Шишкин
Рожь. 1878 год
Холст, масло. 107 × 187 см
Третьяковская галерея, Москва

«Рожь» — картина Ивана Ивановича Шишкина, написанная в 1878 году и приобретённая в этом же году П. М. Третьяковым у автора. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Эскиз картины художник написал на Лекаревском поле. «Рожь» впервые была показана на VI передвижной выставке[1].

История

Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Иван Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью. Здесь, на Лекаревском поле, он увидел засеянное поле, посреди которого стоят величественные сосны. С собой у него всегда были бумага и карандаш, и художник сделал небольшой набросок, эскиз к будущему полотну. С этого началась работа над картиной и оттачивание замысла в эскизах. Иван Шишкин рожь изобразил живым золотистым морем из колосьев[2]. После написания картина была представлена на VI передвижной выставке[3]. Наряду с «Рожью» тогда было показано несколько замечательных работ соратников Шишкина по Товариществу передвижных художественных выставок, в частности — всем известные «Вечер на Украине» Куинджи, «Кочегар» Ярошенко, «Протодьякон» Репина. Вскоре была куплена П. М. Третьяковым для своей коллекции. С тех пор работа находится в Третьяковской галерее[4].

Описание картины

Художник И. И. Шишкин

Три основных цвета, используемых на этой картины — жёлтый, голубой и зелёный, символизируют три ключевых элемента природы — хлеб, небо и деревья. Природа искусства тесно связана с жизнью и деятельностью человека.

На холсте изображен прекрасный пейзаж с полем, соснами и голубым небом. Передний план занимает поле с дорогой, которая извилисто уходит вглубь. Такая композиция создает ощущение глубины и позволяет зрителю путешествовать по картине без резких переходов. Дорога служит указателем на разворачивающийся пейзаж, привлекая взгляд зрителя[5].

Жёлтая рожь усиливает величественность зеленых сосен. Старые сосны олицетворяют мудрость и опыт, будто они пережили многое на своем веку. Ветви деревьев наклонены под грузом времени. От первого плана до одиночной сосны вдалеке, деревья создают единое впечатление глубины[6].

Отдельное внимание заслуживает высохшее дерево, остался лишь ствол и сухие ветки. Существуют две версии, почему художник изобразил это засохшее дерево. Первая версия говорит о стремлении художника сделать пейзаж более реалистичным, ближе к природе. По второй версии, засохшее дерево стало символом страданий Ивана Шишкина после потери отца, жены и детей[7].

Картина исполнена с большой детализацией, позволяющей рассмотреть каждую травинку на земле и каждую веточку на деревьях. На холсте присутствует ясный день, однако художник подчеркнул приближение дождя. Надвигающиеся угрожающие кучевые облака говорят о наступлении ливня и неистовства стихии. Также на картинах можно заметить ласточек, летящих низко над землей, практически на уровне дороги. Этот факт указывает на приближение дождя. Земля напоена зноем, ощущается сухой, жаркий ветер, о нём говорят и колеблющиеся волны золотистой ржи, и небеса, скрытые облаками[8].

Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство.И. И. Шишкин

Примечания

  1. Рожь 1878. Моя Третьяковка. Дата обращения: 24 июля 2023.
  2. Шишкин И. «Рожь» описание картины и её история. Topkartin. Дата обращения: 24 июля 2023.
  3. Шишкин «Рожь» описание картины. Art-assorty. Дата обращения: 24 июля 2023.
  4. Рожь. legace-time. Дата обращения: 24 июля 2023.
  5. Огарков А. Н. Пейзажи И. И. Шишкина как предчувствие русского модернизма // Университетский научный журнал : журнал. — 2020. — № 52. — С. 108—109.
  6. Андрияка С. Н. О лесе, об Иване Ивановиче Шишкине и его пейзажных композициях // Secreta Artis : журнал. — 2020. — № 4(12). — С. 15—16.
  7. Пикулев И. И. Иван Иванович Шишкин. 1832-1898. — Москва: Искусство, 1955. — 276 с.
  8. Рожь. Артхив. Дата обращения: 24 июля 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!