Т-55
Т-55 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Т-55 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация | средний танк | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 36,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | Харьковское конструкторское бюро машиностроения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель |
СССР Чехословакия ПНР Социалистическая Республика Румыния |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1958 — 1979 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1958 года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 23 600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы |
СССР Сербия и Черногория ГДР Чехословакия Российская Федерация Польша Сирия КНДР Украина |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6200 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 9000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 3270 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2350 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3840 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2640 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 425 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная и литая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 100 / 60°[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / 55°[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 60 / 60°[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 80 / 0° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 30 / 60°[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (середина), мм/град. | 45 / 17° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 20 / 70°[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 15—30[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. |
200 / 0°[1] 70 / 52°[2] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. |
160 / 0°[1] 115 / 45°[2] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. |
65 / 0° 50 / 45°[2] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм/град. | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 100-мм Д-10Т2С | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная пушка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 56 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 43 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. |
-5…+9 (до 1962) −5…+18 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | 0,02—14,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты |
1 12,7-мм ДШКМ с 300 патронами, 2 7,62-мм СГМТ (ПКТ) с 3500 патронами |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другое вооружение | 1 автомат АК/АКМ с 300 патронами, 20 ручных гранат и сигнальный пистолет с 12 патронами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 580 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 22—27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 485—500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 290—320 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 16,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина гусеницы, мм | 580 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,81 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,4 (5 с ОПВТ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
Т-55 — средний советский танк, создан на основе Т-54. В 1958 году принят на вооружение в армию СССР. Выпускался с 1958 по 1979 год. На танк установили автоматическую систему защиты от ядерного удара (ПАЗ). Т-55 стал первым танком в армии, оснащённым активной защитой (КАЗ «Дрозд»). Танк экспортировался во многие страны. В 2016 году снят с вооружения[3][4].
История создания
Летом 1957 года шла разработка двух схожих образцов, представляющих собой дальнейшую эволюцию танка Т-54Б. Первый из них получил имя Т-54БМ, второй стал известен как «Объект 155». На его основе второго разработан средний танк Т-55.
Первые прототипы, а также первая серийная партия, были сделаны с башнями от танка Т-54Б. В 1957 году было изготовлено два опытных образца на Заводе № 183 под руководством Леонида Карцева в инициативном порядке. Процесс разработки происходил одновременно с наладкой серийного производства Т-54Б. Основное усовершенствование танка заключалось в установке полноценной системы противоатомной защиты с рентгеновским сенсором, увеличением мощности двигателя, оснащением термодымовой аппаратурой.
В конструкции использовались так называемые «баки-стеллажи», что способствовало увеличению боезапаса с 34 до 43 снарядов и объёма топливных баков с 532 до 680 литров. Испытания показали, что попадание кумулятивного снаряда не приводило к воспламенению топлива, благодаря чему улучшилась защита экипажа от осколков[3].
Зимой и весной 1958 года машина прошла государственные испытания. Приказом министерства обороны СССР от 24 мая 1958 года Т-55 ввели в эксплуатацию, а в том же году началось его массовое серийное производство. Создание Т-55 осуществлялось на Уральском вагонном заводе № 183 в Нижнем Тагиле, в то время как некоторые компоненты разрабатывались в Челябинске, Харькове, Кубинке и других городах СССР.
Первый серийный танк Т-55 был выпущен с конвейера завода в Нижнем Тагиле в июне 1958 года. У первых образцов танка Т-55 башни схожи с основания правого башенного люка у Т-54Б. До апреля 1959 года прожектор «Луна-2» устанавливался на Т-55 аналогично Т-54Б, непосредственно на маску пушки. Позже его заменили на подвижное устройство, чтобы улучшить герметичность маски в связи с внедрением противоатомной защиты.
Серийное производство танка развернулось на трёх заводах, делавших раньше «пятьдесят четвёртый»: в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске. Причём в Омске последние «пятьдесят пятые» собрали в 1979 году[4].
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики[5][6]
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1958 |
Уникальность | Серийный |
Эпоха | Послевоенная |
Тип | Средний танк |
Серийность | Более 20 000 |
Основные характеристики | |
Боевая масса | 36 т |
Удельный вес на грунт | 0,81 кг/см.кв |
Мощность двигателя | 580 л. с. |
Бронирование | |
Применяемая броня | Катаная гомогенная корпуса, литая башни |
Подвижность | |
Скорость по шоссе | 50 км/ч (максимальная) |
Запас хода | 500 км (по шоссе), до 715 км с дополнительными баками |
Вооружение | |
Вооружение № 1 | 100-мм пушка Д-10Т2С |
Боекомплект вооружения № 1 | 43 снаряда |
Вооружение № 2 | Спаренный 7,62-мм пулемёт и курсовой пулемёт СГМТ |
Боекомплект вооружения № 2 | 3500 патронов |
Вооружение № 3 | Зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ (с 1970 года) |
Боекомплект вооружения № 3 | 300 патронов |
Вооружение № 4 | Автомат Калашникова АК |
Боекомплект вооружения № 4 | 120 патронов |
Вооружение № 5 | 10 ручных гранат Ф-1 |
Дополнительно | |
Экипаж | 4 человека |
Средства связи | Радиостанция Р-113, внутренняя связь — ТПУ Р-120 |
Интересные факты | |
1 | Первый в мире танк с системой противоатомной защиты |
2 | Первый в мире танк с системой активной защиты — для модификации Т-55АД |
3 | Один из наиболее массовых и популярных танков мира |
4 | Один из самых воюющих и долговечных танков — применяется в бою с 1967 года по настоящее время |
5 | На Т-55 испытывали комплекс «Алмаз» — с наблюдением из танка через три телекамеры |
Комплектация танка
Танк Т-55 представляет собой боевую гусеничную машину, обладающую мощным вооружением, надёжной броневой защитой и высокой манёвренностью. Несмотря на внешнее сходство с Т-54, корпус и башня нового танка стали герметичными, что позволяло создать избыточное давление внутри и предотвращать попадание радиоактивной пыли. Воздух, используемый для вентиляции, тщательным образом фильтровался. В башне Т-55 добавили стопор для защиты от ударной волны[6].
Танк оснащён 100-мм пушкой Д-10Т2С со стабилизацией в двух плоскостях, что повышает точность стрельбы на ходу, а также тремя пулемётами: двумя 7,62-мм пулемётами ПКТ и зенитным пулемётом ДШКМ калибра 12,7 мм. Дизельный мотор В-55 стал более мощным — с 520 до 580 лошадиных сил. В топливные баки вставили специальные трубы для укладки снарядов, назвали их: баки-стеллажи — боекомплект пушки увеличился с 34 до 43 снарядов. Ступенчатая трансмиссия позволяла 36-тонному танку разгоняться до 50 км/ч по шоссе. Используя топливо из внутренних баков, Т-55 мог проехать до 500 км по дороге, а при наличии внешних бочек — до 715 км.
Вместо использования одноразовых дымовых шашек для маскировки, была реализована система многоразовых термических дымовых аппаратов. Она подавала топливо в выпускной коллектор двигателя и создавала дымовую завесу длиной от 250 до 400 метров на протяжении двух-четырёх минут[7].
В 1961 году танк получил новые кумулятивные снаряды 3БК-5М, способные пробивать броню до 390 мм. А в 1966 году были добавлены бронебойно-подкалиберные снаряды БМ8, пробивающие до 275 мм на два километра.
В 1962 году на Т-55 установили комплекс «Алмаз» с тремя камерами, который позволял механик-водителю и командиру вести прицельный огонь даже при ядерных взрывах, но из-за большого объёма оборудования от этой идеи отказались.
В 1983 году на танке Т-55 была впервые внедрена активная защита, известная как «Дрозд». На башне установлены четыре секционных блока, каждый из которых содержит по два специальных осколочных снаряда. Два эксплуатационных радара постоянно следят за траекторией приближающейся противотанковой ракеты или реактивной гранаты на расстоянии до 130 метров от танка. Электронная вычислительная система анализирует, в какой сектор направляется угроза, и в нужный момент инициирует выстрел защитного снаряда из выбранного блока. 107-мм мортирка запускает снаряд, который взрывается в шести-семи метрах от танка, создавая облако осколков, формирующееся в виде «бублика» и воздействующее на боевую часть вражеского снаряда или отклоняющее его. Тем не менее, на практике эта система оказалась слишком затратной и технически усложнённой[8][9].
Использование
В 1958 году постановлением Совета Министров СССР № 493—230 «Объект 155» был официально принят на вооружение Советской армии под обозначением Т-55, который стал кульминацией в эволюции советских средних танков времён Второй мировой войны.
Из-за мощной артиллерии, простому техническому обслуживанию и надёжной ходовой части, танк получил широкую популярность по всему миру — от Перу до Вьетнама. Т-55 экспортировался в 39 стран и использовался в различных военных конфликтах[10].
Литература
- Павлов М.В., Павлов И.В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
- Сергеев П.Н. Т-54/55. Советский основной танк / П. Н. Сергеев. — Киров: Кировское общество Любителей военной техники и моделизма, 2000. — Т. 1. — 42 с. — (Военно-техническая серия № 102). — 300 экз.
- Сергеев П.Н. Т-54/55. Советский основной танк / П. Н. Сергеев. — Киров: Кировское общество Любителей военной техники и моделизма, 2000. — Т. 2. — 49 с. — (Военно-техническая серия № 103). — 300 экз.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Павлов М. В., Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2011. — № 3. — С. 59.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Павлов М. В., Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2011. — № 9. — С. 61.
- ↑ 3,0 3,1 Т-55. Вечный танк . «Мир танков». Дата обращения: 17 сентября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Создание танка Т-55 и саботаж в сборочном цехе . Военное обозрение (4 ноября 2017). Дата обращения: 17 сентября 2024.
- ↑ Средний танк Т-55. СССР . Музей Победы. Дата обращения: 17 сентября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Средний танк 55 . Патриот. Дата обращения: 17 сентября 2024.
- ↑ Т-55: почему этот танк 76-летней давности до сих пор востребован на войне Самый старый танк на массовом вооружении . Наука и технология (6 сентября 2022). Дата обращения: 17 сентября 2024.
- ↑ Стаценко А. Главный аргумент стран Третьего мира . Warspot (6 июня 2015). Дата обращения: 17 сентября 2024.
- ↑ Заквасин А., Комарова А. «Серьёзная боевая единица»: как создавался и совершенствовался танк Т-55 . «ТВ-Новости» (24 мая 2023). Дата обращения: 17 сентября 2024.
- ↑ Долгая история Т-54 и Т-55. Как родились «калашниковы» в мире танков . Российское военно-историческое общество (16 ноября 2021). Дата обращения: 17 сентября 2024.