Центурион (танк)
| Центурион | |
|---|---|
| | |
| Классификация | Основной боевой танк |
| Боевая масса, т | 43-51 |
| Компоновочная схема | классическая |
| Экипаж, чел. | 4 |
| История | |
| Производитель | Leyland Motors, Royal Ordnance Factory и Vickers |
| Годы производства | 1945—1962 |
| Годы эксплуатации | с 1945 |
| Количество выпущенных, шт. | 4423 |
| Основные операторы |
|
| Размеры | |
| Длина корпуса, мм | 7200 |
| Ширина, мм | 3390 |
| Высота, мм | 3010 |
| Бронирование | |
| Лоб корпуса (верх), мм/град. | 76—126 / 57° |
| Лоб корпуса (низ), мм/град. | 76 / 46° |
| Борт корпуса, мм/град. | 51 / 12° + 6 / 0° |
| Корма корпуса (верх), мм/град. | 32 / 17° |
| Корма корпуса (низ), мм/град. | 32 / 62° |
| Днище, мм | 16 |
| Крыша корпуса, мм | 13—30 / 80—90° |
| Лоб башни, мм/град. | 152—202 / 0° |
| Маска орудия, мм/град. | 200 / 0° |
| Борт башни, мм/град. | 112 / 0—10° |
| Корма башни, мм/град. | 90—112 / 90° |
| Крыша башни, мм/град. | 30—51 / 73—90° |
| Вооружение | |
| Калибр и марка пушки |
76,2-мм QF 17 pounder 83,4-мм QF 20 pounder 105-мм L7 |
| Тип пушки | нарезная |
| Углы ВН, град. | −10…+20 |
| Пулемёты |
1 × 20-мм Польстен, 1—2 × 7,92-мм BESA 1—7,62 Браунинг 1—12,7 Браунинг |
| Подвижность | |
| Тип двигателя | 12-цилиндровый, бензиновый, безнаддувный, объёмом 27020 см³ |
| Модель двигателя | Rolls-Royce Meteor |
| Мощность двигателя, л. с. | 600-650 |
| Скорость по шоссе, км/ч | 35 |
| Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25 |
| Запас хода по шоссе, км | 192 |
| Удельная мощность, л. с./т | 14 |
| Тип подвески | сблокированная попарно, на вертикальных пружинах, типа Хортсмана |
Центурион, A41 (англ. Centurion, A41) — британский средний танк. Производился с 1945 по 1962 год, введён в эксплуатацию с 1945 года. Всего выпущено 4423 танка[1][2].
История
В 1943 году британский генеральный штаб инициировал разработку крейсерского танка, способного противостоять новейшим немецким танкам. Проект, обозначенный как А41, предполагал лобовую броню толщиной не менее 127 мм, рассчитанную на противодействие 88-мм немецкой пушке. Бортовая броня должна была составлять 60 % от лобовой. Конструкция днища планировалась с учётом минимизации повреждений от противотанковых мин, а ходовая часть — с защитой от кумулятивных гранат при помощи фальшбортов. В качестве силовой установки предполагался бензиновый двигатель «Метеор». Орудие танка должно было поражать танки «Тигр», и в боекомплект должны были входить бронебойные подкалиберные снаряды. Приоритетом являлась проходимость на пересечённой местности. Предельная масса танка ограничивалась 40 тоннами. Разработка велась фирмой АЕС. Проект А41 опирался на опыт инженеров Великобритании, но также учитывал конструктивные решения немецких и советских танков. Спустя месяц стало понятно, что требования к бронированию в пределах 40 тонн невыполнимы, и генеральный штаб увеличил допустимую массу до 60 тонн. В окончательном техническом задании (февраль 1944 года) предусматривалась установка 17-фунтовой пушки, одного или двух спаренных пулемётов BESA (7,92 мм) либо 20-мм пушки «Полстен», а также дополнительного пулемёта BESA в кормовой нише башни. Для обеспечения безопасности экипажа планировалась система избыточного давления воздуха в боевом отделении, предназначенная для снижения концентрации пороховых газов и защиты от отравляющих веществ. Проект исключал пулемёт в лобовом листе корпуса, заменив его на цельную бронеплиту. При выборе типа подвески предпочтение отдали блокированной балансирной подвеске Хорстмана. В силовой установке использовался бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Метеор» и механическая трансмиссия от «Меррит-Браун». Запас хода в 170 км, предусмотренный проектом, был признан недостаточным. В мае 1944 года был изготовлен деревянный макет, по результатам проверки которого было принято решение о строительстве 20 предсерийных образцов. Прототипы изготавливались из обычной стали, их масса составила 45 тонн. Первый экземпляр был готов в сентябре 1944 года, последний — в январе 1945 года. После завершения предварительных испытаний в мае 1945 года шесть танков были направлены на продолжительные обкатки[3][4][5].
По окончании боевых действий в войска поступили первые серийные танки А41 «Стар», переименованные в «Центурион» Mk.1. Выпуск первой модификации составил 100 единиц. Танк имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, средним — боевого отделения и кормовым — моторно-трансмиссионного отделения. Сварной корпус изготавливался из катаных бронелистов; бортовые листы имели небольшой наружный развал для удобства размещения ходовой части. Первый танк модификации Mk.2 был собран летом 1946 года. В отличие от Mk.1, он имел сварную башню с командирской башней, обеспечивающей круговой обзор. Вместо 20-мм пушки устанавливался спаренный с основным орудием пулемёт BESA (7,92 мм), а кормовая пулемётная установка была заменена аварийным люком. Боекомплект включал 70 снарядов и 4000 патронов. Танк оснащался двухплоскостной стабилизацией вооружения с электроприводом. Общее количество выпущенных танков этой модификации превысило 700[3][4][5].
Модификация Mk.3 представляла собой Mk.2, оснащённую 83,8-мм пушкой Mk.1. Серийное производство началось в 1947 году. В 1951-1952 годах все танки Mk.2 были модернизированы до уровня Mk.3. Начиная с Mk.3, на передней части башни устанавливались шесть 51-мм дымовых гранатомётов. Mk.4 был вооружён 95-мм гаубицей. В конце 1952 года появилась модификация Mk.5, в которую были модернизированы многие танки Mk.3. В рамках унификации вооружения НАТО 7,92-мм пулемёт BESA был заменён на 7,62-мм М1919А4. Были изменены формы башенных люков, и рядом с командирским люком смонтирована турель для пулемета М1919А4; кормовой люк для выброса гильз заменён заглушкой. Mk.6 представлял собой Mk.5 с усиленным бронированием и 105-мм пушкой L7, долгое время считавшейся лучшим танковым орудием стран запада. Масса танка достигла 51 тонны. Позднее Mk.6 оснащались инфракрасными прицелами и 12,7-мм пулемётом для пристрелки[3][4][5].
Танк Mk.7 поступил на вооружение британской армии в 1954 году. В отличие от предыдущих модификаций, разработанных компанией «Виккерс-Армстронг», Mk.7 был создан «Лей-ланд Моторс». В этой модификации были увеличены топливные баки, рационализировано размещение боекомплекта и органов управления механика-водителя. В 1955 году для Mk.8 была разработана новая башня с вращающейся командирской башенкой (двустворчатый люк), усовершенствованным прицелом и амортизацией цапфы орудия для повышения надежности. Огонь из пушки могли вести как наводчик, так и командир. Mk.9, принятый на вооружение в 1959 году, отличался усиленным лобовым бронированием корпуса и улучшенным вооружением — 105-мм пушкой L7 с эжектором для очистки ствола. Вариант Mk.9/1 оснащался инфракрасными приборами ночного видения, а Mk.9/2, помимо спаренного 7,62-мм пулемёта, имел 12,7-мм пулемёт в маске пушки для дальнобойной пристрелки[3][4][5].
Mk.10, принятый на вооружение в 1960 году, представлял собой модернизированный Mk.8 с 105-мм пушкой и новой командирской башенкой. Mk.10/1 имел инфракрасную аппаратуру ночного видения, а Mk.10/2 — дополнительный 12,7-мм пулемёт в маске пушки. Модификации Mk.11, Mk.12 и Mk.13 были оснащены активными приборами ночного видения для командира и механика-водителя, а также оборудованием для преодоления водных преград. 7,62-мм пулемёт был заменён на 12,7-мм. Серийное производство «Центурионов» (1945—1962 годы) велось в Великобритании компаниями «Лейланд Моторс», «Ройал Орднэнс Фэктори Лидс», «Ройал Орднэнс Фэктори Вулвич» и «Виккерс-Армстронг». Всего было выпущено 4423 танка[3][4][5].
Характеристики
- Боевая масса: 43-51 тонн.
- Компоновочная схема: классическая.
- Длина: 7200 мм.
- Ширина: 3390 мм.
- Высота: 3010 мм.
- Калибр и марка пушки: 76,2-мм QF 17 pounder ; 83,4-мм QF 20 pounder ; 105-мм L7.
- Тип пушки: нарезная.
- Пулемёты: 1 × 20-мм Польстен, 1—2 × 7,92-мм BESA, 1—7,62 Браунинг, 1—12,7 Браунинг.
- Двигатель: Rolls-Royce Meteor.
- Тип двигателя: 12-цилиндровый, бензиновый, безнаддувный, объёмом 27020 см³.
- Мощность двигателя: 600—650 л. с.
- Тип подвески: сблокированная попарно, на вертикальных пружинах, типа Хортсмана[4][5].
Модификации
- FV3802 — самоходная артиллерийская установка.
- FV3805 — прототип самоходной артиллерийской установки.
- FV4004 Conway — прототип самоходной артиллерийской установки на базе корпуса Центурион Mk 3.
- FV4005 Stage 2 — экспериментальный истребитель танков.
- FV4010 — тяжёлый истребитель танков с противотанковой управляемой ракетой.
- FV4202 — 40-тонный Центурион. Использовался для открытий различных концепций, в дальнейшем использовавшихся на Чифтене.
- Centurion AVRE 105 — версия для инженерных войск со 105 мм пушкой L7'.
- Centurion AVRE 165 — версия для инженерных войск с 165 мм короткоствольной пушкой L9A1'.
- MAP — тяжёлый бронетранспортёр иорданского производства.
- Темсах — тяжёлый бронетранспортёр иорданского производства[4][5].
Применение
Танк Центурион № 169041 прибыл в Австралию в 1952 году, где некоторое время использовался в учебных целях. В 1953 году он принял участие в британской операции «Тотем» на полигоне Эму в Южной Австралии. 14 октября 1953 года в рамках операции в полукилометре от танка, на специально возведенной вышке, был произведён подрыв бомбы[2].
В 1968 году модернизированный танк Центурион (получивший прозвище «атомный танк» из-за своего нового двигателя и башни) был отправлен во Вьетнам в составе 1-го бронетанкового полка. В мае 1969 года он был поражён гранатой из РПГ, которая прошла сквозь боевое отделение, застряв в задней части. Экипаж выжил, за исключением рядового Картера, получившего серьёзное ранение. После ремонта в 1970 году танк вернулся в строй, а в 1977 году был отправлен на длительное хранение. В 1992 году на нём участвовал в параде генерал-лейтенант Коутс, провожая себя на пенсию. В 1990 году отставной уорент-офицер Боб Томпсон заявил в газете Geelong Advertiser, что из 16 человек, служивших на этом танке, 12 скончались от рака, а он сам болен[2].
Примечания
- ↑ Капцов О. Лучший танк армии Израиля. Военное обозрение (8 ноября 2023). Дата обращения: 4 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Норин Е. Хиросима на гусеницах: Как австралийский «атомный танк» покорял Вьетнам. Life (19 марта 2023). Дата обращения: 4 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Средний танк «Центурион». Военное дело. Дата обращения: 4 апреля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Никольский М. М.Никольский Бронеколлекция, 2003 № 02 (47) Средний танк «Центурион». Моделист-конструктор (2000). Дата обращения: 4 апреля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Английский танк Центурион. Танковый музей в Кубинке. Дата обращения: 4 апреля 2025.