МТ-ЛБ
МТ-ЛБ | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МТ-ЛБ | |||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация | тягач, бронетранспортёр | ||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом | ||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой | ||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Десант, чел. | 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1964 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | более 55000[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6399—6509 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2820—2865 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 1920 | ||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3700 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2500 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 395—415 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная | ||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 14/54° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 7/80° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 14/45° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 7/23° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 7/0° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса, мм/град. | 7 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | ПП-61Б | ||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 240 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 61,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 5—6 на плаву | ||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19,7—24,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | независимая торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,45 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 35° | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 1,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает |
МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный, «Объект 6», «мотолыга») — многоцелевой тягач лёгкого бронетанкового типа, разработанный в Советском Союзе в 1960-х годах. Он предназначен для перевозки личного состава, вооружения и грузов, а также выполнения различных задач на фронте. МТ-ЛБ стал основным средством механизации в армии многих стран, включая постсоветские государства[2].
История создания
Разработка МТ-ЛБ началась в 1960 году на заводе имени Малышева в Харькове в Советском Союзе[3]. Основной задачей было создать многоцелевую платформу, способную выполнять разнообразные задачи, включая транспортировку военных грузов и личного состава. МТ-ЛБ пополнил советские вооружённые силы в начале 1970-х годах и сразу же показал свою универсальность[4].
МТ-ЛБ, лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач, был принят на вооружение ВС Союза СССР в 1964 году и стал основой не только для военных, но и для гражданских решений. Массированная серия производств началась на Харьковском тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе, однако выпуск МТ-Л осуществлялся в небольших объёмах из-за ограниченных производственных мощностей[5].
Военное применение
МТ-ЛБ активно использовался в советских войсках, включая Афганскую войну, а также в ряде других конфликтов на постсоветском пространстве. Этот разумный и многофункциональный гусеничный тягач нашёл применение не только в армии, но и среди союзников СССР, что подтверждает его универсальность. С различных модификаций этого транспортного средства были разработаны специализированные машины, включая различные вспомогательные и боевые единицы[2].
Гражданские модификации
После распада СССР МТ-ЛБ продолжил работать в гражданских сферах. Различные предприятия начали адаптацию этой машины для нужд народного хозяйства. Например, вездеходы на базе демилитаризованного МТ-ЛБ под названием МСГ выпускаются компанией Гиртек, что позволяет использовать кузова для специализированных задач, таких как работы в сложных климатических условиях Крайнего Севера[6].
Иркутский завод гусеничной техники и Уральский завод гусеничных тягачей также занялись выпуском различных модификаций снегоболотоходов, соответствующих потребностям рынка. Эти машины используются для выполнения работ в условиях бездорожья, что делает их крайне востребованными в строительстве, лесозаготовках и других сферах[7].
Особенности и прозвища
МТ-ЛБ получил в войсках множество прозвищ — «мотолыга», «маталыга», «мотолаба», «эмтээлбэшка», что говорит о том, как солдаты и техники воспринимают эту машину. Простота и надёжность конструкции позволили ей стать одним из символов той эпохи[8].
Производственные и современные реалии
После распада СССР основная производственная база по выпуску МТ-ЛБ осталась на территории Украины. Однако в России продолжается производство различных модификаций на основе этой универсальной машины. Например, Харьковским тракторным заводом разработан гражданский вездеход ХТЗ-3Н, который использует платформу МТ-ЛБ, демонстрируя гибкость и адаптивность этой гусеничной машины[9].
В итоге, МТ-ЛБ стал не просто военной машиной, а многоцелевым решением для самых различных задач, что подчёркивает его значимость как в прошлом, так и в современности.
Конструкция
МТ-ЛБ имеет следующие ключевые конструктивные особенности[10]:
- Корпус: Бронированный корпус, который обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков.
- Установка дизельного двигателя мощностью около 300 л. с. обеспечивает хорошие показатели манёвренности и проходимости.
- Бронированное шасси с независимой подвеской на обоих осях.
- Длина около 6,6 метра, ширина 2,5 метра, высота 2 метра; вес в боевом положении примерно 7 тонн.
- МТ-ЛБ может развивать скорость до 60 км/ч по шоссе и около 10-15 км/ч по воде (плавающий вариант).
Модификации
Модификации на вооружении ВС РФ
Советские и российские
Общее описание модификаций МТ-ЛБ
МТ-ЛБ (Объект 6) — это универсальная гусеничная машина, служащая основой для множества модификаций, адаптированных как для военных, так и для гражданских нужд[5].
Основные модификации
МТ-ЛБ — базовая версия.
МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант с широкими траками и пониженным удельным давлением на грунт, предназначенный для эксплуатации в северных регионах[5].
Специализированные версии
СГТ-31 — многоцелевой гусеничный снегоболотоход с различными комплектациями: пассажирский, грузопассажирский, лесопожарный и другие. Изготавливается с 2003 года[11].
УСМ-30 «Карандаш» — универсальная грузовая машина с разными модификациями, адаптированными для гражданского сектора.
УСМ-31, UСМ-32, UСМ-35, UСМ-36, UСМ-38, UСМ-39 — различные спецификации «Карандаша» для пассажирских, транспортных, пожарных и специализированных целей[12].
Модификации «Аргус»
УСМ-40 «Аргус» — универсальная транспортная машина с несколькими версиями и высокими кабинами[13].
УСМ-41, УСМ-42, УСМ-49 — различные варианты для пассажирских и грузовых нужд.
Модернизированные и специализированные снегоболотоходы
ТГ-126— это подсерия модификаций, включая TГ-126-02 «Базовая», TГ-126-04 «Головастик», TГ-126-05 «Командирская», и другие. Каждая версия адаптирована для специфических задач, таких как лесопожаротушение и геологоразведка[14].
ТГ-126-06, ТГ-126-07, ТГ-126-09 — удовлетворение требования комфорта и способности перевозки различных грузов[15].
Модернизации для военных целей
МТ-ЛБМ (Объект 6М) и его варианты (Объект 6МА, 6МБ и их модификации) включают установки различных систем вооружения, таких как автоматические пушки и противотанковые управляемые ракеты.
Украинские и зарубежные версии
МТ-ЛБР6, МТ-ЛБР7 и Положение-2 — украинские модификации, используемые как бронетранспортёры и для разведывательных целей соответственно[16].
Польские и шведские вариации, такие как MT-LB с пулемётом ДШКМ и Pbv 401 с установками различных автоматических пушек.
Казахстанское производство представлено самоходным миномётом Айбат, а азербайджанская версия MTLB-AM включает установки неуправляемых ракет и гранатомётов.
МТ-ЛБ зарекомендовал себя как многоцелевой транспорт, обладающий высокой мобильностью и универсальностью, что позволяет адаптировать его под широкий спектр задач в разных областях, включая гражданское и военное применение. Бронированные машины, созданные на его базе, продолжают воздействовать на современные боевые действия и гражданские операции[16].
Применение
МТ-ЛБ использовался в различных ролях на поле боя[17]:
- Транспортировка личного состава: Вмещает до 11 человек.
- Перевозка грузов: Может перевозить разнообразные грузы и даже некоторые виды артиллерии.
- Поддержка огнём: Некоторые модификации оснащены различным вооружением, включая пулемёты и противотанковые ракеты.
- Минирование и разминирование: МТ-ЛБ может использоваться для доставки мин и разминирования местности.
На вооружение Российской армии была принята самоходная артиллерийская установка 2С24 «Хоста», которая предназначена для поддержки миномётных батарей мотострелковых бригад. В арсенале армии также находятся 100-мм противотанковая пушка МТ-12 и гаубица Д-30. Эти орудия в настоящее время буксируются тягачами, однако существует возможность их модификации в самоходные системы. Это может быть реализовано путём установки на корпус «мотолыги» в задней части, что аналогично советской 2С5 «Гиацинт». Такой подход повысил бы мобильность и огневую мощь данных орудий на поле боя[2].
Примечания
- ↑ BMPD, Неизвестные подробности из истории "известного" МТ-ЛБ и неродившегося "Планера" . Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 28 августа 2019 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Бессмертная «мотолыга» . Военное обозрение (16 сентября 2017). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Везде в ходу: российская армия по-новому взглянула на тягачи МТ-ЛБ . Известия (9 мая 2023). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Звезда спецоперации: многоцелевой транспортер МТ-ЛБ . Военное обозрение (13 октября 2023). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 МТ-ЛБ и его модификации . Военное обозрение (10 декабря 2011). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ МТ-ЛБ: незаменимая «мотолыга» . Военное обозрение (22 мая 2023). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ ТГ-126-09 ЛИНКОР . izgt.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Мотолыга МТЛБУ гражданское применение . Geomash.ru (17 декабря 2019). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ В России разработали гусеничный снегоболотоход на базе МТ-ЛБ . Дром. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ МТ-ЛБ . Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). Дата обращения: 11 сентября 2024.
- ↑ Собственное производство гусеничных снегоболотоходов СГТ-31 . ООО «ТСТ». Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Гусеничный вездеход УСМ-39 «Карандаш» . 2s2b-ru.com. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Вездеход УСМ-40 «Аргус» в Москве . vezdehod-discount.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ ТГ-126-04 Головастик . АвтоГост. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Снегоболотоход ТГ-126-06 «Улитка» . Спецнаб. Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ 16,0 16,1 На вооружение украинской армии принят новый разведывательный акустический комплекс . Тактическое ракетное вооружение (15 апреля 2013). Дата обращения: 12 сентября 2024.
- ↑ Транспортные модификации машины МТ-ЛБ . Военное обозрение (19 апреля 2013). Дата обращения: 12 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |