МТ-ЛБ

Материал из «Знание.Вики»
МТ-ЛБ
Медицинский МТ-ЛБ на Танковом биатлоне 2013 года.Медицинский МТ-ЛБ на Танковом биатлоне 2013 года.
МТ-ЛБ
Классификация тягач, бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7; 12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
История
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Россия Украина Болгария Польша
Годы эксплуатации с 1964
Количество выпущенных, шт. более 55000[1]
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик Россия Украина Ирак Азербайджан
Размеры
Длина корпуса, мм 6399—6509
Ширина, мм 2820—2865
Высота, мм 1920
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395—415
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 14/54°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 7/80°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 14/45°
Борт корпуса (верх), мм/град. 7/23°
Борт корпуса (низ), мм/град. 7/0°
Корма корпуса, мм/град. 7 мм
Вооружение
Прицелы ПП-61Б
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Двигатель
ЯМЗ-238В
Общие данные
Производитель Ярославский моторный завод
Тип дизельный
Производительность
Максимальная мощность 240 л. с., при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент 882,6 Н·м, при 1500 об/мин
Максимальные обороты 2275
Камера сгорания
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Тактность (число тактов) 4
Питание
Охлаждение жидкостное
Расход топлива при смешанном цикле 90—110
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 5—6 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 19,7—24,7
Тип подвески независимая торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает

МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный, «Объект 6», «мотолыга») — многоцелевой тягач лёгкого бронетанкового типа, разработанный в Советском Союзе в 1960-х годах. Он предназначен для перевозки личного состава, вооружения и грузов, а также выполнения различных задач на фронте. МТ-ЛБ стал основным средством механизации в армии многих стран, включая постсоветские государства[2].

История создания

Разработка МТ-ЛБ началась в 1960 году на заводе имени Малышева в Харькове в Советском Союзе[3]. Основной задачей было создать многоцелевую платформу, способную выполнять разнообразные задачи, включая транспортировку военных грузов и личного состава. МТ-ЛБ пополнил советские вооружённые силы в начале 1970-х годах и сразу же показал свою универсальность[4].

МТ-ЛБ, лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач, был принят на вооружение ВС Союза СССР в 1964 году и стал основой не только для военных, но и для гражданских решений. Массированная серия производств началась на Харьковском тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе, однако выпуск МТ-Л осуществлялся в небольших объёмах из-за ограниченных производственных мощностей[5].

Военное применение

МТ-ЛБ активно использовался в советских войсках, включая Афганскую войну, а также в ряде других конфликтов на постсоветском пространстве. Этот разумный и многофункциональный гусеничный тягач нашёл применение не только в армии, но и среди союзников СССР, что подтверждает его универсальность. С различных модификаций этого транспортного средства были разработаны специализированные машины, включая различные вспомогательные и боевые единицы[2].

Гражданские модификации

После распада СССР МТ-ЛБ продолжил работать в гражданских сферах. Различные предприятия начали адаптацию этой машины для нужд народного хозяйства. Например, вездеходы на базе демилитаризованного МТ-ЛБ под названием МСГ выпускаются компанией Гиртек, что позволяет использовать кузова для специализированных задач, таких как работы в сложных климатических условиях Крайнего Севера[6].

Иркутский завод гусеничной техники и Уральский завод гусеничных тягачей также занялись выпуском различных модификаций снегоболотоходов, соответствующих потребностям рынка. Эти машины используются для выполнения работ в условиях бездорожья, что делает их крайне востребованными в строительстве, лесозаготовках и других сферах[7].

Особенности и прозвища

МТ-ЛБ получил в войсках множество прозвищ — «мотолыга», «маталыга», «мотолаба», «эмтээлбэшка», что говорит о том, как солдаты и техники воспринимают эту машину. Простота и надёжность конструкции позволили ей стать одним из символов той эпохи[8].

Производственные и современные реалии

После распада СССР основная производственная база по выпуску МТ-ЛБ осталась на территории Украины. Однако в России продолжается производство различных модификаций на основе этой универсальной машины. Например, Харьковским тракторным заводом разработан гражданский вездеход ХТЗ-3Н, который использует платформу МТ-ЛБ, демонстрируя гибкость и адаптивность этой гусеничной машины[9].

В итоге, МТ-ЛБ стал не просто военной машиной, а многоцелевым решением для самых различных задач, что подчёркивает его значимость как в прошлом, так и в современности.

Конструкция

МТ-ЛБ имеет следующие ключевые конструктивные особенности[10]:

  • Корпус: Бронированный корпус, который обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков.
  • Установка дизельного двигателя мощностью около 300 л. с. обеспечивает хорошие показатели манёвренности и проходимости.
  • Бронированное шасси с независимой подвеской на обоих осях.
  • Длина около 6,6 метра, ширина 2,5 метра, высота 2 метра; вес в боевом положении примерно 7 тонн.
  • МТ-ЛБ может развивать скорость до 60 км/ч по шоссе и около 10-15 км/ч по воде (плавающий вариант).

Модификации

МТ-ЛБМ (Объект 6МБ)

Модификации на вооружении ВС РФ

МТ-ЛБМ 6МБ 17-й гв. омсбр в ходе учений «Центр-2015» на полигоне Ашулук.

Советские и российские

Общее описание модификаций МТ-ЛБ

МТ-ЛБ (Объект 6) — это универсальная гусеничная машина, служащая основой для множества модификаций, адаптированных как для военных, так и для гражданских нужд[5].

Основные модификации

МТ-ЛБ — базовая версия.

МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант с широкими траками и пониженным удельным давлением на грунт, предназначенный для эксплуатации в северных регионах[5].

Специализированные версии

СГТ-31 — многоцелевой гусеничный снегоболотоход с различными комплектациями: пассажирский, грузопассажирский, лесопожарный и другие. Изготавливается с 2003 года[11].

УСМ-30 «Карандаш» — универсальная грузовая машина с разными модификациями, адаптированными для гражданского сектора.

УСМ-31, UСМ-32, UСМ-35, UСМ-36, UСМ-38, UСМ-39 — различные спецификации «Карандаша» для пассажирских, транспортных, пожарных и специализированных целей[12].

Модификации «Аргус»

УСМ-40 «Аргус» — универсальная транспортная машина с несколькими версиями и высокими кабинами[13].

УСМ-41, УСМ-42, УСМ-49 — различные варианты для пассажирских и грузовых нужд.

Модернизированные и специализированные снегоболотоходы

ТГ-126— это подсерия модификаций, включая TГ-126-02 «Базовая», TГ-126-04 «Головастик», TГ-126-05 «Командирская», и другие. Каждая версия адаптирована для специфических задач, таких как лесопожаротушение и геологоразведка[14].

ТГ-126-06, ТГ-126-07, ТГ-126-09 — удовлетворение требования комфорта и способности перевозки различных грузов[15].

Модернизации для военных целей

МТ-ЛБМ (Объект 6М) и его варианты (Объект 6МА, 6МБ и их модификации) включают установки различных систем вооружения, таких как автоматические пушки и противотанковые управляемые ракеты.

Украинские и зарубежные версии

МТ-ЛБР6, МТ-ЛБР7 и Положение-2 — украинские модификации, используемые как бронетранспортёры и для разведывательных целей соответственно[16].

Польские и шведские вариации, такие как MT-LB с пулемётом ДШКМ и Pbv 401 с установками различных автоматических пушек.

Казахстанское производство представлено самоходным миномётом Айбат, а азербайджанская версия MTLB-AM включает установки неуправляемых ракет и гранатомётов.

МТ-ЛБ зарекомендовал себя как многоцелевой транспорт, обладающий высокой мобильностью и универсальностью, что позволяет адаптировать его под широкий спектр задач в разных областях, включая гражданское и военное применение. Бронированные машины, созданные на его базе, продолжают воздействовать на современные боевые действия и гражданские операции[16].

Применение

МТ-ЛБ использовался в различных ролях на поле боя[17]:

  • Транспортировка личного состава: Вмещает до 11 человек.
  • Перевозка грузов: Может перевозить разнообразные грузы и даже некоторые виды артиллерии.
  • Поддержка огнём: Некоторые модификации оснащены различным вооружением, включая пулемёты и противотанковые ракеты.
  • Минирование и разминирование: МТ-ЛБ может использоваться для доставки мин и разминирования местности.

На вооружение Российской армии была принята самоходная артиллерийская установка 2С24 «Хоста», которая предназначена для поддержки миномётных батарей мотострелковых бригад. В арсенале армии также находятся 100-мм противотанковая пушка МТ-12 и гаубица Д-30. Эти орудия в настоящее время буксируются тягачами, однако существует возможность их модификации в самоходные системы. Это может быть реализовано путём установки на корпус «мотолыги» в задней части, что аналогично советской 2С5 «Гиацинт». Такой подход повысил бы мобильность и огневую мощь данных орудий на поле боя[2].

Примечания

  1. BMPD, Неизвестные подробности из истории "известного" МТ-ЛБ и неродившегося "Планера". Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 28 августа 2019 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Бессмертная «мотолыга». Военное обозрение (16 сентября 2017). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  3. Везде в ходу: российская армия по-новому взглянула на тягачи МТ-ЛБ. Известия (9 мая 2023). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  4. Звезда спецоперации: многоцелевой транспортер МТ-ЛБ. Военное обозрение (13 октября 2023). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 МТ-ЛБ и его модификации. Военное обозрение (10 декабря 2011). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  6. МТ-ЛБ: незаменимая «мотолыга». Военное обозрение (22 мая 2023). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  7. ТГ-126-09 ЛИНКОР. izgt.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  8. Мотолыга МТЛБУ гражданское применение. Geomash.ru (17 декабря 2019). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  9. В России разработали гусеничный снегоболотоход на базе МТ-ЛБ. Дром. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  10. МТ-ЛБ. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). Дата обращения: 11 сентября 2024.
  11. Собственное производство гусеничных снегоболотоходов СГТ-31. ООО «ТСТ». Дата обращения: 12 сентября 2024.
  12. Гусеничный вездеход УСМ-39 «Карандаш». 2s2b-ru.com. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  13. Вездеход УСМ-40 «Аргус» в Москве. vezdehod-discount.ru. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  14. ТГ-126-04 Головастик. АвтоГост. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  15. Снегоболотоход ТГ-126-06 «Улитка». Спецнаб. Дата обращения: 12 сентября 2024.
  16. 16,0 16,1 На вооружение украинской армии принят новый разведывательный акустический комплекс. Тактическое ракетное вооружение (15 апреля 2013). Дата обращения: 12 сентября 2024.
  17. Транспортные модификации машины МТ-ЛБ. Военное обозрение (19 апреля 2013). Дата обращения: 12 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!