Тор (зенитный ракетный комплекс)
«Тор» (индекс ГРАУ — 9К330, по классификации МО США и NATO — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) — советский и российский всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс (ЗРК), предназначенный для противовоздушной и противоракетной обороны, дивизионный самоходный автономный гусеничный ЗРК войсковой противовоздушной обороны (ПВО), первая модификация семейства ЗРК «Тор»[1].
Тор | |
---|---|
БМ 9А331-1 ЗРК 9К331 «Тор-М1» | |
Классификация | Зенитный ракетный комплекс |
Боевая масса, т | 32 |
Экипаж, чел. |
4 (9А330) 3 (9А331) |
История | |
Производитель | |
Годы разработки | с 1972 по 1983 |
Годы производства | с 1983 |
Годы эксплуатации | с 1986 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7500 |
Ширина, мм | 3300 |
Высота, мм | 5100 |
База, мм | 5055 |
Клиренс, мм | 450 |
Вооружение | |
Дальность стрельбы, км | 1—15 |
Другое вооружение | 8 х ЗУР 9М330 (Тор-М1), 16 х ЗУР 9М338 (Тор-М2) |
Подвижность | |
Мощность двигателя, л. с. | 840 |
Скорость по шоссе, км/ч | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | не более 0,8 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 1,0 |
История создания
Разработка всепогодного зенитного ракетного комплекса малой дальности, предназначенного для войск противовоздушной обороны, Военно-морского флота и Воздушно-десантных войск началась ещё в 1972 году.
Создание первого образца «Тора» возложили на команду инженеров, ранее задействованных в проекте Зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Оса». Академик Вениамин Ефремов стал главным разработчиком системы, а главным конструктором новой боевой машины назначили Иосифа Дризе. Разработка ракеты 9М330 для данного комплекса передана Машиностроительному конструкторскому бюро «Факел» под руководством академика Петра Грушина[2].
К 1970-м годам задачи, с которыми столкнулась войсковая противовоздушная оборона (ПВО), претерпели значительные изменения. Специалисты в области оборонной промышленности СССР уже освоили производство радиолокаторов с фазированной антенной решёткой, а также систем управления с современным программным обеспечением и другими передовыми решениями того времени.
Однако для разработки зенитно-ракетного комплекса «Тор» требовались новые идеи. Коллектив под руководством Петра Грушина разработал концептуально новую ракету, которая осуществляла вертикальный старт с помощью катапультирующего устройства, размещённого на транспортной установке или корабле в транспортно-пусковом контейнере. После старта, ракету газодинамическая система разворачивала в нужном направлении на высоте около 20 метров, после чего запускался маршевый двигатель, и ракета выходила на необходимую траекторию для наведения на цель.
В то время ни советские инженеры, ни их западные коллеги не применяли подобную концепцию использования зенитной ракеты. После того как был разработан внешний вид нового зенитного ракетного комплекса, конструкторы приступили к испытаниям, которые проходили в 1983 - 1984 годах. В марте 1986 года ЗРК «Тор» был официально принят на вооружение советских вооружённых сил[3].
Тактико-технические характеристики
- Максимальная горизонтальная дальность поражения, км — 12;
- Минимальная горизонтальная дальность поражения, м: на высоте 10 м — 1 500, на высоте более 100 м — не более 1 000;
- Количество одновременно обрабатываемых целей, шт. — 48;
- Количество одновременно обстреливаемых целей, шт. — 4;
- Количество одновременно наводимых ракет, шт. — 8;
- Максимальная скорость движения поражаемых целей, м/c — 700;
- Перегрузка маневра цели, g. — 10;
- Боекомплект зенитно управляемых ракет (ЗУР) на БМ, шт. — 8 в двух ЗРМ;
- Время заряжания БМ, мин. — 18;
- Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин. — 3;
- Скорость движения БМ, км/ч: по шоссейным дорогам — 80, по грунтовым дорогам — 30;
- Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры) — 500;
- Максимальная масса БМ, тонны — 30;
- Расчет БМ, чел. — 3;
- Станция обнаружения малоразмерных воздушных целей (СОЦ):
- Угол подхода целей — инвариантна;
- Дальность обнаружения целей, км — 32;
- Обнаружение целей, шт. — до 45 воздушных;
- Сопровождение целей, шт. — до 45 воздушных;
- Ранжирование по критерию опасности, шт. — 10;
- Станция наведения (СН):
- Количество сопровождаемых целей, шт. — 4;
- Количество одновременно наводимых на цель ракет, шт. — 6[4][5].
Что входит в состав ЗРК «Тор»
Станция наведения
Для выявления воздушных объектов используется когерентно-импульсная система обзора кругового типа, функционирующая в сантиметровом диапазоне. Антенна, установленная на верхней части пускового устройства, обеспечивает одновременный мониторинг сектора шириной 4 градуса по углу места и 1,5 градуса по азимуту. Расширение сектора наблюдения стало возможным благодаря применению 8 различных позиций луча по углу места, что позволяет перекрывать область в 32 градуса. Очерёдность сканирования сектора управляется программным обеспечением бортового компьютера.
На передней стороне башни расположена фазированная антенная решётка радиолокационной станции наведения. Эта система отвечает за сопровождение обнаруженных целей, а также за наведение управляемых ракет. Обнаружение и отслеживание целей выполняется антенной станции наведения, работающей в секторе 7 градусов по углу места и шириной 3 градуса по азимуту. Сопровождение происходит по трём координатам, а также возможен запуск 1-2 ракет с их дальнейшим наведением. Антенна системы наведения также оснащена передатчиком команд для ракет[6][7].
Станция обнаружения цели
Система обнаружения целей и связанная с ней автоматика способны фиксировать самолёты, такие как F-15, на расстоянии до 25-27 километров и на высотах от 30 до 6000 метров, при этом вероятность обнаружения составляет не менее 0,8. Для управляемых бомб и ракет максимальная дистанция распознавания составляет 10-15 километров. Также имеется возможность обнаружения вертолётов: на земле они видны на расстоянии до 6-7 километров, а в воздухе — до 12 километров.
Во время боевых действий время реакции системы составляет 8,7 секунды, однако при запуске ракеты в условиях короткой обстановки и сопровождении войск это время увеличивается на 2 секунды. Перевод боевой машины из походного режима в боевой и обратно занимает около 3 минут. Процесс загрузки ракет в пусковую установку требует приблизительно 18 минут, а для загрузки боеприпасов используется транспортно-заряжающая машина 9Т231[6][7].
Зенитные управляемые ракеты 9М330
Ракета 9М330 запускается из пусковой установки с помощью порохового заряда и развивает скорость 25 метров в секунду. После вертикального старта она поворачивает в сторону цели, активируя маршевый двигатель, что позволяет ей двигаться в заданном направлении. Для наклона ракеты под заранее установленным углом используется газогенератор с множеством сопел. Газовый двигатель функционирует на тех же принципах, что и аэродинамические рули. При отклонении на 50 градусов от вертикали или через 1 секунду после старта ракета включает маршевый двигатель. На расстоянии полтора километра от места запуска скорость 9М330 достигает 800 метров в секунду.
Обнаружение целей и уничтожение боевой части осуществляется активным радиовзрывателем, который эффективен на небольших высотах и способен фиксировать цель над подстилающей поверхностью. Поражение целей происходит за счёт множества осколков от боевой части. Вероятность поражения самолётов одной ракетой составляет 0,3-0,77, для вертолётов — 0,5-0,88, а для беспилотников — 0,85-0,955.
Зенитный ракетный комплекс «Тор-М1» использует управляемую ракету 9М331, обладающую улучшенной боевой частью по сравнению с 9М330 и 9М33, которые имели унифицированные компоненты. Эти ракеты могут задействоваться как новыми комплексами «Тор-М1», так и старыми «Тор», а также совместимы с морским комплексом «Кинжал»[6][7].
Боевая машина 9А330
В качестве основы была использована самоходная гусеничная платформа, обладающая высокой проходимостью. Шасси разработано Минским тракторным заводом ГМ-355 и имело унифицированные элементы с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Масса боевой машины, в число которой входили восемь управляемых ракет и экипаж из четырёх человек, достигала 32 тонн[5].
Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор»
9К331 «Тор-М1»
Обновление происходило с целью улучшения боевых и эксплуатационных показателей комплекса за счёт внедрения современных систем и компонентов. В процессе создания проекта «Тор-М1» проведена модернизация всех элементов комплекса. Боевая машина получила название 9А331. При сохранении базовых конструктивных особенностей в неё были интегрированы новые модули. Её оснастили двухпроцессорной вычислительной системой с повышенной производительностью, а также двумя целевыми каналами и защитными механизмами от ложных целей.
Усовершенствованный СОЦ обрёл трехканальную цифровую систему обработки сигналов, что улучшило подавление помех без дополнительных средств анализа. Станция наведения была адаптирована под новый тип зондирующего сигнала с целью улучшения характеристик обнаружения зависающих вертолётов. Новшеством проекта стал ракетный модуль 9М334, состоящий из контейнера 9Я281 с четырьмя ячейками и управляемыми ракетами. Его вес составляет 936 килограммов, и он может транспортироваться отдельно, позволяя упростить процесс перезарядки.
Для комплекса «Тор-М1» создана управляемая зенитная ракета 9М331. Модели 9М330 и 9М331 различались лишь данными боевой части. Новая ракета оборудована усовершенствованной боевой частью с улучшенными характеристиками поражения. Все остальные компоненты обеих ракет были унифицированы.
В батареях ЗРК 9К331 планировалось использовать унифицированные командные пункты 9С737 «Ранжир» на самоходном шасси, оснащённые специальным оборудованием для обработки информации о воздушной обстановке и выдачи команд боевым машинам. Пункт 9С737 мог отслеживать 24 цели, обнаруженные радиолокационной станцией, и получать данные о 16 дополнительных целях от боевых машин. Командный пункт 9С737, построенный на шасси МТ-ЛБу, управляется экипажем из четырёх человек и развертывается примерно за шесть минут.
Испытания обновленного ЗРК «Тор-М1» начались в марте 1989 года и завершились к концу года на Эмбинском полигоне. Комплекс 9К331 принят на вооружение в 1991 году. В боевых характеристиках «Тор-М1» выделяются две основные особенности: возможность обстрела двух целей одновременно и сокращённое время реакции — до 7,4 с с позиции и до 9,7 с при короткой остановке[2].
«Тор-М2Э»
Дальнейшей эволюцией зенитных систем семейства «Тор» стал комплекс «Тор-М2Э». В ходе модернизации, добавлены новые узлы и элементы, что положительно сказалось на его характеристиках. Одним из новшеств данного проекта стало внедрение колесного шасси. Одним из ключевых факторов повышения характеристик комплекса является новая щелевая фазированная антенная решетка по обнаружению целей. В арсенале комплекса появилась новая оптико-электронная система для поиска объектов. Значительное обновление радиоэлектронной начинки позволило существенно увеличить количество целей и траекторий, которые могут обрабатываться одновременно. Автоматика «Тор-М2Э» способна одновременно отслеживать до 48 объектов и рассчитывать 10 траекторий, распределяя их по уровню угрозы. Новая система наведения позволяет атаковать четыре цели одновременно с применением восьми ракет.
Радиолокационные станции и процессорные системы боевых машин способны функционировать как в движении, так и на стационарных позициях. Обнаружение ракет осуществляется только с неподвижной точки или во время коротких пауз. Система автоматизации работает в конвейерном режиме, что позволяет целевому каналу сразу после завершения наведения одной ракеты переключаться на следующую. Очерёдность атаки определяется автоматически, учитывая характеристики и степень угрозы целей.
ЗРК «Тор-М2Э» может взаимодействовать в режиме «звено». Две такие машины могут обмениваться информацией о воздушной обстановке, что позволяет их системам контроля охватывать более широкую территорию. Уничтожение цели осуществляется машиной, находящейся в наиболее выгодном положении. При сбое одной из машин «звено» продолжает функционировать, используя данные с одной радиолокационной станции. Комплекс «Тор-М2Э» сохранил антенно-пусковое устройство от «Тора-М1», что позволяет перевозить ракеты 9М331. Повышение электроники улучшило возможности по дальности и высоте поражаемых целей — до 12 километров и 10 километров соответственно[8][2].
Примечания
- ↑ «Тор» (зенитный ракетный комплекс) . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор» . Военное обозрение (12 мая 2015). Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ Как появился на свет первый ЗРК «ТОР» . «Совершенно Секретно Трейд». Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ Осина М. Что представляет собой зенитный ракетный комплекс «Тор-М2»? // Аргументы и Факты : газета. — 2020. — 16 июня.
- ↑ 5,0 5,1 Дивизионный автономный самоходный зенитный ракетный комплекс Тор . Военное обозрение (17 октября 2012). Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 ЗРК «Тор» . Avia.pro. Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 ЗРК "Тор": особенности и преимущества российского вооружения . Рен.тв (2 ноября 2022). Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ Тор-М2Э . «Рособоронэкспорт». Дата обращения: 16 сентября 2024.