Туалетная вода
Туалетная вода́ (фр. eau de toilette) — это парфюмированная субстанция, представляющая собой спиртово-водный раствор, в котором содержится не менее 4 % (по массе) душистых компонентов[1]. Эффект от нанесения туалетной воды на кожу человека продолжается на протяжении 2-3 часов[2]. На упаковке аромата она указывается как Eau de Toilette (EdT).
Производители разрабатывают отдельные продукты для мужской и женской аудитории. При этом существуют ароматы, которые принято считать универсальными. Они подходят и для женщин и для мужчин.
Этимология названия
Термин «туалетная вода»(фр. eau de toilette) — происходит от французского слова «toilette», что в переводе означает «уход за собой». Это слово изначально использовалось для обозначения процесса получения свежести и гигиеничности, а в XVII веке стало обозначать косметические и парфюмерные средства. В отличие от духов, туалетная вода содержит более низкую концентрацию ароматических веществ и чаще используется для создания легкого, ненавязчивого аромата. Сам термин «туалетная вода» широко стал использоваться благодаря Наполеону I, когда он находился на острове Святой Елены в ссылке. Император создал уникальный рецепт ароматной воды с бергамотом вместо закончившегося одеколона. Наполеон назвал этот аромат «туалетной водой», и с того момента это название стало официальным[3].
История
Древний мир
Происхождение туалетной воды уходит корнями в древность. В Древнем Египте люди использовали ароматические масла и бальзамы, содержащие экстракты растений, чтобы освежить себя и свои жилища[4].
В древнегреческой культуре был впервые применён метод дистилляции, который способствовал созданию парфюмированной жидкости, знакомой нам сегодня. Этот процесс включает в себя испарение смеси и конденсацию образовавшихся паров, которые затем охлаждаются. Греки использовали различные температуры масел для извлечения натуральных ароматов из растений. Среди популярных ароматов можно выделить ноты мирры, фиалок, корицы, ладана и кедрового дерева. В IV веке до нашей эры Гиппократ описывал использование душистых масел для очищения и ухода за телом[5].
В Древнем Риме ароматические вещества пользовались огромной популярностью и были предметом поклонения. Их применяли повсеместно: для ухода за телом и одеждой, для освежения помещений и мебели, а также в кулинарии. Особенно страдали розы, которые массово собирали ради их аромата, что привело к необходимости импортировать цветы из других регионов. История флакона для духов, который заменил глиняные сосуды, начинается на побережье Средиземного моря. Искусство стеклодувства было заимствовано у сирийцев. Вскоре мастера достигли высокого уровня мастерства, создавая флаконы различных форм: от цветочных бутонов до ваз. Некоторые из них изготавливались из цветного стекла и украшались росписью[6].
Арабские и персидские мастера значительно улучшили метод дистилляции, создав перегонный куб. Это изобретение часто приписывают арабскому ученому Аль-Кинди (Алкиндус), который написал первое известное руководство для парфюмеров. В этом труде подробно описывались процессы создания парфюма, включая рецепты масел, бальзамов и лекарств.
Средние века
В Средние века в Европе начали разрабатывать искусство парфюмерии, а гигиенические процедуры стали важной частью повседневной жизни. В XV веке французы начали смешивать алкогольные растворители с маслами, что стало основой для создания первых парфюмов. Однако туалетная вода, как мы её знаем сегодня, появилась лишь в XVII веке. Считается, что парфюм в жидкой форме на основе спирта и эфирных масел появился в 1370 году. Легенда гласит, что монах подарил венгерской королеве Елизавете, страдающей от болезни, ароматическую воду из розмарина, которая оказала на неё исцеляющее воздействие[7].
В ранний Ренессанс духи начали использовать для устранения неприятных запахов от кожаных изделий, таких как перчатки. Позже основным назначением ароматов стало маскировать естественные запахи человека и зловонные ароматы городских улиц. В 1608 году во Флоренции была основана первая парфюмерная фабрика, созданная монахами в монастыре, которые получили поддержку знати и даже Папы Римского[8].
Новое и новейшее время
В начале XVIII века кельнский торговец специями выпустил ароматическую жидкость, известную как «Кельнская вода», которая быстро завоевала популярность во Франции, особенно у Наполеона. Французы назвали её eau de cologne (одеколон). Первые попытки синтетического воспроизведения запахов в эпоху Возрождения приблизили парфюмеров к современным технологиям. В начале XX века П. Пуаре объединил парфюмерный и модельный бизнес, а Габриэль Шанель выпустила знаменитый флакон Chanel №5.
Франсуа Коти стал новатором в парфюмерии, объединив натуральные и синтетические компоненты в одном букете, создав шипровую композицию Chypre. Введение синтетических ингредиентов произвело настоящую революцию в индустрии, увеличив ассортимент продукции, которая стала делиться на цветочные, ванильные, пудровые, восточные и другие группы[8].
Россия
К концу XIX века в России было построено около 30 крупных фабрик, активно сотрудничавших с французскими специалистами. Внимание уделялось упаковке, так как парфюм был популярным подарком, особенно для женщин. Некоторые флаконы выглядели как произведения искусства, для их создания привлекались известные архитекторы и скульпторы, такие как Фаберже.
Первая парфюмерная компания в России, «Ралле и Ко», была основана в 1843 году французом и стала успешным предприятием, поставлявшим парфюм для Дворца Его Императорского Величества. После революции она была национализирована и преобразована в фабрику «Свобода», производившую мыло и косметику.
В 1872 году открылся магазин благовонных товаров Брокара, который выпустил доступный одеколон «Цветочный». В 1913 году «Brocar и Ко» создали флакон «Любимый букет императрицы» к 300-летию дома Романовых, который позже стал известен как «Красная Москва». После 1917 года магазин был переименован в «Товарищество» и стал фабрикой «Новая Заря»[9].
Известные марки туалетной воды
На сегодняшний день рынок туалетной воды предлагает широкий ассортимент брендов и ароматов. Некоторые из самых известных марок включают[10][11]:
- Chanel — один из самых культовых брендов, продукция которого включает туалетную воду «Chanel No. 5», ставшую настоящей классикой.
- Dior — с ароматом «Dior Sauvage», который прославил свежесть и утонченность.
- Guerlain — производит туалетную воду «L’Homme Idéal», которая завоевала множество наград за свою уникальность.
- Dolce & Gabbana — туалетная вода «Light Blue» стала символом летнего настроения и свежести[12].
- Lancome - французский бренд, известный своими утончёнными и элегантными ароматами. Его основная задача – дать женщинам возможность оставаться хрупкими, но в то же время невероятно привлекательными. Создаваемые одеколоны обладают сложной трехступенчатой структурой с цветочными, фруктовыми и пряными нотами.
- Версаче - модный дом знаменит не только коллекциями одежды, но и чувственными парфюмерными изделиями. Основное преимущество их туалетной воды заключается в способности трогать душу, вызывая сильные эмоции. Она яркая и запоминающаяся, не оставляет равнодушными.
- Givenchy - главной вдохновительницей Юбера Живанши, основателя бренда, была Одри Хэпберн. Их совместная работа привела к созданию множества замечательных вещей, от знаменитого черного платья Холли Голлайтли до оригинальных аксессуаров. Простота и элегантность быстро завоевали любовь публики, а успех способствовал запуску полноценной линейки ароматов, насчитывающей более сорока композиций[11].
- Gucci - итальянская марка производит страстные и чувственные ароматы. Команда парфюмеров нацелена на создание уникальных и самобытных удач. Новинки выходят ежегодно, что особенно радует поклонников.
- Yves Saint Laurent - французский дом моды, действующий более пятидесяти лет. Основанный в 1961 году, он продолжает трендсеттерствовать и учитывать интересы покупателей всех возрастов. Первые духи Rive Gauche выпустили в 1971 году. Они гармонично сочетались с женственными образами, придавая элегантность[12].
- Nina Ricci - французский модельер, родом из Италии. Она начала с небольшого ателье, быстро создав собственный модный дом с уникальными особенностями. При создании коллекций Ричи учитывает желания молодых девушек, поэтому в её арсенале много лёгких и воздушных изделий, подчеркивающих юную красоту. В парфюмерии главенствуют цветочные и фруктовые ноты с пикантными акцентами.
- Giorgio Armani – это не только парфюмер, но и искусный художник, использующий ароматы для выражения своих эмоций. Первую композицию он представил в 1984 году, когда бренд уже начал развиваться. Eau Pour Homme, предназначенный для мужчин, имел богатую структуру, но не стал культовым. Настоящим успехом стало создание Acqua di Gio в 1996 году, что положило начало его парфюмерной карьере.
Туалетная вода остается неотъемлемой частью парфюмерного искусства и используется повседневно миллионами людей по всему миру, подчеркивая их индивидуальность и стиль. В Советском Союзе туалетные воды классифицировались как разновидность гигиенических одеколонов, предназначенных для нанесения на кожный покров и волосы, для водных обтираний и ароматизации воздуха в помещениях[13].
См. также
Примечания
- ↑ ГОСТ 31678-2012. Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия. . АО «Кодекс». Дата обращения: 11 октября 2024. Архивировано 10 августа 2020 года.
- ↑ Духи // Большая российская энциклопедия. Том 9. — М., 2007. — С. 431—432.
- ↑ История парфюмерии: когда и откуда появились духи . Аромакод.ру (24 мая 2019). Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ От Нефертити до Клеопатры: история египетской парфюмерии . Randewoo.ru, 2008–2024. Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Аскарова А. Парфюмерия древней Греции . Aromo.ru — Энциклопедия парфюмерии (15 марта 2015). Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Аскарова А. Сквозь дым: история парфюмерии Древнего Рима . Aromo.ru — Энциклопедия парфюмерии (16 сентября 2016). Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Парфюмерия в средневековую эпоху . Randewoo.ru (12 мая 2011). Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ 8,0 8,1 История парфюмерии: от Средневековья до начала XIX века . SpellSmell (28 июня 2024 года). Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Как в России начиналось производство духов . Культурология.ру. Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Дизайнеры и бренды . randewoo.ru. Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ 11,0 11,1 Известные бренды духов: топ самых лучших и популярных с названиями . Аромакод.ру. Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ 12,0 12,1 Парфюмерные бренды . Aromo.ru — Энциклопедия парфюмерии. Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Вода туалетная // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Том 1 / Отв. ред. А.И. Ревин. — М.: Советская энциклопедия, 1959. — С. 95.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |