Фаберже, Карл Густавович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Петер Карл Фаберже
Peter Carl Fabergé
Peter Carl Fabergé.jpg
Дата рождения 18 (30) мая 1846(1846-05-30)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 24 сентября 1920(1920-09-24) (74 года)
Место смерти Лозанна, Швейцария
Подданство  Российская империя
Род деятельности ювелир
Отец Густав Фаберже
Мать Шарлотта Юнгштедт
Супруг(а) Августа Богдановна Якобс
Дети Евгений, Агафон, Александр, Николай
Награды и премии
Орден Святого Станислава 2-й степени Орден Святого Станислава 3-й степени Орден Святой Анны 2-й степени
К. Шмидт. Здание фирмы Фаберже в Санкт-Петербурге. 1900

Петер Карл Густавович Фаберже (30 мая 1846, Санкт-Петербург, Российская империя — 24 сентября 1920, Пюли (Швейцария) — российский ювелир и предприниматель, признанный мастер пасхальных яиц, которые пользуются высоким спросом у коллекционеров по всему миру. После революции он утратил значительную часть художественных произведений и вынужден был покинуть Россию[1].

Основоположник первой российской школы ювелирного дела. Особое внимание уделял уникальности и безупречному качеству создаваемых изделий. Из небольшой мастерской отца создал крупнейший ювелирный холдинг Российской Империи. В настоящее время его работы увеличивают свою ценность. Они выставлены на мировых аукционах[2].

Биография

Родился в семье купца второй гильдии Густава Фаберже (уроженец города Пярну,Эстония) и Шарлотты Юнгштедт (дочери датского художника). Карл с раннего возраста демонстрировал способности к искусству. Образование получил достойное: окончил петербургскую гимназию, Дрезденскую художественную школу, школу известного франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. Там он познакомился с творчеством саксонских ювелиров из сокровищницы Grünes Gewölbe («Зелёный Свод»). Окончил Коммерческий колледж Шлоссе (Париж, Франция)[3].

В 1864 году вернулся в Петербург. Юноша помогал отцу реставрировать старинные драгоценности и ювелирные изделия. С 1867 года работал в Императорском Эрмитаже реставратором (бесплатно, в течение 15 лет): изучал мастерство ювелиров разных эпох. В 1872 году Фаберже возглавил петербургскую фирму отца. Коллектив состоял из нескольких десятков мастеров, которых Карл привез из Европы[2].

Профессиональная деятельность

Развитие и становление ювелирного дома

В 1882 году ювелирная мастерская Фаберже продемонстрировала свои работы на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Среди почётных гостей находился император Александр III. Качество ювелирных изделий Фаберже так впечатлило монарха, что он поручил выставить их в Эрмитаже и заказал для своей жены драгоценное пасхальное яйцо, названное «Курочка»[3].

Этот экземпляр стал первым из пятидесяти, созданных для царской семьи. Заказ на пасхальные яйца у Карла Фаберже стал традицией Романовых. Начал традицию Александр III, продолжил Николай II. Каждое изделие несло уникальный сюжет, отражающий важные исторические события.

Сначала эскизы согласовывались с императором. Николай Романов любил сюрпризы от ювелира, и яйца посвящались Транссибирской магистрали и юбилею династии. Последним стало «Стальное» яйцо, изготовленное в 1916 году.

Статус поставщика двора предоставил Фаберже широкие возможности для экспериментов с материалами, включая использование стали и олова. Мастера обращались к забытым техникам и использовали местные самоцветы. Слава Фаберже вышла за пределы России. Работы мастера получили высокие награды и были заказаны королевскими семьями Европы. Маленькая мастерская превратилась в крупнейшую ювелирную мастерскую России[4].

Упадок «ювелирной империи»

Первым серьёзным ударом для дома Фаберже стало начало Первой Мировой войны. Ювелир был вынужден изменить направление своей деятельности на производство медицинских инструментов, гранат и другого военного оборудования. Мастеров призвали на фронт, и прибыльный лондонский филиал пришлось закрыть. Карл Густавович надеялся на улучшение ситуации с окончанием военных действий, однако это лишь предвосхитило падение его бизнеса[1].

В 1917 году после революции семья Фаберже решила не дожидаться принятия декрета ВЦИКа о запрете частной собственности на недвижимость. Ювелиру пришлось экстренно покинуть Россию. Он навсегда расстался с оставшимися в Санкт-Петербурге ценными шедеврами. Карл Густавович передал свой дом на Морской улице под защиту швейцарской миссии. Все драгоценности были украдены, остались только находившиеся в сейфе.

Побег из России и кража коллекции сломили дух пожилого мастера. Он не мог творить вдали от родной земли. Вскоре после потери любимого дела Карл Густавович скончался в 1920 году[4].

Возрождение фирмы

В 1930‑х годах после смерти Карла его сыновья Евгений и Александр решили возобновить семейное дело. Они открыли в Париже небольшую ювелирную мастерскую, в которой создавали популярные изделия Фаберже по сохранившимся эскизам и ремонтировали старые. Однако восстановить былой размах не получилось, и в 1960‑х компанию закрыли.

Одновременно с попыткой сыновей Фаберже возродить фирму, американец Самуэль Рубин открыл свою компанию под именем Fabergé Inc. Под этим брендом бизнесмен выпускал не ювелирные изделия, а парфюмерию и духи. В 1950‑х семья Фаберже подала на американца в суд, но дело проиграла. В результате Самуэль выплатил семье всего 25 тысяч долларов и продолжил использовать знаменитое имя. Фирма «Фаберже», основанная Рубином, существует по сегодняшний день. Бренд создаёт ювелирные украшения, часы и даже пасхальные яйца. Владельцы фирмы сотрудничают с потомками семьи Фаберже[5].

Мастера Фирмы К. Г. Фаберже

В фирме Фаберже часто работали представители одной семьи. Сыновья почти всегда занимали места своих отцов, как, например, Август и Альберт Хольмстремы, Альфред и Карл Тильманы, Кнут и Оскар Пилы. Четыре сына самого Фаберже трудились под руководством отца. Сам Фаберже не создавал изделия собственноручно, а курировал работу мастеров, которые имели независимый статус и исполняли свои задачи по контракту. Структура компании была следующей: Фаберже, главный мастер, начальники мастерских и их сотрудники. В самые успешные времена на фирме работало около 500 человек, из которых 20 занимались только созданием упаковок для продукции.

Каждый мастер использовал уникальное клеймо, которое, вместе с другими марками, помогало удостоверить подлинность изделий и их дату.

Одной из самых выдающихся фигур в истории компании Фаберже был Михаил Евлампиевич Перхин (1860-1903). Этот самородок, пришедший в фирму в возрасте 26 лет, трудился там до своей кончины. Перхин, будучи русским крестьянином и самоучкой, проявлял огромную diligence в своих работах, которые отличались бескомпромиссным качеством. Он мастерски владел техникой гильоше и контрастного золота, при этом отдавая предпочтение барочному стилю. У Михаила Евлампиевича Перхина клеймо имело вид «М.П.». Перхин был ответственен за создание таких шедевров, как Императорские Пасхальные яйца.

В 1903 году его место занял главный ассистент Генрик Эммануил Вигстрем (1862-1923), который продолжал работать до закрытия фирмы в 1917 году. Вигстрем, под чьим руководством фирма достигла наивысшей известности, вдохновлялся стилем Людовика XVI и пользовался лавровыми орнаментами. В его творениях под его контролем создавались различные изделия из драгоценных камней.

Среди других выдающихся мастеров был Август Вильгельм Хольмстрем (1829-1903), который работал в компании с момента её основания. Он ответственно подходил к созданию фирменных ювелирных камней, таких как знаменитое яйцо «Двенадцать вензелей». Его сын Альберт продолжил дело отца, а Алма Пил оказала значительное влияние на дизайн. Фирма, несмотря на огромные объёмы выпуска, обеспечивала уникальность каждого изделия[6].

Яйца Фаберже
Яйца Фаберже
Яйца Фаберже
Яйца Фаберже

Императорские пасхальные яйца (год, владелец — согласно «Гатчинскому списку»)

  • 1885 год. Яйцо «Курочка» (Виктор Вексельберг).
  • 1886 год: Яйцо «Курица, вынимающая сапфировое яйцо из корзинки» (неизвестен).
  • 1887 год: Яйцо-часы голубое со змеей (Князь Ренье III. Монако).
  • 1888 год: Херувим тащит колесницу с яйцом (Местонахождение неизвестно).
  • 1889 год: Яйцо-несессер (Местонахождение неизвестно).
  • 1890 год: Яйцо «Датские дворцы» (Новый Орлеан. Фонд Матильды Геддингс Грей).
  • 1891 год: Яйцо «Память Азова» (Музеи Московского Кремля).
  • 1892 год: Яйцо «Бриллиантовая сетка» (Местонахождение неизвестно. Частная коллекция).
  • 1893 год: «Кавказское яйцо» (Новый Орлеан. Фонд Матильды Геддингс Грей).
  • 1894 год: «Ренессансное яйцо» (Виктор Вексельберг).
  • 1895 год: «Двенадцать монограмм» (Музей Хиллвуд, Вашингтон).
  • 1895 год: Яйцо с бутоном розы (Виктор Вексельберг).
  • 1896 год: «Александр III» (Местонахождение неизвестно).
  • 1896 год: Яйцо с вращающимися миниатюрами (Музей изящных искусств в Ричмонде, штат Вирджиния. Фонд Лилиан Томас Пратт).
  • 1897 год: Яйцо с тремя миниатюрами — остался только сюрприз (Виктор Вексельберг).
  • 1897 год: «Коронационное» (Виктор Вексельберг).
  • 1898 год «Пеликан» (Музей в Ричмонде. Фонд Лилиан Томас Пратт).
  • 1898 год: «Ландыши» (Виктор Вексельберг).
  • 1899 год: «Анютины глазки» (США. Частная коллекция).
  • 1899 год: Яйцо-часы с букетом лилий (Музеи Московского Кремля).
  • 1900 год: «Петушок» (Виктор Вексельберг).
  • 1900 год: «Сибирский поезд» (Музеи Московского Кремля).
  • 1901 год: «Гатчина» (Балтимор, Уолтерс Арт Галерея)
  • 1901 год: Корзинка с букетом полевых цветов (Великобритания. Коллекция Елизаветы II).
  • 1902 год: «Ампир» (Местонахождение неизвестно).
  • 1902 год: «Клевер» (Музеи Московского Кремля).
  • 1903 год: «Датский юбилей» (Местонахождение неизвестно).
  • 1903 год: «Петр Великий» (Музей в Ричмонде. Фонд Лилиан Томас Пратт).
  • 1906 год: «Лебедь» (Швейцария. Фонд Э. и М. Сандоз).
  • 1906 год: «Московский Кремль» (Музеи Московского Кремля).
  • 1907 год: «Колыбель с гирляндами» (США. Частная коллекция).
  • 1907 год: «Сетка из роз» (Балтимор, Уолтерс Арт Галерея).
  • 1908 год: «Павлин» (Швейцария. Фонд Э. и М. Сандоз).
  • 1908 год: «Александровский дворец» (Музеи Московского Кремля).
  • 1909 год: «Александр III» (Местонахождение неизвестно).
  • 1909 год: «Штандарт» (Музеи Московского Кремля).
  • 1910год: Яйцо с памятником Александру III (Музеи Московского Кремля).
  • 1910 год: «Колоннада» (Великобритания. Коллекция Елизаветы II).
  • 1910 год: «Апельсиновое („Лавровое“) дерево» (Виктор Вексельберг).
  • 1911 год: «Пятнадцатилетний юбилей» (Виктор Вексельберг).
  • 1912 год: «Наполеоновское яйцо» (Музей искусств, Новый Орлеан. Фонд Матильды Геддингс Грей).
  • 1912 год: «Цесаревич» (Музей в Ричмонде. Фонд Лилиан Томас Пратт).
  • 1913 год: «Зимнее яйцо» (Частная коллекция).
  • 1913 год: «Трехсотлетие Дома Романовых» (Музеи Московского Кремля).
  • 1914 год: «Гризайль» (Музей Хиллвуд, Вашингтон).
  • 1914 год: «Мозаичное» (Великобритания. Коллекция Елизаветы II).
  • 1915 год: «Красный крест» (Музей в Ричмонде. Фонд Лилиан Томас Пратт).
  • 1915 год: «Красный крест» с триптихом (Музей искусств в Кливленде, США. Фонд Индии Эрли Миншалл).
  • 1916 год: «Орден Святого Георгия» (Виктор Вексельберг).
  • 1916 год: «Стальное военное» (Музеи Московского Кремля).


Примечания

  1. 1,0 1,1 Карл Фаберже. Гений ювелирного искусства. Монетник.ру. Дата обращения: 10 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 Карл Фаберже. Биограф.ру. Дата обращения: 10 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 Русский король ювелиров. Русский ювелир королей. Культура.ру. Дата обращения: 10 ноября 2024.
  4. 4,0 4,1 Карл Фаберже. lindeal.com. Дата обращения: 10 ноября 2024.
  5. Драгоценные яйца: история знаменитой фирмы Фаберже. От семейного дела до всемирно известной ювелирной империи. experience.tripster.ru (14 октября 2024). Дата обращения: 10 ноября 2024.
  6. Главные мастера фирмы Фаберже. AVM Soft Company. Дата обращения: 10 ноября 2024.