Торроба, Федерико
| Федерико Торроба | |
|---|---|
| исп. Federico Moreno Torroba | |
| Федерико Торроба и Пласидо Доминго | |
| Дата рождения | 3 марта 1891 |
| Место рождения | Мадрид, Испания |
| Дата смерти | 12 сентября 1982 (91 год) |
| Место смерти | Мадрид, Испания |
| Страна | Испания |
| Профессии | Композитор, дирижёр |
| Жанры | Опера, сарсуэла |
Федери́ко Море́но Торро́ба (исп. Federico Moreno Torroba; 3 марта 1891, Мадрид — 12 сентября 1982) — испанский композитор XX века[1]. Наиболее известен своими зарзуэлями (zarzuelas — испанские оперетты) и гитарными произведениями[2]. Продюсер, дирижёр, играл решающую роль в управлении культурой в качестве президента Всеобщего общества испанских авторов (Sociedad General de Autores de España) и директора Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Real Academia de Bellas Artes de San Fernando).
Биография
Детство и юность
Федерико Торроба появился на свет в семье, где музыка занимала центральное место. Его отец, Хосе Морено Бальестерос (José Moreno Ballesteros, 1861—1956), преподавал игру на органе в Королевской консерватории и служил органистом в различных церквях[3]. Он также был известен как юмористический актёр и автор нескольких небольших пьес. Помимо преподавательской и церковной деятельности, на протяжении трёх десятилетий Хосе Морено Бальстерос был музыкальным лидером и пианистом в театре Лара (Teatro Lara), где возглавлял ансамбль из шести музыкантов, исполнявших фрагменты из зарзуэль в перерывах и перед началом представлений. Мать Федерико Торробы, Роза Торроба Лопес (Rosa Torroba López, 1870—1940), также обладала музыкальными способностями и родом была из семьи музыкантов. Иногда имя и фамилия Федерико объединяются в единое слово – Торроба-Морено, хотя это не является обязательным. Чаще всего его называют Федерико Морено, по отцу, а не по матери. Тем не менее, сам композитор отдавал предпочтение фамилии Торроба, считая её более редкой и выделяющейся в испанском обществе[4].
Детство Федерико Торробы прошло в атмосфере городского шума и живописных видов, в любящей и заботливой семье, хотя и не обременённой богатством. Он рос в окружении внимания и тепла, в которых так нуждался. Особенно яркими воспоминаниями были поездки в загородный дом в Карабанчеле, принадлежавший родственникам, где семья проводила летние месяцы на конной повозке. Именно там в четырёхлетнем возрасте Федерико Торроба увлёкся театром, ведь неподалёку находился театр, где ставили популярные зарзуэлы. Научился читать и писать он в церкви Санто-Анхель-де-ла-Гуарда, затем посещал школу при Эсколапиос де Сан-Антон, а в одиннадцать лет поступил в Лисео Франсес, где изучал математику и готовился к поступлению в колледж. В этот период Федерико Торроба также начал заниматься музыкой, утверждая, что освоил первые ноты в восемь лет, а к шестнадцати уже мечтал стать музыкантом[1].
В 1902 году он поступил в Королевскую консерваторию, где занимался сольфеджио. Сохранившиеся архивные записи свидетельствуют о его выдающихся способностях и очевидном музыкальном таланте. Однако музыкальное образование в консерватории было прервано. Позже он вспоминал, как отец с преданностью учил его гармонии, и как дорог ему этот опыт, несмотря на то, что сегодня эти строгие правила часто забыты. Федерико Торроба начал сочинять музыку уже в четырнадцать лет[2].
Служба в армии
Отец Федерико Торробы не одобрял музыкальные амбиции сына. Поэтому, несмотря на ранние успехи в композиции и базовое образование, полученное в Лисео Франсес, Федерико Торроба начал обучение на государственной службе в таможенном департаменте, но вскоре был отчислен. Как он сам рассказывал, в те годы он часто посещал тертулии в Королевском театре, где отец был органистом, а также дом маэстро Фернандо Арбоса-и-Треманти по средам. Там он познакомился со многими выдающимися музыкантами своего времени, включая Рихарда Штрауса. По настоянию отца, в 1912 году Федерико Торроба поступил на службу в армейский оркестр при алькасаре в Толедо. Военная служба не помешала его музыкальным занятиям. В 1913 году он опубликовал свое первое фортепианное произведение «Один и два шага» (À petits pas), а через два года – «El mate», аргентинское танго. В 1915 году он даже принял участие в премьере важного произведения Мануэля дэ Фальи. После окончания службы в армии, Федерико Торроба помогал отцу играть на органе в церквях, тем самым зарабатывая немного денег. Он не только находил работу, играя на органе в различных церквях Мадрида, но и давал легкие фортепианные концерты в фойе театра «Лара» вместе со своим отцом[4].
Музыкальная карьера
Знакомства с ведущими музыкантами, благодаря связям отца, и вечера в доме Энрике Фернандеса Арбоса, ставшего его другом, сыграли важную роль в раннем музыкальном развитии Федерико Торробы. В его круг общения входили Артур Рубинштейн, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский и Мануэль де Фалья. Федерико Торроба особенно высоко ценил Мануэля дэ Фалью, считая его «Noches en los jardines de España» — квинтэссенцией испанской музыки и величайшим испанским музыкантом XX века. 15 апреля 1915 года Федерико Торроба впервые встретился со своим кумиром: отец и сын приняли участие в премьере балета Мануэля дэ Фальи «El amor brujo» в театре «Лара». Андрес Бальестерос дирижировал камерным оркестром из четырнадцати человек, в котором Федерико Торроба играл на фортепиано. Изначально он не был участником ансамбля, но замена понадобилась из-за болезни основного пианиста, Хосе Медиа-Вилья, в день премьеры. Это был дебют Торробы-исполнителя[5].
В этот период Федерико Торроба начал брать уроки композиции у Конрадо дель Кампо (1878—1953), известного скрипача и дирижёра, одного из ведущих испанских педагогов и композиторов общенационального масштаба. Консервативные взгляды Конрадо дель Кампо оказали заметное влияние на молодого Федерико Торробу; ранние работы Федерико Торробы ощутимо находились под влиянием немецкой композиторской школы, в частности, творчества Рихарда Штрауса. Подобно своему учителю, Федерико Торроба написал симфоническую поэму, которая заняла второе место на престижном «Конкурсе маэстро Бенедито» в консерватории. В 1918 году в Мадриде под управлением Энрике Фернандеса Арбоса состоялось исполнение «Золотого браслета» («La ajorca de oro»), написанного по мотивам одноимённого рассказа Густаво Беккера. Ещё одно произведение, «Куадрос», было представлено публике 19 декабря 1919 года в Театре Прайс, где дирижировал Перес Касас. Это сочинение из четырёх частей представляло собой музыкальные интерпретации четырёх известных картин: «Сеяние» и «Танец в Сан-Антонио де ла Флорида» Франсиско Гойи, «Наш Господь на кресте» Диего Веласкеса и «Нимфы Дианы, застигнутые сатирами» Питера Пауля Рубенса. Изображения этих полотен были включены в программу концерта.
Знакомство с Сеговией
Важным этапом в творческом пути Федерико Торробы стало знакомство с Андресом Сеговией. В своих мемуарах Андрес Сеговия утверждал, что они встретились вскоре после одного из оркестровых концертов Федерико Торробы под управлением Фернандо Арбос-и-Треманти, вероятно, после премьеры «Золотого браслета»: «Мы не сразу стали близкими друзьями, но он обратился ко мне с просьбой: не мог бы я написать что-нибудь для гитары? Через несколько недель он создал небольшое, но поистине прекрасное произведение – «Танго» ми мажор [Dance in E Major]. Несмотря на ограниченное знание гитарной техники, он подошел к задаче интуитивно и точно, и я был очень рад, что это произведение вошло в мой репертуар», – вспоминал Андрес Сеговия. «Танго» ми мажор впоследствии стал частью «Кастильской сюиты» Федерико Торробы, где занял место рядом с «Фандангильо» и «Арада», написанными после его поездки в Южную Америку. Дружба между Федерико Торробой и Андресом Сеговией оказала значительное влияние на обоих музыкантов. Андрес Сеговия считал «Танго» ми мажор важным шагом в развитии классической гитары и признал его влияние на собственную карьеру. В своих мемуарах он подчеркнул, что это был «первый случай, когда композитор, не играющий на гитаре, написал для нее». Это произведение стало частью концертных программ Андреса Сеговии и вдохновило Мануэля дэ Фалью на создание «Homenaje», а Хоакина Турину – «Sevillana». Сам Федерико Торроба подтвердил это, заявив: «Я был первым, кто начал писать для гитары, не будучи гитаристом. Маэстро Фалья последовал моему примеру несколько позже». При создании «Танго» ми мажор, по словам Федерико Торробы, его вдохновляло «искусство Сеговии, а также каденция с ярко выраженным кастильским колоритом». Оба музыканта разделяли схожие музыкальные вкусы, будучи убежденными романтиками и проявляя мало интереса к «современной» музыке[4].
В 1926 году Федерико Торроба опубликовал «Кастильскую сюиту», которая быстро завоевала популярность благодаря регулярным европейским турне Андреса Сеговии. Сюита, написанная в национальном стиле, включала «Фандангильо», «Арада» (песню, посвящённую вспашке) и «Танго». Премьера «Фандангильо» и «Арада» состоялась в Мадриде 10 мая 1922 года, а спустя десять дней вся сюита была исполнена в Гранаде, в Центре искусств. Значение публикаций и записей произведений Федерико Торробы, сделанных Андресом Сеговией для La Voz de su Amo, начиная с 1927 года, для карьеры Федерико Торробы трудно переоценить, поскольку они не только приносили доход, но и обеспечивали ему широкую международную известность[5]. Влияние сотрудничества двух выдающихся личностей – гитариста Андреса Сеговии и композитора Федерико Торробы – на возрождение гитарного искусства в 1920-х годах трудно переоценить. В ту эпоху гитара всё ещё боролась за признание в элитных концертных залах, сталкиваясь с устойчивым скептицизмом со стороны многих критиков. Андрес Сеговия, благодаря своему мастерству и сотрудничеству с Федерико Торробой и другими музыкантами, сумел продемонстрировать невероятные возможности гитары, доказывая её способность исполнять музыку высочайшего качества, ранее считавшуюся прерогативой других инструментов, таких как скрипка или фортепиано. Его виртуозность, подкреплённая тщательно подобранным репертуаром, постепенно разрушала стереотипы и открывала новые горизонты для гитарного искусства. Однако влияние Федерико Торробы на этот процесс распространялось далеко за пределы простого сотрудничества с Андресом Сеговией[4].
Импресарио
Федерико Торроба, будучи не только композитором, но и импресарио, продемонстрировал редкий для своего времени подход к творчеству. Он стал единственным зарзуэлеро своего поколения, взявшим на себя роль импресарио – продюсера, отвечающего за все аспекты постановки своих музыкальных произведений. Это решение было продиктовано глубоким пониманием того, насколько важен не только сам музыкальный материал, но и его исполнение. Федерико Торроба осознавал, что даже гениальная музыка может быть загублена плохой постановкой, некачественным исполнением или недостаточно подготовленными актёрами. Его опыт работы импресарио был полон как триумфов, так и разочарований. Он подробно описывал проблемы, с которыми сталкивался, приводя в пример постановку одной из своих зарзуэл в Барселоне. По его словам, он был потрясён полным отсутствием организации в день премьеры, обнаружив, что актёры получили свои роли лишь за день до выхода на сцену. Это стало для него убедительным доказательством необходимости личного контроля над всеми аспектами постановочного процесса. Не эгоцентричные амбиции, а стремление обеспечить своим произведениям достойное исполнение и гарантировать их успех двигали Федерико Торробой. Он неоднократно подчёркивал, что музыка «ничего не значит, если её плохо поют или плохо играет оркестр». Его решение стать импресарио, по словам самого Федерико Торробы, было продиктовано желанием контролировать кастинг и обеспечить высокое качество актёрской игры. Единственным способом добиться этого он видел личное финансирование актёрского состава[6].
Эта работа оказалась невероятно трудоёмкой и требовала колоссальных усилий. Федерико Торроба признавал, что она «чрезмерна», требуя «сотни и сотни часов», посвящённых проработке всех деталей постановки. Он понимал, что все эти месяцы напряжённого труда могут быть сведены на нет всего за один вечер неудачного спектакля. Это свидетельствует о высоком профессионализме и ответственности, с которыми Федерико Торроба подходил к своему делу. Пример работы Федерико Торробы над двухактной зарзуэлой «Караван Амбросио» (La caravana de Ambrosio) ярко иллюстрирует его подход. Композитор лично контролировал все этапы создания спектакля, от написания партитуры до работы с актёрами и оркестром. Его стремление к совершенству, его понимание взаимосвязи между музыкой, исполнением и постановкой является важным уроком для всех, кто занимается искусством, подчеркивая, что истинное творение искусства – это синтез творческого замысла и мастерства исполнителей, а импресарио играет в этом процессе ключевую роль[2].
Произведения
Зарзуэлы
- «Хозяин гостиницы Тордесильяс» (La mesonera de Tordesillas) (1925)[4]
- «Караван Амбросио» (La caravana de ambrosio)(1925)[2]
- La marchenera (1928)[4]
- Настоящая андалузийка[4]
- Женщины из той ночи[4]
Произведения для оркестра
Произведения для гитары
- Burgalesa[5]
- Castillos de España (Sigüenza, Manzanares el Real, Alba de Tormes, Montemayor, Alcañíz, Javier, *Torija, Simancas, Zafra, Turégano, Rebada, Alcázar de Segovia, Olite, Calatrava)
- Concerto Iberica (for guitar-quartet)[4]
- Madroños[5]
- Nocturno[5]
- Piezas characterísticas (Preámbulo, Oliveras, Melodía, Albada, Los Mayos, Panorama)[5]
- Puertas de Madrid (Puerta de San Vicente, Puerta de Moros, Puerta de Toledo, Puerta de Alcalá, *Puerta del Ángel, Puerta Cerrada, Puerta de Hierro)[5]
- Serenata Burlesca[5]
- Siete Piezas de Álbum (Chisperada, Rumor de Copla, Minueto del Majo, ¡Ay, Malagueña!, Aire Vasco, *Segoviana, Bolero Menorquín)[5]
- Левантийская хота[5]
- Sonatina in A[4]
- Sonatina y variación in E — minor[4]
- Suite castellana (Fandanguillo, Arada, Danza)[5]
- Мельник[5]
- Серенада-бурлеска[5]
- Chisperada[5]
Литература
- Селютина А. А. Национальные темы в творчестве Федерико Морено Торробы // Научные тенденции: Филология, Культурология, Искусствоведение. Сборник научных трудов по материалам XXI международной научной конференции. — Санкт-Петербург, 2020. — С. 32—36.
- Саммерфилд М. Дж. Классическая гитара: её эволюция и исполнители. — 2002. — С. 203—210.
- Шергина К. А. «Фандангильо» из «Кастильской сюиты» Ф. Морено-Торробы // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник докладов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 4-х т. Ответственный редактор И. Е. Белогорцева. — 2018. — С. 252—254.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Clark W. A. Federico Moreno Torroba: A Musical Life in Three Acts. — Oxford University Press, 2013. — С. 45. — ISBN 978-0-19-531370-3.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Clark W. A. Federico Moreno Torroba: A Musical Life in Three Acts. — Oxford University Press, 2013. — С. 78. — ISBN 978-0-19-531370-3.
- ↑ Информация об исполнителе. OrpheusRadio. Дата обращения: 25 апреля 2025. Архивировано 25 апреля 2025 года.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 Федерико Морено Торроба (Federico Moreno Torroba). Belcanto.ru. Дата обращения: 25 апреля 2025. Архивировано 25 апреля 2025 года.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 Родионов В. К. Гитара музыкальная 27. Федерико Морено-Торроба. Проза.ru. Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Moreno Torroba, Federiko. Белогорье. Дата обращения: 26 апреля 2025.