Тимофеев-Ресовский, Николай Владимирович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский
Тимофеев-Ресовский, Николай Владимирович.jpeg
Дата рождения 20 сентября 1900(1900-09-20)
Место рождения Москва,
Российская империя
Дата смерти 28 марта 1981(1981-03-28) (80 лет)
Место смерти Обнинск, СССР
Страна  Российская империя
Флаг СССР СССР
Научная сфера биология, генетика
Место работы Пречистенский рабочий факультет в Москве,
Институт экспериментальной биологии ,
Московский медико-педагогический институт, Институт медико-биологических проблем Российской академии наук
Альма-матер 1-й Московский государственный университет
Учёная степень Доктор биологических наук
Известен как Основными направлениями исследований были радиационная генетика, популяционная генетика, проблемы микроэволюции.
Награды и премии Кимберовская премия по генетике, Gregor Mendel Medal

Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (19 сентября 1900, Москва — 28 марта 1981, Обнинск) — советский биолог, генетик, автор исследований в направлении радиационной генетики, популяционной генетики и проблем микроэволюции. На осно­ва­нии его экс­пе­ри­мен­таль­ных дан­ных была выстро­ена целост­ная система пред­став­ле­ний о типах кру­го­во­ро­тов радио­изо­то­пов в био­гео­це­но­зах, об их изби­ра­тель­ном накоп­ле­нии в орга­низ­мах и мигра­ции в их сооб­ще­ствах. Имя Николая Владимировича ЮНЕСКО вклю­чила в число выда­ю­щихся уче­ных[1].

Биография

Родился Николай Владимирович 19 сентября 1900 года предположительно на железнодорожной станции Дабужа, по пути от имения Всеволожских Конецполья в Москву. Крещение состоялось в Москве, поэтому в большинстве документов официальным местом его рождения является Москва[2]. Его отец Владимир Викторович Тимофеев-Ресовский (1850-1913) был астрофизиком и принадлежал к русской аристократии, работал инженером путей сообщения. Со своей семьей он жил в усадьбе в Калужской области на реке Рессе, что объясняет традиционную добавку Ресовский к фамилии старшего сына. Тимофеевы стали калужскими дворянами со времен царя Алексея Михайловича, их фамилия записана во 2-й части дворянской родословной книги. Во 2-ю книгу вносились лица, которые получили дворянство на основе воинских чинов и орденов[3].

Матерью Николая Владимировича была Надежда Николаевна Всеволожская (1868-1928). Её род начинался от одной из ветвей Рюриковичей. История семьи Тимофеева-Ресовского плотно связана с историей Российской империи. Среди предков семьи были казаки легендарного Степана Разина, потомки короля Рюрика, адмиралы русского флота, знаменитый анархист князь Петр Кропоткин[2].

Детство Николая Владимировича прошло в Калужской губернии в имении Конецполье, на границе Мещовского и Моссальского уездов. Его воспитанием занималась мать, а отец проводил большую часть времени в рабочих командировках. С раннего детства Николай проявлял интерес к изучению живой природы, а с 12 лет он уже начал собирать свои первые зоологические коллекции.

В начале 1914 года, после смерти отца, Николай Владимирович с матерью переехал в Москву. Николай перевелся во Флеровскую гимназию. Он с удовольствием учился, играл в студенческом театре, закончил гимназию в 1917 году с медалью. Во время обучения он продолжал с огромным интересом заниматься зоологией, которую преподавал известный зоолог С. И. Огнев. В 14 лет, в роли сборщика Императорской Академии наук для Зоологического музея он много ездил с Огневым по Центральной России. Во время этих поездок Николай Владимирович изучал местообитание млекопитающих и птиц в естественных условиях[2].

После окончания гимназии в 1917 году Николай Владимирович посту­пил на есте­ствен­ное отде­ле­ние физико-мате­ма­ти­че­ского факуль­тета Мос­ков­ского уни­вер­си­тета по спе­ци­аль­но­сти «Зоология». Он учился и рабо­тал в уни­вер­си­тете до 1925 года, с пере­рывом на один год с 1918 по 1919 год в связи с военной службой. Обучаясь, он параллельно стал науч­ным сотруд­ни­ком Инсти­тута экс­пе­ри­мен­таль­ной био­ло­гии. После окончания уни­вер­си­тета он остался на кафедре зоологии Мос­ков­ского медико-био­ло­ги­че­ского инсти­тута ассистентом. В это же время он пре­по­да­ва­л био­ло­гию на Пре­чи­стен­ском раб­факе, а затем он работал пре­по­да­ва­те­лем зоо­ло­гии на био­тех­ни­че­ском факуль­тете Прак­ти­че­ского инсти­тута[1]. Диплом после окончания университета, в 1922 году, Николай Владимирович не получил по случайности, так как в это время страна приходила в себя после Гражданской войны. Свой диплом он получил только в 1964 году, когда вернулся на родину[4].

В 1922 году в Москву приехал известный американский генетик Герман Иозеф Мёллер. После его визита, отдел генетики в Кольцовском Институте экспериментальной биологии, где работали Николай Тимофеев-Ресовский и его жена Елена, возглавил С. С. Четвериков. Четвериков и его сотрудники проводили генетическое скрещивание дрозофил. В то время вокруг С. С. Четверикова сформировалась научная дискуссионная группа Дрозсоор (общий ор дрозофилистов), которая регулярно встречалась для научных диспутов. В этой группе вместе с единомышленниками состоял Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. Он, как и другие участники, всю жизнь вспоминал эти дискуссии и брал их в основу своей дискуссионной группы в Берлине[5].

В 1925 году по при­гла­ше­нию Обще­ства кай­зера Виль­гельма по содей­ствию нау­кам, а также по реко­мен­да­ции Н. К. Коль­цова и нар­кома здра­во­охра­не­ния Н. А. Семашко, Н. В. Тимо­феев-Ресов­ский был направлен в зарубежную командировку в Гер­ма­нию в Инсти­тут мозга. Институт находился в пригороде Берлина, и здесь он рабо­тал до 1945 года. Сначала Николай Владимирович был науч­ным сотруд­ни­ком, а затем руко­во­ди­л отделом гене­тики и био­фи­зики. В Инсти­туте мозга Н. В. Тимо­феев-Ресов­ский проводил иссле­до­ва­ния по популя­ци­он­ной гене­тике, которые стали став­ших фун­да­мен­том уче­ния о мик­ро­э­во­лю­ции. Парал­лельно он продолжал заниматься работами по ради­а­ци­он­ной гене­тике[1].

В 1935 году Тимо­феев-Ресов­ский вместе с М. Дель­брю­ком и К. Цим­ме­ром опубликовал научную работу «О при­роде ген­ных мута­ций и струк­туре гена». Именно эта работа заложила основу развития направления молекулярной генетики. Тимо­феев-Ресов­ский был активным участником семи­на­ров Н. Бора в Копен­га­гене. В 1940 году он был избран дей­стви­тель­ным чле­ном Гер­ман­ской ака­де­мии есте­ство­ис­пы­та­те­лей «Лео­поль­дина» в Галле. За время работы в Германии с 1925 по 1945 год Николай Владимирович опубликовал около 140 статей. Они охватывают несколько областей современной биологии, прежде всего феногенетики. Он установил неравномерность в возникновении мутаций, изучал радиационную генетику, описал с группой физи­ков «тео­рию мишени» и «прин­цип попа­да­ний»[5].

В мае 1937 года Николай Владимирович обратился в советское посольство в Берлине с просьбой продлить ему и его семье паспорт и разрешение пребывания в Германии. Ему отказали. Тимофеев-Ресовский был предупрежден своими друзьями учеными Н. К. Кольцовым и Н. И. Вавиловым о том, что начались репрессии среди генетиков и его ждут только арест и наказание. В июле 1938 года министр науки Германии Бернхард Руст предложил Николаю Владимировичу принять германское гражданство. Тимофеев-Ресовский вежливо отказался: "Я родился русским и не вижу возможности это изменить"

В годы Вто­рой миро­вой войны он про­дол­жал рабо­тать в инсти­туте в отделе гене­тики и био­фи­зики. Перед окон­ча­нием войны Тимофеев-Ресовский ста­л испол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти дирек­тора Инсти­тута гене­тики и био­фи­зики. Одним из самых страшных потрясений для Николая Владимировича было осознать, что лучшие российские генетики были арестованы из-за гонений на генетику. Большинство из них были репрессированы и погибли в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях[1].

С. С. Четвериков был осужден в 1929 году, арестован и сослан в Свердловск, умер в 1959 году. Н. К. Кольцова лишили должности директора института, он умер в 1940 году. Н. И. Вавилов умер от голода в тюрьме в Саратове в 1943 году. Г. Д. Карпеченко, Г. А. Левитский и С. Г. Левит были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны. Младшие братья Тимофеева-Ресовского Владимир и Дмитрий были также арестованы и погибли, как и многие из родственников его жены[5].

В 1944 году арестовали старшего сына Тимофеева-Ресовского Дмитрия, который был членом молодой антигитлеровской группы сопротивления, помогавшей военнопленным. В июле 1944 года Гестапо предложил через профессора Юлиуса Халлервордена, оставить сына Дмитрия в тюрьме вместо отправки его в концентрационный лагерь, при условии, что Тимофеев-Ресовский возглавит нацистскую программу стерилизации людей славянского происхождения. Тимофеев-Ресовский отказался категорически. Дмитрий был отправлен в августе 1944 года в концентрационный лагерь Маутхаузен, позже переведен в аффилированный лагерь Мельк и погиб там в 1945 году, за несколько дней до окончания войны[5].

13 сентября 1945 года Тимо­феев-Ресов­ский был арестован опер­груп­пой НКВД города Бер­лина и эта­пи­ро­ван в Москву. После ареста Тимофеев-Ресовский был сначала отправлен в СИЗО Лубянки, а затем подвергся допросам в Бутырской тюрьме. 4 июля 1946 года Николай Владимирович был приговорен Воен­ной кол­ле­гией на осно­ва­нии ста­тьи 58-1а УК РСФСР к лише­нию сво­боды с заклю­че­нием в испра­ви­тельно-тру­до­вом лагере сро­ком на 10 лет с пора­же­нием в поли­ти­че­ских пра­вах сро­ком на 5 лет и кон­фис­ка­цией лич­ного иму­ще­ства за измену отечеству[1]. Приговор был сравнительно мягким, так как доказать его сотрудничество с нацистам не удалось. Первоначальные обвинения в шпионаже и участии в антисоветских организациях с него были сняты[4].

Затем он был переведен в лагерь в Казахстане. В тюрьме Николай Владимирович познакомился с Александром Солженицыным, который писал о нем в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ», отмечая его научный энтузиазм, а также глубокое знание атомной физики[5]. Затем его пере­слали в Самар­ское отде­ле­ние Кар­лага, где он чуть не умер в боль­нице от дис­тро­фии и пел­лагры. Он был в очень тяжелом состоянии, никакая пища не усваивалась. Соседи по бараку несли его на себе на работы в котлован, сажали к стенке, и пока они работали у него были силы только петь. Несмотря на тяжелое состояние его не лечили. Когда пришел приказ отправить его в Москву его просто положили на сани и повезли сто пятьдесят километров до станции по лютому морозу[2].

В это самое время в СССР начались работы по совет­скому Атом­ному про­екту, в рамках которого начались исследования по воздей­ствию иони­зи­ру­ю­щее излу­че­ния на живые орга­низмы. 24 октября 1947 года было подписано И. В. Ста­линым поста­нов­ле­ние «Об орга­ни­за­ции лабо­ра­то­рии «Б» 9-го Управ­ле­ния МВД СССР», которая должна была заниматься изу­че­нием и клас­си­фи­ка­цией пато­ло­ги­че­ского дей­ствия радио­ак­тив­ных излу­че­ний и раз­ра­ботки мето­дов защиты от этих излу­че­ний. Возникла необходимость найти специалистов в этой области для работы в лабо­ра­то­рии «Б». Член Спе­ци­аль­ного коми­тета при Государ­ствен­ном коми­тете обо­роны А. П. Заве­ня­гин вспомнил про Николая Владимировича, который один из немногих ученых в стране был экспертом в этой области. Когда нашили отправили на лечение в мос­ков­скую боль­ницу МВД[1]. Вот как вспоминал это тяжелое время Николай Владимирович Тимо­феев-Ресов­ский[3]:

Я не помню, как я доехал до Москвы. Не помню, как меня выгружали. По- видимому, каким-то людям были какие-то изрядные вздрюки, потому что уже помню, приехал я в шикарную больницу МВД на шикарной машине, полуголый, несмотря на зиму - 25 градусов мороза, а на мне остатки двоих драных брючек солдатских, летних таких, и подкладка на босу ногу. И все болит, все отмерзает. Язвы замороженные образуются, к штанам прилипают. И это единственное, к сожалению, что я помню. Помнил еще, что жену зовут Лёлька, а как ее имя-отчество - забыл. Как сыновей зовут - забыл. Все забыл. Забыл свою фамилию. Николаем зовут - помнил, а как по батюшке - забыл.

В мае 1947 года Николай Владимирович был назначен заве­ду­ю­щим био­фи­зи­че­ским отде­лом объ­екта 0215 (Лабо­ра­то­рия «Б») в заураль­ском поселке Сунгуль. Здесь он про­дол­жил научные исследования в направлении радиационной биологии и биофизики. Он много уделял и работе с новыми сотрудниками, погружая их в исследования. Одной из основных задач отдела было про­ве­де­ние радио­био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний на живых объектах. В отделе было четыре лаборатории: физико-дози­мет­ри­че­ская, радио­па­то­ло­ги­че­ская, био­фи­зи­че­ская и радио­хи­ми­че­ская. На осно­ва­нии результатов работы отдела Н. В. Тимо­фе­е­ва-Ресов­ского была выстро­ена целост­ная система пред­став­ле­ний о кру­го­во­ро­те радио­изо­то­пов в экологических сообществах. Эти работы стали основой для разработки в 1950 году способов очистки территорий от радиационных загрязнений[1].

21 октября 1951 года за высокие результаты по орга­ни­за­ции Лабо­ра­то­рии «Б» Николай Владимирович был осво­бож­ден на 5 лет раньше срока от заклю­че­ния. Он получил паспорт и в 1952 году смог поехать с семьей в отпуск. Однако, в марте 1953 года Н. В. Тимо­феева-Ресов­ского приговорили к бес­сроч­ному спец­по­се­ле­нию по месту работы. Только в марте 1955 года суди­мость была снята, но пол­ного вос­ста­нов­ле­ния в граж­дан­ских пра­вах не про­изо­шло и продолжал действовать запрет на работу в Москве.

1 июня 1955 года Николай Владимирович закончил работу в Лабо­ра­то­рии «Б» и был пере­веден на биостанцию в Ураль­ском филиале АН СССР, которая находилась в Миас­ском районе Челя­бин­ской обла­сти. Здесь, в каче­стве заве­ду­ю­щего отде­лом радио­био­ло­гии и био­фи­зики Инсти­тута био­ло­гии Ураль­ского фили­ала АН СССР он вёл работы, которые стали основой для экс­пе­ри­мен­таль­ной ради­а­ци­он­ной био­гео­це­но­ло­гии. Предметом исследования было распределение радиоизотопов в окружающей среде. В декабре 1957 года состо­я­лась защита его док­тор­ской дис­сер­та­ции в Ленин­граде, кото­рая, однако, не была утвер­ждена комиссией. 4 января 1963 года состо­я­лась вто­рая защита Николаем Владимировичем Тимо­фе­е­вым-Ресов­ским док­тор­ской дис­сер­та­ции в Инсти­туте био­ло­гии УФАН СССР. 14 октября 1964 года она была утвер­ждена комиссией, и ему присудили сте­пень док­тора био­ло­ги­че­ских наук[2].

В 1964 году Тимо­феев-Ресов­ский переехал в Обнинск, где в Инсти­туте меди­цин­ской био­ло­гии АМН СССР он стал руководителем Отдела ради­а­ци­он­ной гене­тики и общей радио­био­ло­гии. Здесь с группой единомышленников он л занимался исследованиями в области радио­био­ло­гии, цито­ге­не­тики чело­века, ради­а­ци­он­ной цито­ге­не­тики и гене­тики популя­ций, мате­ма­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции, био­гео­це­но­ло­гии. Одновременно он принимал участие в радио­био­ло­ги­че­ских и радио­эко­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ния в научных институтах по всей стране. В послед­ние годы своего науч­ного твор­че­ства он занимался исследованиями влияния человечества на био­сферу.

В апреле 1969 года Николай Владимирович вышел на пен­сию, продолжая консультировать до 1981 года ученых Инсти­тута медико-био­ло­ги­че­ских про­блем Мин­здрава СССР. Скончался 28 марта 1981 года в Обнин­ске. Похо­ро­нен на клад­бище «Кон­ча­лов­ские горы». 29 июля 1992 года Нико­лай Вла­ди­ми­ро­вич Тимо­феев-Ресов­ский был реа­би­ли­ти­ро­ван. Его имя было включено ЮНЕСКО в число выда­ю­щихся уче­ных. В честь Н. В. Тимо­фе­ева-Ресов­ского уста­нов­лены памятные доски в трех городах, где он провел большое количество научных исследований: в Бер­лин-Бухе, Обнин­ске и Челя­бин­ске.[1]

Научные достижения

Николай Владимирович Тимо­фе­ев-Ресов­ский внес огромный вклад в науку. Он был награжден большим количеством медалей и почетных наград: Дар­вин­ской меда­лью (ГДР, 1959 год), Мен­де­ле­ев­ской меда­лью (ЧССР, 1965 год), Ким­бе­ров­ской пре­мией по гене­тике и Золо­той меда­лью «За выда­ю­щийся науч­ный вклад в гене­тику» (США, 1966 год), Мен­де­ле­ев­ской меда­лью (ГДР, 1970 год). Он был чле­ном Пре­зи­ди­ума Все­со­юз­ного обще­ства гене­ти­ков с селек­ци­о­не­ров им. Н. И. Вави­лова (1967 год), почет­ным чле­ном Ака­де­мии искусств и наук США(1974 год), почет­ным чле­ном Бри­тан­ского гене­ти­че­ского обще­ства (1966 год) и почет­ным чле­ном Мен­де­ле­ев­ского обще­ства Шве­ции (1970 год)[1].

Труды

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Тимофеев-Ресовский Николай Владимирович. Росатом. Дата обращения: 14 октября 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Авдеева Е.В. Ученый по прозвищу Зубр. Н.В. Тимофеев-Ресовский. День за днем. Дата обращения: 2023-1014.
  3. 3,0 3,1 Бабков В. В., Саканян Е. С. Николай Тимофеев-Ресовский. — М.: Памятники исторической мысли, 2002. — 672 с.
  4. 4,0 4,1 Универсальный ученый. За что Николая Тимофеева-Ресовского ценят генетики, физики и экологи. Наука ТАСС. Дата обращения: 14 октября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Раевский, М. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900–1981) // Письма в Вавиловский журнал. — 2016. — Т. 2, № 1. — С. 5-22.

Ссылки