Терские казаки

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Терские казаки из ст. Боргустанской, Ставропольский край.

Те́рские казаки — в конце XV — начале XVI веков часть донских казаков, живших в Червлёном Яру, спустилась по реке Волге в Каспийское море и высадилась в устье реки Терек[1][2].

История Терского казачества

История казачества является одним из малоизученных аспектов истории[3]. Несмотря на это, интерес к ней всё больше возрастает. Особенно привлекает внимание участие казаков в наполеоновских войнах, особенно в отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1815 годов. Но о знаниях в этой области практически ничего не известно. Не существует точной информации о количестве казачьих полков и их распределении между русской армией и союзными войсками. С целью изучения этого вопроса была создана «Энциклопедия 1812 года» в рамках президентской программы по подготовке к юбилею этой войны. Однако, из-за отсутствия достаточных знаний, вокруг этой истории сложился мифологический фольклор, в большинстве своём далёкий от истинных событий. Популярными стали такие выражения, как «воля-вольная», «конь-огонь», «шашка-лиходейка»[4].

Становление Терского казачества

Например, шашка была принята на вооружение казачьих частей в 40-х годах XIX века, перед Крымской войной. А в 1812 году казаки сражались с французами, используя сабли. Главным фактором успеха казаков в Отечественной войне 1812 года была их способность действовать самостоятельно в составе небольших групп и в одиночку. Их главной задачей была разведка и связь, они были «глазами и ушами армии», как сказал Суворов.

Многие победы, например, взятие Измаила в 1790 году, были достигнуты пехотой. Во время Гражданской войны в 1919 году только один из четырех корпусов Донской армии, 4-й корпус генерала Мамонтова, был конным. Остальные сражались пешими войсками. И их способность противостоять Красной армии была обусловлена не только ловкостью конников, но и эффективным использованием новых достижений военного дела, таких как связь.

В Царской армии казачьему офицеру, прежде чем он мог командовать сотней, требовалось два года обучения в офицерской кавалерийской школе в Санкт-Петербурге. Там они получали знания в области подрывной работы и телеграфии. Однако особого внимания к конной подготовке казаков в этой школе не уделялось, в отличие от курсантов армейской кавалерии. Многие казачьи офицеры занимались авиацией, они успешно освоили такие специфические вещи, как аэрофотосъёмка. Один из основоположников аэрофотосъёмки — казак, профессор Леонид Михайлович Михеев. Он был связистом и ещё до начала Первой мировой войны он издал учебное пособие для военных телефонистов.

Также казаки были первыми, кто перешёл на использование автомобилей в Русской армии. День военного автомобилиста был учрежден 29 мая в память о создании учебно-автомобильной роты в Санкт-Петербурге, которая в 1915 году превратилась в военно-автомобильную школу. Бессменным начальником этого заведения был донской казак Секретев Петр Тимофеевич, который позднее достиг генеральского звания. Его ближайшим помощником был казачий офицер Топилин.

Также интересно отметить флотскую историю казачества. Казаки осваивали водные просторы задолго до того, как Россия отметила 300-летие флота. На исторических полотнах художника Сурикова, которые хранятся в Русском музее, Ермак Тимофеевич и Степан Разин изображены не верхом на конях, а на речных судах. Они плавали не только по Волге и другим рекам, но и по Каспийскому морю.

Запорожские казаки с охотой отправлялись на пиратские рейды на турецкие берега Чёрного моря. Один из основателей Черноморского казачьего войска, из которого позднее сформировалась Кубанская армия, был бригадир Антон Головатый. В русско-турецкой войне 1787-1791 годов он командовал гребной флотилией, одержал несколько побед и принимал участие во взятии Измаила. Императрица Екатерина Великая «подарила» черноморцам Кубань за эти заслуги. В 1796 году Головатый возглавил Каспийскую флотилию и морские десантные войска в персидском походе. Для современной Кубани он до сих пор является культовой фигурой. Многие старые казачьи станицы на Нижнем Дону в основном занимались рыболовством, и кони для них были просто средством передвижения по суше. Однако это не относилось ко всем станицам.

Известный донский историк и фольклорист XIX века А. М. Савельев в 1866 году издал в Санкт-Петербурге сборник донских народных песен, к которому предисловие написал. В нём он обратил внимание на одну интересную особенность — в допетровских песнях, дошедших до нас, не упоминается ни разу конь! Азовское взятие 1637 года и азовское сидение 1641 года были результатом работы не конных частей. В азовских походах Петра казаки участвовали на своей собственной флотилии, которой командовал атаман Фрол Минаев. В исторических документах сохранились свидетельства о том, что царь Пётр встречал его с артиллерийским салютом, воспринимая его как адмирала[5].

Интересно отметить, что даже великие мореплаватели происходили из казачьих семей. Возьмём, к примеру, адмирала Колчака. Его матерью была донская казачка по имени Ольга Посохова, а по отцовской линии его предки служили в бугском казачьем войске.

Необычайным флотоводцем искусно командовал донской казак, вице-адмирал Бахирев Михаил Коронатович . Он принимал участие в подавлении боксерского восстания на территории Китая в 1900 году и в обороне Порт-Артура в 1905 году. Во время Первой мировой войны он командовал первой бригадой тяжёлых крейсеров на Балтике, затем первой бригадой линкоров и морскими силами Рижского залива. Бахирев одержал ряд значительных побед над немецким флотом. К несчастью, в 1920 году его расстреляли большевики.

В апреле 1916 года корабли Черноморского флота высадили 18 тысяч кубанских казаков — две пластунские бригады, в районе турецкого портового города Трапезунд. Удачная морская десантная операция во время Первой мировой войны во многом отличалась от неудачной попытки англичан и французов на галлиполийском полуострове, которая привела к серьезным потерям и поражению. Казаки также заслужили признание в годы Великой Отечественной войны. Терский казак, адмирал Арсений Головко успешно командовал Северным флотом.

Генерал-полковник Михаил Самохин, донский казак и Герой Советского Союза, с июля 1941 года и до конца войны был командующим Воздушно-войсковыми силами Балтийского флота. Он организовал первые авианалеты на Берлин в августе 1941 года и прикрывал с воздуха Дорогу Жизни через Ладогу. XX век принес казачеству серьёзные испытания, сильно изменив их будущее. Однако русские казаки оставили свой след в истории флота. Стремления современного российского флота указывают на желание включить казаков в свои ряды, ведь это наша историческая традиция.

Религия

Апостол Варфоломей

Одно из священных олицетворений для казаков — икона святого апостола Варфоломея. Этот небесный покровитель и защитник Терского казачьего войска помогает принимать верные решения и направляет их действия. Император Александр III отметил важность дня войскового праздника и проведения большого круга для терцев указом от 24 декабря 1890 года. Празднование приходилось на 25 августа по старому стилю и 7 сентября по новому стилю в память святого апостола Варфоломея, которого православная церковь чтит[1].

Варфоломей был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Вместе с Филиппом и его сестрой Мариамной он был послан проповедовать в Сирию и Малую Азию. Они столкнулись с гонениями, избиениями камнями и постоянными преследованиями во многих городах. В городе Иераполе они обнаружили многочисленные языческие храмы, включая храм, посвященный огромному идолу — Ехидне. По преданиям, апостолы своей молитвой сумели «победить и умертвить» Ехидну, после чего они начали пропагандировать христианство в городе. Одна из жителей Иераполя, Никанора, страдала от укуса змеи и призвала проповедников к себе, чтобы они помогли ей. Её исцелили, и она приняла веру в Христа. Узнав об этом, градоначальник приказал арестовать апостолов[6].

Апостолов привели на местную площадь перед большим скоплением народа. Главный судья выслушал жалобы языческих жрецов, которые утверждали, что их храмы остались без жертвоприношений из-за проповедников. Он предположил, что сила апостолов скрыта в их одежде и приказал сорвать её. Под одеждой Варфоломея и Филиппа ничего запрещённого не нашли, однако, когда они попытались раздеть Мариамну, она превратилась в столп огня и обожгла своих врагов[1].

Однако и это не убедило правителя, и он приговорил апостолов к распятию. Филиппа и Варфоломея распяли, просверлив им ступни и просунув веревки через отверстия. Но тут произошло сильное землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника вместе со всеми жрецами и неверующими. Выжившие, оставшиеся в живых только благодаря апостолам, срочно попросили их умолить Бога о милостях.

Святого Варфоломея сняли с распятия. Он был повешен низко, поэтому его было легко освободить. Филипп же висел на высоком кресте, продолжая молиться за грешников. По его молитве земля вырвала всех, кто был поглощён ею, включая градоначальника и жрецов из храма Ехидны. После этого все поверили и приняли крещение. Филипп скончался, а Варфоломей крестил всех верующих и назначил Стахия епископом. Тело святого апостола Филиппа было достойно похоронено, а на месте его крови через три дня выросла виноградная лоза.

После погребения апостола Филиппа, Варфоломей и Мариамна пошли разными путями. Мариамна отправилась в Ликаонию, где умерла, а Варфоломей продолжил свою проповедническую деятельность в Индии на протяжении многих лет и, по преданию, перевел Евангелие от Матфея. Позднее его путь пролег в Армению.

Исторические данные в хронологии

1. Наименование казачьего войска до 1917 года: «Терское казачье войско»

2. Старшинство казачьего войска: с 1577 года. Установлено приказом Военного ведомства от 28.03.1874 года № 106

3. Историческое расположение Терского казачьего войска. До 1917 года войско располагалось на территории Терской области. С 1905 года Терская область административно делилась на четыре казачьих отдела (Пятигорский, Моздокский, Кизлярский и Сунженский), расположенные в северной части области, и шесть национальных округов: Владикавказский (осетины), Назрановский (ингуши), Нальчинский (кабардинцы и балкарцы), Хасавюртовский (кумыки), Грозненский и Веденский (чеченцы), расположенных в южной нагорной и предгорной зоне.

4 . Исторический центр Терского казачьего войска: город Владикавказ.

5 . Войсковые праздники до 1917 года:

  • 7 сентября (25 августа по старому стилю) — Войсковой праздник и круг в День святого апостола Варфоломея, покровителя войска.
  • 14 октября (1 октября по старому стилю) — День Покрова Пресвятой Богородицы (по дате начала штурма Казани войсками Ивана IV в 1552 году в составе царской армии героически сражались терские, донские и другие казаки) Полковые праздники общие с войсковыми.

6. Памятные даты:

27 марта — День поминовения Терских казаков. Установлен в память о дне начала массовых репрессий в отношении терских казаков, невинно убиенных при депортации из терских станиц в годы гражданской войны и от других репрессий.

7. Вечный шеф Терского казачьего войска: генерал А. П. Ермолов, (утвержден 9 апреля 1904 г.)[7]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Тхамокова И.Х. Терское служилое и «вольное» казачество в конце XVI - XVII веках: особенности социального положения // Исторический журнал:научные исследования. — 2019. — № 6.
  2. Терские казаки. Портал «Российское казачество» © 2024. Дата обращения: 23 марта 2024.
  3. Тхамокова И.Х. Терские казаки: история группы и её названия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. : Журнал. — 2016. — Т. 71, № 9. — С. 199.
  4. Терское Войсковое Казачье общество. © 2024 - Терское Казачье Войско. Официальный сайт..
  5. Олейник, Валентина Васильевна (1943-). Казаки вы, казаки - военные люди : история казачества. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2022. — 499 с. — ISBN 978-5-6049064-4-6.
  6. Религия. © 2021 ТКВ-СПб. Община Терских казаков Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Посольская станица Терского казачьего войска..
  7. Исторические данные.. © 2021 ТКВ-СПб. Община Терских казаков Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Посольская станица Терского казачьего войска..