Стюардесса

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Бортпроводница авиакомпании «Аэрофлот»

Стюарде́сса (м. р. стю́а́рд, от англ. steward(ess)), также бортпроводни́к (ж. р. бортпроводни́ца) — член кабинного экипажа гражданских воздушных и водных судов, а также пассажирских поездов. В обязанности стюардесс и бортпроводников входит обслуживание пассажиров и обеспечение их безопасности во время полёта или путешествия[1].

История профессии

Первые бортпроводники появились на заре авиации. Ещё в 1912 году[2] немец Генрих Кубис начал работать стюардом на дирижаблях компании DELAG, включая печально известный «Гинденбург». Официально же должность бортпроводника на воздушном транспорте впервые ввели в Германии в 1928 году, включив стюардов в экипажи пассажирских самолётов. Таким образом, Веймарская республика стала пионером в этой области[3].

В США

В Соединённых Штатах Америки профессия бортпроводника прошла долгий путь развития. Сначала эти обязанности исполняли вторые пилоты или бортинженеры. Первый бортпроводник-мужчина появился в 1926 году в компании Stout Airways. Но переломным моментом стал 1930 год, когда в авиакомпании Boeing Air Transport возникла идея нанять стюардессами привлекательных девушек для рекламы пассажирских авиаперевозок.

Эллен Черч, 25-летняя медсестра, стала первой в истории стюардессой, начав работать в United Airlines в мае 1930 года[4]. Успех этого шага быстро привёл к решению нанимать стюардесс на все рейсы компании, и вскоре другие перевозчики последовали этому примеру.

В 1940 -1950-е годы образ привлекательной и заботливой стюардессы активно использовался в рекламе авиакомпаний США. При этом на работниц налагались жёсткие ограничения по возрасту, семейному положению и внешним параметрам. Давление общества и борьба женщин за свои права в 1960-1970-х годах привели к постепенному ослаблению этих дискриминационных правил и смещению акцента в сторону профессиональных качеств.

В СССР и России

В Советском Союзе профессия бортпроводника также получила распространение, но со своей спецификой. В «Аэрофлоте», монопольном авиаперевозчике страны, существовала иерархия должностей с чёткими функциями. В отличие от США, в СССР практически с самого начала на эти позиции нанимали и мужчин, и женщин. Все они проходили серьёзную профессиональную подготовку и считались полноправными членами экипажа.

После распада Советского Союза и либерализации российского авиарынка в 1990-х годах произошли изменения в имидже бортпроводников. Конкуренция между авиакомпаниями привела к более активному использованию образа стюардессы в рекламе, что напоминало опыт США[1]. Однако базовые требования к профессиональным качествам, заложенные в советское время, в целом сохранились[3].

Роль в обеспечении безопасности

Одной из ключевых функций бортпроводников с самого начала существования профессии была забота о безопасности пассажиров. Они проходят подготовку по действиям в чрезвычайных ситуациях — от пожаров и разгерметизации до попыток угона самолёта. История знает немало примеров, когда стюардессы и стюарды проявляли настоящий героизм, спасая жизни людей.

Один из самых известных случаев — подвиг стюардессы Нирджи Бханот, погибшей в 1986 году, защищая пассажиров от террористов, захвативших рейс Pan Am 73[5]. Или успешная аварийная посадка рейса US Airways 1549 на реку Гудзон в 2009 году, где слаженные действия бортпроводников помогли эвакуировать всех 150 пассажиров с тонущего самолёта[6].

Представления о профессии

Образ в рекламе и медиа

На протяжении истории образ стюардессы в рекламе и средствах массовой информации претерпевал значительные изменения, отражая как эволюцию самой профессии, так и сдвиги в общественном сознании. В 1960-1970-е годы, в условиях растущей конкуренции между авиакомпаниями, реклама нередко прибегала к сексуальной объективации образа стюардессы. Привлекательные девушки в откровенных нарядах использовались для продвижения услуг перевозчиков, зачастую в ущерб представлениям о профессионализме.

Стюардесса авиационной компании Pan American, 1970-е годы

Классическим примером такого подхода стала рекламная кампания Fly Me авиакомпании National Airlines в начале 1970-х годов . Слоганы вроде I’m Cheryl. Fly Me[7] с крупными планами улыбающихся стюардесс намекали на нечто большее, чем просто обслуживание на борту. Подобные приёмы использовали и другие перевозчики того времени, закрепляя в массовом сознании стереотип стюардессы как сексуального объекта.

Однако со временем, под влиянием борьбы женщин за свои права и изменений в обществе, такая реклама начала восприниматься как неуместная и оскорбительная. Авиакомпании постепенно сместили акцент на профессионализм, надёжность и качество сервиса. В современной рекламе образ бортпроводника предстаёт в более уважительном и реалистичном ключе, подчёркивая компетентность и ответственность этой работы[8].

Отражение в массовой культуре

В кино стюардессы часто представали в амплуа привлекательных и соблазнительных девушек, ведущих насыщенную событиями жизнь. Этот стереотип эксплуатировали многочисленные романтические комедии и мелодрамы 1960—1970-х годов. Но были и более глубокие работы, исследующие непростые реалии профессии — такие как фильм «Ад в поднебесье» (1974)[9], поднимающий темы переутомления и сексизма на работе.

Эволюция униформы

В 1930-е годы, когда авиакомпании только начали нанимать женщин на эту должность, униформа напоминала медицинские халаты — отсылка к тому, что первыми стюардессами часто становились медсёстры. Строгий и практичный стиль должен был подчеркнуть серьёзность и ответственность новой профессии

Но уже в 1940-50-е, с ростом конкуренции, униформа начала меняться в сторону более женственного и гламурного стиля. Узкие юбки, обтягивающие жакеты, высокие каблуки — всё это должно было привлекать внимание к привлекательности стюардесс и создавать ощущение роскоши и комфорта авиапутешествий. Кульминацией этого тренда стали откровенно сексуализированные наряды некоторых авиалиний 1960-70-х годов, вроде мини-юбок и шортиков.

В это же время в Азии начал формироваться иной подход к униформе стюардесс. Авиакомпании стран региона стали включать в форму элементы традиционной национальной одежды — сари в Индии, ципао в Китае, кимоно в Японии, ханбок в Корее. Это позволяло подчеркнуть уникальную идентичность перевозчика и создать ощущение национального колорита и гостеприимства.

В последние десятилетия XX века, с ростом влияния феминизма и изменением социальных норм, откровенно сексуализированная униформа начала уходить в прошлое. На смену пришли более сдержанные и элегантные стили, делающие акцент на профессионализме и комфорте. Многие авиакомпании привлекают к разработке униформы известных модельеров, стремясь подчеркнуть свой статус и заботу о персонале[10].

Требования и условия работы

Здоровье и внешний вид

Профессия бортпроводника предъявляет высокие требования к здоровью и физической форме. Кандидаты проходят тщательное медицинское обследование, включающее проверку зрения, слуха, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Необходимо быть готовым к работе в условиях пониженного давления и уметь действовать в чрезвычайных ситуациях[11].

Сингапурские стюардессы в национально стилизованной форме (цвет определяется рангом)

Немаловажным фактором является и внешний вид. В большинстве авиакомпаний существуют строгие требования к росту и весу бортпроводников, призванные обеспечить их мобильность и возможность свободно передвигаться по салону самолёта. Правила ношения униформы и использования макияжа также достаточно детально регламентированы и призваны создавать опрятный и профессиональный имидж.

Интересно, что эти стандарты внешности исторически менялись. Если в середине XX века акцент делался на привлекательность и женственность (что нередко приводило к дискриминации), то сегодня на первый план выходят аккуратность, ухоженность и умение создавать дружелюбную и располагающую атмосферу для пассажиров вне зависимости от пола бортпроводника[10].

Образование и подготовка

Базовым требованием для работы бортпроводником обычно является наличие среднего образования. Однако многие авиакомпании отдают предпочтение кандидатам с высшим или средним специальным образованием, особенно в сферах, связанных с сервисом, туризмом, психологией и медициной. Это связано с тем, что работа требует развитых коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и способности оказать первую помощь[12].

После приёма на работу будущие бортпроводники проходят интенсивное обучение по программе подготовки кабинного экипажа. Курс включает в себя изучение авиационной терминологии, устройства самолёта, правил безопасности и поведения в чрезвычайных ситуациях, основ первой помощи, сервиса и протокола. Большое внимание уделяется практическим тренингам на специальных симуляторах.

В некоторых странах, помимо корпоративной подготовки, требуется также государственное лицензирование или сертификация бортпроводников. Они должны продемонстрировать знание правил авиационной безопасности и умение действовать в экстренных ситуациях. Лицензия требует регулярного подтверждения через прохождение переподготовки.

Знание языков

В условиях глобализации авиаперевозок знание иностранных языков становится обязательным требованием для бортпроводников. Английский, как язык международного авиационного общения, является обязательным минимумом. Способность изъясняться на нём необходима для взаимодействия с пассажирами, экипажем и наземными службами в зарубежных аэропортах[13].

Владение дополнительными языками является серьёзным преимуществом и открывает перспективы работы на международных направлениях. Особенно ценятся языки стран, в которые авиакомпания выполняет рейсы. В некоторых случаях перевозчики даже готовы доплачивать бортпроводникам за каждый дополнительный активно используемый язык.

Эмоциональный труд

Концепция эмоционального труда, предложенная социологом Арли Хохшильд, как нельзя лучше описывает специфику работы бортпроводников. Им приходится постоянно управлять своими эмоциями и выражением лица, чтобы демонстрировать пассажирам доброжелательность, заботу и спокойствие, независимо от реальных чувств и обстоятельств.

Правила поведения и демонстрации эмоций детально прописаны в корпоративных стандартах авиакомпаний. От бортпроводников ожидают улыбки, вежливости и готовности прийти на помощь в любой ситуации. При этом они должны уметь сохранять самообладание и не поддаваться на возможные провокации со стороны недовольных или агрессивных пассажиров.

Такой эмоциональный труд может иметь серьёзные последствия для психологического благополучия работников. Постоянное подавление истинных эмоций и необходимость всегда быть «на позитиве» чреваты стрессом, эмоциональным выгоранием и даже депрессией. Поэтому многие авиакомпании вводят программы психологической поддержки для бортпроводников[14].

Риски профессии

Несмотря на привлекательный имидж, профессия бортпроводника сопряжена с многочисленными рисками для здоровья и безопасности. Один из наиболее очевидных — потенциальные конфликты с проблемными пассажирами. Члены кабинного экипажа регулярно сталкиваются с проявлениями грубости, агрессии и даже физического насилия при попытках урегулировать споры или пресечь неподобающее поведение на борту воздушного судна.

Частые ночные рейсы и постоянная смена часовых поясов неизбежно приводят к хроническому нарушению режима сна и сбоям циркадных ритмов[15]. Работа на больших высотах сопряжена с повышенным уровнем воздействия космической радиации. Малоподвижный образ жизни, характерный для данной профессии, в сочетании с нерегулярным питанием может провоцировать проблемы с пищеварительной системой и нарушения обмена веществ. В совокупности эти факторы в долгосрочной перспективе существенно повышают риски развития различных заболеваний.

Несмотря на декларируемую большинством авиакомпаний политику нулевой терпимости, случаи сексуальных домогательств — как со стороны пассажиров, так и коллег — по-прежнему нередки в этой сфере деятельности. Особенно уязвимыми в данном отношении оказываются молодые сотрудницы и сотрудники. Психологическое давление и опасения потерять рабочее место зачастую препятствуют пострадавшим в отстаивании своих прав и обращении за помощью.

Кроме того, бортпроводники подвергаются воздействию ряда других неблагоприятных факторов, таких как постоянный шум, вибрация, перепады давления и влажности воздуха. Эти особенности рабочей среды могут негативно сказываться на состоянии органов слуха, дыхательной системы и общем самочувствии персонала[16].

Интересные факты

Песня «Стюардесса по имени Жанна»

В 1960—1970-е годы профессия стюардессы прочно вошла в массовую культуру, став источником вдохновения для многих произведений искусства. Одним из ярких примеров стала песня «Стюардесса по имени Жанна» (1974)[17], написанная поэтом Робертом Рождественским и композитором Владимиром Шаинским. Лирический герой песни восхищается независимостью, смелостью и недоступностью девушки, выбравшей эту романтическую профессию. Песня стала хитом и на долгие годы определила восприятие образа стюардессы в советской культуре.

Знаменитые стюардессы

  • Нелли Динер[18] вошла в историю как первая стюардесса в Европе. Она начала работать на рейсах швейцарской авиакомпании Swissair в 1934 году. Примечательно, что Динер погибла всего через несколько месяцев после начала работы в авиакатастрофе над Германией, став также первой стюардессой, погибшей при исполнении служебных обязанностей.
  • Рут Кэрол Тейлор[19] стала первой афроамериканской стюардессой в США. Она была принята на работу в авиакомпанию Mohawk Airlines в 1958 году, преодолев барьеры расовой сегрегации. Её карьера продлилась всего несколько месяцев из-за существовавшего тогда запрета на работу замужних стюардесс, но её прорыв открыл двери для последующих поколений чернокожих женщин в этой профессии.
  • Нирджа Бханот, стюардесса авиакомпании Pan American, посмертно награждена высшей наградой Индии за храбрость — Ашока Чакра. Во время захвата рейса PA73 в 1986 году Нирджа ценой собственной жизни помогла эвакуировать пассажиров и спасла многих, спрятав их паспорта от террористов, которые планировали убить американцев. Её самоотверженность стала символом профессионализма и героизма бортпроводников.

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 Стюарды и стюардессы: история профессии и требования. www.rian.ru. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  2. "The First Flight Attendant: Heinrich Kubis, 1912". Airships: The Hindenburg and other Zeppelins.. www.airships.net. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 Стюардесса. www.kp.ru. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  4. "Air hostess finds life adventurous". www.nytimes.com. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  5. Panam Boeing 747 - Pan Am Jumbo Clipper на YouTube — борт N656PA за 2 года до угона. www.youtube.com. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  6. Стюардессы:как меняются требования. www.novochag.ru. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  7. "F. William Free, 74, Ad Man Behind 'Fly Me'". query.nytimes.com. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  8. О профессии стюардессы. postupi.online. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  9. Merrill Schleier. Skyscraper cinema: architecture and gender in American film. — U of Minnesota Press, 2009. — 367 с.. books.google.kz. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 Как менялась форма стюардесс с 1920-х.. www.rbc.ru. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  11. McNeely, Eileen; Mordukhovich, Irina; Tideman, Samuel; Gale, Sara; Coull, Brent (23 March 2018). "Estimating the health consequences of flight attendant work: comparing flight attendant health to the general population in a cross-sectional study". www.ncbi.nlm.nih.gov. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  12. "Flight Attendants". First Hand. 2024.. vault.com. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  13. Good Universities Guide. 2024.. www.gooduniversitiesguide.com.au. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  14. Наука психология о бортпроводниках. proza.ru. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  15. "Lack of Sleep Increases Your Risk of Some Cancers – National Sleep Foundation". www.sleepfoundation.org. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  16. Профессиональные заболевания стюардесс. profmedlab.ru. Дата обращения: 28 сентября 2024.
  17. Стюардесса по имени Жанна. www.aif.ru (28 ноября 2018). Дата обращения: 28 сентября 2024.
  18. Нелли Динер, ангел воздуха..
  19. "Book Review of the Little Black Book: Black Male Survival in America: Staying Alive & Well in an Institutionally Racist Society by Ruth C. Taylor".. aalbc.com. Дата обращения: 28 сентября 2024.